«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»
методическая разработка на тему

Коломенская Светлана Владимировна

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_no_2.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Педагогический совет  №2 от 30. 11. 2016 года

 «Приобщение  дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культуры.

Задачи:

 - Развитие творческой активности и инициативы педагогов;

-Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;

- В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян;

Форма проведения:  посиделки за круглым столом.

Подготовка к педсовету.

Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.

Проведение  оперативного контроля «Анализ средовых условий группы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры».

Оформление тематической выставки в методическом кабинете «ознакомление с социальным миром» (литература, опыт, методические разработки, пособия, парциальные программы).

  -  Проведение консультации для воспитателей:

* Обычаи, традиции и обряды  русского народа»

*Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

  *«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

 - Семинар «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада» Темы выступлений: *«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»,

 -*Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

 - Проведение анкетирования родителей по теме « Приобщение детей к русской национальной культуры»».

- Проведение анкетирования воспитателей «Готовность педагога к приобщению детей к Русской народной культуре»

- Проведение тематической проверки « Анализ состояние воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к истокам национальной культуры».

  Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета( воспитатели , ст. воспитатель)

2. Актуальность темы педсовета. «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»( Заведующий)

3. Методические аспекты ознакомления дошкольников

             с социальным миром( Ст. воспитатель)

4. Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (старший воспитатель)  

5.  Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.  Из опыта работы (музыкального руководителя )

 6.  Домашнее задание  :

*  Презентовать -Традиция домостроя « Русская изба»

(вторая младшая группа «Б», воспитатели Костякова Олеся Леонидовна, Кельчина Елена Викторовна,)

* Праздничные  угощенья  на Руси  ( заведующая, ст. воспитатель)

7. Итоги тематической проверки на тему: « Анализ состояние воспитательно - образовательной работы по приобщению детей к истокам национальной культуры». (старший воспитатель)

 Решение педагогического совета

Ход педсовета.

  Звучит народная музыка, педагоги заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.  

Здравствуйте гости дорогие. Очень рада вас видеть.

 Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как?  Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.( педагоги здороваются друг с другом)

 Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами.( педагоги здороваются друг с другом)

 Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты.( педагоги здороваются друг с другом)

1. Выполнение решений педагогического совета №1 от 5 09.2016г. Подготовила и выступила старший воспитатель Коломенская  С.В.

Первый педагогический совет был посвящен  « Организация воспитательно – образовательной работы ДОУ в новом 2016-2017 учебном году»

 Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения.

По решению педагогического совета:

- Были изучены парциальные программы такие как :

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»   О.Л. Князева, М.Д. Маханева; « Математические ступени» Е.В. Колесникова;

« Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина и.т.д.

- Была активизирована деятельность педагогов по участию в конкурсах различного уровня, подготовлены публикации из опыта работы для размещения в СМИ и на сайте Организации.

- родители  на общем родительском собрании были ознакомлены  к с основной общеобразовательной программой МБДОУ, её разделами и направлениями развития детей.

  Все пункты решения предыдущего педагогического совета  реализованы в установленный срок.

Предлагаю признать решение предыдущего педагогического совета выполненным. (педагоги голосуют)

2. Актуальность темы педсовета. Подготовила и выступила Рубанникова О.Н., заведующий структурного подразделения.

   Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;

- сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию;

- актуальность изучения наследия русской народной культуры выходит далеко за рамки только культуры. Говоря об экологии природы, мы одновременно говорим и об экологии народного искусства, экологии фольклора и с полным основанием можем говорить об экологии духовности и нравственности.

   Наша основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования.

   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

  3.    Методические аспекты ознакомления дошкольников

        с социальным миром.

Подготовила и выступила старший воспитатель  Коломенская С.В.

    Программа « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » является инновационным  общеобразовательным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.   Программа написана в соответствии с ФГОС ДО

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией Н.Е. Вераксы М.А. Васильевой,, Т.С. Комаровой.

Программа строится на принципе  культуросообразности.

          Реализация этого  принципа обеспечивает учет  национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания.

