«Историческая культурология»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Литвинова Валентина Владимировна

Культура Новейшего времени.

Музыкальный импрессионизм  Франции конца 19 – начала 20 веков.

Клод Дебюсси «Детский уголок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_kulturologiya_litvinova_v.v_dlya_sayta.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Историческая культурология» Культура Новейшего времени. Музыкальный импрессионизм Франции конца 19 – начала 20 веков. Клод Дебюсси «Детский уголок» Выполнила : Литвинова Валентина Владимировна

Слайд 2

Течение импрессионизма возникло в 70-х годах XIX века, сложившееся во Франции вслед за поражением Комунны и установлением буржуазной республики. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления Первоначально импрессионизм представляла группа художников: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуар, В.Ван Гог и др. Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре.

Слайд 3

Ренуар «Лягушатник» Моне «Женщины в саду» Дега «Голубые танцовщицы» Ренуар «Бал в Мулен Галет»

Слайд 4

В обстановке непрекращающейся борьбы между традиционными и новыми направлениями в живописи и поэзии складывается музыкальный импрессионизм, основоположником которого стал Клод Дебюсси (1862-1918). Он утверждал, что именно красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора. Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Ашиль Клод Дебюсси́ -французский композитор, критик

Слайд 5

В 1890г. Дебюсси создает свой первый фортепьянный цикл « Бергамскую сюиту», состоящий из четырех частей:Прелюдия , Менуэт, «Лунный свет» и Пасспье . Здесь уже отчетливо видны две тенденции, которые станут типичными для последующих циклов композитора: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к пейзажным зарисовкам. В 1903г. возникают «Эстампы»: «Пагоды», «Вечер в Гренаде», «Сады под дождем». В 1905г. создается первая серия «Образов»:«Отражения в воде», «Посвящение Рамо», «Движение», через два года - вторая серия: «Колокольный звон сквозь листву», «И луна спускается на место, где некогда был храм», «Золотые рыбки» Фортепьянная музыка Дебюсси очень красива, интересна, и в силу этого очень популярна как у слушателей. т ак и среди исполнителей.

Слайд 6

Дебюсси в салоне Эрнеста Шоссона играет оперу «Борис Годунов» Мусоргского, 1893 год. Дебюсси и Сати в 1910 год

Слайд 7

Осенью 1905 года у Клода и Эммы Дебюсси рождается девочка Эмма, названная ими ласково Шушу . Всю свою любовь он обрушивает на это маленькое создание, не жалея на нее ни времени, ни душевных сил. Он сам занимается ее воспитанием, образованием, учит ее игре на фортепьяно. Но жить ему осталось немного. Он узнает, что тяжело болен и торопится выплеснуть на Шушу все свою нежность. И Шушу тоже нежно и безоглядно любит его, отвечая доверчивостью и лаской. Болезнь берет свое, и Клод Дебюсси умирает. Шушу пережила его только на год: в 1919 г. , в возрасте 14 лет, она погибла от дифтерии.

Слайд 8

Сюита для фортепиано "Детский уголок" была написана и опубликована в 1908 году. Она посвящена маленькой дочке композитора . Девочка была очень весёлой, подвижной, и, как все дети, любила играть со своими игрушками. Когда родители брали её в цирк или в маленький кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримас кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись , домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. "Детский уголок" Дебюсси.

Слайд 9

Композитор Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей дочери, так и появилось произведение «Детский уголок». Сюита состоит из шести пьес: 1 пьеса «Доктор «Градус на Парнасе» 2 пьеса «Колыбельная Джимбо » 3 пьеса «Серенада кукле» 4 пьеса «Снег танцует» 5 пьеса «Маленький пастух» 6 пьеса «Кукольный кэк-вок » В этом произведении используется музыкальный прием, играющий большую роль в музыкальной драматургии сюиты, - пародирование уже знакомой музыки, переосмысление широко известных тем и музыкальных образов. В этом отношении наиболее характерными являются первая и последняя пьесы.

Слайд 10

Первая пьеса и своим названием и пианистической фактурой пародирует хрестоматийный сборник этюдов Клементи – Таузига . Иронический подтекст последней пьесы "Кукольный кэк-уок " заключается в том, что Дебюсси вводит в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Вагнера. Этот мотив, воплощающий основные особенности вагнеровского гармонического языка и ставший музыкальным лозунгом целых поколений вагнеристов , подан Дебюсси в нарочито ироническом плане. Такими остроумными, чисто музыкальными средствами Дебюсси с позиций музыканта своего времени развенчивает идеалы романтизма. Сюита Дебюсси "Детский уголок" - прекрасное концертное произведение и драгоценная жемчужина педагогического репертуара.

