Методическая копилка

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Чем выше летает чайка — тем дальше она видит". (Ричард Бах)

Слайд 2

Слайд 3

ПРАВИЛА РАБОТЫ в группе: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг.

Слайд 4

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Слайд 5

Слайд 6

Два теплохода находились на расстоянии 30 км друг от друга и поплыли в противоположные стороны. На каком расстоянии друг от друга будут теплоходы, если один проплывёт 10 км, а другой – 6 км?

Слайд 7

Показать ( 2 ) … км/ч … км/ч I II 30 км Два теплохода находились на расстоянии 30 км друг от друга и поплыли в противоположные друг от друга стороны. Один плыл со скоростью … км / ч, другой – со скоростью … км / ч. На сколько километров они удалятся друг от друга за 1 ч пути? 1ч 1 ч

Слайд 8

Д/з: задача – подарок «Баба-яга костяная нога» У бабы-Яги, как известно, две ноги: одна – костяная, другая – простая. На простой ноге Баба-Яга передвигается со скоростью 6 км/ч, а на костяной – вдвое быстрее. От избушки на курьих ножках до ближайшего магазина 36 км. Сколько времени потребуется Бабе-Яге, чтобы пройти это расстояние?

Слайд 9



Предварительный просмотр:

                                     Математика. 4 класс

                       Тема: Задачи на встречное и противоположное движение; «скорость сближения», «скорость удаления».

Курс «Математика» реализуется на основе авторской программы И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной в системе общеразвивающего обучения Л.В.Занкова, на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования пр.№1089 от 5.03.2004г, Федерального базисного учебного плана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования,  с учетом  валеологического аспекта, регионального компонента, психолого – педагогических особенностей класса.                    

Учебный комплекс для учащихся:

  1. Учебник «Математика» 4 класс. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина
  2. Рабочие тетради №1, №2 к учебнику «Математика» 4 класс. Е.П. Бененсон, Л.С. Итина

Раздел в учебнике «Площади фигур».

Темы в учебнике: «Задачи на встречное и противоположное движение; «скорость сближения», «скорость удаления»».

Основополагающие вопросы: Составление задач на движение, моделирование ситуаций встречного и противоположного движения, нахождение «скорости сближения», «скорости удаления»; рассчёт их на практике.

Цели: Продолжать работу над задачами на движение, рассмотреть задачу на движение в противоположных направлениях; ввести понятие «скорость удаления»; учить находить скорость сближения и скорость удаления движущихся объектов и решать новый тип задач.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить полученные знания по теме.
  2. Расширить диапазон применения в практике задач на движение.
  3. Активизировать в речи «математическую» терминологию (название величин, определение понятий).

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение пользоваться ранее полученными знаниями при открытии нового материала.
  2. Развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с таблицами.
  3. Расширять кругозор, повышать эрудицию.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать внимательное отношение к одноклассникам, умение внимательно выслушивать ответы и рассказы детей.
  2. Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
  3. Воспитывать личную ответственность за выполнение своей части в коллективной работе.

Межпредметные связи реализуются интеграцией с окружающим миром.

Время проведения: 1 урок длительностью 35 мин.

Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради, модели теплоходов.

                                             

                                             Ход урока ( 1ч.)

1. Организационный момент (Слайд 1) 

"Чем выше летает чайка — тем дальше она видит".
                                                                                      (Ричард Бах)

Я вам желаю на этом уроке мыслью взлететь выше чаек, чтобы  открыть для себя новые знания науки математики.

2. Целеполагание

- В одном стихотворении говорится:

                       Без движения, друзья, нам прожить

                       Никак нельзя!  

- Как вы понимаете приведённое изречение? Что такое «движение»? (Перемещение объектов; движение человека – здоровье, движение транспорта, движение в макро- и микромире, движение в переносном смысле).

- Нужно ли изучать законы движения?  Какие науки занимаются этим? (Физика, биология, астрономия, а математика помогает сделать вычисления). Сформулируйте цель. (Научиться решать задачи на движение – это поможет при изучении других наук).

- Определите тему урока. (Решение задач на движение).

(Слайд 2) Запишите в тетрадях тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Нам сегодня предстоит работа в группах. Вспомним правила. (Слайд 3).

1) Задание группам.

Я задумала некое понятие.

Вы спросите: - Тип задачи? - Я отвечу: - Текстовая.

Вы спросите: - Взаимосвязь каких величин? - Я отвечу: - Время и расстояние.
Вы спросите: - Направление движения объектов? - Я отвечу: Встречное.

О каком понятии идёт речь? (О задачах на «скорость сближения»).

- Средняя скорость велосипеда от 15 до 30 км/ч. Задачу какого вида можно составить, используя эти  данные? (Задачу на движение).

2) Задание группам.

Составьте задачу на движение с использованием понятия «скорость сближения». (Решают в тетрадях. «Математический волейбол» – группы обмениваются задачами, результат по правильным ответам).

- Ныне во всём мире используется более миллиарда велосипедов, это самое распространённое транспортное средство. Если вам интересно, почему оно таковым является, а так же если интересна история фразеологизма «изобретать велосипед», можете провести исследование и познакомить нас в дальнейшем с результатами.

