Мастер-классы, открытые занятия и другие мероприятия

 Цивилёва Виктория Викторовна

На уровне ДОО:

1. 2021-2022 уч. г. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Квест-игра как форма организации досуга  дошкольников в летний период» (файл представлен ниже)

2. 2022-2023 уч.г. Мастер-класс совместно с инструктором по физической культуре  для педагогов ДОУ  "Игры нашего детства: прошлое и настоящее"

Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1jZ9JlsS6TC...

3. 2020-2021 уч.г. Показ открытого фронтального занятия по развитию звуковой аналитико-синтетической активности как условия подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [П]-[Б], [П']-[Б']. Буквы П-Б."  (представлен конспект занятия)

4. 2022-2023 уч.г. Показ открытого индивидуального занятия по автоматизации звука "Автоматизация звука [Р]. Лексческая тема "Весна".

Ссылка на видео:  https://drive.google.com/file/d/1eM7o8oxvBgtwRseIu...

На муниципальном уровне:

1. 2020 - 2021 уч.г. Мастер-класс для учителей-логопедов Артинского ГО  "Изготовление "звуковых дорожек" из картонных втулок"  (Св-во о предоставлении опыта") 

                Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/10RkumOyHEK...

2. Показ открытого онлайн-занятия для учителей -логопедов АГО "Автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках, предложениях", Лексическая тема "Весна"

    Ссылка на видео:   https://drive.google.com/file/d/1eM7o8oxvBgtwRseIu...

Ссылка на график проведения открытых занятий/ уроков учителей-логопедов ОУ АГО (февраль, март 2023 г.):  https://disk.yandex.ru/i/wZaxRW6F_WpDLQ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Капелька»

Конспект занятия по развитию звуковой аналитико –синтетической активности как условия подготовки к обучению грамоте

в подготовительной  группе

«Звуки [П]-[П`] и [Б]-[Б`]. Буквы П и Б»

                Учитель-логопед:  Цивилёва В.В., 1 КК

Арти, 2020 г.

Тема  «Звуки [П]-[П`] и [Б]-[Б`]. Буквы П и Б»

           

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить дифференцировать понятия: «гласный» и «согласный» звуки, «мягкий» и «твёрдый» звуки, «глухой» и «звонкий» звуки;

- познакомить с понятием «парный звонкий» - «парный глухой» звук;- учить  выделять[П]-[П`] и [Б]-[Б`] из ряда гласных и согласныхзвуков, из потока слов; слова со звукамииз текста; определять место звука в слове;

-учить дифференцировать [П]-[Б] и [П`]-[Б`]на слух и в произношениив слогах, словах, фразах;дифференцировать буквы П и Б;

- учить  характеризовать[П]-[Б] и [П`]-[Б`]по акуст. и артик. признакам;

- продолжать знакомить с понятием «звуковой анализ»;-  учить читать слова и предложения;  

-учить составлять предложения по опорным словам;

- учить образовывать новые слова;

- продолжать учить отгадывать ребусы;

- продолжать знакомить с пословицами и поговорками, учить их объяснять.

 Коррекционно-развивающие:

- закреплять понятия: «гласный», «согласный», «мягкий», «твёрдый», «глухой»,  «звонкий» звук;- закрепить навык четкого произношения звуков П-Б в слогах, словах, фразах;

- закреплять умение составлять, читать и анализироватьслоги из 2 звуков типа ГС и СГ с использованием символов;

- закреплять навык слогового и звукового анализа слов;

- закреплять понятия «звук» и «буква», их дифференциация;

- закреплять понятия «звук, слово, слог, предложение», их дифференциация;

- закреплять  понятия  «заглавная и строчная буква»;- закреплять правила написания предложений;

-закрепитьумение печатать буквы П иБ, слоги типа ГС и СГ, слова из 3-4 звуков, предложения: Этобык.Убыка бок.  Это папа. У папы кот.Тут баба. У бабы кот.УКатикубик.(предложить для чтения читающим детям)

- закреплять умение составлять предложения, проводить анализ предложения, составлять схему;- образование существительных множ. числа Р.п.;

- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

- закреплять умение  согласовывать прил.-ые и сущ.-ые в роде, числе и падеже:

- закреплять умение изменять существительные по числам;- развивать слуховое  внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков и слов;

- развиватьзрительное восприятие, память, наглядно-образное мышление, развивать логическое мышление;

- уточнить пространственно-временные представления;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать дыхание, голос, мимику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать, слышать педагога и друг друга.

