Экспериментальная деятельность в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста

Башкатова Ирина Андреевна

Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста

Башкатова И.А.

То, что я слышал, я забыл.

                                                                                 то что я увидел, я помню,

                                                                                  то что я сделал, я знаю.

                                                         

 Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни                                                                

Истоки познавательной-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир. Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.                                                                      

 Специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твердых тел во время экспериментирования – это грандиозные открытия для детей, неиссякаемый источник новой информации. Так в игре-эксперементировании  «очистим воду» - дети узнали, что воду можно очистить от разных примесей при помощи различных материалов – бумаги, марли, сетки. Мы научились с детьми делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных порциях, делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли, выращивать кристаллы соли на веточках, опущенных в воду.                                                                                             Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности.                                                                                                         Зимой мы разливали цветную воду в разные формочки и замораживали, использовали в играх на прогулке. В теплое время года устраивали соревнования брызголок .    В мягких флаконах из-под шампуня проделывали дырочки, заливали воду и проводили соревнования «чья брызгалка дальше брызнет» На прогулках выдували мыльные пузыри с помощью разных средств, сравнивали чей пузырь самый большой, самый летучий, самый весёлый. Играя с воздухом и водой, дети открывали для себя элементарную закономерность: воздух и вода не имеет цвета и запаха.

Экспериментальная деятельность, организованная в уголке природы, способствовала формированию понятий, выработке умений сравнивать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В уголке природы мы с детьми проводили опыты с растениями, узнали зависимость роста и развития растений от внешних факторов: тепла, воды и солнечного света.

В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента  начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.                                   Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени и, учитывая эти данные, планируются кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится  ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение:  найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
      Игры, эксперименты с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы используем песочницу в развивающих занятиях, в свободной деятельности в любое время года. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получали знания о физических свойствах песка (в сухом, мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой)   Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и  являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в трех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда и в виде подвижного летучего пара, получали начальное представление о круговороте воды в природе. Маленькие исследователи, играя с воздухом и водой, открывали для себя элементарную закономерность:

  • воздух есть везде,
  • им дышит все живое,
  • он легкий, невидимый,
  • его можно увидеть в воде в виде пузырьков,
  • движение воздуха - это ветер и т. д.

Наблюдения за явлениями в окружающей природе - это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждались, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова-сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег - это вода.                                                                                                                          Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - необходимое условие успешного становления личности дошкольника, оно способствует развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.                                 В результате целенаправленной работы, у детей расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Исследовательская работа влияет на развитие таких психических процессов, как умение обобщать, сравнивать, классифицировать, способствовала развитию мышления, ускоренному развитию восприятия.                                                                                                                                                                                     Познавательный характер занятий стимулировал у детей развитие эмоционально положительного отношения к природе, способствовал становлению природоведческого сознания.                                                                                                             Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни и в обществе.          Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя,  с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок  сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы. Большой интерес у детей вызывают игры - эксперименты с различными материалами: магнитом, стеклом, резиной. При помощи магнита дети узнали о подъемной силе магнита, какие предметы притягиваются, а какие нет, через какие предметы может действовать магнит – через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду. С помощью магнита можно заставить двигаться различные металлические предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков.
     Игры с увеличительными стёклами позволяют детям рассматривать различные предметы и материалы. При работе с бумагой дети узнают много нового о её свойствах. Делая поделки своими руками, по типу «оригами» различные вертушки, флюгеры на прогулке  испытывали их и определяли силу и направление ветра. С помощью самодельных печаток вырезанных из картофеля, моркови, пробок можно делать на бумаге различные отпечатки, рисовать на бумаге  молоком, лимонным и луковым соком и нагревая её при помощи взрослого, узнавать «таинственные письмена» Экспериментируя с копировальной бумагой разного цвета можно рисовать и делать насколько копий.

  В ходе данной работы  предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности проявят себя в опытах с бумагой, красками.
      Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Уголок экспериментирования. В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты(мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
        Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
           Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. 
           Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.
Проектная деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослого. Им может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, в нашей группе проводилась исследовательская работа Скрынниковой Т.В. «Почему у берёзки белый ствол?» Вместе с Чекрыгиным С. дети наблюдали за берёзой, исследовали кору, осенью было посажена берёзка на участке. Исследовательская работа вызвала большой  интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации.                                                                                                                                                                                             Правильно организованная экспериментальная деятельность, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.