Слайд 11

Искусствоведческий рассказ для детей подготовительной группы Сегодня мы познакомимся с композитором конца XIX – начала XX вв. и его имя Клод Дебюсси. Мы поговорим о его сюите «Детский уголок». Слово «сюита» – французское, означает ряд, последовательность. В музыке – это обычно несколько пьес объединённых общим названием. Сюита «Детский уголок» включает в себя шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет название, за которым скрывается её герой.

Слайд 12

1 пьеса «Доктор Градус на Парнасе» Звучат первые такты пьесы и пред нами предстаёт –нежный образ маленькой, нежной девочки ,сидящей за роялем и старающейся осилить сонаты. Вокруг светит солнце, пролетает муха, осыпается роза и так хочется играть и веселиться, а ей приходиться играть на фортепиано. Но вот она бежит к игрушкам. Наконец она свободна. «Маленькая девочка в пальто с кружевами»

Слайд 13

2 пьеса «Колыбельная Джимбо » Затем раздаётся нежная мягкая мелодия, похожая на колыбельную. Девочка ласково качает плюшевого слонёнка. Пьеса так и называется «Колыбельная Джимбо », так звали слонёнка Шушу. Лерой Неман « Elephant Family »

Слайд 14

3 пьеса «Серенада кукле» Раньше серенады пели под окнами прекрасной дамы. Слышно даже, как в этой пьесе поют птички. Можно услышать звук гитары, и представить себе куклу, для которой поёт её кавалер. Музыка здесь весёлая, подпрыгивающая, танцевальная. Я думаю, в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поёт красивой кукле серенаду. Все, и актёры, и зрители веселы и довольны. Диана Леонард « Галлерия »

Слайд 15

4 пьеса «Снег танцует » Слушая следующую пьесу можно представить себе как за окном танцует снег, становиться грустно и приятно. И так хорошо смотреть в окно и из тёплой комнаты следить за снежным танцем. Лёгкие снежинки, блестящие в свете ночи, водят хоровод. «Парижские пейзажи» Эжена Галье-Лалу

Слайд 16

5 пьеса «Маленький пастушок » Пьеса воспроизводит наигрыш пастушка. И здесь за внешней простотой скрывается необычайная изощренность, в особенности это относится к ритму и гармонии. Камиль Писсарро «Вид в Шапонвале »

Слайд 17

6 пьеса «Кукольный кэк-вок » . В этой пьесе будто звучит танец. Ритм неровный эстрадный, напоминает джаз. Танец называется «Кукольный кэк-уок » – модный танец американских негров, родины джаза и переводится с английского «шествие с пирогом», как награда лучшему танцовщику. Именно джазовые интонации придаёт этому танцу свою прелесть. Вильям Хеёнерс «Вдохновение»

Слайд 18

Необычный цикл Дебюсси- помогает нам раскрыть душу ребёнка, его непосредственные реакций, его яркие фантазии. Клод Дебюсси, как и другие импрессионисты, пишет сердцем, и музыка рождается из глубины души. И главное, чтобы ,Вы, ребята смогли услышать, увидеть её. В этой музыке нет точных контуров, линий, только гармония цвета и света, которую заменяют мелодия и ноты, кисточка и краски. Прослушав сюиту и услышав, как музыка рассказывает нам о добром мире светлой фантазии, м ы понимаем что мир человека прекрасен, и всегда можно окунуться в детство. Для этого нужно просто послушать ,как звучит музыка Клода Дебюсси и услышать, как она зовёт нас в мир детства. Готовы к путешествию? Тогда в путь!

Слайд 19

Список литературы. 1. Абрыгина Е.Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками. - М., 1983. 2. Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред. В. Натансона . - М.: Музыка, 1976. 3. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. - Л.: Советский композитор, 1990. 4. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. - Л., 1983. 5.Метлов Н. Музыка-детям.-М.,1985 6. Музыкальная литература зарубежных стран. / Под ред. Б. Левика . - М., 1980. 7. Смирнов В. Клод-Ашиль Дебюсси. - Л.: Музыка, 1978.