1.6. Система работы по профилактике правонарушений
1.6. Система работы по профилактике правонарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.6.pdf | 69.77 КБ |
1.6._otchet.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Система работы по профилактике правонарушений.
По официальным данным ПДН УВД г. Кызыла, КДН и ЗП г. Кызыла за 2022-2023 и в 2024 году и по сравнению с прошлыми годами значительно снижается уровень правонарушений воспитанниками РШИ «ТКК».
Контингент учащихся ГБОУ «РШИ ТКК» разнообразный. 60-70% от общего количества учащихся составляют подростки с явно выраженным отрицательным жизненным опытом, с общей педагогической запущенностью, девиантного поведения.
Около 50% воспитанников, состоящие на профилактических учетах ВШУ,ОПДН – это дети, которые ранее поставлены на учет за правонарушения до прибытия в школу-интернат. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Родители этих подростков уклоняются от обязанностей по воспитанию своих детей, отсюда вытекают проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, низкий уровень общей культуры, укоренившиеся вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и даже употребление ПАВ, бродяжничество.
В семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. Примерно треть воспитанников РШИ ТКК из семей, где есть судимые.
Учитывая особенности контингента обучающихся «РШИ «ТКК» и их родителей, одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы является правовое воспитание, профилактика асоциальных явлений и правонарушений, снижение уровня конфликтности в детской и подростковой среде.
Согласно закону РФ № 120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на различных видах учёта, проводилась индивидуально- профилактическая работа, которая ведется в основном по следующим направлениям:
1.Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних школы, от которых можно ожидать совершения преступлений;
Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении осуществляет следующую деятельность:
1. Диагностика – выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.
Ежегодно с сентября учебного года создается и корректируется банк учета данных на воспитанников, склонных к правонарушениям.
Диагностика осуществляется по Календарю деятельности педагога-психолога в рамках Месячника психологического здоровья в октябре - (100% обучающихся) и в марте - («группа риска»). Помимо Месячников, диагностика проводится по запросам педагогов для вновь прибывших воспитанников и учащихся, имеющих трудности в обучении/воспитании. Используются методики, рекомендованные РЦПМСС «Сайзырал», а также с учетом запросов педагогов, родителей и учащихся
В октябре 2023 года прошли мониторинговую диагностику 147 человек. В марте 2024 года углубленную диагностику (методикой ПДО, БД, ДДЧ) прошли 90 человек и в том числе 100% из «группы риска». За период учебного года 100% вновь поступающих в нашу школу проходят диагностику методиками, в том числе выявляющими склонность к противоправным действиям. Выявленные учащиеся ставятся на учет педагогами-психологами – разрабатывается индивидуальный План развития, исходя из всех выявленных отклонений развития и поведения учащихся группы «риска», педагогам выдаются Рекомендации по сопровождению, ведется индивидуальная коррекционная работа. Содержание Программ направлено на предупреждение и снижение неблагоприятных показателей по психологическому состоянию у учащихся, обучение детей способам регуляции эмоциональных состояний, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных качеств, а это снижает вероятность совершения правонарушений.
А также 1 раз в год мониторинговая диагностика проводится с целью выявления склонности учащихся к употреблению ПАВ (методики рекомендованы РЦПМСС «Сайзырал»).
По запросу администрации школы методом анонимного анкетирования выявляются случаи жестокого обращения среди воспитанников. Методом социального анонимного анкетирования выявляется также степень комфортности учащихся в школе. По результатам анкетирования педагогам доводится информация о тестировании и регулярно проводятся занятия с элементами тренинга на развитие эмпатии у педагогов.
2. Профилактика и просвещение
По результатам диагностики проводится:
- консультирование педагогов по вопросам обучения и воспитания, психологического развития школьников;
- консультирование учащихся начальной, средней и старшей школы по вопросам межличностных отношений, профориентации, внутриличностных конфликтов, трудностей в обучении и т.д.;
- консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений. Работа в этом направлении проводилась с целью повышения психологической и коммуникативной компетентностей взрослых при взаимодействии с детьми и решения задач развития детей.
Профилактическая работа психологов школы ведется через профилактические мероприятия, согласно Календарю, рекомендованному РЦПМСС «Сайзырал»:
- В сентябре ежегодно проходит акция «Телефон доверия», с целью информирования учеников о том, для чего предназначен и как работает Телефон доверия; мотивирования обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях
- В октябре ежегодно - Мониторинг психологического здоровья различными методиками
- В октябре ежегодно – месячник «Безопасный интернет» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
- В ноябре ежегодно – «неделя толерантности» - с целью воспитания в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
- В декабре ежегодно - Мероприятия «Умей сказать НЕТ!» - по развитию самостоятельности и ответственности за свое поведение и здоровье.
- В Декабре ежегодно – Акция «Стоп ВИЧ/СПИД» - недельная акция направлена на духовно-нравственное воспитание и призвана решать широкий круг задач: профилактика ВИЧ-инфекции, знакомство с путями передачи, механизмами инфицирования, социально-гуманитарными последствиями распространения, современными способами профилактики, лечения.
