Предмет "Музыкальная литература"

Токмакова Елена Алексеевна

Дорогие ученики! Прочитайте внимательно материал к урокам музыкальной литературы.  Фрагменты тем музыкальных произведений, проиграйте на  инструменте. Найдите и послушайте произведения в Интернете.  Помните! Предмет «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память.

По своему  содержанию этот курс напоминает курс литературы, который изучают в обычной общеобразовательной школе; только вместо писателей - композиторы, вместо стихотворений и прозы - лучшие музыкальные произведения классики и современности. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2 апреля 5 класс ФГТ Урок №26 Л. Бетховен Творческий облик композитора26.5 КБ
Microsoft Office document icon 3 апреля 7 класс ФГТ Урок №25 П. И. Чайковский Опера "Евгений Онегин" (урок 1)27 КБ
Microsoft Office document icon 8 апреля 6 класс ФГТ Урок №27 М. И. Глинка Симфоническое творчество29 КБ
Файл 9 апреля 4 класс ФГТ Урок №26 Сюита15.19 КБ
Файл 9 апреля 5 класс ФГТ Л.Бетховен Фортепианное творчество Соната №8 "Патетическая"13.46 КБ
Microsoft Office document icon 10 апреля 7 класс ФГТ Урок №26 П. И. Чайковский Опера "Евгений Онегин" (ур.2)32.5 КБ
Файл 11 апреля 4 класс ОРП Урок №20 Н. А. Римский-Корсаков31.77 КБ
Файл 12 апреля 3 класс ОРП Урок №20 Л. Бетховен Соната №8 "Патетическая"652.66 КБ
Файл 12 апреля 1 класс ФГТ (5) Медные духовые инструменты симфонического оркестра16.05 КБ
Microsoft Office document icon 15 апреля 6 класс ФГТ Урок №28 М.И. Глинка Романсы29.5 КБ
Файл 16 апреля 4 класс ФГТ Урок №26 Фуга15.02 КБ
Файл 16 апреля 5 класс ФГТ Урок №28 Л. Бетховен Соната №1413.94 КБ
Microsoft Office document icon 17 апреля 7 класс ФГТ Урок №27 П. И. Чайковский опера "Евгений Онегин" (ур.3)32 КБ
Microsoft Office document icon 18 апреля 4 класс ОРП Н. А. Римский-Корсаков опера "Снегурочка" Пролог1.26 МБ
Microsoft Office document icon 22 апреля 6 класс ФГТ Урок №29 А. С. Даргомыжский26.5 КБ
Microsoft Office document icon 23 апреля 4 класс ФГТ Урок №27 Сонатная форма и сонатно-симфонический цикл26 КБ
Файл 23 апреля 5 класс ФГТ Урок №29 Бетховен Симфоническое творчество (ур 1)13.69 КБ
Microsoft Office document icon 24 апреля 7 класс ФГТ Урок №28 Симфоническое творчество П. И. Чайковского28.5 КБ
Файл 25 апреля 4 класс ОРП Урок №22 Н. А. Римский-Корсаков опера "Снегурочка" (ур.2)714.12 КБ
Файл 26 апреля 1 класс ФГТ (5) Ударные инструменты 16.64 КБ
Файл 26 апреля 3 класс ОРП Ф. Шуберт Биография композитора21.89 КБ
Microsoft Office document icon 2 мая 4 класс ОРП Опреы Н. А. Римского-Корсакова53 КБ
Файл 3 мая 1 класс ФГТ (5) Виды оркестров15.95 КБ
Файл 3 мая 3 класс ОРП Ф Шуберт Вокальное творчество1.1 МБ
Microsoft Office document icon 13 мая 6 класс ФГТ Урок №31 А. С. Даргомыжский Оперное творчество31 КБ
Файл 14 мая 5 класс ФГТ Урок №30 Симфоническое творчество Бетховена Симфония №5 (урок 2)13.82 КБ
Файл 17 мая 1 класс ФГТ (5) Урок №24 Музыкальная форма15.93 КБ
Файл 17 мая 3 класс ОРП Ф. Шуберт Фортепианные произведения1.12 МБ
Microsoft Office document icon 21 мая 4 класс ФГТ Урок №29 Из чего состоит опера31.5 КБ
Microsoft Office document icon 21 мая 5 класс ФГТ Урок №31 Л. Бетховен Увертюра "Эгмонт"27 КБ

Предварительный просмотр:

10 апреля      5 класс ФГТ  

Урок №26                      Творческий облик Л. Бетховена

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 111- 132

Выполните работу в «Занимательных страничках»

Посмотрите фильм о Л. Бетховене - здесь     

Видео  -  здесь



Предварительный просмотр:

3 апреля  7 класс ФГТ

Урок №25     П. И. Чайковский   Опера «Евгений Онегин»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.265 - 271, прослушайте музыку по данным ссылкам



Предварительный просмотр:

 8 апреля   6 класс ФГТ

Урок №27   Симфоническое творчество М. И. Глинки

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.83-87

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения



Предварительный просмотр:

9 апреля    4 класс ФГТ Урок  №26  

Тема урока: «Музыкальная форма  Сюита »

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.142 – 146, прослушайте музыкальные номера по ссылкам, выполните задания в «Занимательных страничках»

  • И. С. Бах Французская сюита №2:

Аллеманда  - здесь

Куранта - здесь

Сарабанда - здесь

Жига   - здесь



Предварительный просмотр:

9 апреля 5 класс ФГТ

Урок №27  Фортепианное творчество Бетховена

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.135-141

Выполните задания в «Занимательных страничках»

По данной ссылке вы можете прослушать   Сонату №8 до минор «Патетическая» - здесь



Предварительный просмотр:

10 апреля  7 класс ФГТ

Урок №27      П. И. Чайковский   Опера «Евгений Онегин»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника, прослушайте музыку по данным ссылкам, выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

11 апреля   4 класс ОРП      

Уважаемые ученики! Прочитайте биографию Н. А. Римского-Корсакова, посмотрите видео о жизни и творчестве композитора.

Ответьте на вопросы онлайн -теста (внизу).

Николай Андреевич Римский-Корсаков

1844 – 1908 г

Творческий путь Римского-Корсакова — композитора, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля — был длительным и плодотворным. Самый младший из членов «Могучей кучки», он через всю жизнь пронес верность идеалам балакиревского  кружка, по-рыцарски служа русскому искусству. В его творчестве соединились традиции  как русской, так и мировой музыкальной культуры, но особенно был ему близок Глинка — верой в торжество добра и справедливости, благородным артистизмом и тонким вкусом. Римский-Корсаков был очень требователен в вопросах профессионализма и мастерства, постоянно стремился к красоте и совершенству своих сочинений. Многообразны темы и сюжеты произведений композитора: это русская история и бытовая драма с психологически тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обряды. Римский-Корсаков был великим «поэтом природы», воспевавшим ее неувядающую красоту. Преклоняясь перед вечностью народного искусства, он часто вводил в свои сочинения подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными ладами, которые он использовал для сказочных образов. Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова, соединившая в себе как глинкинские традиции, так и особенности инструментовки европейских композиторов. Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма. Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчивость. Настоящей сокровищницей народно-песенного творчества стали сборники обработок русских народных песен. Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Черепнин, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Даргомыжского, Бородина, Мусоргского.

Биография

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине — небольшом живописном городке Новгородской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху неплохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способности ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни» он писал: «Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано». Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моряком, и в 1856 году его определили в петербургский Морской корпус. Здесь он провел шесть лет. Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская профессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), который поддержал его живой интерес к музыке и начал заниматься с ним композицией. В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Балакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корсакова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Балакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой». Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Морского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в заграничное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало занимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величественной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях. Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину.

Путь к мастерству. Получив назначение в береговую службу, молодой офицер поселился в Петербурге. Он начал снова посещать Балакирева, постепенно втягиваться в музыку. За время его отсутствия в музыкальной жизни Петербурга произошли большие изменения: открылась первая  русская консерватория, Балакирев и Ломакин создали Бесплатную музыкальную школу, а в кружке Балакирева появился «подающий надежды» Бородин. Римский-Корсаков возвращается к творчеству и быстро заканчивает Первую симфонию, которая с успехом была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы. Затем появились другие оркестровые произведения — «Увертюра на темы трех русских песен», «Сербская фантазия», музыкальная картина «Садко», а также симфоническая сюита «Антар» по арабской сказке писателя О. Сенковского. В музыке «Садко» и «Антара» воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора — образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока. Одновременно композитор создает ряд романсов: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Кольцова), «На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие. Зимой 1868 года балакиревцы начинают посещать музыкальные вечера Даргомыжского, на которых исполнялись сцены из «Каменного гостя», новые сочинения молодых композиторов. Тогда же Римский-Корсаков познакомился с сестрами Пургольд — талантливыми музыкантшами — певицей и пианисткой, постоянными исполнительницами произведений Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». После кончины Даргомыжского Римский-Корсаков, согласно его завещанию, делает оркестровку оперы «Каменный гость». С 1868 по 1872 год композитор работает над своей первой оперой «Псковитянка» на сюжет исторической драмы Л. Мея из времен борьбы Ивана Грозного за подчинение «вольного города» Пскова Москве. В те же годы, как уже говорилось, Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», причем одно время друзья жили вместе. Они обменивались творческими мыслями, их объединяли общие художественные интересы, что не могло не сказаться на некоторой близости обеих народных музыкальных драм в идее, драматургии, некоторых чертах стиля. Успешная премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре. Окончание оперы совпало с важной и счастливой переменой в жизни композитора — женитьбой на замечательной пианистке Надежде Николаевне Пургольд, которая стала его нежно любящим и преданным другом. Летом 1871 года Римский-Корсаков принял предложение вступить в должность профессора Петербургской консерватории по классам сочинения, инструментовки, а также руководителя оркестра. Но, начав обучать молодых музы-кантов, он понял, что его теоретические познания имеют громадные пробелы, сказывающиеся и на его собственном творчестве. И Римский-Корсаков сам начинает учиться, овладевать гармонической и полифонической техникой, сочиняя бесчисленное множество упражнений и фуг, изучая произведения старых мастеров. Большую помощь в составлении программы занятий оказал ему Чайковский, преподававший в то время в Московской консерватории. Другой, не менее важной стороной творческой работы Римского-Корсакова в 1870-е годы стало глубокое изучение, запись и обработка русских народных песен, причем более всего его привлекали самые древние песни — обрядовые и игровые. Итогом этой работы было создание двух сборников обработок: «40 народных песен», записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и «100 русских народных песен», которые разыскал сам композитор. Одновременно Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует для нового издания оперные партитуры Глинки, что явилось для композитора, по его словам, «благотворной школой». В эти же годы композитор становится инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства и в течение одиннадцати лет ведет большую работу по расширению репертуара и повышению качества исполнения, заботится о музыкантах. Он делает многочисленные переложения различных сочинений русских и европейских композиторов для духовых оркестров, изучает технику игры на духовых инструментах и сам дирижирует концертами. В 1874 году Римский-Корсаков принимает на себя руководство Бесплатной музыкальной школой (вместо отказавшегося от должности Балакирева).

Творческая зрелость. После периода позднего ученичества в творчестве композитора наступает новый этап — высокий расцвет его таланта. В 1879 году была закончена опера «Майская ночь» по повести Гоголя, а в 1881-м — «Снегурочка». Эти светлые весенние сказки, полные нежной поэзии, радости любовного чувства и чудесного волшебства, дали композитору повод связать  с их содержанием «обрядовую сторону народного быта, которая выражает собою остатки древнего язычества». В 80-е годы Римский-Корсаков создает свои лучшие симфонические произведения — «Сказку», «Симфониетту на русские темы», фортепианный концерт, «Испанское каприччио», концертную увертюру «Светлый праздник», сюиту «Шехеразада». Много времени он отдает завершению и редактированию сочинений своих скончавшихся друзей — Мусоргского и Бородина, что свидетельствует о его высочайшей нравственности как человека и художника, верности истинной дружбе и чувству долга. В 1883 году, параллельно с работой в консерватории, Римский-Корсаков начинает преподавать в Придворной певческой капелле, где прослужил более десяти лет.

Он с увлечением занялся реорганизацией капеллы, которая становится одним из центров музыкального образования. Один из творческих результатов преподавания в капелле — учебник гармонии, который вместе с подобным учебником Чайковского стал классическим теоретическим и педагогическим трудом. Одновременно продолжалась дирижерская деятельность Римского-Корсакова: он все чаще выступает с концертами в России и за границей (на Парижской всемирной выставке и в Брюсселе).

Еще летом 1882 года произошло знакомство Римского-Корсакова с известным меценатом М. П. Беляевым, которого он потом назовет «замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки». Митрофан Петрович Беляев — богатый лесопромышленник и любитель-альтист — был беззаветным и страстным поклонником русской музыки. В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские «пятницы» зимой 1883/84 года стали посещать как «старые» кучкисты Бородин, Римский-Корсаков и их верный друг Стасов, так и молодые петербургские композиторы, ученики Римского-Корсакова — Лядов и Глазунов.

Так зарождался беляевский кружок. Для пропаганды новой русской музыки Беляев основал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера»; поддержкой концертного дела стало создание музыкального издательства в Лейпциге, ставшего затем крупнейшей русской издательской фирмой. Для поощрения русских композиторов Беляев учредил ежегодно присуждавшиеся Глинкинские премии и устраивал конкурсы на лучшее камерное произведение. По просьбе Беляева музыкальное руководство концертным и издательским делом взял на себя Римский-Корсаков, который фактически стал «музыкальным главою беляевского кружка». Беляевский кружок во многом продолжил традиции  балакиревского кружка, но, как писал Римский-Корсаков, подчеркивая различие между ними и между поколениями композиторов, «кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакиревский— был революционный, беляевский же — прогрессивный... Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных представителей русского музыкального творчества; второй — по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и ме-нее значительные дарования, и даже вовсе не сочинители, а дирижеры, как, например, Дютш, или исполнители — Н. С. Лавров...». Последним сочинением этого периода стала волшебная опера-балет «Млада», увлекшая композитора своим древнеславянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические картины.

Путь в XX век. Поздний период творчества. Начало 90-х годов стало тяжелым временем для Римского-Корсакова. Семейные несчастья — смерть матери и двух младших детей, тяжелая болезнь жены и сына Андрея совпали с душевным и творческим кризисом. Неудовлетворенность собой, сомнения и глубокие переживания, сложность отношений с Балакиревым — все это привело к творческому молчанию. В это трудное время Римский-Корсаков много размышляет о смысле творчества, о развитии новых путей в искусстве, изучает проблемы музыкальной эстетики и философии. Однако постепенно композитор начинает остро ощущать «душевный голод» без своего главного дела — сочинения музыки. Он возвращается к творчеству и создает новую гоголевскую оперу — «быль-колядку» «Ночь перед Рождеством». Наступает новый расцвет творчества Римского-Корсакова. С этого времени оперный жанр становится ведущим для композитора — до конца жизни им было написано еще десять опер. Вслед за «Ночью перед Рождеством» появилось одно из его лучших эпических сочинений — опера-былина «Садко». В то же время композитора начинает привлекать иная тема. Раскрытию сложного внутреннего мира человека посвящены одноактные оперы «Моцарт и Сальери» и «Боярыня Вера Шелога», а также давно задуманная «Царская невеста» (на историко-бытовой сюжет), в которых композитор создал глубокие лирико-психологические и драматические образы. Одновременно, увлекшись лирической темой,  он сочиняет свои лучшие романсы — «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Медлительно влекутся дни мои» (все на слова А. Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива» (слова М. Лермонтова), «О чем в тиши ночей» и «Октава» (слова А. Майкова), «Шепот, робкое дыханье» (слова А. Фета), «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высоты» (слова А. Толстого). Вокальная лирика Римского-Корсакова отличается спокойно-созерцательным характером, строгостью и сдержанностью чувства. В то же время монологи-ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» (слова Пушкина) выдержаны в мужественно-приподнятом, сурово-драматическом характере. Много лет театральная судьба опер композитора была связана со сценой Мариинского Императорского театра. Но эти постановки часто не удовлетворяли автора как в музыкальном, так и в сценическом отношении.

После отказа в постановке «Садко» композитор связывает судьбу своих следующих опер с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, театральный и музыкальный деятель, меценат; несколько лет жил в Италии, изучал живопись и скульптуру, учился пению. Мамонтов способствовал развитию русского изобразительного искусства, музыкального театра. В 1885 году основал Московскую частную русскую оперу).

В театре Мамонтова пели такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский; в оформлении спектаклей принимали участие художники А. Головин, М. Врубель, братья Васнецовы, К. Коровин, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов. В репертуаре Частной оперы уже были «Снегурочка» и «Псковитянка»; в последующие годы на ее сцене были поставлены — начиная с «Садко» — следующие шесть новых опер Римского-Корсакова. XIX век композитор завершает оперой «Сказка о царе Салтане», а в начале XX века сочиняет «Сервилию» на сюжет драмы Л. Мея из древнеримской истории, аллегорическую «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный», а также оперу на польский сюжет «Пан-воевода», посвященную памяти Шопена.

