Игровые упражнения ,способствующие пониманию детьми независимости числа предметов от несущественных признаков.

Литвинова Валентина Владимировна

 

Особое внимание уделяют сопоставлению численностей множества предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, больших и маленьких), по-разному расположенных и занимающих разную площадь.

1.«Посчитаем»

Цель: закреплять понятие о независимости числа от величины предметов. Задания и вопросы.

1. Посчитайте сколько кубиков слева, какого они цвета?

2. Посчитайте кубики справа, сколько их?

3.Что можно сказать о Размере кубиков справа и слева? (кубики слева -большие, а справа - меленькие).

4.Что можно сказать о количестве кубиков слева и справа? ( кубиков одинаковое количество, их поровну).

2  Работа на наборном полотне.

Цель: независимость числа от расположения предметов

Воспитатель выставляет 3 варианта разного расположения 7 кругов ( по квадрату, кругу, в хаотичном порядке). Как вы думаете, где кругов больше, где меньше? Затем предлагает пересчитать. Делает вывод вместе с детьми. Несмотря, на то, что круги расположены по-разному, но их во всех случаях 7, значит, число не зависит от расположения предметов.

3 «Далеко-близко»

Цель: независимость числа от расстояния между предметами.

Чего кажется больше?

— Чего кажется меньше?

— Как узнать точно?

— Посчитайте!

— По скольку?

— По пять — значит, поровну.

— Почему мы ошиблись вначале?

Замечание: нельзя проверять приложением, так как теряется смысл задачи.

Усложнения

1. Идем от равночисленных множеств к неравночисленным.

2. Увеличиваем количество элементов в сравниваемых множествах от 1 до 10.

3. Даем сразу несколько отличий.