Главные вкладки

    «Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
    статья по окружающему миру на тему

    Тактаева Светлана Викторовна

    Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

    Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

    Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что - то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.

    Формируя познавательную активность можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

    Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.Задача моей работы – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. При выборе темы опытов, проектов,  исследований, руководствовалась определенными правилами:

    • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
    • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему  при разработке любого занятия, точно формулировались вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
    • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
    • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети среднего дошкольного возраста, а иногда старшего не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

    Для достижения результатов применялись следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке и мини-лаборатории ,осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. НОД строилась таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские и интегрированные методы обучения в детском саду.

    Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-пространственной  среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

    Основное оборудование мини-лаборатории :

    • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
    •  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки и т. д.;

    • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
    • разные виды бумаги;
    • красители: гуашь, акварельные краски;
    • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
    • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
    • Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    В уголке экспериментирования собраны:

    • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

    Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы...

    Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

    В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

    Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

    Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

    методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

    В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...

    Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

    В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и...

    «Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

    Выступление на педагогическом часе.Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобща...