2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий

Фиклистова Людмила Георгиевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Проверка усвоения материала прошлого урока + объяснение нового материала

Цель: Проверить усвоение пройденного материала. Закрепить  знания  о чувствах и эмоциях: гнев, злость, агрессия.

Задачи: 

Образовательные:   Помочь изучить реакции на собственный гнев

Развивающие: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, духовно-нравственное  развитие, развитие речи.

Воспитательные: формировать навыки управления своими негативными эмоциями, умения выражать чувства в социально приемлемых способах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, бланк, ручка.

Формы и методы:

Метафоры, объяснение, частично-поисковый, решение ситуативных задач, мозговой штурм

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (сдача рапорта).
  2. Упражнение «Домино», передаем ассоциации к словам ГНЕВ, ЗЛОСТЬ, АГРЕССИЯ.(можно дополнить упражнением «горячая картошка»)

  1. «Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались и не дрались. И хотя оба устали от гнева,  драк и конфликтов, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им  кувшинчик с заговоренной водой.  «Если опять на ругань и драку потянет, наберите  полный рот этой воды, и скандала  не произойдет».  Только она за дверь, как старуха начала гневаться,  старика ругать, а он набрал в рот  заговоренной воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? -для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани».

Кто может объяснить эту ситуацию? Ребята отвечают 

Вопрос: подумайте, ребята, чему мы будем сегодня учиться? Ребята отвечают 


1 слайд

Тема нашего урока «Учимся управлять злостью, гневом, агрессией»

2 слайд: учащиеся отвечают на вопросы, считывая их с презентации.

Психолог комментирует  и  подводит ребят к выводу:

Вспышки гнева и злости – это защитная реакция организма. Таким образом,  мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. 

Не без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, могут принести не меньше вреда, чем неуправляемые  злость, гнев и агрессия.   Когда нужно отстоять спортивную честь страны на международных соревнованиях, когда необходимо спасти своих близких от нападения уличных хулиганов, наконец, когда приходится с оружием в руках защищать свою Родину — тут без высокого уровня управляемой агрессивности не обойтись.

Энергии агрессии питают смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость.

4 слайд

Работа с анкетой.  Зачитываем чью-то анкету (по желанию)

Определяем,  какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые и почему?
Обсуждение.

5 слайд

Контроль своих эмоций, особенно негативных, - это залог здорового общения с окружающими и  залог собственного психического здоровья!

Упражнение с воздушными шариками.

6 слайд -

7 слайд обсуждение

8 слайд В порыве гнева принимаются действия, которые потом трудно исправить. С гневом трудно совладать, так как  это как ядерный взрыв -  огромная энергия!!!

Каждое слово распаляет все больше и больше.

В состоянии гнева вы всегда себя считаете правым. Но чтобы эту энергию обуздать, необходимо вырабатывать другую реакцию на различные раздражители, заместив эмоции разумом. То есть, надо с помощью специальных тренировок [о них будет сказано ниже] выработать в себе привычку запускать мыслительный процесс в тех ситуациях, которые обычно вызывают у человека какие-либо эмоции. Такие тренировки помогут вам не поддаваться своим эмоциям и всегда сохранять рассудок и спокойствие, чтобы действовать обдуманно в любых ситуациях, а не бездумно на все реагировать.

Как остановить эмоции и пустить вперед разум?

Давайте разберемся, как это можно сделать наиболее  правильным путем.

9 слайд

Пошаговая инструкция: Представим самую  частую ситуацию
1 шаг - Четко осознайте  и определите свою эмоцию: «Я злюсь,; я гневаюсь; я возмущен» Не дайте волю своим чувствам. Включите разум!


Самое время напомнить себе, что использовать те же методы (оскорблять и унижать в ответ) – это значит проявить слабость, принять поражение, утратить чувство собственного достоинства.
Самая лучшая реакция, сказать человеку в ответ, что в таком тоне, вы общаться не намерены. Отстранитесь от него, займитесь своими текущими делами.

10 слайд

2 шаг - Предпринять конструктивные меры.  В спокойной обстановке решите для         себя, что вы будете делать дальше:
- простите этого человека, и все будет, как прежде (т.е. произошедший инцидент не повлияет на ваши отношения),
- простите человека, но постараетесь держаться от него подальше (измените отношение к человеку после произошедшего).
Что из вышеперечисленного является правильным для вас, зависит от степени близости и качества отношений между вами и обидчиком.

11  слайд

3 шаг - «Шаг на встречу, не жди когда всё разрешится само собой»
Воздерживаясь от упреков начните разговор с чего-нибудь позитивного.
Не забудь про невербальные средства общения – язык телодвижений, зрительный контакт.

