Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.
методическая разработка

Литвинова Валентина Владимировна

Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. ...

Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_8_bilet.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система  дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться  в пространстве.

               Умения   ориентироваться на своем теле.

Младшая группа

1.Задания на подражание

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)

 3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки.

4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук)

2.«Кукла моется», «Оденем куклу»

Цель: развивать умения ориентироваться в расположении  частей своего тела, используя в качестве образца куклу.

3 . «Кто правильно скажет и покажет»

 Цель: развивать умение ориентироваться в расположении своего тела, развивать внимание.

Умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»

Младшая группа

1.Обучение умению различать правую и левую руки.

Детей знакомят с названиями обеих рук одновременно и постоянно связывают называние руки:

1. с выполняемыми ею характерными действиями:

«Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб».

2. с выполнением и других действий:

Взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую – короткую. Просит сказать, в какой руке у них тот или иной предмет.

2.Игры с показом:

Правая и левая – строят города.

Правая и левая – водят поезда.

Правая и левая – могут шить и штопать.

Правая и левая – любят громко хлопать.

У меня есть две руки – и правая, и левая!

3.  Дидактические упражнения:

1. Показать правую руку, затем левую. (Если ребенок не может назвать левую руку, педагог называет ее сам, а ребенок повторяет).

2.Поднять то правую, то левую руку.

3.Взять предмет то правой, то левой рукой.

4.Взять в правую руку флажок, а в левую – цветы

4. Игровые упражнения «Команды»:

 Покажите правый глаз (левое ухо, правую ногу, левую щечку и т.д.)

Закройте левый глаз

 Поднимите правую ногу

 Угадайте, какая щека (ухо и пр.) у вас правая, какая левая?»

 Более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу

Работа по формированию умения  различать пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади).

1.Дидактические упражнения:

- «Посмотрите вверх, посмотрите вниз, посмотрите назад, посмотрите вперед»

- «Покажите (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз»

- «Подними игрушку вверх, опусти игрушку вниз»

- «Поставь машинку впереди, а кубик – сзади»

- Поднимите руки вверх, опустите руки вниз

2 Дидактические игры:

1. На усвоение понятий вверху и внизу.

 «Игра с подвесным шариком»

 «Назови, кто находится внизу, а кто - вверху?»

 «Где звенит колокольчик?»

«Куда бросили мяч?»

2 На усвоение понятий впереди — сзади (позади).

Игра с показом «Самолет»

«Угадай, кто где стоит (сидит)!»

«Угадай, что где находится!»

«Куда бросили мяч»

«Прокати шарик»

Умения определять пространственные направления «от себя».

Средняя группа

Цель: закрепления умения различать и называть пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади)

1. Дидактическое упражнение «Команды»

- «Посмотрите вверх (вниз), посмотрите назад, (вперед)»

- «Покажите (флажком, палочкой) вверх, вниз, вперед, назад»

- «Подними игрушку вверх, опусти игрушку вниз»

- Поднимите руки вверх, опустите руки вниз;

-  «Поставь машинку впереди, а кубик – сзади»

2. Дидактические игры:

 1.Дидактические игры с показом картинок

1. На усвоение понятий вверху и внизу.

Те  же

2. На усвоение понятий впереди — сзади (позади).

-  «Что изменилось?»

-  «Кто ушел и где он стоял?»

- «Встань так, как я скажу!»

3.Умения  различать пространственные направления «от себя»:  слева – справа

1. Дидактическое упражнение «Команды»

- «Повернитесь налево, повернитесь направо»

- «Покажите (флажком, палочкой) налево, направо»

- «Поставь машинку слева, а кубик – справа»

2.Дидактические игры:

-  «Где звенит колокольчик?»

-  «Угадай, что где находится!

 «Угадай, что загадали»

«Угадай, кто где стоит!»

 «Что изменилось?»

 «Кто ушел и где он стоял?»

 «Куда бросили мяч»

 «Назови соседа справа (слева)»

Совершенствование умения определять пространственные направления «от себя».

Старшая группа

Цель: совершенствования умения различать и называть пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), слева – справа

1. Дидактические игры:

- «Команды» («Поручения»)

- «Игра с подвесным шариком»

 -  «Где звенит колокольчик?»

-  «Назови, кто (что) где находится?»

-  «Угадай, кто где стоит (сидит)!»

-  «Назови соседа справа (слева)»

После того как ребенок определит расположение предметов полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90 градусов) или кругом (на 180 градусов). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него.

-  «Кто ушел и где он стоял?»

-  «Встань так, как я скажу!»