Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Литвинова Валентина Владимировна

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_metody_1.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

1 Практические методы

1.Опыты.

Опыт № 1 « Способность бумаги впитывать краску».

Ознакомление со свойствами бумаги : пористость .

Цель: дать представление о впитывающей способности бумаги.

На лист бумаги капается краска, она легко впитывается, благодаря пористости бумаги, что используется в печатной промышленности при печатании книг и журналов. Раздать детям фломастеры разного цвета и предложить нарисовать, используя способность бумаги впитывать краску. Сделать вывод, что благодаря этому свойству бумаги ,её можно использовать для рисования.

Опыт № 2 « Способность бумаги растягиваться».

Ознакомление со свойствами бумаги : растяжимость .

Цель : дать представление о том, где используется растяжимость бумаги

Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Знакомим детей с теми предметами из бумаги в которых это свойство нашло применение (упаковочная бумага, мешочная бумага и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Опыт №  3. «Способность бумаги склеиваться»

Ознакомление детей со способностью бумаги склеиваться.

Цель : дать представление о том, что бумажные предметы можно склеить.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части. Дети пришли к выводу, бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 4 «Способность бумаги гореть»

Ознакомление со свойством бумаги гореть

Цель: закрепить у детей знание о том, бумага отличается высокой воспламеняемостью.

В процессе опыта воспитателем бумага зажигалась и показывался результат горения- пепел.

Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

Опыт №5  «Сминание различных предметов»

Ознакомление со свойством различных предметов: прочность.

Цель: подвести детей к пониманию того, что сминаемость различных предметов зависит от их прочности.

Вначале детям предлагается смять  различные листы  бумаги (салфетки, альбомная бумага, калька) А также деревянный кубик, пластиковую игрушку, тканевую салфетку и т.д.

Вывод: дерево, из которого сделан кубик, пластиковая игрушка  – прочные, смять нельзя

А бумага, ткань – непрочные , её можно смять.

Опыт № 6 «Падение монетки и листа бумаги».

Ознакомление с свойством бумаги: парить в воздухе.

Цель: дать представление о том, что  бумага легче по весу и поэтому ей труднее преодолевать сопротивление воздуха.

 Взять  в одну руку монету, а в другую — маленькую бумажку. Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно. Листку мешает падать воздух. Тяжёлой монете воздух не препятствие. Возможность использования при создании самолётиков из бумаги (будут дольше парить в воздухе )

Опыт №7 «Как влияет масло на качество бумаги ».

Ознакомление со свойством бумаги : прозрачность.

Цель: познакомить детей со способностью масла превращать бумагу в прозрачную ,оставляя на ней жирные пятна.

  Берутся  небольшие квадратики бумаги. Дети смотрят через неё и отмечают, что ничего не видят. Затем берутся пипетки, набирается  масло и капается пять капель в центр квадрата. Масло превратило непрозрачную бумагу в прозрачную, испортило бумагу, на ней осталось жирное пятно.

Опыт №8: «Проверим прочность бумаги»

Ознакомление со свойством бумаги: прочность.

Цель: дать представление о том, что  бумага достаточно прочная, но теряет прочность, если ее смочить водой или надрезать.

 Берутся  три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской  ничего не делают. Во второй — делают  надрез в любом месте, а третью — смачивают водой. Предлагается разорвать полоски поочерёдно, растягивая их в различные стороны. Дети должны дать ответ, какую полоску   труднее  разорвать: целую, надрезанную, мокрую.

Опыт № 9 «Может ли бумага стать прочней?»

Ознакомление со свойством бумаги: выдерживать вес предметов.

Цель: дать представления о том, что в зависимости от формы бумажная полоска ,способна выдержать значительный вес и становится более прочной.

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, кладётся  гладкая  бумажная полоска, покрывающую весь промежуток. Если на бумагу поставить полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Предлагается детям подумать, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей). Из полоски гладкой бумаги  сделать «гармошку» Проверить ответы детей. Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но  выдерживает, тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку.

2.Эксперименты с бумагой.

Эксперимент №1 «Бумага режется»

Ознакомление со свойствами бумаги: толщина

Цель: дать понятие о том, что бумага бывает по своему строению тонкая и толстая. Бумага может резаться ножницами.

 Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага легче  режется в зависимости от толщины.

Ножницы могут быть врагами, но могут быть и друзьями.

Примеры : ножницы – друг(при изготовлении бумажной игрушки, аппликации.)

 Примеры : ножницы – враг(ножницами легко можно испортить бумажный предмет, если его надрезать).

Эксперимент №2  «Бумага рвется»

Ознакомление со способностью бумаги: разрываться.

Цель: дать понятие от чего зависит  лёгкость разрыва бумаги. Бумага может разрываться руками.

Дать детям возможность разорвать квадратики из разной бумаги (салфетки, писчая, оберточная, чертежная бумага). И выяснить в каком случаи нужно приложить больше усилий.

 Вывод: бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

Эксперимент № 3 «Бумага мнется»

Ознакомление со способностью бумаги: сминаться.

Цель: дать понятие о том, что бумага легче мнётся в зависимости от толщины.

 Дети сминают несколько видов бумаги, и определяют, какую легче смять, и отчего это зависит.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

 Эксперимент № 4 «Бумага намокает».

Ознакомление со способностью бумаги: намокать в воде.

Цель: дать понятие о прочности бумаги и зависимости времени её намокания от толщины. Закрепить знание, что бумага боится воды.

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

 Эксперимент № 5«Бумага впитывает масло» .

Ознакомление со способностью бумаги: впитывать масло.

Цель: дать представление о том, что бумага способна впитывать в себя масло.

 Детям даётся возможность, намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге.

Эксперимент №  6.«Бумага издаёт звук».

Ознакомление со способностью бумаги: издавать звук

Цель: выяснить, может ли бумага издавать звуки, петь?

Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага начинает шуршать и скрипеть, т.е издавать  звуки.

3 Поисковые  действия

  1. «Найти отличие в  корабликах из бумаги и дерева?»

Ознакомление со сходством и различием бумаги и дерева.

Цель: провести сравнительный анализ свойств бумаги и дерева: прочность отношение к воде, свету.

В ходе поисковой  деятельности  сравнить кораблики из дерева и бумаги :

1  На ощупь - гладкость предметов и из бумаги и из дерева

2  По твёрдости и прочности –дерево прочнее, а бумагу можно разорвать

3 По толщине- дерево толстое ,а бумага тонкая.

4 Чем различаются кораблики из разных видов бумаги (салфетки, альбомные листы, картон)

5Какие кораблики пригодны для плавания ,а какие нет и почему?.

  1. «Найти сходство и различие  бумаги и ткани».

Ознакомление со свойствами бумаги и ткани.

Цель: дать представление, что свойство вещества зависит от их внутреннего строения. Формировать умение замечать сходство и различие и делать выводы по результатам поисковых действий.

Дети сравнивают различные виды бумаги (картон, салфетки, альбомную бумагу, кальку) и ткань(лён, плащёвую, ситец, хлопок). В ходе поисковых действий дети отмечают сходства и различие бумаги и ткани.

Сходство:

1.по цвету: и бумага и ткань могут быть белыми, цветными, с цветочками.

2 по гладкости и шершавости

3 и бумага и ткань могут шуршать (плащёвая ткань тоже шуршит), или не шуршит (салфетки не шуршат).

4 вода мочит и бумагу и ткань.

Различие:

1.ткань разорвать нельзя, а бумагу можно.

2 можно согнуть и бумагу и ткань, но потом бумага остаётся смятой,а ткань распрямляется.

3 ткань состоит из ниток, а бумага переработанное дерево.

  1. «Чем лучше рисовать на копировальной бумаге? И отчего зависит яркость копий? »

Ознакомление со свойствами различных предметов копировать

Цель: дать представление, что лучше подходит для использования при копировании (фломастер, ручку, острый кончик кисточки).

Дети представляются возможности  выполнить копии различными предметами. Затем  совместно с воспитателем обсуждают результаты:

- Ручкой хорошо, ярко, она твердая, получается четкая копия.

- Фломастером видно хуже, у него кончик мягче.

- Кончиком кисточки копии получаются четкими, но на верхнем листе ничего не видно.

4 Обследовательские действия

Обследование №1.« Какой бывает бумага».

Ознакомление со свойствами бумаги: цвет, гладкость, порочность, толщина

Цель: научить  детей отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество.

Дети по очереди трогают бумагу разных видов, определяют ее на ощупь и описывают свойства. Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа, который держит в руках (тонкий, гладкий, белый, шершавый и т.д.).

Обследование №2. «Волшебная бумага»

Ознакомление с свойством копировальной бумаги– точное копирование рисунка.

Цель: развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимость.

Воспитатель предлагает обследовать копировальную бумагу. Совместно с детьми делает вывод, что одна сторона у копировальной бумаги –“жирная”, с краской, а другая – “матовая”. Выясняет, какой стороной нужно положить копировальную бумагу на тот лист, на который переводят рисунок.

5 Упражнение

Упражнение № 1«Правильно произнесите слова».

Цель: согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два…, пять…

Одна сосна, две…, пять…

Один лист бумаги, два листа бумаги…

Упражнение № 2 ««Умный словесник».

Цель: упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста – (листва).

Буквы, картинки, листочки бумаги (книга)

2 Игровые методы

1.Игры-экспериментирования.

Игра-экспериментирование № 1 ««Кораблик для путешествия по реке Волге»

Цель : закреплять свойства бумаги, дерева, железа и т.д.

Приходит посылка с бумажным кораблём от Почемучки. Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нем невозможно путешествовать (выделяют проблему( он ненадежный, он маленький, он быстро промокнет и утонет.)

Дети берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и проверяют, тонет или не тонет бумажный кораблик, степень его надежности. Затем они исследуют бумагу, как постепенно она намокает в воде, рвется, становится непрочной. Затем воспитатель просит найти корабля, способный плавать по реке, задаёт наводящие вопросы, а дети высказывают предположения:

  • Какими свойствами должен обладать кораблик? (Держаться на воде и не тонуть.)
  • Какие материалы отвечают этим требованиям? (Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно       попробовать поролон...)
  • Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Дети самостоятельно находят в группе предметы из дерева, металла, пластмассы, картона и поролона, наливают воду в тазики, проверяют, что лучше держится на воде (лучше строить кораблик из дерева или пластмассы) И находят предметы ,которые могут послужить кораблём в путешествие по реке Волге.

Игра-экспериментирование №2  «Послушная бумага»

Цель: развивать мелкую моторику, закрепление ранее полученных знаний .

Педагог говорит детям о том, что с бумагой можно играть, предлагает выполнить следующие действия:

-подбросить лист бумаги каждой рукой;

-переложить с одной руки на другую;

-обрывочными движениями порвать пополам;

-смять шарики из бумаги (каждой рукой отдельно);

-жонглировать шариками;

-распрямить шарики в листы (каждой рукой отдельно);

-порвать бумагу на мелкие куски.

Игра-экспериментирование №3 «Электрический театр»

Ознакомление со свойством бумаги: способность удерживать электричество.

Цель: дать представления  о  свойствах бумаги удерживать электричество, вызвать интерес к экспериментальной деятельности и желание узнать новое, умение использовать ранее полученные знания в обыденной жизни

Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги  еще особый секрет. В ней прячется электричество. А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого  приглашаю вас в «Электрический театр».

  Предлагаю вам пройти к столам и поиграть в эту игру.

 Подготовка реквизита: Лист оргстекла положить на подставки, высотой 30мм. Фигурки разложить под стеклом. Под  музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.

 Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?

Ответы детей :

 Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.

2.Дидактические игры

Дидактическая игра№1 «Составление картины опасностей»

Цель: Закрепить с детьми виды и свойства бумаги, заинтересовать в изготовлении сказочного человечка. Воспитывать самостоятельность в выборе материала, способов работы и украшений.  Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Дидактическая задача:  вспомнить свойства бумаги, назвать возможные  связи свойства бумаги с окружающим миром.

Игровые действия: придумать и смастерить человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан, провести своего человечка по дорожке.

Игровые правила: выиграет тот, кто даст более точные объяснения , какие препятствия  должен обходить бумажный человечек  и почему.

Дидактическая игра№2  «Чем был, чем стал»

Цель. Закреплять представления о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Дидактическая задача:   подобрать предметы из названного  материала.

Игровые действия : подбирать предметы рукотворного мира, изготовленные из названного материала, находящиеся в комнате

 Игровые правила: выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов.

Дидактическая игра № 3  «Угадай, что из чего сделано»

Цель. Упражнять детей в группировании предметов по материалу, из которого они сделаны.

Дидактическая задача: определить, назвать и сгруппировать предметы по определённому материалу, из которого они сделаны

Игровые действия:  рассмотреть изображенные на картинках предметы и выяснить, из каких материалов они сделаны. По сигналу педагога игроки каждой группы выбирают нужные предметные картинки и разносят их по своим обручам.

