Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дош
статья (старшая группа)

Татьяна Владимировна Овчинникова

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик».

 

 

 

 

 

 

Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

Воспитатели:

Овчинникова Т. В.

 

 

 

Южный город,  2020г.

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

1 слайд  В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое  в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

  В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся  историческим личностям.

  Познание истории начинается с создания конкретных  образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.

 Процесс формирования исторических представлений процесс длительный и сложный. Особенностью исторических представлений является невозможность непосредственно наблюдать людей, события и явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются воспитанниками через различные источники исторических  знаний. В создании исторических представлений участвует воображение и образное мышление.

В педагогической и методической литературе выделяют  три вида исторических представлений:       

- представления о жизненных фактах прошлого (орудия труда, занятия людей, быт и т.д.);

- представления об историческом пространстве, т.е. отнесение конкретного исторического факта к определённому месту;

- представления об историческом времени, т.е. отнесение факта к определённому времени (например, зная время события можно представить героев, их внешний вид, вооружение и т.д.)              

 2 слайд.   Педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования первичных исторических представлений у дошкольников:

  •  организацию взаимодействия детского сада и семьи;
  •  создание объединения взрослых и детей, на основе интереса к совместному изучению истории родного города;                                                                           
  •  а так же внесение изменений в предметно — развивающую среду, стимулирующую детей к изучению истории родного края, страны, мира.

3 слайд

Перейдем конкретно к методам, приемам, средства, которые помогают в формировании исторических представлений, личностей.

Метод обучения - это способ организованной и упорядоченной деятельности педагога и детей, направленной на достижения целей и задач образования в процессе обучения.

Прием - это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.

Средство обучения - это материальный объект, который использован для усвоения новых знаний.

Существует, как вы знаете, четыре  метода: практические, наглядные, словесные, игровые.

Немного расскажу про каждый метод. Первый метод это практический.

Практические методы - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений.

  1. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий  заданного содержания.
  2. Опытно - экспериментальная деятельность.  Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
  3. Моделирование -  процесс создания моделей и их использование .  Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). В основе – принцип замещения (заменяют реальные предметы игрушками или во все  делают условное обозначение, например, палочка- это ложка, листок дерева – это деньги, камешки- это конфеты т.д.)

4 слайд

Наглядные методы обучения- это методы, направленные на формирование у ребенка правильных зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

К наглядным методам относятся: наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Демонстрация наглядных пособий-  важный метод обучения дошкольников позволяющий решать ряд дидактических задач. К наглядным пособиям относятся:  предметы, диа-,кино-, телефильмы, репродукции картин, слайды  и т.д.

5 слайд

Словесные методы и приемы обучения позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

  • Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать  учебный материал. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
  • Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
  • Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить многие задачи, например, расширить знания детей об окружающем, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

6 слайд

Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.

1.Дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточнения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка За- гадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его исправляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик».

Методы, средства, приемы и условия формирования представлений об исторических личностях, знаковых событиях, историческом времени и пространстве мира, страны, родного края («древность-старина - наше время», последовательность «сначала-потом») у старших дошкольников.

Воспитатели:

Овчинникова Т. В.

Южный город,  2020г.

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

1 слайд  В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка. И закладываемое  в это время эмоциональное отношение к жизни и людям оставляет след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

  В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся  историческим личностям.

  Познание истории начинается с создания конкретных  образов об историческом факте, т.е. исторических представлений. Исторические представления являются первым этапом формирования исторических понятий.

 Процесс формирования исторических представлений процесс длительный и сложный. Особенностью исторических представлений является невозможность непосредственно наблюдать людей, события и явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются воспитанниками через различные источники исторических  знаний. В создании исторических представлений участвует воображение и образное мышление.

В педагогической и методической литературе выделяют  три вида исторических представлений:       

- представления о жизненных фактах прошлого (орудия труда, занятия людей, быт и т.д.);

- представления об историческом пространстве, т.е. отнесение конкретного исторического факта к определённому месту;

- представления об историческом времени, т.е. отнесение факта к определённому времени (например, зная время события можно представить героев, их внешний вид, вооружение и т.д.)              

 2 слайд.   Педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования первичных исторических представлений у дошкольников:

  •  организацию взаимодействия детского сада и семьи;
  •  создание объединения взрослых и детей, на основе интереса к совместному изучению истории родного города;                                                                           
  •  а так же внесение изменений в предметно — развивающую среду, стимулирующую детей к изучению истории родного края, страны, мира.

3 слайд

Перейдем конкретно к методам, приемам, средства, которые помогают в формировании исторических представлений, личностей.

Метод обучения - это способ организованной и упорядоченной деятельности педагога и детей, направленной на достижения целей и задач образования в процессе обучения.

Прием - это часть метода, являющаяся его конкретным элементом.

Средство обучения - это материальный объект, который использован для усвоения новых знаний.

Существует, как вы знаете, четыре  метода: практические, наглядные, словесные, игровые.

Немного расскажу про каждый метод. Первый метод это практический.

Практические методы - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений.

  1. Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий  заданного содержания.
  2. Опытно - экспериментальная деятельность.  Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.
  3. Моделирование -  процесс создания моделей и их использование .  Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). В основе – принцип замещения (заменяют реальные предметы игрушками или во все  делают условное обозначение, например, палочка- это ложка, листок дерева – это деньги, камешки- это конфеты т.д.)

4 слайд

Наглядные методы обучения- это методы, направленные на формирование у ребенка правильных зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

К наглядным методам относятся: наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Демонстрация наглядных пособий-  важный метод обучения дошкольников позволяющий решать ряд дидактических задач. К наглядным пособиям относятся:  предметы, диа-,кино-, телефильмы, репродукции картин, слайды  и т.д.

5 слайд

Словесные методы и приемы обучения позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

  • Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать  учебный материал. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
  • Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
  • Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить многие задачи, например, расширить знания детей об окружающем, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

6 слайд

Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.

1.Дидактическая игра. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточнения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Бабушка За- гадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его исправляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА Фестивале педагогов ДОУ 2016г. г. Кондопога  Номинация:«Методическое сопровождение образовательного процесса»...

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста»...

Образовательное событие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Наша армия родная».

Задачи: расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей Родины; сформировать у них представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и ...

"Формы и методы работы с родителями по формированию представлений о природе нашего края"

Опыт работы по теме ""Формы и методы работы с родителямипо формированию представлений о природе нашего края"...