Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Литвинова Валентина Владимировна

Игровые методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:дерево,бумага.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые методы

1.Игры-экспериментирования.

Игра-экспериментирование № 1 ««Кораблик для путешествия по реке Волге»

Цель : закреплять свойства бумаги, дерева, железа и т.д.

Приходит посылка с бумажным кораблём от Почемучки. Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем невозможно путешествовать (выделяют проблему( он ненадежный, он маленький, он быстро промокнет и утонет.)

Дети берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик, степень его надежности. Затем они исследуют бумагу, как постепенно она намокает в воде, рвется, становится непрочной. Затем воспитатель просит найти корабля, способный плавать по реке, задаёт наводящие вопросы, а дети высказывают предположения:

  • Какими свойствами должен обладать кораблик? (Держаться на воде и не тонуть.)
  • Какие материалы отвечают этим требованиям? (Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно       попробовать поролон...)
  • Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Дети самостоятельно находят в группе предметы из дерева, металла, пластмассы, картона и поролона, наливают воду в тазики, проверяют, что лучше держится на воде (лучше строить кораблик из дерева или пластмассы) И находят предметы ,которые могут послужить кораблём в путешествие по реке Волге.

Игра-экспериментирование №2  «Послушная бумага»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепление ранее полученных знаний .

Педагог говорит детям о том, что с бумагой можно играть, предлагает выполнить следующие действия:

-подбросить лист бумаги каждой рукой;

-переложить с одной руки на другую;

-обрывочными движениями порвать пополам;

-смять шарики из бумаги (каждой рукой отдельно);

-жонглировать шариками;

-распрямить шарики в листы (каждой рукой отдельно);

-порвать бумагу на мелкие куски.

Игра-экспериментирование №3 «Электрический театр»

Ознакомление со свойством бумаги: способность удерживать электричество.

Цель: дать представления  о  свойствах бумаги удерживать электричество, вызвать интерес к экспериментальной деятельности и желание узнать новое, умение использовать ранее полученные знания в обыденной жизни

Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги  еще особый секрет. В ней прячется электричество. А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого  приглашаю вас в «Электрический театр».

  Предлагаю вам пройти к столам и поиграть в эту игру.

 Подготовка реквизита: Лист оргстекла положить на подставки, высотой 30мм. Фигурки разложить под стеклом. Под  музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.

 Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?

Ответы детей :

 Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.

2.Дидактические игры

Дидактическая игра№1 «Составление картины опасностей»

Цель: Закрепить с детьми виды и свойства бумаги, заинтересовать в изготовлении сказочного человечка. Воспитывать самостоятельность в выборе материала, способов работы и украшений.  Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Дидактическая задача:  вспомнить свойства бумаги, назвать возможные  связи свойства бумаги с окружающим миром.

Игровые действия: придумать и смастерить человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан, провести своего человечка по дорожке.

Игровые правила: выиграет тот, кто даст более точные объяснения , какие препятствия  должен обходить бумажный человечек  и почему.

Дидактическая игра№2  «Чем был, чем стал»

Цель. Закреплять представления о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Дидактическая задача:   подобрать предметы из названного  материала.

Игровые действия : подбирать предметы рукотворного мира, изготовленные из названного материала, находящиеся в комнате

 Игровые правила: выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов.

Дидактическая игра № 3  «Угадай, что из чего сделано»

Цель. Упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.

Дидактическая задача: определить, назвать и сгруппировать предметы по определённому материалу, из которого они сделаны

Игровые действия:  рассмотреть изображенные на картинках предметы и выяснить, из каких материалов они сделаны. По сигналу педагога игроки каждой группы выбирают нужные предметные картинки и разносят их по своим обручам.

Игровые правила: побеждает группа, которая быстрее выполнит задание.

Дидактическая игра № 4 «Поезд времени»

Цель: формировать умение выстраивать линию развития объекта рукотворного мира от начальной точки возникновения материала, из которого он изготовлен до самого объекта.

Дидактическая задача: установить связь между живой и неживой природой, определить последовательность развития объекта.

Игровые действия: выбрать из карточек с изображением этапов развития различных объектов определённые в соответствии с заданным объектом и выстроить в нужной последовательности

Игровые правила: выиграет тот, кто первым и правильно соберёт свою линию развития.

Поезд времени для книги

Лес- спиленные деревья –опилки- фабрика- рулоны бумаги –печатный станок-книга.

Дидактическая игра №5 «Мой, моя, мое»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

Дидактическая задача: правильно называть слова, обозначающие предметы из бумаги, согласовывая из со словами мой, моя, моё.

Игровые действия : воспитатель называет предметы из бумаги , про которые можно сказать мой, моя ,моё. Дети, у которых  в руках предмет, подходит поднимает его и повторяет

— Моя…( салфетка, книга…)

 — Мой …(блокнот, лист..)

 — Мои…(тетради, открытки…)

Игровые правила : выигрывает тот, кто правильно отбирает предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой»

Дидактическая игра №6 «Из чего сделан предмет? »

Цель: классификация предметов в зависимости от материала изготовления.

Игровые действия: воспитатель называет вид бумаги, а дети должны найти предмет, сделанный из этой бумаги (картон, гофрированная бумага, газетная бумага, глянцевая и т. д.)

Игровые правила : и рассказать о своём предмете  так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его.

3 Подвижные игры

 Подвижная игра №1 «Бумажные самолетики».

Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление, закрепить полученные знания о свойствах бумаги.

 Дети превращаются в бумажные самолётики ,что бы узнать как быстро приземляется бумага.

 По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром».

Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра №2 «Назови действия»

Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление.

Педагог бросает детям мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.). И что можно сделать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

Подвижная игра №3 «Камень, ножницы, бумага»

Цель: закрепление представлений о свойствах предметов.

Произносится фраза "Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!" На счет "три" участники выбрасывают из кулака либо указательный и средний пальцы ("ножницы"), либо ладонь ("бумага"), либо оставляют кулак сжатым ("камень"). "Ножницы" режут "бумагу", "бумага" оборачивает "камень", "камень" затупляет "ножницы". Чей предмет сильнее, тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».

Перспективный  план работы по самообразованиюКуркиной Ольги МихайловныТема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»....

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода...

Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на тему «Роса»

вызвать интерес детей к наблюдению за росой;- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, ...

Проект системы работ по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы." Опыты с сахаром и солью"

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлением неживой природы: сахара и соли.«Удивительные превращения сахара и соли»Задачи: Развивать  познавательно-исследовательский...