Игровые упражнения ,способствующие пониманию детьми независимости числа предметов от несущественных признаков.
Особое внимание уделяют сопоставлению численностей множества предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, больших и маленьких), по-разному расположенных и занимающих разную площадь.
1.«Посчитаем»
Цель: закреплять понятие о независимости числа от величины предметов. Задания и вопросы.
1. Посчитайте сколько кубиков слева, какого они цвета?
2. Посчитайте кубики справа, сколько их?
3.Что можно сказать о Размере кубиков справа и слева? (кубики слева -большие, а справа - меленькие).
4.Что можно сказать о количестве кубиков слева и справа? ( кубиков одинаковое количество, их поровну).
2 Работа на наборном полотне.
Цель: независимость числа от расположения предметов
Воспитатель выставляет 3 варианта разного расположения 7 кругов ( по квадрату, кругу, в хаотичном порядке). Как вы думаете, где кругов больше, где меньше? Затем предлагает пересчитать. Делает вывод вместе с детьми. Несмотря, на то, что круги расположены по-разному, но их во всех случаях 7, значит, число не зависит от расположения предметов.
3 «Далеко-близко»
Цель: независимость числа от расстояния между предметами.
Чего кажется больше?
— Чего кажется меньше?
— Как узнать точно?
— Посчитайте!
— По скольку?
— По пять — значит, поровну.
— Почему мы ошиблись вначале?
Замечание: нельзя проверять приложением, так как теряется смысл задачи.
Усложнения
1. Идем от равночисленных множеств к неравночисленным.
2. Увеличиваем количество элементов в сравниваемых множествах от 1 до 10.
3. Даем сразу несколько отличий.