«Основы культурологического образования в ДОО»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Литвинова Валентина Владимировна

Цель проекта:

1.Осуществление комплексного подхода к приобщению дошкольников к истории и культуре родной страны. Раскрыть перед детьми удивительный рукотворный мир, формировать временные представления, развить ретроспективный взгляд на предметы.

2.Вызвать у детей желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней.

3.Развивать умение анализировать и сравнивать, воспитывать бережное отношение к предметам быта.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы культурологического образования в ДОО» Проект «Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась». Выполнила : Литвинова Валентина Владимировна воспитатель группы № 10 МБДОУ № 174

Слайд 2

Цель проекта: 1.Осуществление комплексного подхода к приобщению дошкольников к истории и культуре родной страны. Раскрыть перед детьми удивительный рукотворный мир, формировать временные представления, развить ретроспективный взгляд на предметы. 2.Вызвать у детей желание узнавать историю возникновения предметов быта, их эволюцию от древности до наших дней. 3.Развивать умение анализировать и сравнивать, воспитывать бережное отношение к предметам быта .

Слайд 3

Средства культурологического образования. 1Организованная образовательная деятельность. 1.«Введение в науку археологию» Цель: через интересные, занимательные исторические факты познакомить детей с наукой археология; очертить детям круг изучаемых археологических проблем, дать понятие, что именно эта наука помогает человечеству узнать и воссоздать образ жизни людей разных времён и народов. 2. «Знакомство с предметами старины русского народа» . Цель : развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению. Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков. Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Слайд 4

3.«Лапти мои – лапти лыковые». Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением. 4. «Прялочка - выручалочка». Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном . 5. «Игрушечных дел мастера» Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой . 6. « Посуда, которой пользовались наши предки » Цель: познакомить детей с историей происхождения посуды, гончарного ремесла . 7.«Быт и уклад жизни наших предков» Цель: поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта.

Слайд 5

2.Цикл экскурсий- путешествий «Путешествие в мир старинных вещей» 1. Музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX вв.» Цель : продолжать знакомить с предметами быта, одеждой людей на Руси. Познакомить детей с традициями и бытом русских людей. 2. Историко-этнографический комплекс «Торговля и ремесла Симбирска конца XIX — начала XX вв. » Музей «Мелочная лавка» Цель: познакомить дошкольников с атмосферой частного магазинчика и разнообразным товаром (конфеты, сахарная голова, стеклянная посуда, колониальные товары — чай, кофе, табак, керосиновые лампы, свечи, спички и многое другое).Дать представление симбирской торговли XIX в.

Слайд 6

Музей «Столярная мастерская» Цель: обогащение представлений искусствоведческого и познавательного характера, формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств. Музейное занятие с мастер-классом:«Неразлучники». Изготовление куклы-скрутки Цель: познакомить с изготовлением традиционной куклы. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Интерактивная экскурсия по музею «Столярная мастерская» с практическим занятием: -по росписи -по валянию -по лепке Цель: приобщить к обрядовой культуре. Развивать индивидуальные творческие способности.

Слайд 7

3.Музей балалайки Цель: приобщение дошкольника к эстетике традиционного русского балалаечного искусства . 4.Краеведческий музей имени И.А.Гончарова. «Путешествие в Симбирскую старину» Цель: приобщение дошкольников к богатой материальной и духовной культуре края, развития интереса к жизни края, его прошлому и настоящему. 5.Музей « Симбирское купечество» Цель: дать представление о формировании и развитии купеческого сословия в России и Симбирске, о его роли в социально-экономическом и культурном развитии города и всей страны, а также о быте купечества, о традициях и обычаях.

Слайд 8

3.Организация мини-выставок предметов. 1 « Помощницы хозяйки». Цель: Познакомить детей со старинной посудой. Сравнить их с посудой нашего времени. 2.«Волшебная прялка». Цель: познакомить детей с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. 3. «Мир старинных вещей». Цель: Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Слайд 9

4.«От лучинки до электрической лампы». Цель: познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность. 4.Выставки иллюстраций и картин 1.« Предметы труда и рукоделия на Руси». Цель: познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа. 2. «Деревня – деревянный мир». Цель: поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта.

Слайд 10

5.Совместное творчество детей и взрослых. 1.Создание макета « Русская изба». Цель: приобщение дошкольников к культурным традициям русского народа. -познакомить с жилищем наших предков. 2.Оформление мини-музея «История вещей» Цель: обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. 3.Издание собственной энциклопедии «Прошлое и настоящее предметов». Цель: предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работы, создание условий для творческого взаимодействия.

Слайд 11

6.Использование аудиовизуальных средств 1.Презентации 1. «Русская изба» Цель: обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Познакомить с историю создания русской избы и особенностями её строительства. 2. «Домашняя утварь на Руси» ( презентация) Цель: Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры. Формировать элементарное представление о быте, традициях русского народа. 3. «Как одевались в старину» Цель: познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Слайд 12

2.Видеофильмы и мультфильмы 1Мультфильмы серия Фиксики «История вещей» 2.Цикл передач для детей «Большое путешествие –история и культура: «Русские сани» , «Как правильно плести лапти» , «Русские народные инструменты» 3.Музыкальные произведения. «Пошла млада за водой» «Чайные частушки» «Русский перепляс» Русская народная песня «Валенки» «Как на тоненький ледок» «Коробейники»

Слайд 13

7.Продуктивная деятельность детей Рисование 1.«Декоративное рисование на посуде по мотивам городецкой росписи » Цель: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. 2.«Сказочная Гжель». Роспись гжельской посуды Цель: продолжать приобщать детей к народной культуре через знакомство с изделиями народно-прикладного искусства. . 3.«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Слайд 14

Аппликация 1.« Узоры русского сарафана» Цель: познакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты, развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства. 2. «Укрась одежду орнаментами народов Поволжья» Цель: закрепить с детьми особенности орнамента народов Поволжья. 3. «Украсим поясок костюма» Цель: закрепить знания детей о национальном костюме, об особенностях орнамента. Учить правильно подбирать цветовую гамму. 4. «Рукавичка» Цель: предложить детям самостоятельно украсить рукавичку одним из известных им национальных орнаментов. Развивать фантазию и учить опираться на имеющиеся знания.

Слайд 15

Лепка 1.«Лепка глиняных плошек» Цель: заинтересовать детей лепкой простых, но нужных и полезных вещей 2 «Красивые кулоны в фольклорном стиле» Цель: продолжать вызывать у детей интерес к созданию красивого украшения, изготовленного собственными руками, предоставлять возможность проявлять инициативу и самостоятельность. 3. «Лепка светца» Цель: познакомить детей с осветительным прибором - Светцом

Слайд 16

8.Развлечения 1. «Как у нас на Руси веселились от души». Цель: формировать представление о том, как играли дети на Руси. Познакомить с народными играми. Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, уважение к национальной культуре. 2.«Русская ярмарка». Цель :Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова. 3.«Ай да, валенки» Цель: развивать интерес детей к народному быту; познакомить детей с историей традиционной русской обуви валенок.

Слайд 17

4.«В морозный денек — на ярмарку, в тихий вечерок — в горенку» Цель: обобщить знания детей о национальной, традиционной культуре о сезонных изменениях в природе, о праздниках, обычаях русского народа, о народной одежде.

Слайд 18

Игры 1.Игры путешествия Игра-путешествие № 1 «Прошлое посуды» Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Игра – путешествие № 2 « Прошлое вещей». Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем вещей . Игра путешествие № 3 «Музей предметов» Цель: Углубить знания детей о прошлом предметов; по­знакомить с историей создания различных предметов; научить детей придумывать загадки о предметах; развивать логическое мышление.

Слайд 19

Игра-путешествие «Часы истории» Цель: Дать детям понятие о том, что человек создает пред­меты для своей жизни; развить ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды). 2.Дидактические игры Дидактическая игра № 1 «Одень куклу в национальный костюм». Цель: Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского). Дидактическая игра № 2«Бабушкин сундучок». Цель: Учить детей узнавать и называть предметы старинной одежды. Дидактическая игра № 3 «Из каких частей состоит одежда» Цель. Закрепить название частей одежды и обуви.

Слайд 20

3.Народные игры «Лапти» Цель: развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения. «Игровая» Цель: развитие навыков общения. «Пятнашки» Цель: развитие ловкости, выносливости. Обучение навыкам общения. « Ляпка » Цель: Развитие ловкости, выносливости.

Слайд 21

Список литературы 1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом истраной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. 3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004 4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005. 5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005

Слайд 22

6.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005 7.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003 8. Ожегов С.И. Толковый словарь 9. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007 . 10 Этнокультурное (национальное образование в Москве. Выпуск 10, серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания в Москве» Центр« Школьная книга» ,2002 11.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012

Слайд 23

С древних времен наши предки использовали деревянные ложки как музыкальный инструмент.

Слайд 24

Мини музей «Русская изба»

Слайд 25

Атрибуты для мини музея

Слайд 26

Узоры русских сарафанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Основы инклюзивного образования"

Информация с курсов повышения квалификации "Основы инклюзивного образования"...

РЕФЕРАТ По дисциплине: «Правовые основы правления образования» Тема: «Аттестация педагогических и руководящих кадров ДОУ»

План:Общие положенияАттестационная комиссия, ее составПорядок проведения аттестацииРеализация решения аттестационной комиссии. Рассмотрение трудовых споров, связанных с аттестациейРЕФЕРАТПо дисц...

Основы экологического образования старших дошкольников

Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...

ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Традиционные национальные ценностикак основа современного образования.Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России ...

Методические основы экологического образования в ДОУ

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Разнообразие объектов природы позво...

«Теоретические основы индивидуализации образования»

Теоретические основы индивидуализации образования...