Главные вкладки

    Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Литвинова Валентина Владимировна

    Игровые методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:дерево,бумага.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_metody.docx27.22 КБ

    Предварительный просмотр:

     Игровые методы

    1.Игры-экспериментирования.

    Игра-экспериментирование № 1 ««Кораблик для путешествия по реке Волге»

    Цель : закреплять свойства бумаги, дерева, железа и т.д.

    Приходит посылка с бумажным кораблём от Почемучки. Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем невозможно путешествовать (выделяют проблему( он ненадежный, он маленький, он быстро промокнет и утонет.)

    Дети берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик, степень его надежности. Затем они исследуют бумагу, как постепенно она намокает в воде, рвется, становится непрочной. Затем воспитатель просит найти корабля, способный плавать по реке, задаёт наводящие вопросы, а дети высказывают предположения:

    • Какими свойствами должен обладать кораблик? (Держаться на воде и не тонуть.)
    • Какие материалы отвечают этим требованиям? (Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно       попробовать поролон...)
    • Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?

    Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

    Дети самостоятельно находят в группе предметы из дерева, металла, пластмассы, картона и поролона, наливают воду в тазики, проверяют, что лучше держится на воде (лучше строить кораблик из дерева или пластмассы) И находят предметы ,которые могут послужить кораблём в путешествие по реке Волге.

    Игра-экспериментирование №2  «Послушная бумага»

    Цель: развивать мелкую моторику, закрепление ранее полученных знаний .

    Педагог говорит детям о том, что с бумагой можно играть, предлагает выполнить следующие действия:

    -подбросить лист бумаги каждой рукой;

    -переложить с одной руки на другую;

    -обрывочными движениями порвать пополам;

    -смять шарики из бумаги (каждой рукой отдельно);

    -жонглировать шариками;

    -распрямить шарики в листы (каждой рукой отдельно);

    -порвать бумагу на мелкие куски.

    Игра-экспериментирование №3 «Электрический театр»

    Ознакомление со свойством бумаги: способность удерживать электричество.

    Цель: дать представления  о  свойствах бумаги удерживать электричество, вызвать интерес к экспериментальной деятельности и желание узнать новое, умение использовать ранее полученные знания в обыденной жизни

    Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги  еще особый секрет. В ней прячется электричество. А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого  приглашаю вас в «Электрический театр».

      Предлагаю вам пройти к столам и поиграть в эту игру.

     Подготовка реквизита: Лист оргстекла положить на подставки, высотой 30мм. Фигурки разложить под стеклом. Под  музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.

     Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?

    Ответы детей :

     Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.

    2.Дидактические игры

    Дидактическая игра№1 «Составление картины опасностей»

    Цель: Закрепить с детьми виды и свойства бумаги, заинтересовать в изготовлении сказочного человечка. Воспитывать самостоятельность в выборе материала, способов работы и украшений.  Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

    Дидактическая задача:  вспомнить свойства бумаги, назвать возможные  связи свойства бумаги с окружающим миром.

    Игровые действия: придумать и смастерить человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан, провести своего человечка по дорожке.

    Игровые правила: выиграет тот, кто даст более точные объяснения , какие препятствия  должен обходить бумажный человечек  и почему.

    Дидактическая игра№2  «Чем был, чем стал»

    Цель. Закреплять представления о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

    Дидактическая задача:   подобрать предметы из названного  материала.

    Игровые действия : подбирать предметы рукотворного мира, изготовленные из названного материала, находящиеся в комнате

     Игровые правила: выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов.

    Дидактическая игра № 3  «Угадай, что из чего сделано»

    Цель. Упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.

    Дидактическая задача: определить, назвать и сгруппировать предметы по определённому материалу, из которого они сделаны

    Игровые действия:  рассмотреть изображенные на картинках предметы и выяснить, из каких материалов они сделаны. По сигналу педагога игроки каждой группы выбирают нужные предметные картинки и разносят их по своим обручам.

    Игровые правила: побеждает группа, которая быстрее выполнит задание.

    Дидактическая игра № 4 «Поезд времени»

    Цель: формировать умение выстраивать линию развития объекта рукотворного мира от начальной точки возникновения материала, из которого он изготовлен до самого объекта.

    Дидактическая задача: установить связь между живой и неживой природой, определить последовательность развития объекта.

    Игровые действия: выбрать из карточек с изображением этапов развития различных объектов определённые в соответствии с заданным объектом и выстроить в нужной последовательности

    Игровые правила: выиграет тот, кто первым и правильно соберёт свою линию развития.

    Поезд времени для книги

    Лес- спиленные деревья –опилки- фабрика- рулоны бумаги –печатный станок-книга.

    Дидактическая игра №5 «Мой, моя, мое»

    Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

    Дидактическая задача: правильно называть слова, обозначающие предметы из бумаги, согласовывая из со словами мой, моя, моё.

    Игровые действия : воспитатель называет предметы из бумаги , про которые можно сказать мой, моя ,моё. Дети, у которых  в руках предмет, подходит поднимает его и повторяет

    — Моя…( салфетка, книга…)

     — Мой …(блокнот, лист..)

     — Мои…(тетради, открытки…)

    Игровые правила : выигрывает тот, кто правильно отбирает предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой»

    Дидактическая игра №6 «Из чего сделан предмет? »

    Цель: классификация предметов в зависимости от материала изготовления.

    Игровые действия: воспитатель называет вид бумаги, а дети должны найти предмет, сделанный из этой бумаги (картон, гофрированная бумага, газетная бумага, глянцевая и т. д.)

    Игровые правила : и рассказать о своём предмете  так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его.

    3 Подвижные игры

     Подвижная игра №1 «Бумажные самолетики».

    Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление, закрепить полученные знания о свойствах бумаги.

     Дети превращаются в бумажные самолётики ,что бы узнать как быстро приземляется бумага.

     По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром».

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Подвижная игра №2 «Назови действия»

    Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление.

    Педагог бросает детям мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.). И что можно сделать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

    Подвижная игра №3 «Камень, ножницы, бумага»

    Цель: закрепление представлений о свойствах предметов.

    Произносится фраза "Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!" На счет "три" участники выбрасывают из кулака либо указательный и средний пальцы ("ножницы"), либо ладонь ("бумага"), либо оставляют кулак сжатым ("камень"). "Ножницы" режут "бумагу", "бумага" оборачивает "камень", "камень" затупляет "ножницы". Чей предмет сильнее, тот и выиграл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

    планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

    Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

    Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

    Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

    Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

    Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».

    Перспективный  план работы по самообразованиюКуркиной Ольги МихайловныТема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»....

    Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

    Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

    Дидактические игры по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.

    Данный материал предназначен для игр с детьми как педагогов так и родителей....

    Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода

    Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода...