ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Традиционные национальные ценности

как основа современного образования.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и  труду, на отношения человека к человеку.  В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. 
Несмотря на установленные российским законодательством  общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время  не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров,  объединяющих россиян  в единую историко-культурную и социальную общность. 
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. 
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни. 
Ребенок  наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В России разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция). Этот документ  разработан в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими  субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция (основные понятия, цели и задачи, направления деятельности)  находит свое отражение и в Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования.  Основные принципы дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; сотрудничество Организации с семьей; учет этнокультурной ситуации развития детей.   Стандарт направлен на решение задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Основными направлениями нравственного воспитания являются:

•    формирование национальной идентичности – формирование у детей представления о многонациональном народе Российской Федерации  как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
•    патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности  своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался.
•    базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
•    духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
•    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей  являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения  (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой  ступенью духовно-нравственного развития гражданина России  является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное  развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразииТрадиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. 
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): 
•    патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
•    социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,  справедливость, милосердие, честь, достоинство;
•    гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
•    семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
•    труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
•    наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
•    традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; 
•    искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
•    природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
•     человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...

Традиционные национальные ценности как основа образования.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражд...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

"Традиционные национальные ценности как основа современного образования"

quot;Традиционные национальные ценности как основа современного образования"...