В жизни нам нужны знания о скорости сближения? Расскажите. Что нужно знать, чтобы не произошло несчастного случая? (Слайд 4, 5) (ПДД)  

  Выполняют в карточке задание 1 (см. Приложение 1). Взаимопроверка.                                      

                                           Физкультминутка   

Если слышим название величин измерения длины  разводим руки в стороны, времени – бежим, лишние  – качаем головой «нет, не подходит» (м, мин, кв. см, дм, сутки, кг, км, ч).                    

4. Стадия вызова                                                                        

Продолжим работу с задачами. Прочитайте текст задачи на слайде. (Слайд 6) Решите её. Один человек решает у доски.

                                         

              10 + 30 + 6 = 46 (км) - расстояние

Учитель «подсматривает» «неправильный» чертёж и выносит его на доску.

Решение задачи. 30 – 10 – 6 = 14 (км) - расстояние

Что скажите? Почему разные чертежи и разное решение задачи? (Разбор коллизии). Выяснение что значит двигаться в противоположных направлениях на моделях теплоходов. (Движение в одном направлении – вправо оба объекта или влево оба объекта. При движении в противоположных направлениях указываем направление движения объектов относительно друг друга).

5. Работа с новым материалом.

Работа по учебнику. №19 (п. 4, 5, 6)

п.4 Как нужно изменить условие задачи, чтобы при её решении использовалось понятие «скорость сближения»? (Два теплохода находились на расстоянии 30 км друг от друга и поплыли в навстречу друг другу. Один плыл со скоростью … км/ч, другой – со скоростью … км/ч. На сколько километров они сблизятся за 1 ч пути? (Устно решение подставляя данные скорости)

п. 5 Как назвать изменение расстояния в единицу времени в случае удаления объектов друг от друга? (Скорость удаления). Измените условие задачи так, чтобы при её решении использовалось понятие «скорость удаления». Сравните с задачей на слайде. (Слайд 7)

 (Решают в тетрадях). Что подметили? Что отличается?

п. 6 Какое название подойдёт больше?

  • скорость отплытия
  • скорость удаления
  • скорость сближения.

6. Закрепление. Работа в парах над заданием 2 карточки ( см. Приложение2)

7. Рефлексия.

Выполняют задание №3 в карточке. Самооценка

Что нового узнали на уроке?

Расскажите о понятии «скорость удаления» по плану:

Тип задачи.

Взаимосвязь величин.

Направление движения объектов.

Оцените работу каждого члена группы (оценивают в листе продвижения).

8. Итог урока. Сегодня на уроке большинство ребят были активны, порадовали правильными ответами. Благодарна вам за хорошую работу.  Д/з: задача – подарок «Баба-яга костяная нога» (задача с сайта http://trizland.ru)

У бабы-Яги, как известно, две ноги: одна – костяная, другая – простая. На простой ноге Баба-Яга передвигается со скоростью 6 км/ч, а на костяной – вдвое быстрее. От избушки на курьих ножках до ближайшего магазина 36 км. Сколько времени потребуется Бабе-Яге, чтобы пройти это расстояние?

Приложение 1

О КНИГЕ РЕКОРДОВ ГИННЕСА

Книга рекордов Гиннеса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодно. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 году. В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью издается более чем в 100 странах мира, на более чем 23 языках. Вот некоторые из рекордов.

  • Самая высокая скорость, которую смог развить автомобиль с колесным приводом, — 696 км/ч. Рекорд установил Ал Тиг (США) на автомобиле «Спид-О-Мотив/Спирит-76» на последних 40 метрах пробега по солончаковой равнине Бонневил (Юта, США) 21 августа 1991 г.

 

  • 14 июля 1990 г. водитель Дейв Кампос установил мировой рекорд скорости на 7-метровом мотоцикле «Изирайдер» с двумя двигателями «Рукстон Харлей-Девидсон» на солончаковой равнине Бонневил (Юта, США). Средняя скорость Кампоса была 519 км/ч.

  • Самая высокая скорость на педальном велосипеде — 268 км/ч — была достигнута Фредом Ромпельбергом (Нидерланды) на солончаковой равнине Бонневил (Юта, США) 3 октября 1995 г.


Приложение 2

                                     Контрольный лист  по математике (сентябрь)        

учени_____4 «В» класса гимназии №3 _________________________________

1. Прочитай текст. Заполни таблицу, используя данные текста. Оцени работу.

 №

       Название объекта

          Рекордная скорость

Оценивание:

                                я                         родители                          учитель

2. Заполни таблицу, пользуясь секундомером и метром. Вычисли скорость удаления за 2 сек. Оцени работу.

    Ученик

  Скорость

     Время

   Расстояние

  Скорость удаления

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценивание:

3. Закончи предложение. Оцени работу.

  1. Расстояние, на которое сближаются движущиеся предметы в единицу времени, часто называют____________________________________ .
  2. Расстояние, на которое удаляются движущиеся предметы в единицу времени, часто называют____________________________________________ .

Оценивание:

Оценка твоей работы группой:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению

учителя начальных классов МОУ гимназия №3

                                              Садченко Е.Ю.

                Тема: Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён». Символический и обобщённый характер истории.