Оборудование: мяч; мягкая кукла на руку Ваня, собачка - кукла-игрушка на руку, демонстрационные материалы:сюжетные картинки для поиска слов с [П]-[Б] и [П`]-[Б`], предм. картинки: Фея Грамота, предметные  картинки на заданный звук (барабан,бусы, берёза, перец, повар и т.д.), полоски-символы слов, предложений, знаки препинания, таблица «Характеристика звуков», таблица «Дифференциация «Звуки – буквы», таблица «Город звуков и букв», звуковички-девочкиУ,А, И, О, Ы, Э, звуковички – мальчики [П]-[Б] и [П`]-[Б`], звуковички – слоги,схема слова «КИТ», карточки с элементами букв, ребусы «бочка», «бабочка», «столб», «изба», «бананы», «рыбак»,  «панама», «стоп», «почка»;раздаточный материал: кассы букв, индив. зеркала, зелёные и синие карандаши, ручки, гибкие мягкие проволоки синего и зелёного цвета, инд. папки с набором раздат.  материала: звуковые домики (схемы слов), кассы букв символы гласных звуков – красные кружки и красные крышечки, символы согласных звуков-синий, зелёный  кружок + синяя, зелёная  крышечка,  символы глухих и звонких звуков – колокольчики, «Звуковые птички», полоски-символы слов, предложений, дем. буквы П иБ, карточки для чтения слогов  с [П] и [Б].

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

  1.  Вводная часть
  1. Орг. момент.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните плохое настроение. И вдохните в себя свежесть, доброту и красоту.

  • Дид. игра «Прочитай слоги и придумай слова»

- Сядет тот, кто первый прочитает слоги и придумает слова с этими слогами:

Па…, пу…, по…, пи…, пы…, ап…, оп…, уп…;  ба…, бу…, бо…, би…, бы… (с обр. слогами могут быть слова, заканчивающиеся на них.)

2. Основная часть

1. Введение в тему (проблемная ситуация):

   Демонстрация  куклы  Вани. Также в гости с ним приходит собака.

(логопед произносит[Б] утрированно.):

- Помощник Феи Грамоты Ваня по дороге к нам встретил грустного щенка Бульку. Щенок рассказал, почему он грустит.Послушайте и вы.

Бривет, репята! Я Пулька! Божалуйста, бомагите мне! Я всем рассказываю, что люблю угощать друзей вкусными бомидорами, люблю пегать по лугу за разноцветными папочками и живу в замечательной путке.… Но никто не бонимает меня! Бочему, репята?

- Что же будем делать ребята? Вы догадались, почему Бульку не понимают?

(Предположения детей.)

Вывод:Пес неправильно произносит [П]-[Б] и [П`]-[Б`]. Гостю нужно помочь научиться различать [П]-[Б] и [П`]-[Б`].

- Оставайся,Булька, с нами, попробуем помочь твоей беде.

2. Характеристика звуков [П]-[Б] и [П`]-[Б`] по акустическим и артикуляционным признакам.

Ребята, давайте расскажем Бульке о [П]-[Б]. Какие они? (Звуки согласные, твердые, произносятся с помощью губ - губные.)

Булька: «Знаю, знаю! Я так и говорю! Они одинаковые!»

-Ребята, как вы думаете, щенок прав? (ответы детей)

              Характеристика по схеме.                               

 - Скажите,  какой [Б]?([Б] – согласный, твердый, звонкий, губной.)            

- А [П]? ([П]  – согласный, твердый, глухой, губной)                                  

- Чем отличается [Б] от [П]?([П] - глухой, а [Б]  -звонкий).                                        

Определение глухости, звонкости с применением тактильно-вибрационного контроля.

Аналогичная характеристика даётся [П`]-[Б`] по схеме.

Демонстрация картинок с символами.

- С чем можно сравнить твёрдые звуки? (С кирпичом, камнем.)А мягкие? (С подушкой, облачком.)Звонкие звуки- со звучащим колокольчиком, а глухие- с незвенящим  колокольчиком.

Демонстрация Города звуков и букв.

- Обратите внимание, что в этом многоквартирном доме живут парные звуки и буквы, т.е. они живут и дружат парами. Вот и [П]и [Б],  [П`] и [Б`] – парные. Они всегда находятся рядом: живут рядом, дружат, гуляют вместе. Поэтому и путают их часто ребята и зверята.  

3. Выделение [П]-[Б] и [П`]-[Б`]из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация [П]-[Б] и [П`]-[Б`]. (Развитие фонематического слуха и восприятия.)

