Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста c помощью игр и упражнений.

Башкатова Ирина Андреевна

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста c помощью игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Дети с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стеснительными. Звуки речи имеют определенные значения, и при их восприятии ребенок должен уметь четко дифференцировать один звук от другого. Если у ребенка не достаточно развит фонематический слух, то он будет нечетко воспроизводить смысл слова Как показывает практика, такому ребенку сложно произвести  звуко - буквенный анализ слова. Как правило дети не различают близкие фонемы, звонкие и глухие согласные; б-п, г-к, д-т, з-с, ж-ш. В таких случаях можно предложить детям ряд упражнений, которые показывают. Что смешение звуков в устной речи приводит к изменению слова:

Дом – том; балка – палка; зуб – суп; плод – плот; голос – колос; гора – кора; гость – кость: коза – коса; бить – пить; род – рот; рог – рок;  жар – шар; жалость – шалость; бочка – почка.

Дефекты речи связаны с недостатками в работе речевого аппарата  Для укрепления речевого аппарата и исправления дефектов дикции помогает артикуляционная гимнастика и  тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком.

(ПРИМЕР)

Закрепляет навыки правильного произношения звуков умение внимательно слушать текст, подбирать слова, близкие по звучанию и подходящие по смыслу, такая форма работы, как договаривание содержания стихотворения:
«Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…  (лису)»

Где обедал воробей? В зоопарке у….( зверей)

2. Игра «Хлопни – топни». Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

 3. Игра «Исправь ошибку». Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

 Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

 4. Упражнение «Какое слово не подходит?» Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

 Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша

 5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (ЛИСУ). Двор в снегу, белы дома. В гости к нам пришла… (ЗИМА). Би – би – би – гудит машина - Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

3. Упражнение «Повторялки». Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

 Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.