Образование рассматривается как процесс  приобщения ребенка к

основным компонентам  человеческой культуры (знание, мораль,

искусство, труд).  Главный критерий отбора программного материала—

его воспитательная  ценность, высокий художественный уровень  

используемых произведений культуры  (классической и народной — как

отечественной так и зарубежной), возможность развития всесторонних

способностей ребенка на каждом этапе дошкольного

   Парциальные программы

         Эти программы являются добавлением к базисным программам и

        Направлены на  углубление работы по какому-нибудь направлению или

        разделу базисной программы. Среди парциальных программ, в которых              используются средства русской традиционной культуры, можно выделить  программы художественно эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности.

«Наследие»  

М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева.

     Цель программы: введение детей в традиционную русскую культуру.
     Народная культура передает от поколения к поколению то, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать собственное, неповторимое место в едином процессе общечеловеческого развития.

      Объединяющее начало для разных культур содержится в трех главных сферах:
Человек и природа;
Человек и семья, род;

Человек и история.

«Истоки »

авторский коллектив – научные сотрудники  Центра «Дошкольное детство»

им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой.

  Вопросы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, акцентируются в работе  с детьми старшего дошкольного возраста:

  • приобщение детей к прошлому и настоящему

    своей культуры, а так же к явлениям других
  культур (в историческом и географическом аспектах);

  • воспитание уважительного и доброжелательного
        отношения к людям другой национальности,
       содействие овладению детьми элементарной этикой

    межнациональных отношений;

  • формирование у детей представления о том,
      что
    люди на земле могут жить в мире и дружбе.

                           «Приобщение детей к истокам
                          русской национальной культуры»        

     О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

          Формирование у детей дошкольного возраста (3-7лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером и присущим нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

    Целью программы  является: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Важнейшие педагогические принципы программ:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ»;

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;

- опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения.

 

 «Я - человек»

                                                      С.А. Козлова.

 С помощью программы удается развить в ребенке интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».
        Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Включает четыре раздела  4 раздела:

«Что я знаю о себе»,

«Кто такие взрослые люди»,

«Человек - творец»,

«Земля - наш общий дом»

4.  Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ подготовила и провела старший воспитатель  Коломенская С.В.

  Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола.

Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки».

  Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.

« Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши »  ( Матрёшки)

                                                       « Все мы барышни – красотки,
                                                          Подбоченившись, стоит;
                                                          Фартук, юбка и кокошник:
                                                          Всё сверкает и горит »

                                                                                       ( Дымковские Барышни )

 «Веселье земли русской»

(Для проведения этого конкурса – приготовлена презентация)

Команды по очереди  выбирают раздел ,определяют тему, по которой будет задан вопрос команде. По результатом игры, выдаются поощрительные призы)

Темы:  1 р.–  декоративно-прикладное искусство

2 р -   русская кухня

3 р  – быт русского народа

4 р–   русские народные праздники

5 р-  славянская мифология (былины)

6 р -  язык наших предков

  Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (за каждый правильный ответ получает символ своей команды)

  Народное декоративно – прикладное искусство

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это?     (прялка)
  3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
  4. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)

(Афанасий Никитич- русский путешественник , купец, совершил путешествие из Твери в Персию и Индию ( 1468-740)  

  1. Эту игрушку  делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)

Русская кухня

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  3. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
  4. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
  5. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

  1. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
  2. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира.  (Ковш)
  3. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
  4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
  5. Назовите самое распространенное на Руси  осветительное устройство  (лучина)

Русские народные праздники

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
  2. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
  3. Назовите весенние русские праздники  (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
  4. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
  5. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
  6. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

Славянская мифология. Русские былины.

  1. Назови столицу былинной Руси  (Стольный Киев-град)
  1. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  2. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

     Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

( Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», В былине «Святогор и Илья Муромец»рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.)

4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

   Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник,  грудень  (ноябрь+  , декабрь, январь) 

2. Отрок    ( ребёнок – подросток +,  отверженный от церкви, младший воин в дружине. )

3. Веверица  (птица – вьюн , белка +, колесница)

4.  Дынка– это ?

(Шапка с козырьком, -Старинное женское украшение , -Фата +  

5. Полтина (монета достоинством 5 рублей  +, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)

                                        Чёрная шкатулка

  Задание:   Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.

 Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

  Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль.  Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске.   Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5 см.  (спички) 

5.   Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.  Из опыта работы музыкального руководителя Грибковой Н.С. ( выступление  с использованием ИКТ)

Текст выступления музыкального руководителя прилагается.

