«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
презентация к занятию по окружающему миру (средняя группа) на тему

Алоян Елена Андреевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc36.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы» 

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что - то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.

Формируя познавательную активность можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).

Задача моей работы – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

При выборе темы опытов, исследований, проектов я выбрала определенные правила:

·  Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

·  Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему разрабатывая любое занятие, точно формулировала вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.

·  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

·  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети  средней  группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Были разработаны памятки, ориентирующие  на творческий подход к организации познавательной деятельности, правила для педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью с дошкольниками,       составлено перспективное планирование по формированию познавательной активности на основе ознакомления дошкольников с объектами и явлениями неживой природы. Для детей особый интерес представляют разработанные проекты, серии занятий, которые объединяются единой проблемой.

Для достижения результатов применялись следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке и мини-лаборатории «Почемучка», осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строились таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские и интегрированные методы обучения в детском саду.

Тематика Совместной деятельности с детьми была следующая: « Воздух»,

 « Вода».

Для реализации поставленных задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Основное оборудование мини-лаборатории «Почемучка»:

·  приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

·  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

·  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

·  разные виды бумаги;

·  красители: гуашь, акварельные краски;

·  медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

·  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

· Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

   Проанализировав работу по познавательному развитию детей в детском экспериментировании, пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности при участии родителей. Была отработана следующая система работы:

1. Создание условий для детского экспериментирования дома.

2. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

3. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за неживыми объектами, явлениями природы.

4 Проведение ежедневных бесед.

5.Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов.

5 Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций.

Формы работы:

·  Непосредственный образовательная деятельность воспитателя с ребенком.

·  Самостоятельная деятельность детей.

·  Интегрированные занятия.

·  Наблюдения в природе.

·  Рассматривание фотографий

·  Беседы по темам.

        Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе непосредственной организованной деятельности (НОД) позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

         Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Я создала специальный стенд, где помещалась информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

          Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей:

1. Консультация для родителей «Мы – будущие исследователи»;

2. Составлены рекомендации:

-Как помочь маленькому почемучке;

-Ребенок - маленький исследователь;

Я поставила задачи на будущее, продолжать  развивать познавательный интерес детей через проведения совместной образовательной деятельности по темам: :«Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода, камень, песок?», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с глиной», «Вода жидкая, может течь» и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы Выполнила Алоян Е.А. воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 396 «Подсолнушек»

Слайд 2

Развивать интерес детей к окружающей действительности Познание объектов неживой природы Обогащать опыт исследовательских действий Развивать речь детей в экспериментировании Задачи

Слайд 3

Непосредственно организованная деятельность воспитателя с детьми

Слайд 5

Наблюдение Игровое моделирование Проблемно-игровые ситуации Рассматривание иллюстраций Чтение произведений художественной литературы Методы

Слайд 6

Создание условий для детского экспериментирования Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за неживыми объектами, явлениями природы Проведение ежедневных бесед Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций Система работы

Слайд 7

Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с ребенком Самостоятельная деятельность детей Интегрированные занятия Наблюдения в природе Рассматривание фотографий Беседы по темам Формы работы

Слайд 8

Предметно-развивающая среда

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Выступление на педагогическом часе.Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобща...

План работы по теме самообразования «Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через экологическое воспитание (растительный мир и объекты неживой природы)

План рабоы по самообразоваию в средней группе по теме "Развитие познавателных способностей детей средненго возраста через экологическое воспитание (растителный мир и объекты неживой природы)"...

Ознакомление детей среднего возраста с объектами неживой природы через познавательно исследовательскую деятельность.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его по...

Ознакомление детей среднего возраста с объектами неживой природы через познавательно исследовательскую деятельность.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его по...