В 1904 году Римский-Корсаков закончил оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней повествуется о далеких временах монголо-татарского нашествия и чудесном преображении града Китежа, который опустился на дно озера и стал недосягаемым для врага.

Во время революционных событий 1905 года Римский-Корсаков, по-прежнему преподававший в Петербургской консерватории, поддержал требования студентов о временном закрытии консерватории в знак протеста против действий правительства 9 января и выступил с открытым письмом в адрес дирекции. В результате этих действий композитора уволили из консерватории, что вызвало среди общественности небывалый взрыв негодования. В знак протеста консерваторию покинули ее профессора — Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд и другие. Многочисленные обращения к Римскому-Корсакову со стороны общественности, студенческая постановка «Кащея бессмертного», которая вылилась в политическую демонстрацию, вызвали учреждение над Римским-Корсаковым полицейского надзора, а его сочинения запретили к исполнению. Но дальнейшее развитие событий привело к серьезным изменениям в консерватории: ректором был избран Глазунов и по приглашению нового руководства Римский-Корсаков вернулся к педагогической деятельности. Последним большим произведением композитора стала опера «Золотой петушок» — сатирическая сказка по Пушкину. Художественной целью автора было «окончательное осрамление» Додона, образ которого олицетворял самодержавную власть. Цензурный запрет не позволил Римскому-Корсакову увидеть свое сочинение на сцене.  Во время работы над партитурой оперы, весной 1907 года, композитор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П. Дягилева (Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», организатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли.

В 1911 году создал балетную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюсси,  Равеля и других.)  принять  участие  в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, организованных в Париже. Эти концерты положили начало знаменитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.  Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

По данной ссылке вы можете посмотреть видео о жизни Н. А. Римского-Корсакова - здесь 

Тест (решить обязательно) - здесь

 

 



Предварительный просмотр:

12 апреля

3 класс ОРП

Л.Бетховен  «Патетическая соната»

До минор ор.13

Патетическая соната» (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя «приподнятость» эта выражена в каждой части по-разному. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение.

Первая часть «Патетической сонаты» написана в быстром темпе и наиболее напряжена по своему звучанию. Обычна и ее форма сонатного аллегро.

Сама же музыка и ее развитие, по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта, глубоко своеобразны и содержат  много нового.

Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжелые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Все настойчивее звучат грозные вопросы (основная тональность сонаты до минор).

Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов:

Кажется, это две различные, резко контрастирующие между собой темы. Но если сравнить мелодическое строение обеих тем, то окажется, что они очень близки между собой, почти одинаковые. Как сжатая пружина, вступление затаило в себе огромную силу, которая требовала выхода и разрядки.

Начинается стремительное сонатное аллегро. Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса:

Связующая партия успокаивает волнение главной темы и приводит к мелодичной и певучей побочной партии:

Однако широкий «разбег» побочной партии (почти на 3 октавы), «пульсирующее» сопровождение. А главное – прием изложения в разных регистрах – все это придает ей напряженный характер.

Вопреки правилам, установившемся в сонатах венских классиков, побочная партия «Патетической сонаты» звучит не в параллельном (Ми-бемоль мажор), а в одноименном к нему минорном ладу (ми-бемоль минор).

Энергия нарастает. Она прорывается с новой силой в заключительной партии (Ми-бемоль мажор). Короткие фигурации ломаных арпеджио, как хлесткие удары, пробегают по всей клавиатуре фортепиано в расходящемся движении. Нижний и верхний голоса достигают крайних регистров. Постепенное нарастание звучности от пианиссимо до форте приводит к мощной кульминации, к высшей точке музыкального развития экспозиции.

Следующая за ней вторая заключительная тема является лишь короткой передышкой перед новым «взрывом». В конце заключения неожиданно звучит стремительная тема главной партии. Экспозиция заканчивается на неустойчивом аккорде. На рубеже между экспозицией и разработкой вновь появляется мрачная тема вступления. Но здесь ее грозные вопросы остаются без ответа: лирическая тема не возвращается. Зато сильно возрастает ее значение в среднем разделе первой части сонаты – разработке.

Разработка невелика, но очень напряжена. «Борьба» разгорается между двумя контрастными темами: порывистой главной партией и лирической темой вступления. В быстром темпе тема вступления звучит еще более беспокойно, умоляюще. Этот поединок «сильного» и «слабого» выливается в ураган стремительных и бурных пассажей, которые постепенно затухают, уходя все глубже и глубже в нижний регистр.

Реприза  повторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности – до миноре. Изменения касаются связующей партии. Она значительно сокращена, поскольку тональность всех тем едина. Зато главная партия расширилась, что подчеркивает ее главную роль.

Перед самым окончанием первой части еще раз появляется первая тема вступления. Но что это? Она «потеряла» свой первый «грозный» аккорд и начинается со слабой доли. В ее вопросе осталась только тревога, и даже отчаяние. Неужели опять не будет ответа? Ответ есть. Но не слабый, умоляющий, а энергичный, волевой. Первую часть завершает главная тема, звучащая в еще более стремительном темпе. Воля, энергия, мужество победили.

Вторая часть , Adagio cantabile (медленно, певуче) в ля-бемоль мажоре, — глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем. На фоне мерного сопровождения звучит благородная и величественная мелодия. Если в первой части патетика была выражена в приподнятости и яркости музыки, то здесь она проявилась в глубине, возвышенности и высокой мудрости человеческой мысли. Вторая часть удивительна по своим краскам, напоминающим звучание инструментов оркестра. Вначале основная мелодия появляется в среднем регистре, и это придает ей густую виолончельную окраску:

        Второй раз эта же тема изложена в верхнем регистре. Теперь ее звучание напоминает голоса скрипок.

        А в средней части Adagio cantabile появляется новая тема:

        Ясно различима перекличка двух голосов. Певучей, нежной мелодии в верхнем голосе отвечает отрывистый  «недовольный» голос в басу. Минорный лад (одноименный ля-бемоль минор), беспокойное триольное сопровождение придают теме тревожный характер. Спор двух голосов приводит к конфликту, музыка приобретает еще большую остроту и взволнованность. В мелодии появляются резкие взволнованные возгласы (sforzando). Усиливается звучность, которая становится более плотной, как будто вступает весь оркестр.

        С возвращением основной темы наступает реприза. Но характер ее существенно изменился. Вместо неторопливого сопровождения шестнадцатыми слышны беспокойные фигурации триолей. Они перешли сюда из средней части  как  напоминание о пережитой тревоге. Поэтому первая тема уже не звучит так спокойно. И лишь в конце второй части появляются ласковые и приветливые «прощальные» обороты.

Третья часть — финал, Allegro. Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Возвращается и основная тональность до минор. Но здесь нет того мужественного, волевого напора, который так отличал первую часть.  Нет в финале и резкого контраста между темами – источника «борьбы», а вместе с тем и напряженности развития.

        Финал написан в форме рондо – сонаты. Основная тема  - (рефрен) повторяется здесь 4 раза. Именно она и определяет характер всей части:

Эта лирически-взволнованная тема близка и по характеру и по своему мелодическому рисунку побочной партии первой части. Она тоже приподнята, патетична, но патетика ее имеет более сдержанный характер. Мелодия  очень выразительна. Она быстро запоминается, легко может быть спета.

Рефрен чередуется с двумя другими темами. Первая из них (побочная партия) очень подвижна, она изложена в ми-бемоль мажоре.

Вторая тема изложена в полифоническом изложении. Это эпизод, заменяющий разработку:

Финал, а вместе с ним и вся соната, заканчивается кодой. Звучит энергичная, волевая музыка, родственная настроениям первой части. Но бурная порывистость тем первой части сонаты уступает место здесь решительным мелодическим оборотам, выражающим мужество и непреклонность:

        Что же нового внес Бетховен в «Патетическую сонату» по сравнению с фортепианными сонатами Гайдна и Моцарта?

        Прежде всего, стал иным общий характер музыки, отразивший более глубокие, значительные мысли и переживания человека. Отсюда – сопоставление резко контрастных тем, особенно в первой части. Контрастное сопоставление тем, а затем их «столкновение», «борьба» придают музыке драматический характер. Большая напряженность музыки вызвала и большую силу звука, размах и сложность техники. В отдельных моментах сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание. «Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени.

 

По этой ссылке вы можете прослушать сонату – 1 часть - здесь

                                                                        2 часть - здесь

                                                                        3 часть  - здесь

По этой ссылке вы можете посмотреть видео - здесь



Предварительный просмотр:

12 апреля

1 класс ФГТ (5) Урок № 21

Медные духовые инструменты симфонического оркестра

Дорогие ученики!  Прочитайте материал учебника по данной теме стр. 49-56, прослушайте и посмотрите видео по данным ссылкам.

Выполните задания в «Занимательных страничках»

 

  1. А. Скрябин Этюд №12 (труба) – смотреть здесь
  2. П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик» «Вальс цветов» (валторна)

Видео – смотреть здесь

  1. М. Равель «Болеро» (соло тромбона)

Видео – смотреть здесь

  1. Григ «В пещере горного короля» (туба)

Видео – смотреть здесь

  1. Р. Доулинг «Ее величество туба»

Видео – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

15 апреля      6 класс ФГТ

Урок №28            М. И. Глинка    Романсы

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.88-95

По данным ссылкам прослушайте романсы композитора:

  • Сл. Баратынского  «Не искушай» - здесь
  • Сл. А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - здесь
  • Сл. Кукольника «Попутная песня» - здесь
  • Сл. Козлова «Венецианская ночь» -  здесь 
  • Сл. В. Жуковского  баллада «Ночной смотр» - здесь
  • Сл. Кукольника «Жаворонок» - здесь
  • Патриотическая песня - здесь

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

16 апреля    4 класс ФГТ Урок  №26  

Тема урока: «Музыкальная форма  Фуга »

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.147 – 149, прослушайте музыкальные номера по ссылкам, выполните задания в «Занимательных страничках»

Слушать:  И.С.Бах  «Хорошо темперированный клавир»

                    Прелюдия и фуга №2 до минор – видео здесь



Предварительный просмотр:

16 апреля   5 класс ФГТ

Урок №28 Фортепианное творчество Л. Бетховена

Уважаемые ученики!

Посмотрите на сайте Историю-рассказ о создании Сонаты №14 – здесь

    По данной ссылке вы можете прослушать   Сонату №14 до минор   «Лунная»

1-я часть  - видео – смотреть здесь

2-я часть  - видео – смотреть здесь

3-я часть  - видео – смотреть здесь

Выполните задания в «Занимательных страничках»



Предварительный просмотр:

17 апреля  7 класс ФГТ

П. И. Чайковский

Опера «Евгений Онегин» (урок 3, 4)

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.267-276. Прослушайте музыку по данным ссылкам.

Картина 3:

Картина 4:

Картина 5:

Картина 6:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

22 апреля     6 класс ФГТ Урок №29

А. С. Даргомыжский

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.98-106

Выполните задания в «Занимательных страничках»

Посмотрите по данной ссылке фильм - здесь



Предварительный просмотр:

23 апреля   4 класс ФГТ Урок №27

Сонатная форма

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 150-154

Посмотрите видео фильм  - здесь

Выполните задание в Занимательных страничках.



