1.6. Система работы по профилактике правонарушений

Фиклистова Людмила Георгиевна

1.6. Система работы по профилактике правонарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1.6.pdf69.77 КБ
Файл 1.6._otchet.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Система работы по профилактике правонарушений.

По официальным данным ПДН УВД г. Кызыла, КДН и ЗП г. Кызыла за 2022-2023 и в 2024  году и по сравнению с прошлыми годами значительно снижается уровень правонарушений воспитанниками РШИ «ТКК».

Контингент  учащихся ГБОУ «РШИ ТКК» разнообразный. 60-70% от общего количества учащихся составляют подростки с явно выраженным отрицательным  жизненным опытом, с общей педагогической запущенностью,  девиантного поведения.

Около 50% воспитанников, состоящие на профилактических учетах ВШУ,ОПДН – это дети, которые ранее поставлены на учет за правонарушения  до прибытия в школу-интернат. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Родители этих подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление ПАВ, бродяжничество.

                 В семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия.  Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Примерно треть воспитанников РШИ ТКК из семей, где есть судимые.

Учитывая особенности контингента обучающихся «РШИ «ТКК» и их родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде.

Согласно закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учёта, проводилась индивидуально- профилактическая работа,  которая  ведется  в основном по следующим направлениям:

1.Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних школы, от которых можно ожидать совершения преступлений;

              Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении осуществляет следующую деятельность:

1. Диагностика – выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.

Ежегодно с сентября учебного года создается и корректируется банк учета данных на воспитанников, склонных к правонарушениям.

Диагностика осуществляется  по Календарю деятельности педагога-психолога  в рамках Месячника психологического здоровья в октябре - (100% обучающихся) и в марте -  («группа риска»). Помимо Месячников, диагностика проводится по запросам педагогов для вновь прибывших воспитанников и учащихся, имеющих трудности в обучении/воспитании. Используются методики, рекомендованные РЦПМСС «Сайзырал», а также с учетом запросов педагогов, родителей и учащихся

В октябре 2023 года прошли мониторинговую диагностику 147 человек.   В марте 2024 года углубленную диагностику  (методикой ПДО, БД, ДДЧ) прошли 90 человек и в том числе 100% из «группы риска». За период учебного года 100% вновь поступающих  в  нашу школу проходят диагностику методиками, в том числе выявляющими склонность к противоправным действиям. Выявленные учащиеся ставятся на учет педагогами-психологами – разрабатывается индивидуальный План развития, исходя из всех выявленных отклонений развития и поведения учащихся группы «риска»,  педагогам выдаются Рекомендации по сопровождению, ведется индивидуальная коррекционная работа. Содержание Программ направлено на предупреждение и снижение неблагоприятных показателей по психологическому состоянию  у учащихся, обучение детей способам регуляции эмоциональных состояний, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных качеств, а это  снижает вероятность совершения правонарушений.

А также 1 раз в год мониторинговая диагностика проводится с целью выявления склонности учащихся к употреблению ПАВ (методики рекомендованы РЦПМСС «Сайзырал»).

По запросу администрации школы методом анонимного анкетирования выявляются случаи жестокого обращения среди воспитанников. Методом социального анонимного анкетирования выявляется также степень комфортности учащихся в школе. По результатам анкетирования педагогам доводится  информация о тестировании и регулярно проводятся занятия с элементами тренинга на развитие эмпатии у педагогов.

2. Профилактика и просвещение

По результатам диагностики проводится:

  • консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания, психологического развития школьников;
  • консультирование учащихся начальной, средней и старшей школы по вопросам межличностных отношений, профориентации, внутриличностных конфликтов, трудностей в обучении и т.д.;
  • консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений. Работа в этом направлении проводилась с целью повышения психологической и коммуникативной компетентностей взрослых при взаимодействии с детьми и решения задач развития детей.

Профилактическая работа психологов школы ведется через профилактические мероприятия, согласно Календарю, рекомендованному РЦПМСС «Сайзырал»:

  1. В сентябре ежегодно проходит акция «Телефон доверия», с целью информирования учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; мотивирования обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
  2. В октябре ежегодно - Мониторинг психологического здоровья различными методиками
  3. В октябре ежегодно – месячник «Безопасный интернет» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
  4. В ноябре ежегодно – «неделя толерантности» - с целью  воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
  5. В декабре ежегодно - Мероприятия «Умей сказать НЕТ!» - по развитию самостоятельности и ответственности за свое поведение и здоровье.
  6.  В Декабре ежегодно – Акция «Стоп ВИЧ/СПИД» -  недельная акция направлена на духовно-нравственное воспитание и призвана решать широкий круг задач: профилактика ВИЧ-инфекции, знакомство с путями передачи, механизмами инфицирования, социально-гуманитарными последствиями распространения, современными способами профилактики, лечения.
  7. В  третью неделю января  ежегодно – «Неделя медиабезопасности» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
  8. В феврале ежегодно – диспут для старших классов «Модно быть здоровым?» - с целью формирования  сознательной установки на здоровый образ жизни,  воспитанию  ответственного отношения к своему здоровью, приобщению  к ЗОЖ.
  9. В марте ежегодно  – «Месячник психологической безопасности» - уроки культуры здоровья, профилактика правонарушений, приобщение к ЗОЖ. Классные часы  по профилактике наркомании. Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь….»,
  10. Психологическое сопровождение учащихся при подготовке  и в период сдачи   ЕГЭ
  11. Информационная акция в рамках Дня детского Телефона доверия. Конкурс сочинений «Как мне помог Телефон доверия»
  12. Неделя по профилактике табакокурения 5-11 классы
  13. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по основным проблемам
  14. Программы психологического сопровождения детей и их родителей
  15. Работа с социально-неблагополучными семьями
  16. Участие в консилиумах по вопросам  сопровождения детей группы риска в средней и старшей школе
  17. Индивидуальное обследование детей:

