Триз - педагогика

 

«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Поль Торренс

ТРИЗ – теория решения изобретательских  задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Приоритетной целью является развитие творческих способностей, конкретнее:

  • обучить творческой деятельности;
  • ознакомить с приемами творческого воображения;
  • научить решать изобретательские задачи.

Основное содержание обучения представляет собой процесс поисковой, изобретательской деятельности. Основным понятием ТРИЗ является противоречие, при разрешении которого возникают качественно новые идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Уроки творческого воображения»                                            Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Уроки творческого воображения» на 2011-2012 учебный год составлена на основе требований государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ МО и НРФ от 6 октября 2009 г. №373), основной образовательной программы МБОУ гимназии, примерной программы внеурочной деятельности (сборник «Примерные программы внеурочной деятельности» Просвещение. 2009г.), авторской программы по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) А.А.Нестеренко, с учётом регионального компонента, валеологического аспекта и психолого-педагогических особенностей учащихся.

1 час в неделю, всего 33 часа.

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.).

Задачи: развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем – ТРИЗ).

При составлении программы соблюдались следующие принципы:

1). Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ. Любая проблема, возникшая в системе, решается с учетом объективных закономерностей ее развития.

2). Принцип обучения способам действий. Предметом РТВ являются модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т. д.).

3). Принцип перехода к полному циклу. Новые понятия и инструменты вводятся в результате следующей цепочки действий: исходная модель --> сбор фонда дополнительной информации --> выявление несоответствия между исходной моделью и новыми примерами (противоречия в модели) --> разрешение противоречия переход к новой модели...  Предполагается, что выход на такой алгоритм начинается во 2-м классе и к моменту перехода детей в среднее звено он должен быть вполне освоен и осознан.

4). Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.

5). Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы «переоткрывают» самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.

6). Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.

7). Принцип обратной связи. Результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, – через оценку творческих работ.

8). Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс РТВ.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ-РТВ (см. список),  а также электронным сопровождением (электронный ресурс - ЭР), что позволяет упростить описание содержания программы и улучшить организацию и качество подачи материала на уроках.

                                                    Планирование учебного материала

С учетом указанных выше принципов построения учебного курса при отборе и планировании материала отслеживаются 4 основные линии.

1). Линия ТРИЗ – инструментария (инструментальная). Является стержнем курса. В эту задачу входит введение и отработка понятий, приемов, моделей (в дальнейшем – инструментов ТРИЗ или просто инструментов), позволяющих решать большие классы проблем, основываясь на закономерностях существования и развития систем. Развитие таких необходимых качеств мышления, как системность, последовательность, чувствительность к противоречиям и способность к их решению, осуществляемое в данном курсе средствами ТРИЗ инструментария, планируется именно на этой линии.

2).Линия восприятия – представления – воображения (в дальнейшем – линия воображения). Обеспечивает «раскрытие» каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать и сохранять яркие живые образы и фактически «готовит» почву, на которой успешно могут работать приемы и методы, полученные в ходе освоения инструментов ТРИЗ.

3). Линия информации (знаний). Снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения творческого инструментария. Обязательная информация в курсе представлена в минимальном объеме, необходимом, чтоб сделать предмет самодостаточным. Планируется и проводится сбор детьми собственных информационных копилок – первые шаги в работе с информационными фондами.

4). Продуктивная линия. Здесь планируется научение детей отдельным частным алгоритмам создания творческих продуктов. К этому разделу относятся алгоритмы синтеза загадок и пословиц, создание раскадровок и игр, рисование по представлению, такие неалгоритмические методы получения новых идей, как морфологический анализ и метод фокальных объектов.

Продуктивная линия в курсе вспомогательная. Она обслуживает линии воображения и инструмента, как бы "сливаясь" то с одной из них, то с другой и создает основную мотивацию обучения. Очевидно, задачи тесно переплетаются между собой, однако у каждой из них – своя "идеология", что позволяет рассматривать отдельно их планирование и поддержку.

Взаимодействие курса «Уроки развития творческого воображения»

с другими курсами

Курс спланирован как самодостаточный, однако инструменты, освоенные на занятии, используются в других учебных предметах. Хорошо вписывается в развивающую систему Занкова. Понятийный аппарат, приемы, модели и конкретные упражнения, освоенные на занятиях, могут быть использованы в системе Занкова для развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Развитие этих мыслительных способностей на каждом уроке является одной из отличительных черт Занковской системы.

Понятийный аппарат и модели курса вполне универсальны и могут эффективно использоваться на других уроках как единый межпредметный язык.

Форма проведения занятий курса «Уроки развития творческого воображения»

1 этап - уроки-сказки, объединенные одним сюжетом. Сюжетны и цели, которые ставятся перед детьми на уроке. Форма урока в 1-м периоде – "Дневник путешественника". О способах построения сюжетного урока сказано в работе [19].

II и III этап - из первого этапа переходят некоторые персонажи (олицетворенные приемы изменения объектов), однако урок теперь состоит из игровых тренингов (иногда – сюжетных) и заданий на синтез загадок, пословиц, историй. Цель уроков двояка: открыть что-то новое, касающееся «устройства мира» (имеется в виду, в основном, не информационный, а инструментальный уровень) и использовать это при создании новой системы. Со второго класса вводится решение изобретательских задач в режиме «диалога с ЭВМ» [31], позволяющее подвести детей к «открытию» базовых понятий ТРИЗ.

                                                      Организация и условия обучения

                                                                РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

«Уроки развития творческого воображения» - устный предмет. Работа в альбомах занимает не более 1/3 чистого времени на уроке. Остальное – устная работа. При нормальной организации учебного процесса доля "учительского времени" на уроке постепенно снижается за счет отказа от сюжетной мотивировки заданий, а также за счет увеличения активности детей.

                                                                                                             ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

Если «Уроки развития творческого воображения» ведет основной учитель, то хорошо зная детей, имея сквозные приемы организации устной работы класса, имея ресурс времени помимо занятий, основной учитель может найти средства для работы в группе с числом учащихся не более 30 человек.

                                                                                                             ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧЕНИКА

1). Эффективной является работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход.

2). Следует публично подробно обсуждать творческие работы каждого ребенка.

3). Вводится самооценка выполнения заданий, оценивание группой при групповой работе, выполнение диагностических заданий для определения динамики развития творческих способностей.

Пояснительная записка к I этапу курса «Уроки развития творческого воображения»

Настоящая программа предназначена для 1-го этапа обучения детей, не прошедших предварительную подготовку в детском саду и является первой частью программы «Уроки развития творческого воображения». 1-й этап обучения направлен на подготовку воображения и мышления детей к творческой работе, пробуждение устойчивого интереса к решению проблемных задач, овладение некоторыми инструментами, используемыми как в дальнейшем обучении ТРИЗ-РТВ, так и в других предметах.

                                                      Ожидаемые результаты

К концу прохождения программы формируются следующие умения:

- линия восприятия – представления – воображения

  • Представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
  • представлять объект с разных точек зрения (в разных ракурсах) в зависимости от воображаемого положения зрителя относительно объекта;
  • представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.

- линия инструментария

  • Мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
  • "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
  • классифицировать объекты по значениям основных признаков;
  • находить различные варианты изменений значений признаков реальных объектов;
  • видеть в объектах "разделенные противоречия" (совмещение противоположностей);
  • находить положительные и отрицательные стороны объектов и событий в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);
  • моделировать физические объекты методом маленьких человечков.

- линия информационного обеспечения

  • Знать 5 чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
  • знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
  • знать 3 физических состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное).

- продуктивная линия

  • Фиксировать решения задач, наблюдения в условных рисунках;
  • описывать словесно или зарисовывать воссозданные в воображении "картины";
  • рисовать несложные образы по описанию; делать "раскадровку" простых сюжетов;
  • составлять загадки, зарисовывая объект по частям;
  • составлять новые системы из множества одинаковых объектов;
  • составлять загадки по опорам, описывая объект через значения основных признаков;
  • рисовать загадки по Методу Маленьких Человечков;
  • решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия.

                                                    Общий сюжет занятий и его герои

Уроки в 1-м периоде объединены общей темой путешествия по стране Вообразилии. В стране есть: замки (владения волшебников) (обозначены замком на карте), область 5 чувств (каждое чувство – город или район), парк Загадок (он расположен на острове), а также реки, моря и суша, которую учитель с детьми могут заселить" на свое усмотрение. В Вообразилии живут волшебники (у каждого – своя конкретная функция) и герои, которые, как водится, делятся на положительных и отрицательных. Последние создают путешественникам и мирным жителям страны всякие неприятности, а положительные герои, в основном, просят помощи детей в решении своих проблем или задают им всевозможные загадки. Учитель может на свое усмотрение ввести в сюжет постоянных героев. Следует также помнить, что главными героями событий являются путешественники-ученики.

                                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дробление и объединение. Части и целое. (4 часа).

Деление объекта на части. Схема "системное дерево". Связи между частями. Объединение отдельных объектов в новое целое. Многократное деление "вглубь": схема "системный лифт".

Оценка объектов и ситуаций. (1 часа)

Выявление положительных и отрицательных сторон объекта (игра "Хорошо – плохо"). Оценка знакомых объектов. Оценка знакомых ситуаций. Оценка конкретных свойств объектов. Оценка малознакомых объектов и ситуаций. Оценка измененных объектов.

Линия времени: события предшествующие и последующие. (2 часа)

Далекое и близкое прошлое и будущее. Раскадровка. Движение по "линии времени" вперед и назад.

Моделирование объектов и явлений по Методу Маленьких Человечков (ММЧ). (3 часа)

Модели твердых тел, жидкостей, газов. Составные статичные модели. Модели процессов (испарение, замерзание воды и т.п.)

Признаки объектов и их восприятие человеком. (23 часа)

Каналы восприятия – способов обнаружить. Простейшие задачи на обнаружение. Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер. Признаки, воспринимаемые на слух: характер звучания, громкость, высота звука, зависимость от размеров источника, длительность. Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса, рельеф, форма поверхности, температура. Запахи, вкусовые свойства.

                                                              Календарно – тематическое планирование

    N

п/п

       Тема

Кол-во   часов

    Содержание

                     

Возможные виды деятельности

Результат

Дата

     План

Факт

1-4.

Деление объекта на части. Связи между частями. Объединение отдельных объектов в новое целое.

  4ч

Знакомство с Вообразилией.
Царство волшебника Дели-Давай.

Доказать, что один предмет на самом деле – много предметов.

Объединить 2 предмета, чтоб они стали чем-то полезным целым. Отрабатывается моторика; знакомство со схемой деления. Деление объекта на части, зарисовка одной части. Рисование волшебника Дели-Давай. Назвать объекты, которые разделил Дели – Давай. Объяснить, для чего он это сделал. Назвать, что может разделить Д-Д (разделить мысленно) и для чего? Объединить однородные объекты в новое целое. Определить целое по части. Усложнение задания – определить, каких деталей не хватает для данного целого. Работа со схемой «дерево»: указываем части, связи, достраиваем схему, устанавливая связи, определяем целое по заданным частям. Работа с картинкой. Игра "моментальная фотография". Многократное деление "Вглубь" (упр. "Бинокль") – выход на Метод Маленьких Человечков.

Выясняем, что умеет делать Дели-Давай (делить на части и объединять части в целое).

Рисунок волшебника Дели-Давай

Зарисовка фигурок из кружков, конструкции из спичечных коробков,…

Рисунки загадок Дели-Давая: "загадочный объект" и его зарисовка  по частям.

Делается вывод: чтоб сделать быстрый рисунок, надо пригласить на помощь Д-Д: рисовать не весь объект, а только самые характерные его части.

5.

Оценка объектов и ситуаций.
Введение игры "Хорошо – плохо".

"Ветер споров".

Игра "Хорошо – плохо".

 Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет положительные стороны заданного объекта или явления (+), другая –

отрицательные (-)       выигрывает команда, нашедшая больше аргументов: на знакомых объектах (шоколадка, мел...);  на знакомых ситуациях (мы плывем по реке...); обсуждение конкретного свойства (почему рыбке хорошо быть маленькой, почему плохо; когда удобна светлая рубашка, когда – темная и т.п.); то же – на менее знакомых, измененных объектах (круглый дом, треугольный дом); с разных точек зрения: для кого данное свойство хорошо, для кого – плохо; возможности измененного объекта: представим, что мы постепенно увеличиваем (уменьшаем) свой размер (другие свойства) – что нам теперь удобно делать, что неудобно: ("Я такой большой, что...").

Уметь играть в разные виды игры «Хорошо – плохо».

6– 7.

События предшествующие -последующие. Далекое и близкое прошлое и будущее.

Царство волшебника Отставай-Забегай.

Вызываем волшебника Отставай-Забегай и выясняем, чем он занимается. Учимся делать раскадровку в естественном порядке (от прошлого к будущему), от настоящего момента в прошлое и будущее, то же – с другими (меньшими) промежутками времени, «живая» раскадровка.

Игра «Угадай и продолжи».

Рисованные «раскадровки».

Рисунок волшебника Отставай-Забегай.

8-10.

Моделирование объектов и явлений по ММЧ.

Знакомство с Маленькими Человечками.

Упражнение «Бинокль». Ставим задачу: выяснить, чем отличаются человечки в разных объектах. «История одного барашка» - инсценировка. Дети решают и показывают. Игра "Твердое – жидкое – газ". Обсуждение "каверзных вопросов". Сделать загадку: нарисовать объекты человечками. Угадать загадки (восстановить объект по модели). Моделирование человечками явлений.

Превращения человечков. Что происходит зимой с человечками воды?

Куда исчезают человечки воды из открытого стакана? Объяснение более сложных явлений с помощью модели ММЧ.

Какие человечки держат форму и почему?

Какие человечки лучше и быстрее проведут звук? Моделирование человечками передачи звука.

Нарисованные загадки. Модели веществ с помощью ММЧ.

11-12.

Знакомство с 5 чувствами человека.

Область 5 чувств.

Выясняем "имя" первого помощника: глаза. Далее отключаем этого помощника и проходим через ворота Закрытых глаз. Выбираем "проводника", завязываем ему глаза. Опыты: предъявляем по очереди: предметы, которые легко определить по звучанию (бубен), на ощупь (вилку), по запаху (духи, мыло), на вкус (ягодку). Класс выясняет оставшихся «помощников».

Закрепляются словесная и кинестетическая опоры: у человека есть 5 чувств и 5 способов обнаружить (увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус). Нарисовать плакат "5 помощников". Д-Д разделил нечаянно 5 чувств – и они поссорились. Каждое утверждает, что может обойтись без остальных. Докажем, что это непросто. Упражнение:

  • Передать сообщение человеку, у которого отключены" уши.
  • Нарисовать что-то с отключенными" глазами.
  • Обернуть руки рукавами и назвать как можно больше дел, которые сложно делать без осязания.
  • Зажать нос и в таком положении сыграть в "Хорошо – плохо" (чем полезен и чем вреден нюх).
  • Отличить, не пробуя сахарную пудру от соды (мелкой соли, крахмала и т.п.).

Плакат «5 помощников».

Вывод о необходимости всех 5 чувств.

113-14.

115-16.

17-18.

Признаки, воспринимаемые зрительно:

ЦВЕТ;

ФОРМА;

РАЗМЕР.

Город открытых глаз.

ул. Цветная

ул. Форм

ул. Размерная и волшебник Великан – Кроха.

Выявление спектра значений.

Для признаков (цвет, форма, характер звучания, вкус, запах) – собираем копилку значений. Сначала – в устной работе, затем фиксируя в альбоме наиболее интересные варианты.

Собираем не объекты, а именно значения признаков (свойства), поэтому в копилке запахов, например, цветок рисуется под копилкой (в нее попадает не сам цветок, а только его запах). Аналогично – с копилкой вкусов.

Для остальных признаков – сначала ставится вопрос о том, как описать признак. Выясняется – относительность характеристики "большой", "громкий" и т.п. Далее – вводится описание через сравнение: (больше, чем,... но меньше, чем...; тише, чем, но громче, чем... или такой высоты, как...",такой же громкий, как... Можно экспериментально подвести к мерке.

Копилка значений.

19.

Загадки по признакам: цвет – форма – размер – состав; игра «Да – нетка».

 2ч

Парк Загадок.
Игровой компьютер.

 20-22.

Признаки, воспринимаемые на слух: ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ, ГРОМКОСТЬ, ВЫСОТА ЗВУКА, зависимость от размеров источника, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Природа звука.

Город Звуков:
шоссе Громкости;
Высотная аллея;
шоссе Длительности.

23-24.

Диагностическое занятие,
творческая работа.

Воспоминания о путешествии

25-27.

Признаки, воспринимаемые на ощупь. МАССА,
РЕЛЬЕФ, форма ПОВЕРХНОСТИ;
ТЕМПЕРАТУРА.

Щупательный район:
деревня Весы
пустыня Рельеф
Температурные горы

28.

ЗАПАХИ

Пахучий город.

29-30.

ВКУСОВЫЕ СВОЙСТВА.

Город Вкусов.

31-33.

Загадки и задачи на каналы восприятия. Творческие, диагностические работы.

Прощание с Вообразилией.

Всего: 33 часа

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ 1-ГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

                                                (тексты и пояснения к решению)

 Задача 1. Тема "ЦВЕТ" (№45 в ЭР)

Гномик хотел отправиться в плавание, чтоб встретиться со своими друзьями. Лодочка у него маленькая, лишнего весу на выдержит. Гномик решил поехать ненадолго и не брать с собой лишней одежды. Одел он темный костюмчик, справедливо считая, что так его друзья (а он хотел встретиться с ними прямо на реке) лучше его разглядят. Как вы думаете, что случилось? (ДРУЗЬЯ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСТРЕТИЛ ИХ В ТЕМНОТЕ И ЕГО ТЕМНАЯ РУБАШЕЧКА СОВСЕМ НЕ БЫЛА ВИДНА). Тогда гномик снова отправился в путешествие, одев на этот раз светлую рубашечку. И что случилось?

(НА ЭТОТ РАЗ ОН, КАК НАЗЛО, ВСТРЕТИЛ ДРУЗЕЙ ДНЕМ ПРИ ЯРКОМ СОЛНЦЕ, И ОПЯТЬ ОНИ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА). Вот гномик и просит нас решить: какой должна быть его рубашечка, ЧТОБ ЕЕ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК БЫЛО ХОРОШО ВИДНО. РУБАШЕЧКА ЕМУ НУЖНА И СВЕТЛАЯ, И ТЕМНАЯ.

А КАК ТАКУЮ СДЕЛАТЬ? (ОТВЕТ – ТЕЛЬНЯШКА).

Задача 2. Тема "Форма" (№№53-55 в ЭР).

На нашем пути встречаются две птички-спорщицы: мама и дочка.

Мама летит высоко, дочка – пониже. Пролетая над нашей улицей, мама поет: вижу круг, вижу большой круг...", а дочка ей возражает: Что ты, мама, никакой это не круг вовсе, а прямоугольник". Кто из них прав? Какой домик видели мама и дочка? (ЦИЛИНДР: СВЕРХУ – КРУГ, СБОКУ – ПРЯМОУГОЛЬНИК). Аналогично – задания с конусом и призмой.

Задача 3. Тема "Форма"(№56 в ЭР).

В домике-цилиндре хозяйка варит варенье из цилиндрических ягод и раскладывает его в банки разных размеров. Но вот беда – крышек для этих баночек нет. Есть мастер, который может сделать одинаковые крышки, но отверстия-то в банках разные. Однако Д-Д утверждает: все эти крышки можно объединить в одну, такую, что она всякую банку закроет. И есть домик, где вам такую крышку найдут обязательно. Что это за крышка? (КОНУС).

ПРИМЕЧАНИЕ: остановимся подробнее на вариантах формулировки этой очень непростой задачи. Крышки должны быть одинаковы – таково условие мастера, и должны быть разными, чтоб закрывать разные отверстия. Здесь можно показать наглядно: для одной банки нужен такой вот кружок, для другой – такой вот и т.д. А крышка – ОДНА. ОДНА крышка из РАЗНЫХ кружков. Можно предложить детям построить такую крышку – они сами увидят, что решением является простой или усеченный конус.

Задача 4. Тема "Размер"(№62 в ЭР).

Д-Д расстроен. Его пригласил в дом друг. Он сказал, что у него очень большая, просторная квартира. Однако когда волшебник пришел в гости, он даже не смог войти в этот дом. Попробуем угадать, что это за друг так обманул Д-Д? (Это был его знакомый муравей. Ему самому его дом кажется большим, а нам – маленьким.

Возможен ответ, что это В-К, который как раз в тот момент уменьшился).

Задача 5. Тема "Размер" (№ 61 в ЭР).

На улице Размер есть пруд, а в нем водится рыба-шар. Она не зря водится именно в этом пруду. Ведь перед лицом хищника рыба шар надувается, увеличивая свой размер в несколько раз. И никто, даже сам В-К, у которого она никогда не просит помощи не знает, как ей это удается. Попробуем разгадать загадку рыбы-шар. (РЫБКА УВЕЛИЧИВАЕТ РАЗМЕР, ЗАГЛАТЫВАЯ БОЛЬШУЮ ПОРЦИЮ ВОДЫ).

ПРИМЕЧАНИЕ: решая эту задачу, надо сперва проговорить, ДЛЯ ЧЕГО рыбе шар удобно быть большой, а ДЛЯ ЧЕГО – маленькой (маленькой рыбке легче питаться, легче прятаться от опасности, большой – легче спастись перед лицом хищника). Потом задача решается как ресурсная": рыбке надо прибавить к себе что-то еще, чтоб увеличить размер, и не надо – чтоб оставаться маленькой, когда опасность далеко. Оговорим, что воздух в качестве решения не подходит – его в воде слишком мало.

Задача 6. Тема "Размер" (№59 в ЭР).

У В-К есть дочь – прекрасная принцесса (или просто красавица). Отец у нее очень строгий, принцессу не балует она живет скромно в маленьком замке и трудится, как все. Недавно В-К подарил ей отрез на платье. Принцессе он так понравился, что она сразу же побежала к портному. Портной спрашивает: Вам какое платье: длинное или короткое?" А принцессе хочется и того, и другого. (ОБЪЯСНИМ: ДЛЯ ЧЕГО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ДЛИННОЕ ПЛАТЬЕ, А ДЛЯ ЧЕГО – КОРОТКОЕ). Портной спрашивает, нужно ли девушке платье широкое, или узкое, – а ей опять же хочется и того, и другого. (объясним, для чего может понадобиться узкое, для чего – широкое платье).

Обращаться к папе, чтоб он увеличил отрез на два платья принцессе неловко, она привыкла сама решать свои проблемы. Поможем ей.

ПРИМЕЧАНИЕ: мы решаем два противоречия (длинное – короткое и широкое – узкое). Одно можно решить в классе на настоящем платье – пусть дети покажут, где надо пришить завязки или молнию, или липучки, чтоб противоречие можно было решить, другое – зарисовать дома в тетради.

Задача 7. Тема "Звук" (№67 в ЭР).

Ведерко устало жить в домике с теми, кто грохочет. Оно просит помочь ему сменить жилище. Но для этого ведерку надо научиться издавать другой звук. (ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ: НАЛИТЬ В ВЕДЕРКО ВОДЫ, ОНО БУДЕТ БУЛЬКАТЬ).

Задача 8. Тема "Масса" (№75 в ЭР).

Жительница одного из легких" домиков – симпатичная тряпичная накидочка и просит совета, как ей потяжелеть: она хочет перебраться к своей знакомой шубке, но с таким весом ей в шубкином доме делать нечего. Ничего пришивать к себе накидка не хочет. Поможем ей решить задачу. (Можно предложить ей окунуться в воду, она намокнет и станет гораздо тяжелее).

Задача 9. Тема "Масса" (№№76-77 в ЭР).

Навстречу нам выходят трое возмущенных волшебников. Они идут с почты и между ними разгорается большая ссора. Дело в том, что В-К его дочка принцесса послала посылку, в которой был, как она написала, большой сладкий сюрприз. На посылке даже масса указана – 10 кг. (представим, что это за масса – 10 кг)! А получил В-К посылку совсем легкую, она даже 1 кг не весит. Была тяжелая – а стала – легкая. В-К точно знает, что на почте посылку без него никто открыть не мог. Он решил, что без волшебников тут не обошлось. Либо О-З перепутал время и В-К получил не свою посылку, а какую-нибудь старую или вовсе не отправленную, либо Д-Д в дороге отделил от посылки большую часть. Возмущенные волшебники утверждают, что вообще про эту посылку ничего не знают.

Помирим волшебников. Попробуем решить задачу: что положили принцесса в посылку, если она сначала была тяжелая, потом стала легкая? Сделаем вывод: если она полегчала в пути, значит что-то в ней сначала было, а потом его не стало (а крышка была закрыта). Каким это что-то должно быть, чтоб уйти" через закрытую крышку (какие человечки на это способны) (МОРОЖЕННОЕ). Делаем рисунок в РТ.

Задача 10. Тема "Температура" (№ 82 в ЭР).

Одним концом своим пустыня Рельеф упирается в Температурные горы. Наверху в горах лежит рыхлый пушистый снег, а ниже – снег подтаявший, плотный, утоптанный. Там скачут зайцы. Верблюд никак не может взять в толк – почему заяц никогда в снег не проваливается? Как устроена заячья лапка?

(Изобразим рукой лапку зайца на снегу). Какой должны быть лапка, чтоб легко было скакать по плотному снегу? (УЗКОЙ, СОБРАННОЙ). А чтоб не проваливаться в рыхлом снегу? (ШИРОКОЙ, РАСТЯНУТОЙ). Как же так? Как, устроена заячья лапка? (ОНА МЕНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА, ПО КОТОРОМУ СКАЧЕТ ЗАЯЦ: ТО ШИРОКАЯ, ТО УЗКАЯ).

Задача 11. Тема "Прощание с Вообразилией" (№94 в ЭР).

Жители Вообразилии просят нас придумать будильники для всех жителей Области 5 чувств: чтоб будили не только уши, но и глаза, и нос, и все тело, и даже такой будильник, чтоб будил нас на вкус.

                         

                                                                                     

Литература

  1. Г.Альтов. И тут появился изобретатель. – М.: "Детская литература", 1976
  2. М.С.Гафитулин. И все-таки двуликий. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  3. М.С.Гафитулин. Добрый ветер в кровожадном растении. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 1 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  4. М.С.Гафитулин, С.В.Сычев. Система π (подвижные игры). // Журнал ТРИЗ. – 1991. – N2.2.
  5. С.И.Гин. Да и нет говорите. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  6. С.И.Гин. Мир человека. -Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1995.
  7. С.И.Гин. Мир человека. -Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1996
  8. С.И.Гин. Мир логики.- Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1998.
  9. Г.И.Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать. -М.: Просвещение, 1994.
  10. Т.Клеймихина, С.Крейнина. От Незнайки до... – С-Пб.: "Акцидент", 1996.
  11. С.Меньшиков. Да-нетка – игра развивающая. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  12. И.Н.Мурашковска. Когда я стану волшебником. – Рига, сб. "Познание", N5/1993.
  13. И.Н.Мурашковска., Н.П.Валюмс. Картинка без запинки. С-Пб, "ТРИЗ-ШАНС", 1995 год.
  14. И.Н.Мурашковска. Игры для занятий с детьми младшего возраста. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 1 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  15. А.А.Нестеренко. Страна загадок //Пачаткова школа. – 1995. – N№N10 – 12.
  16. А.А.Нестеренко. Кит и кот // Журнал ТРИЗ. – 1991. – N2.2.
  17. А.А.Нестеренко. Навык творчества //Пачаткова школа. – 1994. – N9.
  18. А.А.Нестеренко. Путешествие в Зазеркалье. -Петрозаводск, газета "Лицей", N4/1995 год, Минск, "Пачатковая школа" №11/1996, сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997
  19. А.А.Нестеренко. Можно ли угодить всем: взгляд на проблему интереса в начальной школе //На путях к новой школе. – 1995. – N1.
  20. А.А.Нестеренко. Разбудите спящую царевну. -Петрозаводск, газета "Лицей", N5/1996 год, Минск, "Пачатковая школа" – 1996№11.
  21. А.А.Нестеренко. Читать или "причитать" //Пачаткова школа. – 1996. – N9.
  22. А.А.Нестеренко. Счастливого плавания в мире противоречий. Праздники детства //Пачаткова школа. – 1995. – N3.
  23. А.А.Нестеренко. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель, ИПП СОЖ, 1997.
  24. А.А.Нестеренко. Секреты творческого тренинга.//Технологии творчества – 1999. №3.
  25. Одаренные дети: Пер. С англ./Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. -М.: "Прогресс", 1991.
  26. А.Б.Селюцкий, Г.И.Слугин. Вдохновение по заказу. -Петрозаводск: "Карелия", 1972.
  27. Т.А.Сидорчук. Истории про...-Ульяновск, 1995.
  28. Т.А.Сидорчук. Технологические цепочки обучения творчеству. -Ульяновск, 1996.
  29. Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. -Ульяновск: УлГТУ, 1997. -74с.
  30. О.И. и С.В.Сычевы. Книга Противоречий. кот // Журнал ТРИЗ. – 1992. N2.4.
  31. H.Н.Хоменко. Игра "да-нет" при обучении ТРИЗ. // Журнал ТРИЗ. – 1992. N2.4.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Уроки творческого воображения». 2 класс                                            Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Уроки творческого воображения» на 2012-2013 учебный год составлена на основе требований государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ МО и НРФ от 6 октября 2009 г. №373), основной образовательной программы МБОУ гимназии, примерной программы внеурочной деятельности (сборник «Примерные программы внеурочной деятельности» Просвещение. 2009г.), авторской программы по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) А.А.Нестеренко, с учётом регионального компонента, валеологического аспекта и психолого-педагогических особенностей учащихся.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.).

Задачи: развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем – ТРИЗ).

При составлении программы соблюдались следующие принципы:

  1. Принцип диалектичности. Этот принцип обеспечивается обучением на базе ТРИЗ. Любая проблема, возникшая в системе, решается с учетом объективных закономерностей ее развития.
  2. Принцип обучения способам действий. Предметом РТВ являются модели и приемы, применимые к любым системам (техническим, биологическим, художественным и т. д.).
  3. Принцип перехода к полному циклу. Новые понятия и инструменты вводятся в результате следующей цепочки действий: исходная модель --> сбор фонда дополнительной информации --> выявление несоответствия между исходной моделью и новыми примерами (противоречия в модели) --> разрешение противоречия переход к новой модели...  Предполагается, что выход на такой алгоритм начинается во 2-м классе и к моменту перехода детей в среднее звено он должен быть вполне освоен и осознан.
  4. Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
  5. Принцип ТВОРЧЕСКОГО подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы «переоткрывают» самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
  6. Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
  7. Принцип обратной связи. Результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания и, главное, – через оценку творческих работ.
  8. Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс РТВ.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ-РТВ (см. список),  а также электронным сопровождением (электронный ресурс - ЭР), что позволяет упростить описание содержания программы и улучшить организацию и качество подачи материала на уроках.

                                                    Планирование учебного материала

С учетом указанных выше принципов построения учебного курса при отборе и планировании материала отслеживаются 4 основные линии.

  1.  Линия ТРИЗ – инструментария (инструментальная). Является стержнем курса. В эту задачу входит введение и отработка понятий, приемов, моделей (в дальнейшем – инструментов ТРИЗ или просто инструментов), позволяющих решать большие классы проблем, основываясь на закономерностях существования и развития систем. Развитие таких необходимых качеств мышления, как системность, последовательность, чувствительность к противоречиям и способность к их решению, осуществляемое в данном курсе средствами ТРИЗ инструментария, планируется именно на этой линии.
  2. Линия восприятия – представления – воображения (в дальнейшем – линия воображения). Обеспечивает «раскрытие» каналов восприятия, тренировку разных видов и типов памяти, способность создавать и сохранять яркие живые образы и фактически «готовит» почву, на которой успешно могут работать приемы и методы, полученные в ходе освоения инструментов ТРИЗ.
  3. Линия информации (знаний). Снабжает ученика информацией о свойствах и структуре объектов, необходимой для применения творческого инструментария. Обязательная информация в курсе представлена в минимальном объеме, необходимом, чтоб сделать предмет самодостаточным. Планируется и проводится сбор детьми собственных информационных копилок – первые шаги в работе с информационными фондами.
  4. Продуктивная линия. Здесь планируется научение детей отдельным частным алгоритмам создания творческих продуктов. К этому разделу относятся алгоритмы синтеза загадок и пословиц, создание раскадровок и игр, рисование по представлению, такие неалгоритмические методы получения новых идей, как морфологический анализ и метод фокальных объектов.

Продуктивная линия в курсе вспомогательная. Она обслуживает линии воображения и инструмента, как бы "сливаясь" то с одной из них, то с другой и создает основную мотивацию обучения. Очевидно, задачи тесно переплетаются между собой, однако у каждой из них – своя особенность, что позволяет рассматривать отдельно их планирование и поддержку.

Взаимодействие курса «Уроки развития творческого воображения»

с другими курсами

Курс спланирован как самодостаточный, однако инструменты, освоенные на занятии, используются в других учебных предметах. Хорошо вписывается в развивающую систему Занкова. Понятийный аппарат, приемы, модели и конкретные упражнения, освоенные на занятиях, могут быть использованы в системе Занкова для развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Развитие этих мыслительных способностей на каждом уроке является одной из отличительных черт Занковской системы.

Понятийный аппарат и модели курса вполне универсальны и могут эффективно использоваться на других уроках как единый межпредметный язык.

Форма проведения занятий курса «Уроки развития творческого воображения»

1 этап - уроки-сказки, объединенные одним сюжетом. Сюжетны и цели, которые ставятся перед детьми на уроке. Форма урока в 1-м периоде – "Дневник путешественника". О способах построения сюжетного урока сказано в работе [19].

II и III этап - из первого этапа переходят некоторые персонажи (олицетворенные приемы изменения объектов), однако урок теперь состоит из игровых тренингов (иногда – сюжетных) и заданий на синтез загадок, пословиц, историй. Цель уроков двояка: открыть что-то новое, касающееся «устройства мира» (имеется в виду, в основном, не информационный, а инструментальный уровень) и использовать это при создании новой системы. Со второго класса вводится решение изобретательских задач в режиме «диалога с ЭВМ» [31], позволяющее подвести детей к «открытию» базовых понятий ТРИЗ.

Организация и условия обучения

Распределение времени

«Уроки развития творческого воображения» - устный предмет. Работа в альбомах занимает не более 1/3 чистого времени на уроке. Остальное – устная работа. При нормальной организации учебного процесса доля "учительского времени" на уроке постепенно снижается за счет отказа от сюжетной мотивировки заданий, а также за счет увеличения активности детей.

Численность группы

Если «Уроки развития творческого воображения» ведет основной учитель, то хорошо зная детей, имея сквозные приемы организации устной работы класса, имея ресурс времени помимо занятий, основной учитель может найти средства для работы в группе с числом учащихся не более 30 человек.

Оценка работы ученика

  1. Эффективной является работа без отметок, ориентированная на познавательные интересы и творческий выход.
  2. Следует публично подробно обсуждать творческие работы каждого ребенка.
  3. Вводится самооценка выполнения заданий, оценивание группой при групповой работе, выполнение диагностических заданий для определения динамики развития творческих способностей.

Пояснительная записка II этапа курса РТВ (2 класс)

II этап знакомит с линией инструмента: изучение объектов и решения изобретательских задач, которые планируются отдельно. Продолжается работа на линии воображения, большое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления (вводится понятие "Зазеркалья" – "Мира образов"). В продуктивной деятельности больший упор делается на словесное творчество (составление загадок, мини – сказок и т.д.). В линии информации акцент сделан на самостоятельное "добывание" информации (заполнение "копилки признаков").

При отработке системного подхода к описанию объектов "реальное" описание последовательно чередуется с образным ("зазеркальным").

Особенности освоения II этапа курса РТВ заключаются в существенном внимании к организации поисковой работы детей. Вторая особенность периода – отработка основных понятий ТРИЗ средствами решения изобретательских задач в режиме диалога.

Сюжетный план на этом этапе ослабевает и заменяется игровым. Сохраняются, однако, герои уроков, среди которых обязательно присутствие волшебников, олицетворяющих приемы фантазирования, присутствует сюжетная мотивировка отдельных игр (игра в разведчиков, путешествие в Зазеркалье и т.д.).

Ожидаемые результаты освоения

Инструментальная линия.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять вопросы для описания объектов;
  • давать реальное и образное описание объектов,
  • выявлять скрытые свойства объектов,
  • мысленно изменять признаки объектов, определять характер изменений по заданному измененному объекту,
  • разделять объекты и множества объектов на части по заданным признакам, определять основание такого деления по заданному результату;
  • осуществлять системный поиск ресурса по заданному противоречию или ИКР при решении задач в диалоге;
  • строить "системный лифт" (не менее 5 уровней");
  • описывать объект через его части, место, окружение.
  • формулировать Идеальный Конечный результат в четко поставленных изобретательских задачах, ориентировать поиск ответа на ИКР;
  • оценивать ход решения задачи, выявляя некоторые "+" и "-" решения.
  • выявлять некоторые явные и скрытые процессы, протекающие в объектах;
  • делать раскадровку процесса, четко описывать содержание кадров;
  • устанавливать логические связи между кадрами ("частями процесса");
  • делать раскадровку заданного сюжета и оценивать ситуацию с точки зрения героев сюжета;
  • моделировать фантастические изменения процессов с помощью приемов-волшебников и оценивать их последствия.

Линия воображения

Учащиеся должны уметь:

  • отгадывать загадки – восстанавливать образ по заданному описанию;
  • находить несколько ассоциации на один предложенный объект или ситуацию;
  • строить ассоциации по заданным ограничениям (сравнивать целое – с частью, строить простые системные сравнения);
  • представлять и описывать мир от имени других существ (объектов), пользуясь заданными словесными опорами;
  • создавать динамичные образы;
  • строить образ ИКР при решении изобретательской задачи;
  • представлять в динамике незнакомые (выдуманные, фантастические объекты).

Линия информации

Учащиеся должны знать:

  • не менее 7 признаков для классификации объектов, уметь классифицировать объекты по основным признакам;
  • спектры значений наиболее часто используемых признаков;
  • формулировки ИКР, ТП, ФП;
  • не менее 3-х способов разрешения ФП;
  • понятия системы, подсистемы, надсистемы, функции.
  • волшебников, олицетворяющих приемы фантазирования.

Продуктивная линия

Учащиеся должны уметь:

  • составлять загадки по заданным опорным вопросам;
  • составлять загадки-шифровки при помощи морфологической таблицы;
  • придумывать новые объекты, пользуясь методом морфологического анализа;
  • фиксировать в кадрах процесс решения задачи;
  • синтезировать пословицы, связывая кадры раскадровки;
  • строить "загадки на противоречиях";
  • придумывать фантастических героев, пользуясь приемами – волшебниками;
  • придумывать и зарисовывать фантастические сюжеты, по заданному общему плану.

Содержание программы

Объекты и способы их описания

Объекты. Наблюдение за объектами. Описание объектов по аналогии с заданным.

Реальное и образное описание объектов. "Зазеркалье" – Мир Образов, его отличие от Реального Мира.

Сравнение, поиск ассоциаций. Олицетворение.

Признаки объектов. Определение признаков по аналогии. Описание в модели: "объект --> признак --> значение признака. Описание объектов при помощи морфологического ящика ("Ящика загадок"). Неочевидные значения признаков. Выявление скрытых значений. Изменение объекта при помощи добавления и "вычитания" значений. Невозможные значения признаков. Инверсия.

Системное представление об объектах и признаках

Деление по признаку. Разные способы деления. Признак "состав". Состав и образное описание.

Морфологический анализ (изобретение новых объектов). Многократное деление в схеме системного лифта. Объединение объектов в группы по общему значению признака. Получение нового признака (объединение в надсистему).

Признак "место". Варианты возможных надсистем по месту. Построение "лифтов". Образное описание места. Системное сравнение.

Признак "окружение" (соседи). Возможные и невозможные варианты окружения. Образные описания надсистемы и окружения.

Смена надсистемы и прием "точка зрения". Признак "назначение". Прямое назначение объектов и применение объектов по новому назначению.

Группы объектов. "Групповой лифт"

Обобщение как игнорирование некоторых признаков объекта. Конкретизация – как добавление признаков. Построение 3-х этажей "группового лифта". 

Изучение процессов

Изменения, происходящие с объектами (события). Деление процесса на части. Раскадровка процессов. Причинно следственные связи. Связи в Реальном Мире и Мире Образов (Зазеркалье).

Тематический план

Тема

Решение изобретательских задач (в режиме диалога)

1.

Объекты и их признаки. Понятие объекта. Описание объекта по произвольным признакам. Описание объекта по признакам, аналогичным заданным). Составление загадок.

Поиск ответа (как поиск ресурса) в режиме "да – нет".

2.

"Зазеркалье" или царство Похожестей. На что похожи объекты и почему? Олицетворение (превращение в кого-то или во что-то). Волшебник Оживляй. Устные описания "глазами других объектов".

Задачи, сформулированные в виде ФП (физического противоречия). Поиск ресурса по заданным свойствам.

3.

Выявление основных признаков для описания объекта. Освоение модели "объект --> признак --> значение признака. Составление загадок – калек.

 ИКР в изобретательских задачах ("Мудрый совет").

4.

Знакомство с "Ящиком загадок". Заполнение копилки признаков ("Цвет" и "Форма"). Решение проблемы "конструктора форм". Составление и разгадывание шифрованных загадок.

ИКР в изобретательских задачах ("Мудрый совет").

5.

Заполнение копилки признаков (по выбору класса, например, признаки "температура", "запах". Описание значения признака через Выявление скрытых значений признаков ("О чем не сразу узнаешь?")

Задачи на ИКР (формулировка ИКР и поиск ресурса в диалоге).

6.

Изменения признаков, реальные и фантастические. ("Чего на свете не бывает?") Волшебник "Дай – Забери".

Заполнение копилки признаков

Задачи на ИКР (формулировка ИКР и поиск ресурса в диалоге).

7.

 Противоположные значения признаков. Фея Инверсия. Загадки "наоборот". Проверочная работа.

8.

Признак "Состав". Деление объекта по признакам. Волшебный бинокль "Дели – Давая". Определение признака, по которому разделен объект (или множество объектов). Дели-Давай в Зазеркалье. Сравнение частей (составление загадок). Описание частей при олицетворении.

Оценка вариантов решения ("+" и "-" и выход на Техническое Противоречие (ТП)

9.

Объединение по признакам.

10

Морфологический ящик (изобретение новых объектов методом морфанализа).

Переход от ТП к ИКР (в диалоге).

Резерв (заключительное занятие, творческие работы, конкурсы).

11

Повторение: игры и загадки.

Тренинг всех основных умений по решению задач.

12

Признак "Место". Игра "Я загадала место..." Заполнение признака "Место" в копилке признаков. Системный лифт. Загадочные места. "Зазеркальные места" (системное сравнение). Загадки в лифте. Проверочная работа.

Задачи с межличностным конфликтом. Вопрос выбора объекта, к которому предъявляется ИКР.

13

Признак "Окружение" ("соседи"). Составление и отгадывание загадок "по соседям". Соседи в Зазеркалье. Составление образных загадок. Прием "Точка зрения" – описание нового окружения глазами героя

Решение задач, с обсуждением минимум 2-х инструментов (ТП – ИКР), ИКР-ФП.

14

Признак "Назначение". Заполнение копилки признаков. Загадывание объекта по назначению и по действиям.

15

Обобщающее повторение. Проверочная работа.

16

Группы объектов. Понятие группы. Способы объединения в группы по признакам. Представление о "групповом лифте".

ИКР как образ ответа. Запись формулировки ИКР.

17

Изменения. Событие – изменение в системе. Процесс как цепочка изменений.

"Образ ИКР" (конструирование образа решения в воображении)..

18

Как изменить процесс? (Изменение скорости процесса, направления движения) Волшебники Великан – Кроха, Дай – Забери, фея Инверсия.

Понятие ТП (технического противоречие). Формулировка ТП по опоре если...,то (+), но (-).

19

Раскадровка процессов и связь кадров. Синтез пословиц.

Связь ТП – ИКР. Правило перехода к ИКР от формулировки ТП.

20

Раскадровка сказок. Оценка событий для разных героев. Синтез пословиц. Пословицы для разных героев.

21

Причины и следствия в Реальном мире, Зазеркалье, Фантастическом мире.

22

Повторение.

Календарно – тематическое планирование. 3 класс

    N

п/п

       Тема

Кол-во   часов

Содержание

                     

Возможные виды деятельности

Результат

Дата

     План

Факт

1.

Объекты и их признаки. Понятие объекта.

  1ч

Определение целей работы. Знакомство с понятием объект.

1. Беседа.  Игра "Разведчик". 2. Проблемный диалог «Что такое объект?». 3. Составление «Копилки объектов». 4. Групповая работа с «Копилкой»

Варианты «Копилок объектов».

02.09

2.

Описание объекта по признакам. Составление загадок.

Описание объекта по произвольным и аналогичным заданным признакам. Составление загадки по опоре.

1. Игра "Теремок". 2. Составление загадки по опоре фронтально, затем парная работа с фиксацией в тетради, потом индивидуальное составление загадки. 3. Игра "Калька".             4. Отгадывание загадок и их обсуждение.

Оформленные страницы «Загадки – калька».

09.09

3.

"Зазеркалье" или царство Похожестей.

Устные описания "глазами других объектов". Задачи, сформулированные в виде физического противоречия.

1. Игра "Что на что похоже?". 2. Придумывание «зазеркальных» загадок.

Сборник загадок класса «Зазеркальные загадки».

16.09

4.

Олицетворение (превращение в кого-то или во что-то). Волшебник Оживляй.

Поиск ресурса по заданным свойствам.

1. Рисование портрета волшебника. 2. Тренинг «Я превращаюсь в предмет». 3. Составление рассказов с использованием приёма олицетворения.

Рисунки портретов волшебника Оживляй.

23.09

5.

Выявление основных признаков для описания объекта.

Работа с выявлением признаков объекта, отгадыванием объектов по их признакам, группировка самостоятельно выбранных объектов по разным признакам.

Выполнение заданий в тетради:                     1. Отгадывание заданного объекта, загаданного по разным признакам. 3. Деление заданный объект по заданным признакам. 4. Рисование своего множества объектов и деление по разным признакам объекты этого множества (признаки выбрать самостоятельно).

Рисунки «Морское дно».

6.

Освоение модели «объект --> признак --> значение признака». Составление загадок – калек.

Упражнение в составлении описания предмета на основе модели ЭИЗ. Составление загадок – калек.

1. Игра "Калька". 2. Упражнение в составлении описания и загадывании загадок с использованием модели ЭИЗ. 3. Сбор картотеки «ЭИЗ». 4. Составление загадок – калек.

Картотека «Элемент, имя признака, значение признака».

30.09

7.

Знакомство с "Ящиком загадок". Заполнение копилки признаков ("Цвет" и "Форма").

Знакомство с «Ящиком загадок» как универсальным средством для составления загадок.

1. Игра «Да-нетка». 2. Заполнение копилки признаков по признакам «Цвет», «Форма». 3. Составление загадок – шифровок.

Сборник загадок – шифровок.

06.10

8.

Выявление основных признаков для описания объекта.

Дополнение «Ящика загадок» сложными формами. Решение шифрованных загадок.

1. Игра «Да-нетка». 2. Решение проблемы «сложных» форм в «Ящике загадок». 3. Шифрованные загадки. 4. Работа в тетради.

Объёмная модель «Ящик загадок».

14.10

9.

Заполнение копилки признаков (признаки "температура", "запах").

Дополнение «Ящика загадок» признаками "температура", "запах" .

1. Игра "Прояви значение" (или "прояви свойство "). 2. Открытие нового свойства.  3. Шифрованные загадки. 4. Работа в тетради.

Дополнение  модели «Ящик загадок» признаками "температура", "запах".

21.10

10.

Описание значения признака через выявление скрытых значений признаков "О чем не сразу узнаешь?".

Выявление скрытых свойств объектов.

Игра "Прояви значение" (или "прояви свойство ")

Загадки – пиктограммы.

28.10

11.

Изменения признаков, реальные и фантастические "Чего на свете не бывает?".

Выявление значений признаков  у заданного объекта невозможных, но при определенных условиях все-таки возможных.

1. Составление небылиц или невозможных значений признаков. 2. Выявление при каких условиях они все-таки возможны. 3. Игра "Футбол небылиц". 4. Работа в тетради.

Небылицы – миниатюры.

12.

Волшебник "Дай – Забери".  Заполнение копилки признаков.

Знакомство с волшебником "Дай – Забери".  Изменение значений признаков, замена одних признаков другими.

1. Портрет волшебника "Дай – Забери". 2. Игра "Угадай превращение". 3. Загадки – шифровки. 4. Работа в тетради.

Рисунки – портреты волшебника Дай – Забери.

13.

Противоположные значения признаков. Фея Инверсия. Загадки "наоборот".

Знакомство с волшебницей  – фей Инверсией. Составление загадок с указанием не реальных признаков, а противоположных.

1. Портрет  волшебницы – феи Инверсии. 2. Моделирование с помощью игрушек. 3.  Отгадываем и загадываем "наоборотные загадки". 4. Работа в тетради.

Портрет феи Инверсии.

14.

Проверочная работа.

Решение задач.

15.

Признак "Состав". Деление объекта по признакам. Волшебный бинокль "Дели – Давая".

Заполнение строчки "Состав" с использованием модели ММЧ (состоит из твердых человечков, из твердых и жидких, их жидких и газообразных" и т.д).

1. Игра "Угадай, как настроен бинокль". 2. Обратная задача: определить, по какому признаку объекты собраны в группу? 3. Игра "Да – нетка" (изменение состава Великаном – Крохой».  

Дополнение  модели «Ящик загадок» признаком «Состав».

16.

Дели-Давай в Зазеркалье. Сравнение частей и описание частей при олицетворении.

Деление объекта по разным признакам. Сравнение частей и описание частей при олицетворении.

1. Игра "Что на что похоже?" с усложнением. 2. Коллаж  «Что на что похоже?» с детализацией. 3. Рисование своего множества частей. 4. Работа в тетради.

Коллаж ««Что на что похоже?».

17.

Дели-Давай в Зазеркалье. Объединение по признакам.

Объединение объектов по определённому признаку.

1. Игра "Что на что похоже?" с усложнением. 2. Аппликация «Урожай объектов Дели – Давая». 3. Работа в тетради.

Аппликация «Урожай объектов Дели – Давая».

18.

Морфологический ящик (изобретение новых объектов методом морфанализа).

Составление морфологической таблицы (морфологического ящика).Изобретение новых объектов методом морфологического анализа.

1. Изобретение нового объекта заданного класса. 2. Составление морфологической таблицы смайлика. 3. Изобретение куртки или шапку. 4. Работа в тетради.

Рисунки изобретенных новых объектов.

19.

Обобщение знаний. Творческий урок.

Решение творческих задач.

20.

Признак "Место". Игра "Я загадала место..." Признак "Место" в копилке признаков.

Дополнение «Ящика загадок» признаком «Место» с использованием географических названий.

1. Игра «Да – нетка»: "я загадала место, куда направился путешествовать наш герой. 2. Решение о заполнении строки "место" в "Ящике загадок". 3. Игра "футбол".

Дополнение  модели «Ящик загадок» признаком «Место».

21.

Системный лифт. Загадочные места "Зазеркальные места" (системное сравнение).

Знакомство с построением системного лифта. Выведение правил построения модели «системного лифта».

1.         Построение системного лифта. 2. Задания – упражнения (достроить частично заполненный "лифт", построить "лифт" сверху вниз и проч.). 3. Игра "Загадочный лифт". 4. Изготовление наглядного пособия «Системный лифт».

Наглядное пособие «Системный лифт».

22.

Загадки в лифте. Проверочная работа.

Решение задач.

1. Игра "Загадочный лифт" с усложнением ("перескакивать через этажи").                        

23.

Признак "Окружение" ("соседи"). Составление и отгадывание загадок "по соседям".

Знакомство с "соседями" (в ТРИЗ – сопутствующие системы или сосистемы) – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте (надсистеме).

1. Игра "Я загадала соседа".  2. Игра превращение класса". 3. Загадывание объекта по его «соседям». 4. Работа в тетради.

Рисунки – загадки.

24.

Соседи в Зазеркалье. Составление образных загадок. Прием "Точка зрения".

Составление образных загадок.

1. Прием "точка зрения". Описать глазами объекта новых, незнакомых ему ранее соседей (опираясь на его прежний опыт). 2. Игра «Аукцион». 3. Упражнение «Найди похожести». 4. Работа в тетради.

Рисунки – загадки.

25.

Признак "Назначение". Заполнение копилки признаков. Загадывание объекта по назначению и по действиям.

Знакомство с признаком существующим у искусственных объектов - "Назначение". Дополнение "Ящика Загадок" новым признаком.

1.Знакомство с признаком искусственных объктов -  "назначение". 2. Игра «Да – нетка». 3.  Дополнение строки в "Ящике Загадок".4.

Дополнение  модели «Ящик загадок» признаком «Назначение».

26.

Обобщающее повторение. Проверочная работа.

Решение задач.

Презентация копилок признаков.

27.

Группы объектов. Способы объединения в группы по признакам. Представление о "групповом лифте".

Определение группы объектов.

1. Игра "Цепочка". 2. Аукцион: назвать как можно больше событий, произошедших в комнате за 3 секунды. 3. Работа в тетради.

Рисунок «Объекты реальные и «зазеркальные».

28.

Изменения. Событие – изменение в системе. Процесс как цепочка изменений.

Процессы как последовательность, множество событий. Разделение сравнение и разделение понятий "объект" и "процесс".

1. Игра "Футбол". 2. Работа в тетради. 3. Раскадровка процессов. 4. Работа в тетради.

Рисунки – раскадровки.

29.

Как изменить процесс? Волшебники Великан – Кроха, Дай – Забери, фея Инверсия.

Фантастические изменения процессов (изменение их характеристик – признаков). Дробление процесса. Инверсия процесса: например, смена направления движения (листья не падают, а поднимаются с земли вверх). Увеличение скорости процесса (или, наоборот, времени).

1. Игра "Опознай волшебника". 2. Игровые упражнения «Изменения процессов в реальном, «зазеркальном», фантастическом мире». 3. Работа в тетради.

Оформленные листы тетради.

30.

Раскадровка процессов и связь кадров. Синтез пословиц.

Раскадровка процессов, установление связи между кадрами. Изменение следующего кадра в зависимости от предыдущего. Раскадровка процесса по заданному результату – и синтез пословиц.

1. Раскадровка, установление связи между кадрами. 2. Заполнение недостающих кадров. 3. Восстановление процесса по пословице. 4. Синтез пословиц.

Рисунки – раскадровки пословиц.

31.

Раскадровка сказок. Оценка событий для разных героев. Синтез пословиц. Пословицы для разных героев.

Раскадровка сюжета сказок, событий и изменений происходящих с героями.

1. Раскадровка сказок: "Люпунюшка", "Рак и лиса" (Русские народные сказки), "Лев, коза и человек" (Африканская сказка) - содержащие изобретательские задачи. 2. Решение  изобретательских задач.

Рисунки – раскадровки сказок.

32.

Причины и следствия в Реальном мире, Зазеркалье, Фантастическом мире.

Восстановление причины по второму кадру.

1. Задание выполняется в 3-х моделях: "Реальный мир", "Зазеркалье", "Фантастический мир".

2. Презентация сборников сказок и загадок.

Сборники сказок и загадок.

33.

Обобщающий урок. Проверочная работа

Решение задач, творческие задания.

34.

Творческий урок.

Урок – игра «Забавное путешествие по Вообразилии»..

1. Группы представляют по одному творческому заданию. Выполняет весь класс. 2. Оформляют «Плакат – копилка творческих заданий».

Плакат – копилка творческих заданий.

Всего: 34 часа

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.Альтов. И тут появился изобретатель. – М.: "Детская литература", 1976
  2. М.С.Гафитулин. И все-таки двуликий. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  3. М.С.Гафитулин. Добрый ветер в кровожадном растении. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 1 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  4. М.С.Гафитулин, С.В.Сычев. Система π (подвижные игры). // Журнал ТРИЗ. – 1991. – N2.2.
  5. С.И.Гин. Да и нет говорите. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  6. С.И.Гин. Мир человека. -Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1995.
  7. С.И.Гин. Мир человека. -Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1996
  8. С.И.Гин. Мир логики.- Гомель: "ТРИЗ-шанс", 1998.
  9. Г.И.Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать. -М.: Просвещение, 1994.
  10. Т.Клеймихина, С.Крейнина. От Незнайки до... – С-Пб.: "Акцидент", 1996.
  11. С.Меньшиков. Да-нетка – игра развивающая. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  12. И.Н.Мурашковска. Когда я стану волшебником. – Рига, сб. "Познание", N5/1993.
  13. И.Н.Мурашковска., Н.П.Валюмс. Картинка без запинки. С-Пб, "ТРИЗ-ШАНС", 1995 год.
  14. И.Н.Мурашковска. Игры для занятий с детьми младшего возраста. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 1 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997.
  15. А.А.Нестеренко. Страна загадок //Пачаткова школа. – 1995. – N№N10 – 12.
  16. А.А.Нестеренко. Кит и кот // Журнал ТРИЗ. – 1991. – N2.2.
  17. А.А.Нестеренко. Навык творчества //Пачаткова школа. – 1994. – N9.
  18. А.А.Нестеренко. Путешествие в Зазеркалье. -Петрозаводск, газета "Лицей", N4/1995 год, Минск, "Пачатковая школа" №11/1996, сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель: ИПП СОЖ, 1997
  19. А.А.Нестеренко. Можно ли угодить всем: взгляд на проблему интереса в начальной школе //На путях к новой школе. – 1995. – N1.
  20. А.А.Нестеренко. Разбудите спящую царевну. -Петрозаводск, газета "Лицей", N5/1996 год, Минск, "Пачатковая школа" – 1996№11.
  21. А.А.Нестеренко. Читать или "причитать" //Пачаткова школа. – 1996. – N9.
  22. А.А.Нестеренко. Счастливого плавания в мире противоречий. Праздники детства //Пачаткова школа. – 1995. – N3.
  23. А.А.Нестеренко. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. сб. "Педагогика + ТРИЗ" выпуск 2 (ред. А.А.Гин) Гомель, ИПП СОЖ, 1997.
  24. А.А.Нестеренко. Секреты творческого тренинга.//Технологии творчества – 1999. №3.
  25. Одаренные дети: Пер. С англ./Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. -М.: "Прогресс", 1991.
  26. А.Б.Селюцкий, Г.И.Слугин. Вдохновение по заказу. -Петрозаводск: "Карелия", 1972.
  27. Т.А.Сидорчук. Истории про...-Ульяновск, 1995.
  28. Т.А.Сидорчук. Технологические цепочки обучения творчеству. -Ульяновск, 1996.
  29. Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. -Ульяновск: УлГТУ, 1997. -74с.
  30. О.И. и С.В.Сычевы. Книга Противоречий. кот // Журнал ТРИЗ. – 1992. N2.4.
  31. H.Н.Хоменко. Игра "да-нет" при обучении ТРИЗ. // Журнал ТРИЗ. – 1992. N2.4.