Предварительный просмотр:

23 апреля  5 класс ФГТ

    Урок №29  Симфоническое творчество Л. Бетховена

Симфония №5 до минор

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.142-149.

По данным ссылкам прослушайте части симфонии.

Выполните задания в «Занимательных страничках»

1 часть симфонии  - смотреть и слушать 1 часть симфонии – здесь  

 



Предварительный просмотр:

24 апреля   7 класс ФГТ   Урок №27

П. И. Чайковский  Симфония №1 «Зимние грезы»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника, прослушайте музыку по данным ссылкам.  



Предварительный просмотр:

25 апреля

4 класс ОРП      Опера  «Снегурочка»

Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единственный персонаж, охарактеризованный только песнями.   Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной  («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают контраст, типичный для народного музицирования:

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берендея, открывающее сцену, — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая.  

  • СЛУШАТЬ Шествие Царя Берендея – здесь       видео  - здесь

Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

 

  • СЛУШАТЬ  Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес…» -  

Видео - здесь

Действие третье начинается большой обрядовой сценой народного праздника в заповедном лесу. Здесь сменяют друг друга хоровые и сольные эпизоды, симфонические номера и речитативы.

Третья песня Леля начинается пастушеским наигрышем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каждый куплет начинается речитативным запевом:

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проигрыш кларнета:

  • СЛУШАТЬ   Третья песня Леля        видео - здесь

 Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии ее образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной теплой инструментовкой.

.

  • СЛУШАТЬ  Сцена таяния Снегурочки

Видео - здесь

Заключительный хор — Песнь Яриле - Солнцу — запевает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необычный размер 11/4. Хор имеет торжественный величественный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости звучания.

Видео - здесь



Предварительный просмотр:

26 апреля

1 класс ФГТ (5)   Урок №22

Ударные музыкальные инструменты симфонического оркестра

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.57-65

Выполните задание в «Занимательных страничках»

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:

Видео «Ударные инструменты» -   смотреть  здесь 

•   большой барабан – смотреть здесь

• малый барабан – смотреть здесь

• М. Равель «Болеро» (малый барабан) – смотреть здесь

• Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» «Танец Анитры» (треугольник)  - смотреть здесь

• П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро» «Испанский танец» (бубен и кастаньеты) – смотреть здесь

• Звучание литавр – видео  -    смотреть здесь 

• П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик» «Танец Феи Драже» (челеста)  - смотреть здесь

• М. П. Мусоргский Опера «Борис Годунов» Сцена коронации  Великий колокольный звон (колокола)  - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

26 апреля

3 класс ОРП                    Франц Шуберт

1797-1828

Менее тридцати двух лет прожил на свете великий австрийский композитор-романтик Франц Шуберт. Он был на целое поколение моложе Людвига ван Бетховена, а пережил его только на полтора года.

Но за свою короткую и притом нелегкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений,  и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей. Это, прежде всего, его песни для голоса с фортепиано, которых он написал более  шести сотен, подняв жанр на небывалую художественную высоту. Много шедевров и среди других его произведений — симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей.

Шуберту довелось творить в мрачные для его родины времена, когда после Венского конгресса Австрия сделалась центром европейской реакции, где жестоко преследовались даже намеки на свободомыслие. Общительный с друзьями, Шуберт был простым, добросердечным, скромным человеком. Но он богатой душевной жизнью, сумев сохранить внутреннюю независимость и свободолюбие. Это позволило ему с замечательно чуткостью отразить в музыке мир лирических переживаний человека — от светлых, радостных до сумрачных, горестных. Шуберт редко использовал подлинные народные напевы. Тем не менее, его произведения изобилуют мелодиями, тесно связанными с песенной и танцевальной народно-бытовой музыкой — в особенности австрийской и немецкой, а также часто звучавшей в Вене венгерской и славянской. Это сделало очень доходчивым его музыкальный язык, который одновременно богат и индивидуален. Шуберт — один из величайших, оригинальнейших мелодистов во всей истории музыкального искусства и композитор-новатор в других его областях, более всего в сфере гармонии.

Жизненный путь

Детство и годы учения. Франц Петер Шуберт родился в начале 1797 года в Лихтентале — одном из предместий Вены. Там его отец, сын крестьянина, был школьным учителем. Обладая некоторыми музыкальными познаниями и навыками, он старался передать их своим детям. С семилетним Францем он стал заниматься игрой на скрипке. Игре на фортепиано мальчика начал обучать один из братьев, старший на двенадцать лет, а пению — регент (руководитель) местного хора. Франц усваивал все с поразительной легкостью и быстротой. Так, после всего лишь нескольких месяцев занятий брат признал, что ученик уже далеко превзошел учителя.

В одиннадцать лет Франц был скрипачом-солистом в оркестре и первым сопрано в хоре лихтентальской церкви. Тогда же он начал сочинять небольшие песни, струнные квартеты и фортепианные пьесы. Удивляясь быстрым музыкальным успехам сына, отец отвел его на экзамен по пению, и Франц был принят в число «певчих мальчиков» венской Придворной капеллы.

Вместе с мальчиками и юношами, готовившимися приобрести другие специальности, он жил, воспитывался обучался общеобразовательным предметам на казенный счет в закрытом учебном заведении — конвикте.

Жить в родной семье Франц мог теперь только во время каникул. Кормили в конвикте скудно. Но для занятий музыкой там имелись благоприятные условия. Из воспитанников был составлен оркестр, каждый вечер исполнявший целую симфонию и какую-нибудь увертюру.