- А сейчас поиграем с вами в такую игру. Я буду произносить слоги и слова со [П]-[Б] и [П`]-[Б`], а вы должны показать нужный колокольчик: звенящий или зачёркнутый.  Будьте очень внимательны, иначе Булька не научится различать звуки.

  • Игра «Поймай звук»    (работа с символами: колокольчики)

Б,к, бь,бь,т, а, пь,бь, м,п, у, б…; па, ба, бу, пи, оп, ба, та, би, бо, ки, пу, бы, бе, да, бя, бу, пе…;бык, пуп, пух, бух, пар, бар, печь, берет, баран, бочка, почка, бабочка, папочка, пол, банка,  сапог, собака, зубы, лапа, палас, зебра, библиотека, кепка, репа, рыбак, ребенок, цыпленок, береза, рубашка, черепашка, брюки….

4.        Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в слогах. Анализ и синтез слогов.

  • Фонетические  упражнения. Развитие слухового внимания, фонем.слуха.  
  • Барабан стучит: «Пам, бам…» (многократно, с ускорением)
  • Упр. «Повтори, не ошибись»

- Ба-па-ба, по-бо-по, би-пи-би; пе-бе-пе.

  • Игра «Живые звуки» (со звуковичками: [А], [У],[О] и [Б],[П].)

- Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам [Б]  и [А]. Какой слог получился? (Ба).А теперь даю вам[А]  и [П].Верните слог. (Па).

- Сейчас наоборот, возьмите в левую руку красный кружок, а в правую – синий.Даю вам [А]  и [Б]) Какой слог получился?(Аб).Аналогично АП.

-  Сколько звуков услышали? Какой 1звук? 2?

Одновременно на столе дети выкладывают кружочками схему слогов. В тетрадях рисуют цветные кружочки.

- Возьмите в левую руку зелёный кружок, а в правую – красный. Даю вам [Б]  и [И]) Какой слог получился?(Би). Так сигналит… (машина.) Дети на столах выкладывают новую» схему. В тетрадях рисуют цветные кружочки. Проводится анализ слога би. Аналогично Пи.

  1. Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в словах. Звуковой анализ слов.
  • Игровое упражнение « Измени звук в слове» (с мячом)        

Бас-пас                 балка-палка               бидон-питон

Бар-пар                бочка-почка               бить-пить

Бук-пух                 пилить-белить         бабочка-папочка

Булька-пулька     борт-порт                 блеск-плеск

- Изменилось ли значение слов? Что означают слова? (работа с каждой парой слов).

  • Игра «Измени слово» (работа со схемой слова и магн. буквами)

б

к

- Вставьте пропущенную гласную букву. Какое слово получилось? Какие ещё гласные буквы можно вставить? (бак, бык, бок, бук.)

Вывод: Всего лишь одна буква может изменить значение слова.

  • Игровое упражнение « Назови второй слог в словах»:

Жаба,  репа, рыба, липа, верба, лапа, шуба, шляпа, тумба, лампа, шайба, ступа.

  • Игра «Подбери  слово к первому слогу»

ПА: -па, - ра, … ;БА: -тон, -гаж, -лет…; ПУ: -ля, ма, …; БУ: -кет, -мага, -тылка,…; ПИ: -рог, цца,…; БИ: -дон, сер, …

  • Игра «Измени слово» (ед. мн. ч. имён сущ.-ных)

- Я буду называть один предмет, а вы – много:

Банан – бананы – много бананов;
Батон – батоны – 
много батонов;
Бутерброд – бутерброды – 
много бутербродов;
Абрикос – абрикосы – 
много абрикосов;
Булка – булки – 
много булок;

Помидор – помидоры-много помидоров;
Пончик – пончики –
 много пончиков.

  • Развитие слухового внимания «Бабушкина игра»

- Вам бабушка прислала на наряды 100 рублей.

Что хотите,  покупайте, но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названье.

Приготовились. Внимание.

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будетберет или шляпа?

А, может быть тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

Что вы выберете – брошь или пуговицы?

Жилетка будет из бархата или плюша?

-Обувь тоже со звуком Б в названии. Выбирайте: боты, сапоги, босоножки,башмаки,тапки, ботинки.

  • Игра «Отгадай ребусы»:  Бабочка, бочка, бусы, столб, рыбак, почка.
  • Д/игра “Расшифруй слова” (по первым звукам дети расшифровывают слова пух и бух).
  • Д\и «Раздели на слоги и определи место звука в слове»(Звуко-слоговой анализ. Работа со схемой слова и буквами.)

