Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

Башкатова Ирина Андреевна

          « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - говорится в послании Президента России Федеральному собранию,  — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_s_tselyu_dukhovn1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

          « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - говорится в послании Президента России Федеральному собранию,  — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1]

              Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства,  семьи, общества и церкви  можно   воспитать духовно-нравственного человека. 

              Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяет традиционный смысл понятий “духовность”, “нравственность”, “добродетель”; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний. По данным статистики в развитых странах снижение нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания

         Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно  содействовало духовно-нравственному становлению человека во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).

В системе дошкольного образования  основным направлением является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.

 Основными формами работы с семьей являются:

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка;
  • Экскурсии по городу;
  • Походы;
  • Посещение музея, Храмов, библиотеки, выставок;
  • Участие в различных семинарах, конференциях (родители, педагоги);
  • Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках;
  • Опросы  родителей;
  • Анкетирование;
  • Тестирование (диагностика).

    Целью  семейного традиционного воспитания является знакомство

родителей с методами, способами, техниками, воспитывающими в ребенке всесторонне обдуманное поведение в рамках христианской этики во всех сферах жизни.          

         Ребенок без взрослого не всегда правильно решает различные жизненные задачи в повседневной жизни,  боится взять на себя ответственность,  не может исправить допущенную ошибку, проявляет волевые усилия в ситуациях выбора: «не хочу» и «должен», «можно» и «нельзя»; проявляет настойчивость, там где не следует этого делать, не  может сдерживать себя... Поэтому наша задача педагогов, родителей научить ребенка правильному поведению в обществе. Позволит это осуществить только правильное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

          В сотрудничестве с семьей особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

 Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен.

Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей в совместной деятельности  взрослого и ребенка и  в самостоятельной деятельности детей.

                  В течение года часть занятий, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, дни ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Такие мероприятия позволяют  устанавливать тесное взаимодействие с семьями воспитанников и обеспечивают педагогическое просвещение родителей.  Формирование позиции социального сотрудничества актуально для большинства родителей. Постепенное включение всех членов семьи в активное воспитание своих детей идет от организаций  выставок  из природного материала, Рождественских и пасхальных поделок,  подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях.  Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания, предоставляет родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

          Необходимо знакомить детей и родителей с историй, культурой, бытом,  природно -экологическим  своеобразием  Губкинского  района, Белгородской области, России. Возрождать традиции  семейного воспитания через   фольклорные  праздники.  

          Для детей естественно узнавать, наблюдать и делать свои выводы о том, как устроен мир. Конечно, им в этом необходима помощь родителей. Для этого взрослым необходим большой такт, бережность и деликатность в отношении к детям. Как необходимо, чтобы каждый родитель взял за основу слова преподобного Серафима Саровского, сказанные одной матери: «Матушка, матушка, не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., В. А. Тишков., Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 с 4.

2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2002"

3. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей М.: Издательство "Планета 2000", 2002