- адаптация 1, 5 и 10 классов;

- диагностика опекаемых детей;

- диагностика детей группы риска;

- диагностика детей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и учащихся, состоящих на учете и наблюдении психологов;

- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному  обучению

  1. Групповое обследование:

- адаптация 1, 5 и 10 классов;

- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному  обучению;

- диагностика детей группы риска;

- диагностика мотивации обучения;

19. Индивидуальные консультации (учащиеся и их родители, педагоги);

20.     Индивидуальные занятия (по результатам психодиагностических методик и по запросу родителей, педагогов);

21.  Групповые занятия (по плану работы, по запросу);

22. Просветительская работа (семинары, педсоветы, совещания…)

23. Стартовая диагностика пятиклассников по следующим методикам:  «Рисунок   человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» и «Домики»

24.  Диагностика самооценки младших школьников по методике «Лесенка» по запросу классных руководителей, родителей;

  1. Диагностика учащихся 5-11 классов для выявления детей «группы риска» по методикам Басса-Дарки, ПДО и ДДЧ (октябрь, март);
  2. Диагностика познавательного уровня и психологического развития интеллекта учащихся (по запросу);
  3. Изучение мотивации учебной деятельности детей «группы риска» (по запросу);
  4. Диагностика  направленности учебной мотивации к предмету  (Дубовицкой Т. Д.) (по запросу);
  5. Оценки уровня тревожности учащихся  5-х классов (осенью) и 4-х классов (весной) использование  теста школьной тревожности Филлипса;
  6.  Исследование уровня учебной мотивации и школьной адаптации 5-х классов по анкете Лускановой (по результатам диагностики школьной тревожности);
  7. Диагностика адаптации 5-тиклассников по методике  «Как ты чувствуешь себя на уроках», «Открытое письмо родителям»;
  8.  Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)  по результатам методики Басса-Дарки;
  9. Диагностика профессиональных интересов и склонностей детей-инвалидов (методики «Ориентир»);
  10. Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся (по запросу);
  11. Диагностика детей склонных  к употреблению ПАВ;
  12. Диагностика межличностных отношений 1-11 классов по методике «Социометрия»;
  13. Диагностика по выявлению детей «группы риска». Для 1-4 классов по методике «Определение адаптации» по Э. М. Александровской;
  14.   Для 5-11 классов по методике первичной диагностики детей «группы риска» М.И.Рожкова и М.А.Ковальчука. Методика представлена в двух формах:
  15.  Совместно с социальным педагогом школы  и классными руководителями работаем и посещаем  семьи несовершеннолетних, где находятся лица вышедшие из мест лишения свободы, имеющие судимость или отбывают в таких местах, с целью изучения морально-психологического климата семьи.
  16.  Постоянно участвую на ежегодных  республиканских совещаниях педагогов-психологов, где одной из тем является  «Конфликты и методы их преодоления», с целью обучения методам и технологиям  школьной службы примирения. Как новый виток развития школьной службы примирения можно указать рассмотрение вопроса о внедрении школьной службы примирения в профессиональных образовательных организациях в рамках Координационного совещания по профилактике правонарушений при Министерстве образования и науки Республики Тыва. Я являюсь куратором школьной службы примирения.
  17. . Ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры с участием врачей наркологов из «Республиканского наркологического диспансера»;
  18. В работе использую  коррекционные занятия по программе «Как не просмотреть беду», «Пусть всегда буду я!», «Профилактика пивного алкоголизма», «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» авторских программ «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости» и т.д.

Для усиления работы по профилактике кражи сотовых телефонов в школе и интернате были проведены следующие работы:

- Были составлены  отдельные планы работ по профилактике краж сотовых телефонов  среди  обучающихся с утверждением Плана мероприятий (прилагается);

- Классные часы по краже телефонов;

- Уроки-инструктажи;

- участие в родительских собраниях с беседой «Правовое освящение в области хищения имущества обучающихся»;

- Семинары по обучению правовой компетентности педагогов;

- Оформление стендов и уголков по правилам пользования сотовых телефонов в ОО  и общественных местах;

- раздача памяток и буклетов «Мобильник детям не игрушка»;

- беседы и круглые столы.

