2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий

Фиклистова Людмила Георгиевна

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Тренинг рассчитан на учащихся и студентов – выпускников средних профессиональных учебных заведений, направлен на снижение предэкзаменационной тревожности в связи с экзаменами, защитой дипломной работы. Сдача экзаменов является сильным стрессорным фактором, вызывающим высокий уровень тревожности, снижение настроения, нарушение питания (недостаток и чрезмерный прием пищи), сна и т. д. Основными негативными аспектами повышенного напряжения, которые проявляются у студентов во время подготовки к экзаменам и защите диплома являются:

- нарушения сна: недосыпание и прерывистый сон как следствие повышенной тревожности

- навязчивые мысли о экзаменах, дисциплинах и т. д.

- высокая нагрузка на организм;

- снижение двигательной активности;

- сильные эмоциональные переживания.



Цель и задачи: 
• Обучение приемам совладания с экзаменационной тревожностью. 
• Ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. 
• Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы. 
• Способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости. 

Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Он обращает внимание участников на тезис о том, что резервы человеческой психики огромны и умелое их использование может стать важнейшим фактором саморазвития и самосовершенствования. Для этого необходимы: искреннее желание, твердая воля в успех и сильная воля в достижении поставленной цели.

        Дискуссия на тему «Что такое экзамен и что он значит для меня?»

   Разминка:  Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

Ребята, вы уже  сдавали и знаете, что такое экзамен. Что испытывали вы накануне экзамена? Каково было ваше настроение? Были ли вы абсолютно спокойны и уверены в себе? (Выслушивает ответы ребят.) Спасибо.

 Некоторые говорят, что экзамен — это лотерея, в которой то повезет, то нет. Другие, напротив, уверены, что это зеркало, объективно отражающее знания. Но, по-моему, экзамены — это еще и технология. Например, в певческих классах консерватории учат не только умению интонировать, но и тому, как держаться на сцене перед публикой. Надо уметь донести свое искусство до слушателей, а иначе грош ему цена... Словом, я за то, чтобы мы учились не только дисциплинам  но и умению сдавать экзамены.

Увы, многие из нас просто «задалбливают» материал, штудируя все, что написано в учебнике. И перед самым экзаменом испытывают неописуемый ужас, который грозит стереть из памяти весь материал, усвоенный, казалось бы, от «а» до «я».

В добавление хочется сказать, что самообладанию и умению держать себя в подобных ситуациях надо учиться...

Всё ли вам понятно? Вы согласны с целями?

Сегодня мы с вами разучим приемы и упражнения, которые помогут преодолеть напряжения в стрессовых ситуациях.

Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки я предлагаю принять правила, по которым будет жить группа. (Отображаются в презентации и зачитываются основные правила на занятии: Мы равны в возможности высказываться. Мы свободны в выборе своей точки зрения. Мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор. Мы никогда не унизим своего товарища. Мы не будем рассказывать о личных тайнах за пределами группы. Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы. Мы уважаем мнение тренера и считаем его членом своей группы)

2. Упражнение «Великий мастер».

Цель: Актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Инструкция: Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов: «Я великий мастер…» Например, мастер рисования плакатов, приготовление особых блюд, составления компьютерных программ и т.д. Задача: убедить в этом остальных. Ведущий спрашивает: «Может ли кто-то из присутствующих сделать это лучше?». Если вся группа соглашается с утверждением, то этот человек признается «великим мастером» названного занятия. Группа награждает его аплодисментами.

3. Упражнение «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни».

Цель: Развитие мотивации к достижению целей.

Инструкция: Вам предлагается представить, что сегодня - первый день вашей оставшейся жизни, и поделиться, как вы хотите его провести, чего важно добиться, что сделать, увидеть, почувствовать

4. Упражнение «Помощь зала».

Цель: Оказание помощи в принятии своих недостатков и стремлении их исправить.

Инструкция: Один из вас, по желанию, зачитывает, какие преграды он видит в успешной сдаче экзамена (или любой цели), каким образом можно эту преграду преодолеть. Если возникают затруднения, ему помогают остальные, высказывая свои предложения. Затрудняющийся выслушивает молча все предложения, не отвергая и не критикуя. Как он поступит в выборе рекомендаций, последует им или не примет, его маленькая тайна. Он только благодарит товарищей за оказанную помощь

5. Упражнение  «Ящик Пандоры».

Цель: Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей.

Инструкция: Всем знакома легенда о ящике Пандоры. Ребятам следует напомнить, что, по этой легенде, все несчастья, преследовавшие людей, боги заперли в ящик, который было запрещено открывать. Пандора нарушила запрет богов, приоткрыла ящик, и все несчастья и беды обрушились на людей. Задача: сделать свой «ящик Пандоры». Вам предлагается на листах написать все то, что помешает вам построить город своей мечты, каждому в отдельности. Затем эти препятствия нужно положить в «ящик Пандоры» и закрыть его, но важно продолжать помнить, что может вам помешать. «Ящик Пандоры» передается мне, и все вместе договариваемся, когда можно будет его приоткрыть, в какое время можно устранить помехи, мешающие вам строить мечту. На ящике пишется дата вскрытия. Когда дата подойдет, ящик можно будет вскрыть, записки передать авторам, а они сами решат, окончательно ли они избавились от помех, или еще стоит поработать над собой.

6. Физминутка: Снятие мышечного напряжения

1. Пожатие плечами

2. Вращение головой

3. Разминка для мышц лица (гримасы)

Вопросы для обсуждения: как вы чувствуете себя после этого упражнения?  Выводы, к которым нужно подвести: Несложные  упражнения способствуют снятию мышечного и психического напряжения.

7. Упражнение «Модель успешной сдачи экзамена».

 (показ слайдов)

Мысленная репетиция предстоящего экзамена. 
Для успешной сдачи экзамена можно создать модель своей сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Мысленно проигрывается ситуация предстоящего экзамена, начиная с вечера накануне экзамена и до полного его завершения. (Это помогает снять повышенную тревожность.) 
Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который: 
• Выспался. Правильно! позавтракал. 
• Приходит на экзамен. 
• Получает конверт с заданием. 
• Легко получает доступ к ресурсам памяти. 
• Пишет четкие ответы на вопросы. 
• После чего уверенно, и со знанием дела, все проверяет, 
• Сдает работу. 
• Получает желаемую оценку. 
Таким образом, создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. 
Это программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

8. Рефлексия

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Подводится итог занятия. Выпускники отвечают на следующие вопросы:

— Как вы себя сейчас чувствуете?

— Что понравилось, что не понравилось?

— Что нового для себя узнали?

9. Прощание

Цель: Попрощаться с группой.

Содержание: Тренер благодарит всех за результативную работу и желает успехов в достижении важных целей, силы воли в преодолении препятствий и хороших друзей, которые могу прийти на помощь.