КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

Башкатова Ирина Андреевна

                  Управление качеством образования – это важнейшее направление

деятельности в целостной системе управления образовательным

учреждением. Качество образования является главной характеристикой

результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха

образовательного учреждения.

Основным инструментом качества образования является мониторинг,

позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной

деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения,

планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе

полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

Подготовила; Башкатова И.А. воспитатель МАДОУ

ЦРР детский сад №33 «Радуга»

                  Управление качеством образования – это важнейшее направление

деятельности в целостной системе управления образовательным

учреждением. Качество образования является главной характеристикой

результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха

образовательного учреждения.

Основным инструментом качества образования является мониторинг,

позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной

деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения,

планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе

полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.

                 Оценить успешность или неуспешность результатов образовательного

процесса позволяет педагогический мониторинг, который является важным

звеном в системе мониторинга качества образования.

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, обработки,

хранения и распространения данных о деятельности педагогической

системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием

педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление

динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств

дошкольников.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования

  Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи педагогического мониторинга:

1. Выявление зоны актуального развития воспитанников,

определение динамики их развития;

2. Установление причин, влияющих на качество организации

образовательного процесса;

3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих

скорректировать педагогический процесс;

4. Совершенствование условий образовательного процесса и

развивающей среды детского сада с учетом полученной в

процессе педагогического мониторинга информации.

         В соответствии с ФГОС ДО педагогический мониторинг проводится для

оценки индивидуального развития детей. Результаты педагогического

мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных задач:

1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки

ребенка, построения его образовательной траектории или

профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. Оптимизации работы с группой детей.

           Для проведения педагогического мониторинга были разработаны

          1.  индивидуальная карта развития ребенка для каждого возраста в

соответствии с ФГОС ДО;

        2.  диагностический инструментарий оценки уровня

развития, в том числе на основе выявления динамики формирования у

воспитанников социально – нормативных возрастных характеристик

возможных достижений ребенка.

         Диагностические методики распределены по четырем направлениям

«Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-

речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с

программой «Детство».

         В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к

которым предлагаются диагностические карты для педагогической

диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки

зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и

навыки.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует

следующие методы:

  • метод наблюдения,
  • проведение диагностических заданий,
  • беседы,
  • создание диагностических игровых, образовательных ситуаций,
  • анализа продуктов детской деятельности.

                                                                                                                                          Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу

для педагогов, которая позволяет выявить уровень достижения каждым

воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых

показателей освоения программы, динамику становления интегративных

качеств.

            Периодичность педагогического мониторинга: 2 раза в год (сентябрь - май)

В начале учебного года по результатам мониторинга составляются

индивидуальные маршруты развития для детей, имеющих затруднения в

освоении программного материала.