12 слайд

 Вспомним правило построения волшебной фразы

13 слайд  решим ситуации

14 слайд

5 шаг - Помните, что не заслуженные обвинения и оскорбления сыпятся на вас, не как на личность, а как на объект разрядки. Не испытывайте чувство вины, работайте над собственной самооценкой, и не принимайте всё близко к сердцу.

15 слайд Если Вы ещё не готовы поговорить с другом непосредственно, если Вы немного стеснены, огорчены или злитесь, попробуйте написать письмо. В письме Вы сможете четко объяснить, что чувствуете. Вы можете спокойно потратить время на то, чтобы высказать своё мнение без лишних эмоций, как это было бы при личной встрече. Это даст человеку время подумать, прежде чем дать ответ.

16 слайд
Техники снятия агрессии, гнева и злости.

17 слайд Упражнение «Улыбка Будды»
Техника, позаимствованная из даосского учения Шоу-Дао, позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия, Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появиться ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не будет для Вас привычным.


слайд 18 Упражнение «Шаг вперед - зверь, шаг назад – человек»
Делаем сидя за партами, выставляем правую ногу веред (шаг вперед), вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем возвращаем ногу (шаг назад) и выполняем «улыбку Будды» возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. Делая шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя подкрепляйте свою ярость рыками, можно сжимать челюсть, кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Выполняя регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию.

19 слайд

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что полезного ты сегодня узнал?
Что из урока ты будешь применять в жизни?
О чём бы ты хотел узнать на наших уроках?

Литература:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Арессия – СПб.: Изд. «Питер»,1999.
Дудко Н.Н. К проблеме агрессивности. СПб., 1998.
Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

17.12.2012


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшеклассников

Ты творец своей жизни!

Цель занятия: актуализация смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей.

 
Задачи:

  • формировать у участников видение своего будущего, перспективу,
  • формировать активную социальную позицию
  • уточнить понятия «выбор», «личностный выбор»;
  • определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;
  • осознать важность ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора;
  • формировать ценностное отношение к здоровью, как к необходимому условию достижения успеха.

  1. Организационный момент: приветствие, погружение в тему - 5 мин
  2. Создание проблемной ситуации. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл?» - 10 мин
  3. Упражнение «Попади в цель» - 5 мин
  4. «Ценностный круг». Расстановка ориентиров на жизненном пути – 15 мин
  5. Просмотр фрагментов фильма «Мост» - 10 мин
  6. Дискуссия: «Что значит делать выбор?»  - 15 мин
  7. Упражнение «Послание в бутылке»  - 10 мин
  8. Рефлексия- обобщение и анализ проделанной работы. 5 мин

 

Ход занятия

1. Организационный момент: Приветствие, погружение в тему.

Наше сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме и прежде чем мы определим ее, послушайте одну историю:

«Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав ее в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!»
Итак, он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?» На что мудрец ответил: «Все в твоих руках!»

Как вы думаете, чему учит нас эта история?
(ответы участников)

У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной. Поэтому и тема нашей встречи «Я сам строю свою жизнь». Мы постараемся с вами определить каковы ценности нашей жизни и как не ошибиться с выбором главной жизненной цели.

 2. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл?»

Но для начала давайте определим, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?

Ответы участников фиксируются на доске. Например:

  • Желание создать семью.
  • Желание получить образование.
  • Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
  • Желание разбогатеть.
  • Желание самоутвердиться в жизни и т.д.


Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).

 3. Упражнение «Попади в цель».

 Как вы думаете, легко ли достичь желаемого? (ответы участников). Мы сейчас проверим! Перед вами мишень и бумажные самолетики. Пусть каждый попробует попасть самолетиком в цель (участники по очереди выполняют задание).


Обсуждение:

- Что мешало попасть в цель? Что помогало?
- Знали ли вы, как попасть точно в центр мишени?
- Сколько надо прилагать усилий и как часто?
- Какое чувство испытали?

Можно сделать вывод, что для достижения цели важно знать не только, чего хочешь, но и как этого достичь.
 

4. «Ценностный круг».


Понимание своих главных жизненных ценностей - очень важная вещь. Если вы прожили большую и трудную жизнь, а в конце ее поняли, что такая жизнь вам не нужна и не интересна, то что-то менять будет уже поздно... Если же, напротив, вы хорошо знаете, что вы в жизни хотите, что для вас по-настоящему дорого, каждый день вашей грамотно выстроенной жизни станет для вас наполненным смыслом. Как разобраться в своих ценностях? Сейчас попробуем с вами это определить.


 Ведущий раздает каждому участнику бланк «Ценностный круг» (см. приложение 1 на диске) и дает задание.


Вам необходимо из всего разнообразия ценностей выбрать 8 основных, наиболее привлекательных, важных для вас в данный момент, и записать их по кругу (1-й шаг), по дугам образовавшихся треугольников.
Примечание: только после того как все выполнят эту часть задания, можно переходить к озвучиванию второй части.