- В третью неделю января ежегодно – «Неделя медиабезопасности» - с целью привлечения внимания педагогической общественности к проблеме формирования безопасной информационно-образовательной среды для детей и взрослых.
- В феврале ежегодно – диспут для старших классов «Модно быть здоровым?» - с целью формирования сознательной установки на здоровый образ жизни, воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, приобщению к ЗОЖ.
- В марте ежегодно – «Месячник психологической безопасности» - уроки культуры здоровья, профилактика правонарушений, приобщение к ЗОЖ. Классные часы по профилактике наркомании. Диспут «Молодежь. Здоровье. Жизнь….»,
- Психологическое сопровождение учащихся при подготовке и в период сдачи ЕГЭ
- Информационная акция в рамках Дня детского Телефона доверия. Конкурс сочинений «Как мне помог Телефон доверия»
- Неделя по профилактике табакокурения 5-11 классы
- Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по основным проблемам
- Программы психологического сопровождения детей и их родителей
- Работа с социально-неблагополучными семьями
- Участие в консилиумах по вопросам сопровождения детей группы риска в средней и старшей школе
- Индивидуальное обследование детей:
- адаптация 1, 5 и 10 классов;
- диагностика опекаемых детей;
- диагностика детей группы риска;
- диагностика детей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и учащихся, состоящих на учете и наблюдении психологов;
- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному обучению
- Групповое обследование:
- адаптация 1, 5 и 10 классов;
- диагностика учащихся 8-11 классов по предпрофильному и профильному обучению;
- диагностика детей группы риска;
- диагностика мотивации обучения;
19. Индивидуальные консультации (учащиеся и их родители, педагоги);
20. Индивидуальные занятия (по результатам психодиагностических методик и по запросу родителей, педагогов);
21. Групповые занятия (по плану работы, по запросу);
22. Просветительская работа (семинары, педсоветы, совещания…)
23. Стартовая диагностика пятиклассников по следующим методикам: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» и «Домики»
24. Диагностика самооценки младших школьников по методике «Лесенка» по запросу классных руководителей, родителей;
- Диагностика учащихся 5-11 классов для выявления детей «группы риска» по методикам Басса-Дарки, ПДО и ДДЧ (октябрь, март);
- Диагностика познавательного уровня и психологического развития интеллекта учащихся (по запросу);
- Изучение мотивации учебной деятельности детей «группы риска» (по запросу);
- Диагностика направленности учебной мотивации к предмету (Дубовицкой Т. Д.) (по запросу);
- Оценки уровня тревожности учащихся 5-х классов (осенью) и 4-х классов (весной) использование теста школьной тревожности Филлипса;
- Исследование уровня учебной мотивации и школьной адаптации 5-х классов по анкете Лускановой (по результатам диагностики школьной тревожности);
- Диагностика адаптации 5-тиклассников по методике «Как ты чувствуешь себя на уроках», «Открытое письмо родителям»;
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера) по результатам методики Басса-Дарки;
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей детей-инвалидов (методики «Ориентир»);
- Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся (по запросу);
- Диагностика детей склонных к употреблению ПАВ;
- Диагностика межличностных отношений 1-11 классов по методике «Социометрия»;
- Диагностика по выявлению детей «группы риска». Для 1-4 классов по методике «Определение адаптации» по Э. М. Александровской;
- Для 5-11 классов по методике первичной диагностики детей «группы риска» М.И.Рожкова и М.А.Ковальчука. Методика представлена в двух формах:
- Совместно с социальным педагогом школы и классными руководителями работаем и посещаем семьи несовершеннолетних, где находятся лица вышедшие из мест лишения свободы, имеющие судимость или отбывают в таких местах, с целью изучения морально-психологического климата семьи.
- Постоянно участвую на ежегодных республиканских совещаниях педагогов-психологов, где одной из тем является «Конфликты и методы их преодоления», с целью обучения методам и технологиям школьной службы примирения. Как новый виток развития школьной службы примирения можно указать рассмотрение вопроса о внедрении школьной службы примирения в профессиональных образовательных организациях в рамках Координационного совещания по профилактике правонарушений при Министерстве образования и науки Республики Тыва. Я являюсь куратором школьной службы примирения.
- . Ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры с участием врачей наркологов из «Республиканского наркологического диспансера»;
- В работе использую коррекционные занятия по программе «Как не просмотреть беду», «Пусть всегда буду я!», «Профилактика пивного алкоголизма», «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» авторских программ «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости» и т.д.
Для усиления работы по профилактике кражи сотовых телефонов в школе и интернате были проведены следующие работы:
- Были составлены отдельные планы работ по профилактике краж сотовых телефонов среди обучающихся с утверждением Плана мероприятий (прилагается);
- Классные часы по краже телефонов;
- Уроки-инструктажи;
- участие в родительских собраниях с беседой «Правовое освящение в области хищения имущества обучающихся»;
- Семинары по обучению правовой компетентности педагогов;
- Оформление стендов и уголков по правилам пользования сотовых телефонов в ОО и общественных местах;
- раздача памяток и буклетов «Мобильник детям не игрушка»;
- беседы и круглые столы.
