2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.46 КБ |
![]() | 21.41 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/20/f_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/20/f2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/20/f3.jpg)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Тренинг рассчитан на учащихся и студентов – выпускников средних профессиональных учебных заведений, направлен на снижение предэкзаменационной тревожности в связи с экзаменами, защитой дипломной работы. Сдача экзаменов является сильным стрессорным фактором, вызывающим высокий уровень тревожности, снижение настроения, нарушение питания (недостаток и чрезмерный прием пищи), сна и т. д. Основными негативными аспектами повышенного напряжения, которые проявляются у студентов во время подготовки к экзаменам и защите диплома являются:
- нарушения сна: недосыпание и прерывистый сон как следствие повышенной тревожности
- навязчивые мысли о экзаменах, дисциплинах и т. д.
- высокая нагрузка на организм;
- снижение двигательной активности;
- сильные эмоциональные переживания.
Цель и задачи:
• Обучение приемам совладания с экзаменационной тревожностью.
• Ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
• Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
• Способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости.
Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Он обращает внимание участников на тезис о том, что резервы человеческой психики огромны и умелое их использование может стать важнейшим фактором саморазвития и самосовершенствования. Для этого необходимы: искреннее желание, твердая воля в успех и сильная воля в достижении поставленной цели.
Дискуссия на тему «Что такое экзамен и что он значит для меня?»
Разминка: Упражнение «Ассоциации»
Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»
Ребята, вы уже сдавали и знаете, что такое экзамен. Что испытывали вы накануне экзамена? Каково было ваше настроение? Были ли вы абсолютно спокойны и уверены в себе? (Выслушивает ответы ребят.) Спасибо.
Некоторые говорят, что экзамен — это лотерея, в которой то повезет, то нет. Другие, напротив, уверены, что это зеркало, объективно отражающее знания. Но, по-моему, экзамены — это еще и технология. Например, в певческих классах консерватории учат не только умению интонировать, но и тому, как держаться на сцене перед публикой. Надо уметь донести свое искусство до слушателей, а иначе грош ему цена... Словом, я за то, чтобы мы учились не только дисциплинам но и умению сдавать экзамены.
Увы, многие из нас просто «задалбливают» материал, штудируя все, что написано в учебнике. И перед самым экзаменом испытывают неописуемый ужас, который грозит стереть из памяти весь материал, усвоенный, казалось бы, от «а» до «я».
В добавление хочется сказать, что самообладанию и умению держать себя в подобных ситуациях надо учиться...
Всё ли вам понятно? Вы согласны с целями?
Сегодня мы с вами разучим приемы и упражнения, которые помогут преодолеть напряжения в стрессовых ситуациях.
Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки я предлагаю принять правила, по которым будет жить группа. (Отображаются в презентации и зачитываются основные правила на занятии: Мы равны в возможности высказываться. Мы свободны в выборе своей точки зрения. Мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор. Мы никогда не унизим своего товарища. Мы не будем рассказывать о личных тайнах за пределами группы. Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы. Мы уважаем мнение тренера и считаем его членом своей группы)
2. Упражнение «Великий мастер».
Цель: Актуализация представлений о своих сильных сторонах.
Инструкция: Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов: «Я великий мастер…» Например, мастер рисования плакатов, приготовление особых блюд, составления компьютерных программ и т.д. Задача: убедить в этом остальных. Ведущий спрашивает: «Может ли кто-то из присутствующих сделать это лучше?». Если вся группа соглашается с утверждением, то этот человек признается «великим мастером» названного занятия. Группа награждает его аплодисментами.
3. Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни».
Цель: Развитие мотивации к достижению целей.
Инструкция: Вам предлагается представить, что сегодня - первый день вашей оставшейся жизни, и поделиться, как вы хотите его провести, чего важно добиться, что сделать, увидеть, почувствовать
4. Упражнение «Помощь зала».
Цель: Оказание помощи в принятии своих недостатков и стремлении их исправить.
Инструкция: Один из вас, по желанию, зачитывает, какие преграды он видит в успешной сдаче экзамена (или любой цели), каким образом можно эту преграду преодолеть. Если возникают затруднения, ему помогают остальные, высказывая свои предложения. Затрудняющийся выслушивает молча все предложения, не отвергая и не критикуя. Как он поступит в выборе рекомендаций, последует им или не примет, его маленькая тайна. Он только благодарит товарищей за оказанную помощь
5. Упражнение «Ящик Пандоры».
Цель: Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей.
Инструкция: Всем знакома легенда о ящике Пандоры. Ребятам следует напомнить, что, по этой легенде, все несчастья, преследовавшие людей, боги заперли в ящик, который было запрещено открывать. Пандора нарушила запрет богов, приоткрыла ящик, и все несчастья и беды обрушились на людей. Задача: сделать свой «ящик Пандоры». Вам предлагается на листах написать все то, что помешает вам построить город своей мечты, каждому в отдельности. Затем эти препятствия нужно положить в «ящик Пандоры» и закрыть его, но важно продолжать помнить, что может вам помешать. «Ящик Пандоры» передается мне, и все вместе договариваемся, когда можно будет его приоткрыть, в какое время можно устранить помехи, мешающие вам строить мечту. На ящике пишется дата вскрытия. Когда дата подойдет, ящик можно будет вскрыть, записки передать авторам, а они сами решат, окончательно ли они избавились от помех, или еще стоит поработать над собой.
6. Физминутка: Снятие мышечного напряжения
1. Пожатие плечами
2. Вращение головой
3. Разминка для мышц лица (гримасы)
Вопросы для обсуждения: как вы чувствуете себя после этого упражнения? Выводы, к которым нужно подвести: Несложные упражнения способствуют снятию мышечного и психического напряжения.
7. Упражнение «Модель успешной сдачи экзамена».
(показ слайдов)
Мысленная репетиция предстоящего экзамена.
Для успешной сдачи экзамена можно создать модель своей сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Мысленно проигрывается ситуация предстоящего экзамена, начиная с вечера накануне экзамена и до полного его завершения. (Это помогает снять повышенную тревожность.)
Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который:
• Выспался. Правильно! позавтракал.
• Приходит на экзамен.
• Получает конверт с заданием.
• Легко получает доступ к ресурсам памяти.
• Пишет четкие ответы на вопросы.
• После чего уверенно, и со знанием дела, все проверяет,
• Сдает работу.
• Получает желаемую оценку.
Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене.
Это программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.
8. Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.
Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:
— Как вы себя сейчас чувствуете?
— Что понравилось, что не понравилось?
— Что нового для себя узнали?
9. Прощание
Цель: Попрощаться с группой.
Содержание: Тренер благодарит всех за результативную работу и желает успехов в достижении важных целей, силы воли в преодолении препятствий и хороших друзей, которые могу прийти на помощь.