Речевые игры для дошкольников (старший дошкольный возраст)

Башкатова Ирина Андреевна

              В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_doshkolnikov.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для дошкольников

              В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи

          Для развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки, массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.

Массаж рук с помощью массажного мяча

Цель: - развитие мелкой моторики;

- развитие связной речи;

- развитие внимания

Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Игра «Волшебный поднос»

Цель: развитие мелкой моторики

- развитие графо-моторных движений;

- развитие внимания;

- развитие памяти.

Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.

Игра «Золушка»

Цель: - развитие мелкой моторики;

- развитие внимания;

- развитие ориентировки в пространстве.

Ход игры: смешать в миске белую и красную фасоль. Попросить ребенка разобрать ее по цвету.

Найди противоположное по смыслу слово.

Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Далее детям предлагают следующие вопросы: «Если суп не горячий, то значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то значит она какая? Если нож не тупой, то значит он какой?»

Игры для развития речевого дыхания

Цель: - развитие речевого дыхания;

- Развитие целенаправленной воздушной струи;

- Выработка силы выдоха.

Игра «Футбол»

Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис). Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота) .дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.

Игра «Снегопад»

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони.

Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте)

Игра «Звуковые дорожки»

Цель: - автоматизация звука;

- Формирование навыка самоконтроля;

- Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания) ;

- Развитие зрительно-моторной координации;

- Формирование направленной воздушной струи.

Ход игры: настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи.

Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте.

Игра «Волшебная полянка»

Цель: - автоматизация звука в прямых и обратных слогах;

- Соотнесение звука с буквой;

- Развитие внимания, памяти, мышления;

- Знакомство с понятием «слог»;

- Развитие слогового чтения.

Ход игры: игровое поле с цветами, в центре которых написаны гласные. Фишки-бабочки, на брюшках которых написаны согласные. Бабочка порхает в воздухе—ребенок произносит изолированный звук. Бабочка садится на цветок, педагог произносит прямой слог (СА, ребенок отраженно повторяет. Бабочка улетает с цветка, педагог произносит обратный слог (АС, ребенок отраженно повторяет.

Игра может использоваться на занятиях по обучению грамоте.

Игра «Теремок»

Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал: нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке—буква.

Ход игры: ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Задание можно усложнить: заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.

Игра «Звуковые домики»

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце) .

Игровой материал: карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки.

Ход игры: ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики», в зависимости от местоположения заданного звука.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Игра «Большие и маленькие»

Цель: расширение словарного запаса;

- Употребление существительных в единственном и множественном числе;

- Склонение существительных по падежам;

- Развитие связной речи;

- Развитие внимания;

- Развитие зрительной памяти.

Ход игры: детям раздаются карточки с изображением детенышей животных. Педагог показывает карточку с изображением взрослого животного. Ребенок должен сказать, как называется папа, мама, детеныш (в единственном и множественном числе) семейства, чем питаются, где живут. Получается рассказ о животном.