Также за последнее время тревожными остаются следующие вопросы:
- социальное окружение несовершеннолетних детей, склонных к преступлениям, т.е. абсолютное авторитетное влияние на них лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- Поэтому, от каждого педагогического работника, также обслуживающего персонала ОО требуется элементарно в первую очередь - всегда быть внимательными к каждому ребенку, к каждому его проступку - пропуск уроков, выходы во время уроков, уходы с уроков, опоздания (сигналы, требующие действий немедленного реагирования). Во вторых - школы должны держать тесную связь с родителями, сообщать и обсуждать все возникшие проблемные вопросы совместно. Мы должны работать сообща: ребенок, родитель и педагоги/воспитатели…
3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:
- контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
- малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
- диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;
- определение причин отклонения в поведении;
- индивидуальная работа с подростками;
- заседание Совета профилактики;
- определение учащихся на летний период, трудоустройство.
4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:
- лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
- первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;
- проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся (кросс «Золотая осень», дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)
- организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
- участие в спортивных соревнованиях.
5. Правовое просвещение обучающихся:
- проведение декады правовых знаний;
- проведение недели профилактики;
- встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;
- оформление уголка правовых знаний;
- методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся.
6.Консультирование.
В течение года мною ведется консультативная работа с несовершеннолетними с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности с несовершеннолетними с отклонениями в поведении
Профилактическая работа дает положительные результаты: в течение года показатели агрессивности, тревожности, ригидности снижаются у всех учащихся «группы риска». Нормализуется самооценка, минимизируется возбудимость и реактивность поведения. То есть минимизируются личностные факторы, толкающие воспитанников на правонарушения.
Но количество состоящих на учете по правонарушениям на начало каждого учебного года примерно одинаково из года в год, хотя воспитанники снимаются с учета к концу учебного года. Потому что в течение года поступают вновь воспитанники с девиантным и делинквентным поведением и по результатам диагностики, и неблагоприятным показателям психологического состояния – ставятся на учет.
1. Педагогом-психологом создана вся необходимая документация, регламентирующая воспитательную деятельность социально-психологического сопровождения;
2. Созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка, классными руководителями используются различные формы и методы профилактической работы учащихся;
3. Для формирования установок на ЗОЖ учащиеся «группы риска» привлекались к участию в различных культурно –массовых и спортивных соревнованиях;
4. Все учащиеся «группы риска» (100 %) вовлечены в систему дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время;
5. Выстраивается система совместной работы с КДН
6. В школе Функционирует Совет профилактики.
Важная роль в работе педагога-психолога по психопрофилактике отводится классным часам и занятиям. Тематика классных часов разнообразна, планируются и проводятся в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя и администрации школы. За период деятельности мной проводились мероприятия по следующим темам:
- Тренинг уверенности в себе – адаптация пятиклассников (5 класс) ежегодно;
- Интерактивная беседа - Профилактика жестокого обращения среди подростков (отдельно девочки и мальчики средних и старших классов);
- Занятие с элементами тренинга - Бесконфликтное общение подростков (5, 6 классы);
- Психологический тренинг сплочения ежегодно в каждом классе. Тренинг по формированию коммуникативных навыков ежегодно в семейных группа ЦССВ
- Занятия с элементами тренинга - Профилактика агрессивного поведения по запросам кл.руководителей
- «Откровенный разговор» по профилактике ранней незапланированной беременности с девочками-подростками 12-17 лет в семейных группах ЦССВ.
- «Подруга, невеста, жена…» беседа для девочек семейных групп ЦССВ
Групповые формы работы педагога-психолога не исключают индивидуальных,
так за три последних года работы в школе за консультациями сугубо-личного характера обратились 39 педагогических работников; 49 обучающихся. Каждая консультация сопровождается предварительной диагностикой, установлением доверительных отношений и непосредственно психологической помощью.
Анализ индивидуальных обращений говорит о том, что воспитанники, обучающиеся, и педагоги нуждаются в моей помощи, как специалиста, так как испытывают трудности в общении в семье, со сверстниками, родителями, педагогами. А высокая оценка помощи в отзывах - говорит о мастерстве и профессионализме (отзывы прилагаю).
Аналитические данные о количестве правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся школы-интерната за последние 3 года:
2021-2022 год. (всего воспитанников 271) | 2022-2023 год (всего воспитанников 172) | 2023-2024 уч.год (всего воспитанников 149) |
24 | 9 | 6 |
Правонарушения | 2021-2022 учебный год. | 2022-2023 учебный год. | 2023-2024 учебный год |
Грабеж | 3 | 5 | 0 |
Кража | 10 | 3 | 2 |
Наркотики | 3 | 1 | 0 |
Изнасилование | 0 | 0 | 0 |
Автоугон | 2 | 0 | 0 |
Условно-осужденные | 5 | 0 | 3 |
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по профилактике правонарушений проводится на достаточно организованном уровне.