Диагностические методики. (обучение детей к школе)

Башкатова Ирина Андреевна

      Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики.

Задание 1. Из каких звуков состоит слово?  

Ребенку предлагается произнести слово «суп», отчетливо артикулируя все звуки. Его спрашивают, какой звук здесь первый. Затем предлагается ребенку самому произнести слово («с-с-суп») и сказать, какой звук был первый. Таким же образом выделяется второй звук — «с-у-у-уп». Ребенок должен его назвать. Третий звук нельзя потянуть. Его придется выделить особо громким и отчетливым произнесением — «суп». Ребенка просят четко повторить слово. Затем для анализа предлагают слово «сено». Обращают особое внимание на то, уловит ли ребенок разницу между твердым с в слове «суп» и мягким сь в слове «сено».

Примечание. Дети, умеющие читать, будут настаивать на том, что оба слова начинаются на «букву сэ», и только при большом количестве наводящих вопросов смогут осознать разницу между тем и другим звуком. Это следует занести в протокол. Для таких детей проба на способность к звуковому анализу, как правило, уже неактуальна. Действие звукового анализа у них есть, но оно уже не выявляется отдельно от целостной речемыслительной деятельности со звукобуквенными комплексами. Будут дети, которые не смогут отделить первый звук слова от второго — «первый звук су, второй у, третий п». Или «су, п»; первый звук се, второй но или се, э, нэ, о. Эти дети в действии хорошо различают твердый и мягкий звуки, но еще не умеют отделить их от слога. У них действие звукового анализа еще не сложилось, проба для них преждевременна.

Задание 2. «Я знаю буквы».

У ребенка спрашивают, знает ли он буквы. Если ребенок считает, что знает, его просят написать печатными буквами два-три известных слова (свое имя, «мама», имя братика или сестрички и т.д.). В случае, если ребенок «печатает» более или менее свободно, предлагают «напечатать» слова со слуха: «кино», «сок», «дом».

Критерий оценки результатов в конце года.

  1. Языковой анализ и синтез.
  2. Фонемный анализ слов.
  3. Образование слов.
  4. Чтение предложений (слоговое, слитное).
  5. Уровень развития предпосылок к учебной деятельности.

Диагностические методики.

Звуковая культура речи

Цель: выявить у детей навыки выделения последовательности звуков в слове; умение выделять заданный звук в слове, определить его местоположение.

Задание 1. Языковой анализ и синтез.

а) Определение последовательности звуков в слове.

- Назови по порядку звуки в словах «суп», «шары».

б) Определение местоположения звука в слове.

- Где находится звук [с] в словах: «сумка», «квас», «миска»?

 

Задание 2. Найди картинку, где звук [ш] слышится в начале (середине или конце) слов.

Задание 3. С какого звука начинается слово? Кот, рука, дом, шкаф

Задание 4. Фонемный анализ слов.

Ребенку предлагается картинка, на которой изображена лиса. Составить звуковую схему слова, используя фишки.

Задание 5.

В слове липа дать характеристику звукам: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет все предложенные задания, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Словообразование.

Цель: выявить навык образования новых слов

Задание 1.

Предлагается выложить слово «лук». Сделать из него новое слово, заменив или прибавив только одну какую-нибудь букву.

Задание 2.

Предлагается выложить слог ма- и составить слова с данным слогом добавляя буквы, слоги, чтобы получились слова.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога, образует более 4 слов.

1 балл – ребенок  образует меньше 4 слов, постоянно требуется помощь педагога.

0 баллов – выполнение задание недоступно ребенку.