Игровые правила: побеждает группа, которая быстрее выполнит задание.

Дидактическая игра № 4 «Поезд времени»

Цель: формировать умение выстраивать линию развития объекта рукотворного мира от начальной точки возникновения материала, из которого он изготовлен до самого объекта.

Дидактическая задача: установить связь между живой и неживой природой, определить последовательность развития объекта.

Игровые действия: выбрать из карточек с изображением этапов развития различных объектов определённые в соответствии с заданным объектом и выстроить в нужной последовательности

Игровые правила: выиграет тот, кто первым и правильно соберёт свою линию развития.

Поезд времени для книги

Лес- спиленные деревья –опилки- фабрика- рулоны бумаги –печатный станок-книга.

Дидактическая игра №5 «Мой, моя, мое»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы.

Дидактическая задача: правильно называть слова, обозначающие предметы из бумаги, согласовывая из со словами мой, моя, моё.

Игровые действия : воспитатель называет предметы из бумаги , про которые можно сказать мой, моя ,моё. Дети, у которых  в руках предмет, подходит поднимает его и повторяет

— Моя…( салфетка, книга…)

 — Мой …(блокнот, лист..)

 — Мои…(тетради, открытки…)

Игровые правила : выигрывает тот, кто правильно отбирает предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой»

Дидактическая игра №6 «Из чего сделан предмет? »

Цель: классификация предметов в зависимости от материала изготовления.

Игровые действия: воспитатель называет вид бумаги, а дети должны найти предмет, сделанный из этой бумаги (картон, гофрированная бумага, газетная бумага, глянцевая и т. д.)

Игровые правила : и рассказать о своём предмете  так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его.

3 Подвижные игры

 Подвижная игра №1 «Бумажные самолетики».

Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление, закрепить полученные знания о свойствах бумаги.

 Дети превращаются в бумажные самолётики ,что бы узнать как быстро приземляется бумага.

 По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром».

Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра №2 «Назови действия»

Цель: развивать внимание, память, волевые процессы, активизировать мышление.

Педагог бросает детям мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.). И что можно сделать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

Подвижная игра №3 «Камень, ножницы, бумага»

Цель: закрепление представлений о свойствах предметов.

Произносится фраза "Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!" На счет "три" участники выбрасывают из кулака либо указательный и средний пальцы ("ножницы"), либо ладонь ("бумага"), либо оставляют кулак сжатым ("камень"). "Ножницы" режут "бумагу", "бумага" оборачивает "камень", "камень" затупляет "ножницы". Чей предмет сильнее, тот и выиграл.

3 Словесные приемы

1.Познавательный рассказ воспитателя.

Тема №1 «Бумага в нашей жизни» (с использованием ИКТ).

Цель : познакомить детей с историей возникновения бумаги, уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах. развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.

План рассказа.

1 Отгадывание загадки о бумаге.

2 История появления бумаги.

3Свойства бумаги.

4 Использование бумаги в быту.

В процессе рассказа используется презентация «Волшебница бумага»

Тема № 2 «Виды бумаги»

Цель: Познакомить детей с разновидностями бумаги (фольга, оберточная, калька) Расширять словарный запас детей, развивать фонематический слух, упражнять в речевом творчестве.

План рассказа

1 Роль бумаги в жизни человека.

2 Фольга-бумага из тоненького слоя металла.

3 Обёрточная-бумага, в которую заворачивают подарки.

4 Для чего человеку, нужна калька.

Тема № 3« Газеты и журналы».

Цель: Познакомить с историей периодических изданий, развивать монологическую и диалогическую речь

План беседы:

1 Что такое газеты и журналы?

2 Рассматривание старых детских журналов ( «Мурзилка», «Весёлые картинки»)

3 Рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают.

4 Профессии : журналист, редактор, наборщик, фотограф.

2.Познавательная  беседа.

Тема №1 «Предметы из бумаги»

Цель: уточнение и систематизация имеющихся знаний о свойствах бумаги. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.

План беседы

1.Что  можно сделать из бумаги? Какие предметы из бумаги встречаются в жизни?

2. Какие свойства бумаги вы знаете?

3. Просмотр фильма, о том, из чего и как делают бумагу.

Тема № 2 «От дерева до бумаги ».

Цель: Дать детям знания о том, как делается бумага: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей.

