Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода
опыты и эксперименты по окружающему миру

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:






Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:

Вода


Практические методы:

Опыт №1.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода- прозрачная, а грязная -непрозрачная».

Ход опыта:  Приготовить два стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (пуговицы, монетки).

Выяснить как усвоено детьми понятие «прозрачный», предложить найти прозрачные предметы в группе, к примеру стакан или аквариум.

Дать задание:  Доказать, что вода в стакане прозрачная (предложить ребятам самим опустить в стакан мелкие предметы, они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить кусочек земли в банку с водой, будет ли она такой же прозрачной?»

Послушать ответы, затем продемонстрировать на опыте. В банку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить (прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже).

Вывод: Чистая вода прозрачная, через неё видны предметы, а мутная вода непрозрачная.

Опыт №2.

Можно ли пить талую воду.

Цель: Показать, что даже самый чистый снег, грязнее воды, которая течёт из водопровода.

Ход опыта: Взять 2 белые тарелки, в одну положить снег, а в другую налить воду из водопровода. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне).

Вывод: Снег-это грязная, талая вода и она не пригодная для питья. Объяснить детям, что талую воду можно использовать для поливки растений например.

Опыт №3.

Вода отражает окружающие предметы.

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы

Ход опыта: Внести в группу таз с водой.  Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить где они ещё они могли видеть своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать даже в качестве зеркала.

Опыт №4.

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход опыта: Нужно взять 2 стакана с водой, а также несколько предметов выполненных из твёрдого материала (линейка, кубик и т.д) определить формы этих предметов.

Задать вопрос  «Есть ли форма у воды?»

Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из сосуда в сосуд (чашка или блюдце).
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт №5.

Животворное свойство воды.

Цель: Показать самое главное свойство воды –давать жизнь живому.

Ход опыта: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду (они оживают, дают корни). Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода даёт жизнь всему живому.

Опыт №6.

Эффект радуги.

Цель: Воспроизвести эффект радуги.

Материалы: Миска с водой, лист белого картона, маленькое зеркало.

Ход опыта:  Опыт проводится только в ясный, солнечный день. 

Воспитатель ставит миску с водой на самое солнечное место. Опускает небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Затем перемещая картон перед миской, находит положение, когда на нём появится отражённая радуга.  

























Игровые методы:

1.Игры экспериментирования.

№1. Прозрачная вода.

Цель: Вывить свойства воды (льётся, прозрачная, нет запаха).

Материалы: 2 непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание: К нам в гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две не прозрачные банки закрытые крышками, одна из них с водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему тяжелее?

Открываем банки: одна пустая, а другая с водой. Поэтому, одна легкая, а другая тяжёлая.

Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?

Воспитатель предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого детям предлагаются на выбор разные ёмкости.

Вопросы детям: Чем удобнее наливать? (ковшиком)

                    Что мы делаем? (Переливаем и наливаем воду)

                    Что делает водичка?(Льётся)

Давайте послушаем, как льётся водичка.

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и

назови» (рассматривание картинок через банку); Затем задаются вопросы: Что мы увидели? Почему картинку так хорошо видно? Какая вода по цвету? Что мы узнали о воде.

№2. Замерзшая вода.

Цель: Выявить, что лёд-это твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелки, картинка с изображением айсберга.

Описание:  Перед детьми стоит миска с водой. Они обсуждают, какая вода,

какой она формы. Вода меняет форму потому, что она жидкая. Может ли вода быть твердой? Что с ней произойдёт, если её сильно охладить? (Вода превращается в лёд).  Далее дети рассматривают кусочки льда. Воспитатель задаёт вопросы: Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд пить, как воду? Какой формы лёд?.

 Плавает ли лёд?  (Воспитатель кладёт кусочек льда в миску и дети наблюдают).

Какая часть льда плавает?  (Верхняя); В морях плавают огромные глыбы льда, они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга и если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль утонет (рассказ).

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке.

Что произошло? Почему лёд растаял? Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

«Играем с льдинками»

Свободная деятельность детей; они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

№3. Водяная мельница.

Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

Описание: Воспитатель проводит беседу с детьми о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства.  Воспитатель задаёт вопрос: «Может ли вода заставить работать другие предметы?»

После ответов детей воспитатель показывает водяную мельницу. Что это? Как заставить это работать?

Дети надевают фартуки и закатывают рукава, берут кувшин с водой и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды в центр лопасти.

Далее воспитатель задаёт вопросы: Что мы видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?  

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, то мельница будет работать медленно, а если большой, то мельница будет работать быстрее.

№4. Тающий лёд.

Цель: Определить, что лёд тает от тепла; что в горячей воде он  тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, тазик с горячей и холодной водой, кубики льда ложка, акварельные краски, веревочки, разные формочки.

Описание: Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд. В тазике с холодной или горячей водой. Воспитатель раскладывает лёд, дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле тазиков. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Задаются вопросы детям:  Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка?

Как  можно получить разноцветные льдинки? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки и на подносах ставят на холод.

2.Дидактические игры.

№1. «Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память и познавательную активность.

Материалы: картинки с изображением различного состояния воды (река, лёд, снегопад, дождь и др.)

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках

изображены различные состояния воды. Во время движения по кругу

произносят слова:

Вот и лето наступило

Солнце ярче засветило

Стало жарче припекать

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

№2. «Кому нужна вода»

Цель: Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: большие картинки с изображением воды, маленькие картинки с изображением животных, человека и растений.

Ход игры: Дети по очереди выкладывают маленькие картинки по кругу и называют, кому нужна вода.

№3.  «Капельки и тучки» 

Цель: Учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький».

Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание.

Материал: две фигурки- тучки одинакового цвета, но разные по размеру; фигурки капелек большого и маленького размеров одинакового цвета.

Ход игры.   Воспитатель читает стишок:

Солнце весело светило,

ветер ветки наклонял.

Завертело, закружило-

тучку крупную пригнало,

капли крупные упали.

Воспитатель берет одну из рядом лежащих фигурок (крупную тучку):  Какая это тучка по размеру? Какие капли упали с этой тучки? Предлагает одному ребенку выбрать нужные капельки и расположить их под крупной тучкой. Когда ребенок справился с заданием спрашивает: какие капельки остались? Под какой тучкой их надо расположить? Ребенку предлагается взять оставшуюся тучку (маленькую) и разложить капельки, соответствующие по размеру этой тучке. Повторяется несколько раз с разными детьми.


















Словесные методы:

1.Рассказ воспитателя.

Тема: «Вода вокруг нас»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Описание: Рассказать для чего мы используем воду?  (моем руки, купаемся, пьём её, поливаем растения, стираем вещи и др.)

Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без неё мы не

сможем прожить. Представить вместе с детьми, что случилось бы, если вода вдруг исчезла бы.

2.Чтение художественной литературы.

1. К.И. Чуковский «Мойдодыр».

2. Л.Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода».

3.Русская народная сказка «Снегурочка».

4. Андерсен «Снежная королева»

5. Вахрушев «Сказка о воде».

Стихи о воде.

Мой дружок — ручеек

Познакомьтесь: мой дружок,
Быстроногий ручеек!
Ему на месте не сидится,
Он всегда куда-то мчится.
В догонялки с ним играю,
Я сегодня догоняю.
Мои шансы велики…
Но мы расстались у реки.
Мой дружок вдруг потерялся,
Я найти его старался,
Только так и не нашел,
Домой расстроенный ушел.
Ничего, я не сдаюсь,
Завтра поискать вернусь!

Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

Родничок

Ключик, милый родничок,
Сухой листик уволок.
Маленький, как кулачок,
Звонкоголосый ручеек.

                                  Пословицы и поговорки о воде.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

С водой и огнем не поспоришь.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Глубокая вода не мутится.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Концы – в воду.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Это еще на воде вилами писано.

Мир силен, как вода.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет.

Жди большой беды от лихой воды.

Пришла беда, разозлилась вода.

Всей воды не выпьешь.

Хлеб да вода  — молодецкая еда.

Огонь – царь, водица – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княжна.

Ручей поит реку, река поит море.

Без воды и не туды, и не сюды.

Чужую беду на воде разведу, а к своей – ума не приложу.

Упадешь в воду – сухим не выйдешь.

Хороша вода с берегу.

Что за беда, коли льется вода!

Чужую беду я водой развожу, а на свою беду сижу да гляжу.

В воду упадет — не промокнет, в огонь попадет — не сгорит.

Переливать из пустое в порожнее.

Потешки о воде.

***

Ай, лады-лады-лады, 
Не боимся мы воды, 
Чисто умываемся, 
Маме улыбаемся. 


*** 
Водичка серебристая 
Струится из-под крана. 
И мыло есть душистое, 
Совсем как в нашей ванной. 

*** 
«Водичка серебристая, 
Ты как сюда попала?» 


«Через луга росистые 
Я в детский сад бежала» 
«Водичка серебристая, 
Зачем ты к нам бежала?» 
«Чтоб все вы были чистыми, 
Чтоб все вокруг сверкало» 


*** 
Закатаем рукава, 
Открываем кран - вода. 
Моем глазки, моем щечки, 
Моем уши и ладошки! 
- Посмотрите, крошки, 
- На свои ладошки. 
- Ах, какие ладошки! 
- Чистые ладошки! 


*** 
В ручейке вода струится 
В речке плещется вода. 
Мы под краном будем мыться, 
Без воды мы никуда. 
Моем руки, моем лица 
Мылом, щеткой и водой. 
Если ты не любишь мыться, 
Эту песенку не пой. 


*** 
Чистая водичка 
Умоет Саше личико, 
Анечке - ладошки, 
А пальчики - Антошке. 


*** 
Не умыться, не напиться без воды, 
Листику не распуститься без воды, 
И потому всегда 
Всем, везде нужна вода. 


*** 
Знаем, знаем, да-да-да, 
Где тут плещется вода. 
Выходи, водица, 
Мы пришли умыться! 
Лейся на ладошки, 
По-нем-нож-ку, 


Нет, не понемножку - посмелей, 
Будем умываться веселей. 

Загадки о воде.

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

На дворе горой,

А в избе водой. (Лёд)

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручеёк)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Наглядные методы:

1.Наблюдение

№1. Наблюдение за дождем

Цель: закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.

Активизация словаря: капля, туча, высота, прятаться, намочу;

Обогащение словаря: осадки, поспевать, подгонять.

Художественное слово: стихотворение.

Из маленьких капель я состою,

А домик мой - туча, я в нем живу.

С большой высоты я на землю лечу-

Скорее все прячьтесь, а то намочу!

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность.

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, испаряется на солнце и от ветра.

№2. Наблюдение за снегом

Цель: познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением — снегопадом.

Ход прогулки: Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду — сыпучий, лепить нельзя.

Художественное слово: стихотворение

Снежинки пуховые 
Веселые, живые! 
Вы кружитесь, мерцаете 
В молчании лесном 
И землю устилаете 
Блестящим серебром. 

Беседа по содержанию стихотворения.

№3. Знакомство со свойствами льда.

Цель: Познакомить с сезонным явлением –гололёдом, со свойствами льда.

Основное содержание: Познакомить со свойствами воды превращаться в лёд. В начале зимы рассмотреть через тонкий лёд замёрзших луж -листья.
Закрепить знания о свойствах льда.

Художественное слово: стихотворение

Не идёт и не едется,

Потому, что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему же никто не радуется?!

2.Рассматривание иллюстраций

Картина «Весна. Большая вода»

Цель: Закрепить понятие «вода весной». Воспитывать эстетическое восприятие.

Иллюстрации о воде (озера, моря, реки)

Цель: Уточнять и расширять знания детей о свойствах, видах воды и её использовании. Воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проекта "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"

презентация проекта по экологическому воспитанию "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"...

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

Игровые методы по ознакомлению дошольников с явлениями неживой природы: дерево, бумага

Игровые методы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:дерево,бумага....

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на тему «Роса»

вызвать интерес детей к наблюдению за росой;- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, ...

Проект системы работ по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы." Опыты с сахаром и солью"

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлением неживой природы: сахара и соли.«Удивительные превращения сахара и соли»Задачи: Развивать  познавательно-исследовательский...