Музыка  и  песня  всегда  отражала  эмоции  русской  народной  души.

Предлагается  угадать  мелодию  русской народной  песни.  

 Игра «Живой оркестр» ( « Барыня », « Коробейники», «Калинка»,

« Светит месяц»

(Педагогам предлагается выйти в середину зала и

с помощью русских народных инструментов подыграть под мелодию)

6.           Домашнее задание  :

*  Презентовать -Традиция домостроя   « Русская изба»

(вторая младшая группа «Б», воспитатели Костякова Олеся Леонидовна, Кельчина Елена Викторовна в русских народных костюмах)

1 слайд Русская изба горница.

2 слайд

Русская изба просторна да хороша,

В гости всех приглашает она.

3 слайд

В избе комната одна,

Горницей названа она.

4 слайд

Один угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

5 слайд

Этот угол печным называли,

Царством женщин считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

6 слайд

Второй угол избы

Напротив печи.

Здесь женщины и девицы

На лавках сидели.

7 слайд

Пряли да ткали,

Шили да вышивали,

Всю семью одевали.

8 слайд

Третий угол избы

По диагонали от печи

Хозяева избы почитали

Красным углом его называли.

Здесь душа избы обитает,

Всю семью объединяет.

9 слайд

Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом, солью угощают.

10 слайд

Четвертый угол мужской,

Этот угол не простой.

Здесь лавка –коник стоит,

Инструменты хозяин хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что-то мастерит.

12 слайд

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Не закончилось веселье,

Пришло время угощенья!

* Праздничные  угощенья ( заведующая, ст. воспитатель)

Звучит музыка   « Ой блины мои блины». Выносит блины на подносе.

                 Они хранили в жизни мирной
                 Привычки милой старины:
                 У них на Масленице жирной
                 Водились русские блины.
                                                                                         А.С.Пушкин

     Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью.

Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о таком традиционном блюде русской кухни, как блины.

  Это одно из древнейших блюд русской кухни, появившееся в языческие времена, т.е. еще до крещения Руси. Слово “блин” - искаженное от “млин” или “мелин” - изделие из намолотого, мучное блюдо.

  В дни праздника опару на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца. Считалось, что полночное светило помогает выпекать блины самые вкусные – рыхлые, белые блины.

 «Блин»- кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце;

 «Блин»-  полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам;
«Блин» — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». 

   Здоровья, солнечного тепла, и  достатка .

 Угощайтесь гости дорогие

   Педагогам предлагается приступить к трапезе, ( чай- питию) в процессе общения зачитывается аналитическая справка по результатам тематической проверки.

7. Итоги тематической проверки на тему: « Анализ состояние воспитательно - образовательной работы по приобщению детей к истокам национальной культуры». Подготовила и выступила Коломенская С.В., старший воспитатель.

   Цель проверки: исполнение ст. 32, п. 3.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», определение уровня воспитательно- образовательной  работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по гражданскому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).

   Предлагаю признать психолого-педагогическую  работу по приобщению детей к русской национальной культуре считать удовлетворительной.

( педагоги голосуют)

7.  Председатель:   Зачитывает проект решения заседания педагогического совета на голосование.  ( педагоги голосуют)

  Решение педагогического совета.

1.Продолжать работу по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», использовать разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы

Ответственные – все педагоги.  Срок – постоянно.

2.  Пополнять картотеки : «Русские народные игры» ; «Музыкальные произведения для прослушивания» в каждой возрастной группе

Ответственные – все педагоги, музыкальный руководитель

 Срок -  30.12. 2016г.

3.    Оформить в групповых комнатах  мини –музеи:   «уголок народной культуры»

                Ответственные – все педагоги. Срок -  30.02 2017 г.

4.  Осуществлять преемственность с социумом: экскурсии: посещение музея, библиотеки, выставок народного творчества;  встреча с фольклорными ансамблями, театрами

 Ответственные –педагоги, ст. воспитатель.  Срок -30.04.2016г.

5. Обобщить опыт работы детского сада по « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Ответственные-  воспитатели, старший воспитатель.    Срок до  01.04.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину -  задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Анкета для родителей "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям"

Анкета для родителейПриобщение дошкольников к истокам национальной культуры,традиционным культурным ценностям...

«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти на...