Также за последнее время  тревожными остаются следующие вопросы:

- социальное окружение несовершеннолетних детей, склонных к преступлениям, т.е. абсолютное авторитетное влияние на них  лиц, освободившихся  из мест лишения свободы;

- Поэтому, от каждого педагогического работника, также обслуживающего персонала ОО требуется элементарно в первую очередь - всегда быть внимательными к каждому ребенку, к каждому его проступку - пропуск уроков, выходы во время уроков, уходы с уроков, опоздания (сигналы, требующие действий немедленного реагирования). Во вторых - школы должны держать тесную связь с родителями, сообщать и обсуждать все возникшие проблемные вопросы совместно. Мы должны работать сообща: ребенок, родитель и педагоги/воспитатели…

         

3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:

  • контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
  • малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
  • диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;
  • определение причин отклонения в поведении;
  • индивидуальная работа с подростками;
  • заседание Совета профилактики;
  • определение учащихся на летний период, трудоустройство.

4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:

  • лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
  • первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;
  • проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся (кросс «Золотая осень», дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)
  • организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
  • участие в спортивных соревнованиях.

5. Правовое просвещение обучающихся:

  • проведение декады правовых знаний;
  • проведение недели профилактики;
  • встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;
  • оформление уголка правовых знаний;
  • методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся.

6.Консультирование.
В течение года  мною  ведется консультативная работа с несовершеннолетними с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности с несовершеннолетними с отклонениями в поведении

       

 Профилактическая работа дает  положительные результаты: в течение года показатели агрессивности, тревожности, ригидности снижаются у всех учащихся «группы риска». Нормализуется самооценка, минимизируется возбудимость и реактивность поведения.  То есть минимизируются личностные факторы,  толкающие воспитанников на правонарушения.

 Но количество состоящих на учете  по правонарушениям на  начало каждого учебного года примерно одинаково из года в год, хотя воспитанники снимаются с учета к концу учебного года. Потому что в течение года  поступают вновь воспитанники с девиантным и делинквентным поведением и по результатам диагностики, и неблагоприятным показателям психологического состояния – ставятся на учет.

1. Педагогом-психологом  создана вся необходимая документация, регламентирующая воспитательную деятельность социально-психологического сопровождения;

2. Созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка, классными руководителями используются различные формы и методы профилактической работы учащихся;

3. Для формирования установок на ЗОЖ учащиеся «группы риска» привлекались к участию в различных культурно –массовых и спортивных соревнованиях;

4. Все учащиеся «группы риска» (100 %) вовлечены в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время;

 5. Выстраивается  система совместной работы с КДН

6. В школе Функционирует Совет профилактики.

      Важная роль в работе  педагога-психолога по  психопрофилактике отводится классным часам и занятиям. Тематика классных часов разнообразна, планируются и проводятся в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. За период деятельности мной проводились  мероприятия по следующим темам:

  • Тренинг уверенности в себе – адаптация  пятиклассников (5 класс) ежегодно;
  • Интерактивная беседа - Профилактика жестокого обращения среди подростков (отдельно девочки и мальчики  средних и старших классов);  
  • Занятие с элементами тренинга - Бесконфликтное общение подростков (5, 6 классы);
  • Психологический тренинг сплочения ежегодно в каждом  классе. Тренинг по формированию коммуникативных навыков ежегодно  в семейных группа  ЦССВ
  • Занятия с элементами тренинга - Профилактика агрессивного поведения по запросам кл.руководителей
  • «Откровенный разговор» по  профилактике ранней незапланированной беременности с девочками-подростками 12-17 лет в семейных группах ЦССВ.
  • «Подруга, невеста, жена…» беседа  для девочек  семейных групп ЦССВ

Групповые формы работы педагога-психолога не исключают индивидуальных,

так за три последних  года работы в школе  за консультациями сугубо-личного характера  обратились  39 педагогических работников; 49 обучающихся. Каждая консультация сопровождается предварительной диагностикой, установлением доверительных отношений и непосредственно психологической помощью.

Анализ индивидуальных обращений говорит о том, что воспитанники, обучающиеся, и педагоги нуждаются в моей помощи, как специалиста, так как испытывают трудности в общении в семье, со сверстниками, родителями, педагогами. А высокая оценка помощи в отзывах -  говорит о мастерстве и профессионализме (отзывы прилагаю).

Аналитические  данные о количестве правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся  школы-интерната за последние 3 года:

2021-2022 год.

(всего воспитанников 271)

2022-2023 год (всего воспитанников 172)

2023-2024 уч.год

 (всего воспитанников 149)

24

9

6

Правонарушения

2021-2022

учебный год.

2022-2023

учебный год.

2023-2024

учебный год

Грабеж

3

5

0

Кража

10

3

2

Наркотики

3

1

0

Изнасилование

0

0

0

Автоугон

2

0

0

Условно-осужденные

5

0

3

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по профилактике правонарушений проводится  на достаточно организованном  уровне.