Курс литературное чтение реализуется на основе авторской программы В.А.Лазаревой в системе общеразвивающего обучения Л.В.Занкова, на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования пр.№1089 от 5.03.2004г, Федерального базисного учебного плана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, учётом валеологического аспекта, регионального компонента и психолого – педагогических особенностей учащихся класса.

Учебный комплекс для учащихся:

1. Учебник «Литературное чтение» В.А.Лазарева.

2. Хрестоматия к учебнику «Литературное чтение» В.А.Лазарева.

Раздел в учебнике: «Друзья – товарищи».

Тема в учебнике: Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён».

Основополагающие вопросы: Человеческое общество. Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом. Осмысление возможных сложностей в дружеских настроениях, несовместимости дружбы и корысти, лицемерия.

Цель: систематизация и расширение знаний учащихся, полученных на уроках и в повседневной жизни; повышение мотивации к обучению, формирование дружного коллектива, создание условий для максимальной самореализации, формирование меиапредметных навыков, гуманизация процесса обучения.

Предметные УУД: обобщить знания учащихся о том, что люди живут в обществе по нравственным нормам. Расширять представление учащихся о способах передачи чувств и настроения человека в прозе. Расширить представление о способах художественного изображения. Отработка чтения диалогов.

Познавательные УУД: развивать умение пользоваться ранее полученными знаниями в обобщении материала. Повышать эрудицию, расширять кругозор.

Коммуникативные УУД: воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, умение внимательно выслушивать ответы и рассказы детей,  умение оценивать проблемные ситуации в дружеских отношениях и адекватно реагировать на них.  

Урок проводится в форме проблемного диалога.

Межпредметные связи реализуются интеграцией уроков литературного чтения,  риторики, русского языка.

Время проведения: 1 урок (35 мин).

Оборудование: презентация, карточки «Письмо учителю», учебники, тетради с сочинениями.

                                         Ход урока:

1. Организационный момент.

- Желаю вам на уроке удачи, хорошего настроения и активной работы на уроке! Повернитесь  и подарите друг другу улыбку!

Знания правил настоящего ритора будут добрыми помощниками на нашем уроке.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Послушайте стихотворение. Догадайтесь,  какова  тема сегодняшнего урока?

                                                   Давайте будем

                                                   Дружить друг с другом,

                                                   Как птица – с небом,

                                                    Как поле – с плугом,

                                                    Как ветер – с морем,

                                                    Трава - с дождями,

                                                    Как дружит солнце

                                                    Со всеми нами!..

Сегодня мы продолжим разговор о дружбе. А вместе с нами на этом уроке будет друг и помощник компьютер. Вспомним  выводы предыдущих уроков  по схеме – паучку. (Слайд №1. Учащиеся называют,  какими качествами должен обладать настоящий друг. Проверяют себя по кластеру составленному на предыдущих уроках). Мы выяснили,  что друзья должны быть верными,  честными,  справедливыми, они помогают в беде. Докажите мне, каким должен быть настоящий друг на примере ваших домашних сочинений. Чтение сочинений по теме «Друзья  познаются в беде».

3. Стадия вызова.

- Ребята, а вся ли схема у нас заполнена?  (Нет) Чем будем заниматься на этом уроке? ( Будем ещё говорить о дружбе, чтобы узнать,  каким должен быть настоящий друг.) А тем временем наш компьютер показывает новый слайд. ( Слайд №2) Знакомьтесь – это Добрый Клён.  Однажды старый мудрый Клён, росший на весёлой лужайке, прошелестел своими листиками юному легкомысленному ветерку поучительную историю. Её услышал писатель Ярмаш, который отдыхал под  тенью развесистого дерева. Он поделился историей с Валерией Алексеевной Лазаревой.  Теперь мы с вами можем узнать из нашего  учебника  «Литературное  чтение»,  что же произошло  с этим огромным деревом.

4. Работа по новой теме.

-Вам, наверное,  хочется поскорее прочитать этот рассказ, но чтобы облегчить вам  понимание текста, выясним лексический смысл некоторых слов. ( Слайд №3 .Словарная работа: плющ, ползучий, оплели, хилый, деревцо.) Попробуйте составить предложение из данных слов.

Учащиеся составляют: Хилый ползучий плющ оплёл деревцо.

    - Откройте учебники по закладке. Я вас прошу прочитать произведение «жужжащим чтением»  и ответить на вопрос нашего компьютера. ( Слайд №4. Основной вопрос урока: Можно ли взаимоотношения героев назвать дружбой?  Почему?)  Рассказы детей.

- Расскажите,  каким изображён Плющ в начале истории? А в конце? Каким показан  Клён в начале истории? А затем? ( Резервная игра  «Живые картинки» - показ пантомимой Плюща и Клёна в начале произведения и в конце).

- Есть ли в тексте диалог? Докажите. Между кем он происходит? В чём разница в интонации первых реплик героев и последних? Почему мы читаем по-разному эти реплики? Прочитаем по ролям.

- Просканируйте глазками текст и найдите слова, по которым вы поняли, что  «сосед» несёт Доброму Клёну гибель.

- Можно ли назвать эту историю «Вежливый Клён»? Докажите (Учащиеся доказывают, что Клён не просто вежливый, он добрый.)

- Как вы думаете, только ли о растениях говорит автор? Кого он ещё имеет в виду?

Резервные вопросы:

- Какие произведения, которые вы читали, напоминают историю Доброго Клёна?

- Чем эта история похожа на сказку?

Скажите, какой мы сделаем вывод? Кого из героев истории вы бы выбрали себе в друзья? Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Сверимся со схемой – паучком. ( Слайд №5.  Кластер добавлен словами:  великодушие, заботливость.)   Вся ли схема заполнена? (Нет.  Будем на других уроках ещё узнавать новое по теме.)

5. Рефлексия.

- А сейчас проведём блиц – опрос. Какие же выводы мы сделаем из сегодняшнего урока? Ответьте на вопросы автора учебника В.А.Лазаревой. ( Слайд №6.  Выводы урока. Зачем придумал эту историю писатель?  Чему он хотел нас научить?  Как вы поняли главную мысль произведения?)

Резервное задание: напишите письмо учителю по вопросам (больше всего запомнилось, понравилось, не понравилось, моё эмоциональное состояние, этот рассказ учит меня).

- Уважаемые ребята, сегодня мы с вами открыли для себя новые качества настоящего друга.  Я вас благодарю за работу на уроке. Наш друг компьютер просил передать вам следующее послание (Слайд №7.  Слова благодарности и пожелание успеха в учёбе.)

В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать картинный план или выполнить резервное задание «Письмо учителю».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён». Символический и обобщающий характер истории. Садченко Елена Юрьевна учитель начальных классов МОУ гимназия №3

Слайд 2

Друг Помощь в беде Верность Справедливость Честност ь

Слайд 4

Словарная работа Объясни значение слов Плющ Ползучий Оплели Хилый Деревцо

Слайд 5

Словарная работа Проверь себя Плющ - растение, которое вьётся Ползучий - вьющийся Оплели - обвили Хилый – слабый Деревцо – молодое дерево

Слайд 6

Основной вопрос урока Можно ли взаимоотношения героев назвать дружбой? Почему?

Слайд 7

Друг Помощь в беде Верность Справедливость Честность Великодушие Заботливость

Слайд 8

Выводы урока Зачем писатель познакомил нас с этой историей? Чему он хотел научить нас? Как вы поняли главную мысль произведения?

Слайд 9

Спасибо! Вы порадовали меня своей работой. Желаю успехов в учёбе!



Предварительный просмотр:

Садченко Е.Ю., учитель начальных классов гимназии №3 г. Аксая

Формирование познавательных способностей детей средствами технологии парного обучения, с использованием приемов из методики И.Н.  Мурашковски «Картинка без запинки» (ТРИЗ* – педагогика).

План урока по русскому языку.  4 класс

 Тема: Склонение личных местоимений.

Цели:  наблюдение за основой именительного падежа и основами косвенных падежей личных местоимений, изменение местоимений по вопросам, определение падежа местоимений.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Технология: парное обучение, методика «Взаимообмен заданиями».

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах сменного состава (ПСС)

Оборудование: карточки; учебник А.В.Поляковой «Русский язык» - часть I, 4 класс; тетрадь; лист продвижений для всего класса; индивидуальный дневник.

                Ход урока

                 Комментарии

1. Организационный момент

Знакомство с особенностями нового алгоритма работы в парах:

  1. Уч1 и Уч2 выполняют каждый своё задание.
  2. Уч1 и Уч2 обмениваются заданиями и проверяют устно друг друга. При обнаружении ошибки, следует объяснить.
  3. Уч1 выставляет значки в Листе продвижения Уч2.

Уч2 выставляет значки Уч1.

  1. Смена партнёра для выполнения следующего задания.

Распределение по парам.

Настрой на урок.

Парная работа ранее велась по алгоритму «Делаю сам, делаем вместе (усложнение материала), взаимопроверка, взаимооценка (по критериям: качество выполнения задания /участие в решении проблемы)».

Уч1 и Уч2  - ученики одной пары.

Выбирают пару по желанию детей. После выполнения задания, выбирают партнера из выполнивших.

Повторение правил эффективной парной работы.

2.  Актуализация знаний              Карточка №1. В - 1

  1. Найди лишнее слово в ряду. Объясни.

Мы, но, они, ты, я, тебя, она, вы.

  1. Что можешь сказать об остальных  словах?

3. Стадия вызова

  1. Заполни таблицу

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

  ед.

  мн.

1) Находят и объясняют: лишнее слово -  союз (Карточка №1. В – 2 – предлог).

2) Рассказывают всё, что знают о личных местоимениях.

3) Возникает коллизия: не хватает знаний о местоимении тебя (Карточка №1. В – 2 –  мне)**

4. Целеполагание

(Осознание своего незнания: местоимение тебя в таблице разместить не можем)

Ставят перед собой цель: узнать больше о местоимениях тебя, мне.

5. Работа с новым материалом (по учебнику)

  1. Упр. 29 (списать, подчеркнуть местоимения, поставить к ним вопросы и определить падеж, сравнить основы местоимений)
  2. Упр. 30 (выписать местоимения в порядке падежей, написать недостающие падежные формы, сравнить основы местоимений)
  3. Упр. 32 (списать склонение местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн.ч., сравнить склонение местоимений 1-го и 2-го лица, определить в каких падежах формы местоимений совпадают)
  4. Сверяют свой вывод с выводом в учебнике стр. 28

Самообучение. Выполняют работу по заданиям упражнений. Обмениваются мнениями, накапливают знания*.

Упражняются в склонении местоимений, наблюдают отличие основы местоимений в именительном падеже от основ в косвенных падежах*.

После выполнения упражнения 32 делают вывод по новой теме: основы местоимений в именительном падеже отличаются от основ в косвенных падежах.

         Физкультминутка

Головкой покиваем,

Головкой покачаем,

По парте пробежим,

Вдаль мы поглядим,

Животики погладим,

Подумаем и сядем.

Склоняют местоимение ты по вопросам.

Кивок да, и.п. (есть кто?) ты

Кивок нет, р.п. (нет кого?) тебя

Движения пальцами, д.п. (бежим к кому?) к тебе

Ладонь над глазами, повороты вправо-влево, в.п. (вижу кого, что?) тебя

Круговые движения по животу, т.п. (доволен кем?) тобой

Палец ко лбу, п.п. (думаем о ком?) о тебе

При такой форме урока физкультминутка не обязательна. Здесь служит средством закрепления материала, двигательной активности перед письменной работой.

6. Творческая работа (включение новых знаний в систему ранее полученных знаний)

Составление текста – описания по картине «Осенний сад» (3 – 4 предложения) с использованием местоимений тебя, мне.

Самостоятельная работа.

Обмен мнений в паре возможен при чтении черновиков.

Опора для составления текста – копилка художественных средств речи по лексической теме «Осень». Оцениваются: логика построения текста и употребления худ. средств речи + оригинальность (акростих или акротекст, сочинение Я +, стихотворение,  загадка), а так же орфография, пунктуация.

 Использованы приемы из методики И.Н.  Мурашковски «Картинка без запинки» (текст размещен по адресу http://www.trizminsk.org/e/2312.htm).

7. Рефлексия

Карточка №2

Что узнали о местоимениях тебя, мне? Найдите их место в таблице карточки №1. Заполните карточку №2.

8. Итог урока

Итог проводится по листу продвижения. Учащимися заполняются личные дневники,  планируются индивидуальные цели на следующий урок в соответствии с результатом работы на уроке.

Д/з. Подготовить карточки с заданиями для партнёра с 10 словарными словами.

*Теория решения изобретательских задач

** Выполнившие задание дети отмечают в Листе продвижения результат и объединяются в пары нового состава для выполнения следующего задания.

Дополнительно выполняется развивающие задания из рабочей тетради на печатной основе №1к учебнику «Русский язык» А.В. Поляковой.                            

Приложение

                                      Карточка №1. В - 1

  1. Найди лишнее слово в ряду. Объясни.

Мы, но, они, ты, я, тебя, она, вы.

  1. Что можешь сказать об остальных  словах?
  2. Заполни таблицу

       Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

  единственное

множественное

                                       Карточка №1. В - 2

  1. Найди лишнее слово в ряду. Объясни.

Он, ты, мне, Вы, на, мы, я, они.

  1. Что можешь сказать об остальных  словах?
  2. Заполни таблицу

Число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

    единственное

множественное  

                                        Карточка №2. В - 1

Похоже ли склонение 1-го и 2-го лица?

Закончи предложение.

Основы местоимений в именительном и основы местоимений в косвенных падежах______________________ .

                                        Карточка №2. В - 2

В каких падежах формы местоимений совпадают?

Закончи предложение.

Основы местоимений в именительном и основы местоимений в косвенных падежах______________________.

             

                                Лист продвижений 4 « » класс

Русский язык.        Тема:  Склонение личных местоимений.       27.09.2013 г.                          

ФИ

Карточка №1

Упр. 29

Упр. 30

Упр. 32

Карточка №2

Примечания

1.

2.

3.

4.

              + выполнено полностью / количество ошибок  

             +   выполнено частично / количество ошибок          

              -  не выполнено / количество ошибок                                    

                выполнено полностью самостоятельно

                выполнено с помощью напарника

                не выполнено, даже с помощью напарника

           



Предварительный просмотр:

               Расставь цифры в соответствии со стилями речи

Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зеленый тон сменялся осенними блеклыми красками, точно гобелены. Это была последняя красота короткого северного лета. Особенно хороши были березняки со своей яркой, лимонно-желтой листвой и хвойный лес, горевший кровавыми пятнами тронутых первой холодной ночью осин.

 Деревья в лесу, если они не посажены, никогда не бывают размещены равномерно (явление пространственной неоднородности лесов). В одних местах они как бы скучены, в других — растут разреженно. После отмирания крупных деревьев в старых лесах остается просвет — так называемое «окно». Световые окна в древесном пологе встречаются часто. Под ними формируется светолюбивая флора низших ярусов и появляется подрост деревьев.

                                    

 Настоящие Особенности разработаны в соответствии со статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) и определяют особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

                                     

  -  Люблю, когда, лес шумит, особенно летом. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы.

1. Деловой стиль                                  3. Художественный стиль

2. Разговорный стиль                         4. Научный стиль



Предварительный просмотр:

     «Один из самых полезных уроков, который мне преподала жизнь, заключается в том, что человек всегда остаётся человеком. Будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, где бы и когда бы он ни жил – в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке».

                                                                                                        Тур Хейердал                                    

                                             Окружающий мир. 1 класс

                    Тема: Обобщающий урок по разделу «Кто такие «мы»

Курс окружающий мир реализуется на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, с элементами методики исследовательского обучения А.И.Савенкова в системе общеразвивающего обучения Л.В.Занкова, на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования пр.№1089 от 5.03.2004г, Федерального базисного учебного плана в соответствии с обязательным минимумом содержания образования,  с учетом  валеологического аспекта и регионального компонента.                    

  Учебный комплекс для учащихся:

  1. Учебник «Мы и окружающий мир» 1 класс. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» 1класс.  Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков

Раздел «Кто такие «мы».

Темы в учебнике: «Мы – часть окружающего мира», «Природные условия и человек», «Мы разные по внешнему виду и по возрасту», «Мы заняты разным делом», «Люди живут в разных странах», «Что вы знаете о своей стране». Каждый из слайдов данной презентации служил иллюстративным материалом к темам уроков.

Основополагающие вопросы: Человеческое общество. Жизнь человека в разных природных условиях. Разнообразие людей по внешнему виду. Возраст, взаимоотношения в семье. Разные страны, разные обычаи. Общечеловеческие нравственные нормы жизни.

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся, полученные на предыдущих уроках и во внеурочное время; повышение мотивации к обучению, получение навыков исследовательской работы, создание условий для максимальной самореализации, формирование метапредметных навыков, гуманизация процесса обучения.

Предметные УУД:

  1. Обобщить знания учащихся о том, что люди являются частью окружающего мира, природные условия влияют на их образ жизни.
  2. Расширить представление о том, что независимо от цвета кожи и места проживания в любом человеческом обществе есть люди разных возрастов, они заняты трудовой разнообразной трудовой деятельностью.
  3. Углубить представление о многообразии государств, о разнообразии обычаев, праздников, традиций.
  4. Закрепить знания о богатстве и уникальности России, Дона, Ростовской области, Аксайского района.

Познавательные УУД:

  1. Развивать умение пользоваться ранее полученными знаниями в обобщении материала.
  2. Развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с любыми информационными источниками.
  3. Расширять кругозор, повышать эрудицию.

Коммуникативные УУД:

  1. Воспитывать толерантность – терпимое отношение к людям другого внешнего вида, возраста, жителям других стран, разных профессий.
  2. Воспитывать внимательное отношение к одноклассникам, умение внимательно выслушивать ответы и рассказы детей.

Регулятивные УУД:

  1. Воспитывать личную ответственность за выполнение своей части в коллективной работе.

Занятие проводится в форме урока – исследования.

Данный урок является обобщением тем указанного раздела и внеклассной работы.

Межпредметные связи реализуются интеграцией уроков технологии (выполнение аппликации на панно), изобразительной деятельности (изображение природы теплового пояса), русского языка (заполнение карточки на этапе актуализации знаний учащихся).

Время проведения: 2 урока длительностью по 35 мин каждый. Один по расписанию в понедельник, а другой в пятницу.

Предварительная работа (реализуется во внеурочное время, частично на уроках по программам курсов окружающий мир, обучение грамоте, риторика):

Этапы, сроки

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный

этап

Сентябрь

Знакомятся с проектом «Кто такие «мы».

Проведение сезонных семейных праздников «День именинника».

Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность. Готовит сценарии праздников.

1 этап

1 класс

Октябрь

Конкурс “Моя семья”.

Уровни сложности:

  • рисунок
  • фотография
  • устный рассказ о своей семье с иллюстрацией
  • составление родословного дерева
  • создание герба и девиза семьи

Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме.

Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на уроках или во внеурочное время.

Ноябрь - декабрь

Конкурс “Знакомьтесь мой друг (подруга)”.

Уровни сложности:

  • рисунок или фотография друга
  • рассказ о друге
  • интересные истории, притчи, сказки о друзьях и дружбе

 

Готовят устный рассказ, фотографию или рисунок друга, иллюстрацию к истории.

Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся.

 Январь

Эксперимент “Письмо другу”.

Уровни сложности:

  1. Предложить написать письмо другу из другой страны.
  2. Приветствуем друг друга.
  3. Весёлая планета друзей.
  4. Что о воспитании ребят в разных странах говорят.

 

Продумывают адресата и содержание письма. Заготавливают конверты. Пишут письма. Отправляют письма друг другу.

Получившие ответы рассказывают о своих впечатлениях.

Помогает каждому выбрать «адресата». Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. Организует «отправку» писем.

Февраль

Творческая работа “Поздравляю с праздником…”

Уровни сложности:

  • составление индивидуальной памятки
  • изготовление поздравительных открыток

 

Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки.

Знакомит учащихся с целью работы. Заготавливает бланки индивидуальных памяток.

Март

Круглый стол “Праздники традиционные и семейные. Традиции моей семьи. Любимые праздники моей семьи”.

 

Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о семейных праздниках. Готовят рассказы под руководством педагога об одном из традиционных праздников. Принимают участие в школьном празднике “Масленица”.

Знакомит учащихся с историей возникновения праздников. Уточняет знания о традиционных праздниках. Рассказывает о народных праздниках.

Апрель

Творческая работа “Мой дом, моя улица”.

 

Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту).

Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола).

Оборудование: презентация, карточки, плакаты с изображением тепловых поясов,  бумажные куклы с набором одежды,  наклейки, журналы и книги о разных странах, фломастеры, клеящие карандаши.

Оформление: семейные фотоальбомы, проекты «Моя семья».                                      

                                              Ход урока (1ч.)

  1. Организационный момент.

 - Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Желаю вам на уроке хорошего настроения и успехов!

                  2.Актуализация знаний учащихся.

    - Сегодня продолжим открывать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Вспомним некоторые известные нам сведения о Земле, которые дополним на нашем уроке новыми (заполняют карточку см. Приложение 1).

            3. Стадия вызова.

 - Ребята, помогите мне разобраться в трудной ситуации. Я нашла старый научный журнал, который чрезвычайно меня заинтересовал. Здесь написано: « Нас 6 миллиардов, мы заселили почти все континенты планеты Земля, каждый из нас не похож на другого. И всё же…». Но как раз здесь страница оторвана. А вам любопытно, о ком же писал старый журнал? Какие будут предположения? Предлагаю разобраться вместе -  стать маленькими учёными и узнать утерянный секрет. Игра «Собери слово» поможет нам вспомнить, чем пользуются учёные для открытия новых знаний. (Приложение 2) Читают – «исследование». Что значит исследовать проблему? (собрать о ней всю возможную информацию).

              3. Групповая работа.

1.  Дорогие исследователи, мы заранее распределились на 3 группы. Предлагаю, создать ещё 1 группу - Совет академиков. Они будут внимательно следить за происходящим, и собирать интересные сведения из принесённых ими журналов и книг. У каждой из 3 групп будет своё задание. Прошу вас взять плакаты (на них изображена карта полушарий с тепловыми поясами). Договоритесь с коллегами, с одним из каких тепловых поясов будете работать.

(Слайд 3)

 Рассматривают слайд.

- Ранее мы выяснили, что самый первый метод исследования при сборе информации - … (подумать самостоятельно). Начнём заполнять таблицу, которая лежит перед каждым. Она поможет нам зафиксировать наши знания. Можно пользоваться пиктограммами (Приложение 3).

                      4.Целеполагание.                

 - Нарисуйте природу выбранного пояса. Кто может жить в природных условиях, которые вы выбрали?  (называют животных). А человек?

      (Слайд 4)              

  - Представитель какой расы живёт в природных условиях, которые вы выбрали? (каждая группа называет свою). Оденьте куклу и составьте рассказ о ней рассказ по плану:

  1. Имя.
  2. Где живёт.
  3. Особенности внешнего вида - раса.
  4. Чем занимается.
  5. Жилище.
  6. Обычаи.
  7. Особенности одежды.

 - Все ли справились с заданием? Поставьте цель. ( Нет. Нужно ещё исследовать эту тему). А сейчас, эта симпатичная китаянка (показывает картинку) приглашает вас на народную китайскую игру «Поймай хвост дракона».

                                          Подвижная игра. (Приложение 4)

        (Слайд 5)

 - Что можете рассказать? (В любом человеческом обществе есть люди разных возрастов.  Их нужно уважать и помогать им.) А какого возраста ваш герой?

        (Слайд 6)

   - Уважаемые коллеги, обсудите в группах и поделитесь своими предположениями: чем могут заниматься жители выбранных вами тепловых поясов? (Бумеранг – охота на животных - жители Австралии – жаркий тепловой пояс; разведение крокодилов, охота на них – жители стран Африки – жаркий тепловой пояс; изготовление одежды и обуви из шкур животных – промысел народов Севера – холодный тепловой пояс; плетение из бересты – континент Евразия, жители России – умеренный тепловой пояс). Соедините на карточке стрелками,  какой народ, чем занимается. (Приложение 5) Сделайте вывод. (Некоторые занятия людей зависят от места их проживания). Подумайте, каким делом мог бы заниматься ваш герой. А чем занимаются ваши родители? Назовите профессии, которыми занимаются люди независимо от места проживания.

                                     Физкультминутка. (Приложение 6)

        (Слайд 7)

 - Посмотрите на карту мира, предположите, в каких странах мог бы проживать ваш герой. В городе или малом поселении? В каком жилище? Приклейте на карту подходящий дом.

       (Слайд 8)

 -  А сейчас, наши академики готовы поделиться с вами собранной информацией об обычаях, культуре, особенностях одежды и пищи жителей разных стран, а та группа исследователей, которая догадается, о чьём тепловом поясе идёт речь, подойдёт ко мне и получит наклейки для вашей картины. Не забывайте отмечать в карточке новые знания.

        (Слайд 9)

 -  Кто может разгадать секрет старого журнала и ответить на вопрос «Кто такие «мы»? Чем же мы похожи, и что нас отличает друг от друга? (Это – люди, которые населяют нашу планету.) Если мы такие разные, что же нам поможет понимать друг друга и жить в мире? (Выработанные человечеством правила добрососедства)

     4.Рефлексия.

 - Можем ли мы теперь составить рассказ о своём герое, опираясь на предложенный план?

Ответы детей иллюстрируют изготовленные ими панно (по одной и той же картине некоторые дети составили рассказ о жителях одного теплового пояса, но разных стран).

  1. Итог урока.

 - Каким получился наш урок? Что бы вам хотелось сделать дома? (Пополнить знания информацией из сети Интернет, из энциклопедий)

Ребята оценивают своё  участия в уроке  с помощью цвета: зелёный -  доволен уроком и своим участием в нём; жёлтый – были ошибки, но в целом справился; красный -  ничего не понял, урок не понравился (в таблице Приложение 3).

Уважаемые учёные, я благодарю вас за помощь в ответе на непростой вопрос и предлагаю познакомить в дальнейшем учеников параллельных классов с вашими исследованиями.

Логическое завершение тема «Кто такие «мы» получает на следующем уроке окружающего мира. Методика проведения подобна предыдущему уроку. Тема «Что вы знаете о родном крае» (1ч.) обобщает знания о России, её столице – Москве, ЮФО, Ростовской области с главным городом Ростовом – на – Дону, Аксайском районе и городе Аксае.

Во втором классе реализуется 2 этап проекта «Кто такие «мы» во внеурочное время и, частично, на уроках окружающего мира, русского языка, риторики.

Приложение 1

Ответь на вопросы. Подсказка: вставив пропущенные буквы, узнаешь правильный ответ.

  1. В каком поясе жили первые древние люди?

      Осен…, огон…, бол… .

     ъ – в холодном;

      ь – в жарком.

  1. С помощью чего  древние люди строили жилища, шили одежду, готовили пищу?

     Девоч…ка, реч...ка, хищ…ная.

     ь -  оружие;

         - орудия труда.

  1. Древние люди жили и кочевали небольшими…

     Зу…, ду…, кра… .

    п – группами;

     б – общинами – родами.

  1. Люди перестали кочевать и родовой строй сменился…

      Корова …орька, коза …вёздочка, девочка …ина.

      З – государством;

      з – племенем.

Правильно выполненная работа.

  1. В каком поясе жили первые древние люди?

     Осень, огонь, боль.

     ъ – в холодном;

     ь – в жарком.

  1. С помощью чего  древние люди строили жилища, шили одежду, готовили пищу?

     Девоч…  ка, реч     ка, хищ     ная.

     ь -  оружие;

         - орудия труда.

  1. Древние люди жили и кочевали небольшими…

     Зуб, дуб, краб.

     п – группами;

     б – общинами – родами.

  1. Люди перестали кочевать и родовой строй сменился…

      Корова Зорька, коза Звёздочка, девочка Зина.

      З – государством;

      з – племенем.

Приложение 2

Игра «Собери слово».

Среди рассыпанных букв спряталось слово. Найди и прочитай его.

И т С С о Л ы Е ь Д у О я В ж А р Н ю И г Е

Правильно выполненная работа.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Приложение 3

!    Знаю

? ! Узнал новое    

?Не знаю, но хочу узнать

 Вспомни всё что сам знаешь  

Узнал новое на уроке        

Остались вопросы

Примерное выполнение работы.

!    Знаю

? ! Узнал новое    

? Не знаю, но хочу узнать

 Вспомни всё что сам знаешь  

Север. Тепловой пояс – холодный.

Азиатская раса.

Жилище – чум.

Занятие - оленеводство

Узнал новое на уроке  

Разные народы Севера.

Строят  жилище из шкур, снега.

Едят замороженное мясо и

рыбу    

Остались вопросы

В иглу холодно?

У них телевизор есть?

Возможно заполнение таблицы посредством пиктограмм.

Приложение 4

Правила игры: Дети строятся в колонну друг за другом, при этом крепко держатся за талию, образуя «туловище» дракона. Первый ребёнок – «голова», которая должна «укусить» (поймать)  «хвост» - ученика, стоящего последним. Игра заканчивается, когда «туловище» «рвётся» или если «голова» поймает «хвост».

Приложение 5

Разведение оленей                        Жители Австралии    

Разведение верблюдов                 Народы Северной Африки

Разведение страусов                      Народы Севера

Правильно выполненная работа.

Разведение оленей                            Жители Австралии    

Разведение верблюдов                     Народы Северной Африки

Разведение страусов                          Народы Севера

Приложение 6

                         Физкультминутка с элементами самомассажа.

В понедельник я купался,            Движения имитируют плавание и ныряние.

А во вторник рисовал.                   Поворачиваются к окну и «рисуют» погоду:                                                                                  дождь –     встряхивают кистями, ветер – раскачивают подня -

                                                        тыми вверх руками, кружатся и приседают – листики

                                                        падают.

В среду - долго умывался,            Потирают руки до появления тепла, движение «рука

                                                         руку  моет», трут каждый пальчик, гладят лицо по

                                                         массажным линиям, «бугорками» больших пальцев

                                                         трут брови,  разминают и подёргивают уши.

А в четверг в футбол играл.           Махи ногами.

В пятницу я прыгал, бегал,            Выполняют по тексту.    

Очень плавно танцевал.

А в субботу, воскресенье

Тихим сном я засыпал.                    Присаживаются и закрывают глаза.