Франц играл в оркестре на скрипке и иногда дирижировал им. В репертуар входили такие произведения, как симфонии Гайдна, Моцарта, две первые симфонии Бетховена. Примечательно, что на юного Шуберта особо сильное, потрясающее впечатление производила самая лирическая моцартовская симфония — соль минор № 40. В восторг приводила и увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Бывая на каникулах дома, Франц вместе с двумя братьями и отцом участвовал в исполнении квартетов, играя на альте.

В конвикте он все свободное время отдавал музицированию с товарищами и в особенности сочинению музыки, для записи, которой ему постоянно не хватало нотной бумаги. Все более увлекаясь композицией, он начал запускать общеобразовательные предметы. Это обеспокоило его отца, который, будучи лишь музыкантом-любителем, не хотел, чтобы сын сделался музыкантом-профессионалом, опасаясь, что это не даст ему обеспеченного существования. Францу он даже запретил бывать дома. Запрет был снят только тогда, когда состояние тяжело заболевшей матери стало угрожающим. Но Франц уже не успел застать ее в живых.

По распоряжению руководителя капеллы Антонио Сальери с Францем начал заниматься гармонией придворный органист. Однако уже после второго занятия тот сказал: «Его я ничему не могу научить, его научил сам Господь Бог».

После этого Францу стал давать уроки композиции сам Сальери. А в это время у юноши начал ломаться голос. Он не мог больше быть хористом, и остаться в конвикте ему могли разрешить только при условии, что он подтянется по общеобразовательным предметам. Но все помыслы Франца занимала композиция, и в 1813 году он, отказавшись от переэкзаменовки, ушел из конвикта, продолжив еще, однако, в течение трех лет занятия с Сальери.

Наступление творческого расцвета. Вернувшись в дом отца, женившегося вторично, Франц закончил восьмимесячный курс в семинарии, и стал помощником учителя в начальных классах школы. Заработок у него был нищенским, и ему приходилось давать частные уроки отстававшим в учебе. Тем не менее,  он успевал создавать поразительно большое количество произведений, среди которых уже появились такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на слова Гёте.

За 1815— 1816 годы он написал свыше 250 песен, кантату, зингшпиль, три симфонии и ряд других сочинений. С конца 1816 года Шуберт стал жить то у друзей, то снимая комнату, и лишь изредка возвращался в дом отца.

 В 1818 году он навсегда оставил работу в школе, стремясь быть независимым от постоянной службы, чтобы всецело отдаться творчеству.

 В 1823 году среди его сочинений насчитывалось уже восемь симфоний. Продолжая писать множество песен, он создал также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», фортепианную фантазию «Скиталец» (с использованием своей одноименной песни).

Шуберт стал душой дружеского кружка интеллигентной демократической молодежи. В числе его участников были музыканты, поэты, художники. Собрания, полностью посвященные произведениям Шуберта, назывались «шубертиадами». Собираясь, друзья не только музицировали, но и вели горячие споры на разные темы. Это не прошло мимо внимания венской тайной полиции, и один из участников кружка был арестован по подозрению в принадлежности к подпольной студенческой организации. 

Друзья сумели заинтересовать песнями Шуберта оперного певца-баритона Иоганна Михаэля Фогля, и он стал их талантливым исполнителем. Выезжая во время отпуска на свою родину в Верхнюю Австрию, Фогль трижды брал с собой Шуберта и под его аккомпанемент пел его песни в домах местных любителей музыки.

Дважды Шуберт побывал в Венгрии — в качестве учителя музыки в семье графа Эстерхази. В младшую дочь графа Каролину он был безнадежно влюблен: о браке со знатной богатой девушкой он не мог и помышлять.

 В 1821 году на средства, собранные друзьями и поклонниками Шуберта, была напечатана его песня «Лесной царь». После этого началась публикация шубертовских песен отдельными изданиями.

Последнее десятилетие жизни и творчества. К музыке Шуберта, которую он продолжал сочинять в изобилии, начала приходить известность — главным образом к его песням. Однако существенного улучшения условий существования это не обеспечивало. В течение нескольких лет Шуберт не имел даже собственного фортепиано. При жизни из его песен было напечатано меньше одной трети, большинство же других произведений не было опубликовано, а свои лучшие симфонии он не смог ни издать, ни услышать в концертном исполнении.

В творчеств композитора, особенно в песенном цикле «Зимний путь», проявились мрачные, трагические настроения. Однако контрастом ним оказались его другие произведения, проникнутые светлым жизнелюбием, такие, как его самая последняя песня «Голубиная почта». Из-за застенчивого характера Шуберту не удалось познакомиться с Бетховеном, к творчеству которого он питал большой интерес и глубокое уважение. Смерть великого композитора-классика, последовавшая в марте 1827 года, потрясла Шуберта,! Он принял участие в многолюдной процессии в качестве одного из факельщиков, обрамлявших траурную колонну по обеим сторонам.

В марте 1828 года в Вене с большим успехом прошел публичный концерт из произведений Шуберта, и на полученный! гонорар композитор смог наконец купить себе фортепиано. Не этот первый авторский концерт оказался единственным.

В ноябре Шуберт, полный новых замыслов, тяжело заболел тифом и безвременно скончался. На памятнике, поставленном друзьями на его могиле, была высечена надпись, сочиненная поэтом Францем Грильпарцером:  Смерть похоронила здесь богатое сокровище, Но еще более прекрасные надежды

По этой ссылке вы можете посмотреть видео о  Шуберте:

«Жизнь и творчество Франца Шуберта» - здесь 



Предварительный просмотр:

2 мая 4 ОРП

Оперы Н. А. Римскиго-Корсакова

  Опера «Садко»

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

Чем же так прославился Садко? Он был талантливым гусляром.

          Как во славном Нове-городе

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он златой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских

Что–то волнующее, наверное, вода или море.