Теперь закрасьте (можно заштриховать) получившиеся ценностные сектора (2-й шаг) следующим образом: каждый сектор разделен на 10 делений, каждое деление соответствует 1 баллу. Следовательно, необходимо по 10-балльной системе (в которой 1 балл является низшим, а 10 баллов — наивысшим оценочным показателем) оценить еще раз и проранжировать выделенные ценностные ориентиры по их важности в вашей настоящей жизни. То есть, вам необходимо упорядочить те ценности, которые вы уже выделили и которыми вы живете, руководствуетесь в вашей повседневности, то, что вы больше всего цените в окружающем. Несколько

ценностей могут иметь одинаковые показатели — баллы.
(После выполненной работы бланки остаются у участников)

Полученные в результате нашей с вами работы ценностные ориентиры — это так называемые цели в жизни и поведении; это то, чему вы должны следовать и чем руководствоваться в настоящее время, для того чтобы быть в гармонии с самими собой, чтобы приносить радость окружающим (родным, любимым людям, друзьям, взрослым), чтобы развиваться, добиваться успеха в деятельности, интересующей вас.


 5. Просмотр фрагментов фильма «Мост» Дискуссия: «Что значит делать выбор?»

Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Как правило, наши жизненные ценности были в основном сформированы в возрасте до 12 лет - благодаря или вопреки нашим родителям, под влиянием школы, учителей, культуры, частью которой все мы являемся. Только развитая личность живет, руководствуясь своими ценностями: из ее ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Чем большее количество времени вы действуете не случайным образом, а в соответствии со своими обдуманными ценностями, тем в большей степени вы действуете, как человек-личность. Но всегда ли человек руководствуется своими жизненными ценностями?
(ответы участников)


Иногда судьба ставит нас перед выбором и о того, какой мы сделаем выбор, зависит и ваша жизнь и жизни многих людей. Перед тем как мы обсудим, от чего зависит наш выбор, я предлагаю посмотреть фрагмент короткометражного фильма «Мост».


Просмотр фильма, после чего идет обсуждение.

  • Как вы думаете, почему герой фильма сделал такой выбор?
  • Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?
  • Всегда ли мы правильно делаем выбор?
  • От чего зависит наш выбор? (От ценностей, на которые мы опираемся в своем выборе).


Итак, каждого из нас судьба ставит перед необходимостью выбора: что выбрать жизнь или смерть, добро или зло, здоровье или пагубные привычки? Для любого выбора человек должен быть подготовленным, способным ответить на вопрос: зачем, с какой целью он выбирает. Сложнее сделать выбор в отношении человека. В выборе человека мы руководствуемся оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть. Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.


 6. Упражнение «Послание в бутылке».


Очень важно уметь ставить перед собой цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую сторону. Сейчас у каждого из вас будет возможность немного улучшить свое будущее, по крайней мере, пожелать себе и другим лучшее. На этом листе бумаги
(участникам предлагается ватман) попробуйте в символическом виде передать пожелания будущим поколениям людей.

 
 7. Рефлексия- обобщение и анализ проделанной работы.


(
В заключение ведущий предлагает участникам поделиться выводами, которые они успели сделать для себя, о себе на протяжении занятия. Но это делается только по желанию самих участников, нельзя заставлять рассказывать каждого, так как это все-таки личная информация и принцип конфиденциальности в данном случае играет очень важную роль)

В завершении нашей встречи, хотелось бы, что бы вы всегда помнили, что предназначение человека – это внутренний компас. Его стрелка всегда показывает безошибочный маршрут. Следуйте за ней и никогда не собьетесь с пути. Только так можно достичь своей личной вершины! До новых встреч!

Рефлексия занятия

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал: "Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция".

Второй сказал: "Я пойду вправо – недаром считается, что "право" от слова "прав".

Третий сказал: "Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу".

Четвёртый сказал: "Я пойду вперёд – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое".

Пятый сказал: "Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня". Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись – каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие – нет. Они были упрямы, они его не послушали. ОН был настоящим Мудрецом!

Но это не всё – потому что... ОН ОШИБАЛСЯ.

ВСЕ поступили правильно.

         Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и сражаться с дикими зверями. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

          Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

         Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

         Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

         Тот, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы – даже, если это не приведёт к развитию.

         Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.

Умей подняться ВЫШЕ и увидеть короткий путь.

Умей разрешить другим идти собственным путём.

Умей признать Мудрецами всех – каждый путь важен и достоин уважения.

Используемая литература.

  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – И.: Academia, 1995.
  2. Иванова Е. ПРО жизнь (Правила Расстановки Ориентиров на жизненном пути) Психологическое практическое занятие для старшеклассников. // Школьный психолог, июль-август, 2013 г.
  3. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями соц. Адаптации. Шадура А.Ф. – С-Пб.: «Питер», 2003.


Предварительный просмотр: