Предмет "Сольфеджио"

Токмакова Елена Алексеевна

 

   Сольфеджио – сложная учебная дисциплина, требующая  времени и настойчивости. Лишь тогда появляются развитый музыкальный слух. А слух – главное орудие музыканта. 

Для чего нужны уроки сольфеджио ? Для воспитания музыкального слуха..

Как слух обычный превращается в слух музыкальный? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Зачем изучать сольфеджио?

 1. Занятия сольфеджио развивают слух. Человек начинает различать музыкальные полутона. Восприятие музыки становится богаче и разнообразнее.

 2. Развиваются навыки интонирования. Человек может воспроизвести музыку и вслух и про себя.

 3. Умение «читать» с листа необходимо каждому профессиональному музыканту, быстро воспроизвести написанное невозможно без наработанных умений и знаний.

 4. Сольфеджио помогает сочинять музыку. Благодаря наработанным и отточенным навыкам, музыкант может перенести в нотную тетрадь мелодию, которая у него в голове.

  5. Уроки сольфеджио помогают стать аккомпаниатором и на слух, без труда, подобрать музыкальное сопровождение к любой мелодии.

 

Учи  сольфеджио,  дружок,

Чтоб  песни  сочинять  ты  мог

И  разные  мелодии,

А  может  быть,  рапсодии.

Тебе  все  в  жизни  пригодится,

Вот только  нужно  потрудиться!     (Е. Назарова)

Уважаемые родители!

  • На урок сольфеджио учащийся обязан придти с дневником, нотной тетрадью, простым карандашом, ластиком,.
  • По предмету «Сольфеджио» даются домашние задания, которые состоят не только из правил и построений в тетради, но и из пения: все, что строится в тетради, нужно пропевать. Номера из учебника нужно проигрывать (на том инструменте, на котором учится ученик) со счетом, стучать ритм и петь с дирижированием.
  • Подготовиться хорошо к  уроку «Сольфеджио» за один «присест» не возможно. Задания необходимо учить и повторять в течение  недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренажеры по сольфеджио

  1. Определение интервалов на слух - здесь
  2. Определение интервальных последовательностей на слух - здесь
  3. Определение аккордов на слух - здесь
  4. Определение аккордовых последовательностей на слух - здесь
  5. Определение ладов на слух - здесь
  6. Определение нот - здесь
  7. Определение структуры (строения)  интервалов - здесь
  8. Определение структуры аккордов - здесь
  9. Определение тональностей по ключевым знакам - здесь
  10. Определение структуры (строение) ладов - здесь
  11. Идеальный слух - здесь
  12. Параллельные тональности - здесь
  13. Консонансы и диссонансы - здесь
  14. Мажорные бемольные тональности - здесь
  15. Минорные бемольные тональности - здесь
  16. Мажорные диезные  тональности - здесь
  17. Минорные диезные тональности - здесь
  18. Минорные тональности - здесь
  19. Мажорные тональности - здесь
  20. Мажорные тональности (буквенные обозначения) - здесь
  21. Минорные тональности (буквенные обозначения) - здесь
  22. Мажорные тональности №2 - здесь
  23. Минорные тональности №2 - здесь
  24. Тренажер для запоминания нот - здесь
  25. Тренажеры  - здесь
  • музыкальный диктант
  • угадай ноту
  • мажор-минор
  • интервалы
  1.  Тренажер – узнай   интервал - здесь



Предварительный просмотр:

9 января  2 класс ФГТ

Урок №17

Интервал чистая квинта (ч.5)

Квинта куда более спокойна, чем кварта. Ей некуда спешит, не надо

доказывать свое значение в музыке. Без квинт, как и без терций, не было бы

аккордов, любимых песен.

Когда в симфоническом оркестре настраивают струнные инструменты

(скрипки, альты, виолончели) то между струнами у них расстояние

(интервал) квинта. Музыканты долго вслушиваются в звучание этих квинт,

подправляют их звучание, чтобы квинты были особенно чистыми.

Интервал чистая квинта обозначается ч.5, содержит 5 ступеней и имеет 3,5

тона. Звучит пусто (крайние звуки трезвучия).

При построении чистой квинты (ч.5) надо знать правило:

- если первая нота белая, вторая тоже белая;

- если первая нота с диезом, вторая тоже с диезом;

- если первая нота с бемолем, вторая тоже с бемолем.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: вверх ч.5- звуки си-фа диез; си бемоль-фа;

Вниз ч.5 – звуки фа диез – си; фа- си бемоль.

Посмотрите видео-урок по ссылке - здесь

Задания:

  1. Учебник – стр.51 №126 – петь со словами и с названием нот
  2. Построить ч.5 от звуков вверх (задание выполнить в нотных тетрадях)
  3.  Построить ч.5 от звуков вниз (задание выполнить в нотных тетрадях)



Предварительный просмотр:

9 января 5 ФГТ   Урок №15

Доминантсептаккорд (D7)

Доминантсептакккорд - это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд,  строящийся от пятой ступени лада. Проще сказать, если к доминантовому трезвучию добавить малую терцию у нас получится D7. Именно так он обозначается.

В D7  входят V - VII – II – IV  ступени. Все ступени, кроме V ступени – неустойчивые. Поэтому септаккорд звучит    напряженно,   и ему необходимо  разрешение  в Тонику.

Интервальное строение D7: б.3 – м.3 -  м.3

(большая терция + малая терция +  малая терция)

Доминантсептаккорд строится в мажоре и гармоническом миноре.

Задания:

  1.   Данные примеры перепишите в нотную тетрадь, найдите  D7, обозначьте его квадратной скобкой. Спойте данные примеры с дирижированием.

№1

№2

  1. Постройте  D7  в тональностях Ми-бемоль мажор  и до - минор (гармонический вид), разрешите в данных тональностях



Предварительный просмотр:

9 января 8 класс ФГТ

Уважаемые ученики! Выполните следующие задания:

  1. Спеть гамму d-moll:
  • Вверх – гармонический вид
  • Вниз – натуральный вид
  • Пентатонику
  • Построить  хроматическую гамму вверх.
  1. Построить и спеть в данной тональности (гармонический вид) ув.2 и ум.7 – разрешить.

ув.2 – разрешить в другой тональности

  1. Построить в данной тональности (гармонический вид)все аккорды на VII ступени
  2. Построить и спеть гармоническую цепочку:

t53  - t6 – s53 – D2 – t6 – D43 – t53 – УмVII7 – D65 – t53

  1. Прочитать с листа №395
  2. Подписать аккорды и интервалы в данных цепочках



Предварительный просмотр:

10 января  4 класс ФГТ              Урок №15

Трезвучия главных ступеней

Посмотрите видео-урок - здесь

Задания:

  1. Перепишите данный музыкальный пример в нотную тетрадь. Напишите указанные аккорды к мелодии в басовом ключе. Проиграйте полученное произведение.



Предварительный просмотр:

10 января 7 класс ФГТ

Переменный размер

В музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно.

Изначально размер произведения установлен в 34. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 24.  А в 4-м такте размер возвращается к исходному (34). Это произведение имеет переменный размер.

По канонам музыкальной теории, переменные размеры бывают двух типов: переменный периодический размер - это тот случай, когда размер меняется в четкий, определенный период (допустим, все нечетные такты - 34, все четные - 54).

Данная периодичность соблюдается на протяжении всего произведения и тогда говорят, что данная музыкальная композиция носит переменный периодический размер.

Переменный непериодический размер возникает тогда, когда смена размеров тактов в произведении не носит систематизированный характер. В таком случае размер выставляется в каждом такте отдельно, именно в том, в котором и происходит, собственно говоря, смена счётных долей.

Задания:

  1. Учебник №668, 669
  2. От звука «си» постройте D7 и разрешите в двух тональностях.


Предварительный просмотр:

11 января  1 класс ФГТ         Урок №11

Гамма До мажор.  Ступени гаммы. Тоника

В музыке существует большое разнообразие ладов. Наиболее широко распространены  мажорный и минорный лады. Мажорный лад - самый светлый и жизнерадостный лад.

Гамма – это расположение звуков друг за другом, по порядку, вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями, потому что сама гамма похожа на лесенку. Ступеней семь и они обозначаются римскими цифрами.

На нотном стане записан звукоряд от ноты ДО первой октавы до ноты До второй октавы.

Восьмая ступень гаммы нота До второй октавы является повторением первой ступени.

Ступени гаммы ДО мажор:

ДО - I, РЕ - II, МИ - III, ФА - IV, СОЛЬ - V, ЛЯ - VI, СИ - VII, ДО - снова I.

ТОНИКА - первая ступень гаммы. Тоника - главный, опорный звук лада. На тонике чаще всего оканчивается мелодия. Тоникой может быть любой звук. Название гаммы дается по ее тонике.

В гамме До мажор тоника (первая ступень) - нота «до», поэтому и гамма носит название «До мажор». В гамме «Ре мажор» первая ступень - нота «ре», значит гамма будет называться «Ре мажор» и т. д.  

Мажорную гамму можно построить от любой ноты, зная правило строения мажорной гаммы

Т-Т-П-Т-Т-Т-П (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон)

Запомнить правило строения мажорной гаммы нам помогут черные и белые клавиши на  клавиатуре. Если между соседними клавишами есть еще одна клавиша (черная), то это ТОН, если нет – это ПОЛУТОН

https://i.pinimg.com/originals/c1/46/90/c1469085f46e1b4a399baa9e1cb01076.jpg

Задание:

  1. Запишите гамму До мажор в нотную тетрадь.
  2. Перепишите данное упражнение в нотную тетрадь, подпишите ступени, спойте, называя ноты



Предварительный просмотр:

11 января 2 класс ОРП  

Урок №14

Знаки альтерации. Паузы

Тон и полутон – это расстояние между соседними клавишами.

Тон – самое большое расстояние между соседними клавишами

Полутон – самое маленькое расстояние между соседними клавишами

https://vplate.ru/images/article/thumb/450-0/2021/01/obzor-akkordov-na-fortepiano-9.jpg

Звуки могут повышаться и понижаться. Для этого на клавиатуре существуют черные клавиши и специальные знаки, которые называются ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ.

Альтерация – это повышение или понижение звука.

https://www.clipartbest.com/cliparts/9i4/Loa/9i4Loa4RT.gif

 -  диез – повышает звук на полутон    

https://i.pinimg.com/736x/48/56/8c/48568c1d888693fcbf896682f5692a4e.jpg

https://www.clipartbest.com/cliparts/9i4/Loa/9i4Loa4RT.gif

- бемоль – понижает звук полутон    


https://i.pinimg.com/736x/48/56/8c/48568c1d888693fcbf896682f5692a4e.jpg

 - бекар – отменяет и диез и бемольhttps://www.clipartbest.com/cliparts/9i4/Loa/9i4Loa4RT.gif

Знаки альтерации (диезы и бемоли), которые пишутся рядом с ключом, называются ключевые.

Знаки альтерации (диезы и бемоли), которые пишутся у ноты, называются случайные.

Ключевые знаки альтерации пишутся строго в определенном порядке

https://www.clipartbest.com/cliparts/9i4/Loa/9i4Loa4RT.gifhttps://www.clipartbest.com/cliparts/9i4/Loa/9i4Loa4RT.gif

ФА – ДО – СОЛЬ – РЕ – ЛЯ – МИ – СИ https://helpiks.su/imgart/baza3/4587192996461.files/image003.jpg

Пауза – знак молчания, перерыв в звучании.