Вступление к опере называется «Океан – море синее». Композитор передает характер моря. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана. Этот образ проходит через всё произведение.

«Океан-море синее» - здесь

Познакомимся с двумя главными героями оперы:

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.

Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

«Ой ты темная дубравушка»- здесь

К кому обращается в своей песне Садко? К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа.

Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский.

Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость. «А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”,- советует ему гость. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

12 лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп, и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову.

И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

  В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.

На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию. медленную, похожую на колыбельную, а поет морская царевна. Это прощание с Садко.

«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,

Подруга вещая твоя,

Туманом легким растекусь

И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Колыбельная Волховы- здесь

Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Опера  «Сказка о царе Салтане»

Все вы, наверно, знаете сказку о царе Салтане А.С.Пушкина. Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» точно не установлены, но есть основания полагать, что эту мысль подал Н.А. Римскому-Корсакову В. В. Стасов.

Постановка оперы предполагалась к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - одно из наиболее солнечных  произведений оперной литературы, музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно.

В сказке А.С.Пушкина царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех сестер, ту, которая пообещала родить для батюшки – царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына Гвидона. Сестры подменили письмо гонцу и царь Салтан получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь:

     Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».

И прочитав письмо, последовал  ответ царя Салтана.  Он был подменен ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Все в недоумении.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу, и приплод,

В бочке бросить в бездну вод».  

Милитриса в отчаянии, сестры и Бабариха злобно радуются. Бояре выполняют приказ царя Салтана.

«Царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам».

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается. Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Они радуются спасению, но царица озабочена, ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело – мастерит лук и стрелу. Вдруг раздается шум борьбы и стон: это на море «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».

Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумленные царица и царевич видят Лебедь – птицу, выходившую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил».

Лебедь – птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поет сыну колыбельную песню. Оба засыпают.

Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец.  Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь – птица, она превращает Гвидона в шмеля.

Звучит знаменитый оркестровый «Полет шмеля» – это Гвидон улетает догонять корабль. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах – на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования. А почему?  Ведь скоро царевич Гвидон увидит своего отца – царя Салтана.

Полет шмеля- здесь

А теперь познакомимся с целой оркестровой картиной, которая называется «Три чуда» это программное произведение. Его можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки, но вначале послушайте, как этих персонажей описал А.С.Пушкин:

«Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда:

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе –

«Во саду ли, в огороде».

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».

А теперь сравним как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказали нам о чудесах острова Буяна.

слушают симфоническую картину «Три чуда»- здесь

Опера Н.А.Римского-Корсакова является одной из популярных опер композитора. Она была поставлена во многих российских и зарубежных театрах. Среди постановок можно отметить спектакли в  Москве, Петербурге, Барселоне, Милане, Софии, Мюнхене, Берлине.



Предварительный просмотр:

3 мая

1 ФГТ (5) Урок №23

«Виды оркестров»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр. 91-94.

По данным ссылкам вы можете прослушать произведения в исполнении разных оркестров:

  • Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (симфонический оркестр)  -  видео – смотреть  здесь 
  • А. Вивальди  Концерт для скрипки с оркестром «Лето» (струнный оркестр) - видео – смотреть здесь 
  • Русская нар. песня  «Светит месяц» (оркестр народных инструментов) - –  видео – смотреть здесь 
  • В. Агапкин Марш «Прощание славянки» (духовой оркестр) – видео – смотреть здесь 
  • П. И. Чайковский Увертюра (1812 год) (симфонический и духовой) - видео – смотреть здесь 
  • Дж. Верди Марш из оперы «Аида» (банда) – видео – смотреть здесь
  • Г. Гладков Финал к к/ф "Джентльмены удачи" (эстрадный оркестр) – видео – смотреть здесь 
  • Д. Д. Шостакович Вальс №2 для джазового оркестра - видео –

смотреть здесь 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

13 мая      6 класс ФГТ

Урок №31                         А. С. Даргомыжский

Оперное творчество

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника  стр.118-127.

По данным ссылкам прослушайте фрагменты оперы:

1 действие

2 действие

3 действие

4 действие



Предварительный просмотр:

14 мая  5 класс ФГТ

    Урок №30  Симфоническое творчество Л. Бетховена

Симфония №5 до минор

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.142-149.

По данным ссылкам прослушайте части симфонии.

Выполните задания в «Занимательных страничках»

2 часть симфонии – здесь

3 и 4 части симфонии – здесь 

 



Предварительный просмотр:

17 мая   1  класс ФГТ (5)  Урок №24  

Музыкальная форма.

 Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.131-135.

По данным ссылкам прослушайте произведения и определите их форму

Видео – смотреть здесь

  • Ф. Шопен Прелюдия №20 до минор  

видео  - смотреть здесь 

Выполните задания в «Занимательных страничках»

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

21 мая 4 класс ФГТ

Урок №29                        Музыкально-театральные жанры

Опера

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.164-174

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения. Выполните задания в «Занимательных страничках»

  • Ария Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» - видео –

смотреть здесь

  • Ариозо Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» - видео

- смотреть здесь

  • Каватина Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - видео – смотреть здесь
  • Каватина Берендея  из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - видео – смотреть здесь
  • Речитатив и ария Сусанина из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» - видео – смотреть здесь
  • Ансамбль «Какое чудное мгновенье» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - видео  - смотреть здесь
  • Хор опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова  видео – смотреть здесь
  • Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - видео – смотреть здесь
  • Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - видео – смотреть здесь
  • Музыкальный портрет «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - видео – смотреть здесь


Предварительный просмотр:

21 мая   5 класс ФГТ

Урок №31                           Л. Бетховен     Увертюра «Эгмонт»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал учебника стр.150-154.

Прослушайте произведение по данной ссылке - здесь