- Я буду называть слово, а выопределите  место [П]-[Б] и [П`]-[Б`](в начале слова, в середине или в конце)и передвигайте букву по полоске.

(бусы, забор, баба, изба; бинт, берёза, кубикпирог, шапка, копилка, стоп.)

- Поймайте слово по звукам: б, а, б, а.Сколько слогов в слове баба? (Два).Обозначьте слово кружочками.А теперь обозначьте слово буквами.

-А сейчас ловите другие звуки: к, у, б, и, к. Какое слово получилось? (Кубик).

- Сколько слогов в этом слове?(2.) Обозначьте слово кружочками.Составление из букв слова.

  • Игра «Кто или что?» (С разд.  картинками.)

- Распределите картинки так, чтобы справа были картинки, отвечающие навопрос: “кто?”, а слева на вопрос: “что?”.

  • Игра «1-2-5». Слова блин, папка, бабочка.
  • Игра «Что из чего?»

Эти ботинки из кожи – это кожаные ботинки.

Эти сапоги из резины- это…

Шапка из шерсти, Пальто из драпа, платье из бархата, шуба из меха.

   6.Физминутка«Щенок»

Чуть побольше рукавички

Подарили мне щенка,

Он пока, что с непривычки

Не лакает молока.

Я позвал на помощь кошку,

я придвинул ближе плошку.

Хорошо прошел урок:

Лижет плошку мой щенок.

7. Произношение и дифференциация[П]-[Б] и [П`]-[Б`]в предложениях.

  • Игра «Слово заблудилось».

-  Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.

На дереве распустилась …бочка.

В амбаре большая … почка.

- Анализ предложений. Выделение маленьких слов (предлогов).

Составление предложений с предлогами  под, из-под по предметным картинкам.

8. Закрепление [П]-[Б] и [П`]-[Б`] в тексте. (Выделение из текста слов со[П]-[Б] и [П`]-[Б`]. )

- Послушайте стих. и назовите сначала слова – угощения со [П]- [П`], а затем с [Б] -[Б`].

В сумке есть у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетёнки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Щенок:Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, чем угощать моих друзей и как правильно называются угощения.

9Закрепление буквП и Б.

- Из каких элементов состоит буква П?Б? Почему  буквы П иБ наполовину синего, наполовину зелёного цвета. (Потому что они обозначают 2 звука: твёрдый и мягкий.) Твёрдые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие- зелёным.)

- Почему буквы  написаны в квадратиках наполовину синего, наполовину зелёного цвета?

- Письмо букв в воздухе.ВыкладываниеПиз гибкой проволоки, Б из фасоли. -

10. Работа с кассами:

1)  Нахождение буквы Б в буквенных кассах.

2) Чтение таблиц (листы  с таблицами на пару)

  1. Печатание в тетради:
  • Напечатай наоборот:

Боб-(поп)           баба-(папа)  

  • Прочитай, спиши слова, вставляя вместо пропущенной буквы б или п.

. аук,   .ык,    .ух.

4) Выкладывание, анализ и чтение, письмослогов типа СГ и ГС:

Ба, бу, бо, бы, бэ, би    Слов: боб,бак, бык, бок, бук, баба.

5) Упражнение на развитие зрительного внимания и чтения.

- Поставь те буквы по порядку цифр, прочитайте слова и спишите в тетрадь:

132      бук

6) Закрепление  правилнаписания предложений:

- Прочитайте предложение. (На доске.)Докажите, что это предложение. Сколько слов в предложении? Какое слово 1? 2? Что стоит в конце предложения?

Вывод:  Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Все слова в предложении пишутся отдельно, в конце ставится точка.

Это бык.        Тут баба.        У бабы кот.

7) Работа с деформированным предложением:

Прочитать предложение, поставить слова в нужном порядке.

Бок,  быка,  у. - Убыка бок. У,  кубик,  Кати. – Укати кубик.

3. Заключительная часть.

- Какие звуки мы повторяли? Чем они похожи? Чем различаются?

- Дайте хар-ку [П]-[Б]. [П`]-[Б`].Какие  символы будем использовать для обозначения звуков?

- Мы помогли щенку Бульке научиться различать [П]-[Б] и [П`]-[Б`].

- Вспомните картинки и слова с[П]-[Б] и [П`]-[Б`]и подарите их Бульке. 

Щенок благодарит детей за помощь и прощается с ними: «Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне. Я тоже хочу учиться и обязательно запишусь в звериную школу».