1 Из чего изготовлены предметы (показ предметов, изготовленных из дерева).

2  Почему среди деревянных предметов лежит бумага?

3 Какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой мы ее видим?

4Работа лесорубов и путь дерева до бумажного комбината.

5 Процесс изготовления бумаги.

Беседа о том, что производят из древесины.

3.Чтение художественной литературы

1.Сказка "Богатый мужик". (рассказываем и показываем сказку на бумаге)

2. Ардов О.Л « Сказка про бумагу и карандаш»

3.Детская энциклопедия «Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет»

4 Большая детская энциклопедия

5 Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина».

4.Загадки

1 «Склеите корабль, солдата,

 Паровоз, машину, шпагу.

 А поможет вам, ребята,

 Разноцветная. (бумага)»

2. «Семя плоско,

Поле гладко.

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.»

(Бумага, , буквы)

3. «Поле белое,

Овцы черные.»

(Бумага, буквы)

4«Я белая, как снег,

дружу с карандашом,

где он пройдет,

там заметку кладет».

5 «Не куст, а с листочками,

 Не рубаха, а сшита,

 Не человек, а рассказывает?»

 (Книга)

«А как вы думаете, из чего сделана книга?»

 (Из бумаги).

5 Вопросы к детям

Тема «Деревья в жизни человека».

Цель: закрепление знаний о строении дерева. Закрепить представление о строении дерева (крона, ствол, ветки, корни), строении ствола (сердцевина, древесина, камбий, луб, кора).

1  Как вы думаете, дерево живое или нет?

2  Как дышит дерево?

3Для чего дереву нужна кора?

4 А от чего кора  может защищать деревья?

5 Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Тема «Свойства бумаги».

Цель: расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине?

- Верно, полоски бумаги бывают тонкие и толстые.

- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)

- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)

- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая - и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

4.Наглядные методы

1.Наблюдение

Наблюдение № 1  «Деревья и кустарники».

Цель: Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Методические приёмы: беседа, опытническая работа, художественное слово, игровые моменты.

Наблюдение № 2 «Кора деревьев»

Цель: уточнить  с детьми понятие кора ,для чего она нужна дереву. Расширять знание детей о том , для чего нужна древесина и что изготавливают из древесины и коры деревьев.

Методические приёмы: беседа, опытническая работа, художественное слово, сравнение ,уточнение ,педагогическая оценка.

Наблюдение № 3 «Старая  и молодая кора деревьев»

Цель: помочь развивать умение сравнить  кору молодых и старых деревьев. Закрепить в них знание, что чем дерево старше, тем кора тоньше, тверже. Умение определять возраст деревьев по коре и закрепить понимание, для чего человеку необходимо знать возраст деревьев (чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

Методические приемы: сравнения, использование художественного слова, сюрпризный момент, поисковые действия, подвижные игры.

Наблюдение № 4  «Крапива»

Цель :познакомить детей с растением крапивой. Дать представление о том, в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. И то, что  из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Методические приемы: сравнения, использование художественного слова, сюрпризный момент, поисковые действия, подвижные игры.

2.Использование схем, чертежей, моделей

Показ схемы производства бумаги.

Цель: познакомить детей с тем, что происходит с деревом на бумажной фабрике и то, как из дерева получается бумага. Показать процесс изготовления бумаги.

Методические приёмы: беседа, вопросы к детям, поисковые действия, сравнение.

3.Использование ТСО.

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Цель : Познакомить детей с лесоперерабатывающими предприятиями

 Дать представления о производстве бумаги. Показать, как много деревьев, времени и усилий тратится на производство бумаги. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

4.Рассматривание картин ,иллюстраций.

Рассматривание картины «Труд взрослых на бумажных комбинатах:

Цель: ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Методические приёмы: беседа, опытническая работа, художественное слово, игровые моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы: Вода

Проект по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:Вода...

Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на тему «Роса»

вызвать интерес детей к наблюдению за росой;- помочь им выделить характерные особенности росы (прозрачная, жидкая, холодная);- дать сведения о том, что роса полезна, как и дождь (росу пьют насекомые, ...

Проект системы работ по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы." Опыты с сахаром и солью"

Проект системы работы по ознакомлению дошкольников с явлением неживой природы: сахара и соли.«Удивительные превращения сахара и соли»Задачи: Развивать  познавательно-исследовательский...