По длительности паузы равны длительностям нот.https://i.pinimg.com/236x/be/8d/eb/be8deb1d2738c7e42c198ecd5db8e4b2.jpg

 - четвертная пауза  =  https://jeopardylabs.com/ugc/2021-10-21/cbc9c188-edc4-4ca9-99b1-2c24c19914a0-unnamed.png

https://i.pinimg.com/236x/be/8d/eb/be8deb1d2738c7e42c198ecd5db8e4b2.jpg

- восьмая пауза = https://konspekta.net/studopedianet/baza15/13465506251505.files/image002.jpg

Песенка-дразнилка

Чешская песня

Задание (выполнить в нотных тетрадях):

  1. Вставьте пропущенные диезы (вместо знака вопроса)

  1. Вставьте пропущенные бемоли  (вместо знака вопроса)

  1. Спойте с названием нот «Песенка-дразнилка», «Чешская песня»



Предварительный просмотр:

11 января   1 класс ФГТ (5)

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации.

     Уважаемые ученики! Посмотрите видео урок - здесь

ГАММА – ЭТО ЗВУКОРЯД ОТ ТОНИКИ ДО ТОНИКИ

Задание:

  1. Определите, где между двумя звуками тон, а где – полутон (перепишите в нотную тетрадь и подпишите – тон (Т), полутон – (П)

  1. Покажите на рисунке клавиатуры, где находятся данные клавиши



Предварительный просмотр:

11 января    

4 класс ОРП                        Интервал септима

Посмотрите видео-урок - здесь

Задания:

  1. Перепишите в нотную тетрадь и определите, подпишите септимы

  1. Перепишите пример в нотную тетрадь, спойте, найдите и подпишите септимы.



Предварительный просмотр:

12 января   3 класс ОРП

Урок №13                     Тональность соль-минор

Тональность соль-минор – минорный лад, в котором тоникой является звук  «соль» с двумя бемолями в ключе.

Эта тональность параллельна  Си-бемоль мажору.

В гармоническом виде минора повышается VII ступень

В мелодическом виде минора повышаются VI и VII ступени в восходящем движении

Задание:

  1. Перепишите три вида минора в нотную тетрадь. Пойте и играйте гаммы на музыкальном инструменте.
  2. Спойте следующие муз. примеры №260, 261



Предварительный просмотр:

15 января    6 класс ФГТ  

Урок №13              Обращения  доминантсептаккорда

Вспомним все о доминантсептаккорде (D7)

Этот септаккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям, строится на V ступени мажора и гармонического минора.

D7 состоит из б.3+м.3+м.3. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Как и любое трезвучие, септаккорд  имеет обращения.

Сегодня мы познакомимся с первым обращением D7.

Если нижний звук «соль» D7 перенести на октаву вверх, то мы получим новый вид септаккорда D65.

D65 состоит из м.3+м.3+б.2.    Разрешается в тоническое трезвучие

Задание:

  1. Постройте в тональностях Соль мажор и ми минор (г) D7, сделайте обращение и разрешите. Это задание выполните в нотных тетрадях.
  2. В тональности Ре мажор постройте цепочку аккордов:

T53 – MVII7 – D65  - T53



Предварительный просмотр:

15 января     3 класс ФГТ
Урок №13                    Главные трезвучия лада

Уважаемые ученики! На предыдущих уроках мы с вами говорили о главных ступенях лада. Давайте вспомним.

I    -    III   -   V  - это устойчивые ступени в любой тональности

I   -  IV  -  V  - это главные ступени лада.

Каждая ступень имеет свое название:

I  - тоника (обозначаем буквой Т)

IV – субдоминанта (обозначаем буквой S)

V  - доминанта  (обозначаем буквой D)

На клавиатуре это выглядит так:

Описание: https://starwars-galaxy.ru/800/600/https/shademark.ru/wp-content/uploads/2020/02/87094cc4c165c1f7a08709423eed68b3.png

Тональность До мажор

На этих ступенях мы можем построить трезвучия. Они будут иметь названия:

- Тоническое трезвучие (Т53)

- Субдоминантовое трезвучие (S 53)

- Доминантовое трезвучие (D 53)

Посмотрите видео урок про трезвучия главных ступеней - здесь

Задание: Выполните задание в нотных тетрадях

  1. Постройте главные трезвучия в тональностях Соль мажор, Ре мажор,

ми минор, си минор. Не забудьте поставить рядом с ключом нужные знаки.

  1. В учебнике стр. 51-52  № 218, 219 – петь с дирижированием