Предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" для учащихся по классу хореографии
Уважаемые ученики!
Вы начинаете знакомиться с удивительным миром музыкального искусства. Учебный предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" научит осознанному восприятию музыкальных произведений. Знакомясь с шедеврами музыкального искусства, вы сможете узнать много интересного, расширить ваш кругозор, развить творческие способности.
Выполняя домашнее задание, прочитайте материал урока в "Рабочей тетради", прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.
Правила слушания музыки:
1. Не вертеться, не разговаривать во время слушания музыки
2. Сосредоточиться и слушать внимательно
3. Получать удовольствие от слушания музыки
4. Запомнить название произведения и фамилию композитора
"Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся ... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать",- говорил великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С уважением Токмакова Е. А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
15 сентября 2 класс
Урок №1
Детство и музыка
«Детский альбом» – одно из самых популярных произведений русской фортепианной музыки для детей и образец детской музыкальной литературы, оказавшей влияние на всех композиторов, которые впоследствии обращались к этой теме в музыке. С «Детским альбомом» хорошо знакомы не только ученики фортепианных классов музыкальных школ. Многие произведения из «Детского альбома» часто можно слышать по телевидению, радио, это такие мелодии, которые, что называется, у всех на слуху.
Сборник был написан в мае 1878 года. На титульном листе первого издания, выпущенного в октябре того же года, значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей».
Петр Ильич любил бывать в «родовом гнезде» своей сестры — Каменке. У Давыдовых было семеро детей, их жизнь являла собой образец семейного счастья, и композитору нравилось отдыхать здесь душой и с умилением наблюдать за этой идиллией. Он был готов часами возиться со своими племянниками и племянницами: участвовал в их играх, музыкальных и танцевальных вечерах, гулял с детьми и устраивал для них фейерверки.
Свой цикл детских фортепианных пьес, написанных в этом райском уголке, Чайковский посвятил одному из своих племянников — Володе Давыдову, которому на тот момент было шесть с половиной лет.
Привязанность между дядей и племянником сохранилась до последних дней жизни Петра Ильича. Спустя много лет Чайковский посвятил Владимиру Львовичу Давыдову свою последнюю симфонию — Шестую, которую считал «наиискреннейшим» своим произведением. Он сделал племянника своим главным наследником, завещав ему основную часть авторских прав. После смерти композитора именно Владимир Львович вместе с братом композитора Модестом Ильичом основали доме композитора в Клину Дом-музей П. И. Чайковского.
Цикл состоит из 24 пьес, имеющих свое индивидуальное название.
Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерному ритму. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.
«Игра в лошадки» - слушать здесь
«Полька» звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.
«Полька» - слушать здесь
«Итальянская песенка» написана под впечатлением пения десятилетнего мальчика-итальянца, исполнявшего грустную песню под гитару. У мальчика был красивый голос, и пел он с такой теплотой, что его исполнение запало в душу композитору.
«Итальянская песенка» - слушать здесь
Предварительный просмотр:
15 сентября 4 класс
Урок №1 Повторение. Музыкальная форма.
Уважаемые ученики!
Внимательно прочитайте материал урока в Рабочей тетради.
Вспомните знакомые музыкальные формы произведений.
Обратите внимание на то, в чем их различие.
Выполните домашнее задание (повторение средств музыкальной выразительности)
Предварительный просмотр:
19 сентября 1 класс
Урок №1. Какие бывают звуки?
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради»
- Выполните домашнее задание
- Поиграйте в игру «Угадай звуки» - здесь
Нас окружает большое количество разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим «шум дождя», а иногда – «музыка дождя» Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились подражать им.
Но самые интересные - это музыкальные звуки. Музыкальные инструменты могут издавать разные звуки: одни - очень шумные, другие – мелодичные. Звуки шумовые обычно однообразные и не так выразительны, как музыкальные. Зато голос музыкального звука постоянно меняется. Музыка состоит из множества музыкальных звуков, которые могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях.
Чем же музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Музыкальные звуки можно пропеть, сыграть на музыкальном инструменте, изобразить в танцевальных движениях, записать нотами.
А шумовые звуки можно прохлопать, протопать и т.д.
Предварительный просмотр:
22 сентября
Урок №2 Хореография как вид искусства
На одной из самых красивых площадей Москвы стоит величественное здание с большими колоннами.
Его крышу венчает четверка взметнувшихся в высь лошадей, управляемых Аполлоном - покровителем искусства. Это Большой театр . Лучшие музыканты, дирижеры, певцы, танцоры, режиссеры и художники участвуют в постановке опер и балетов на его сцене.
По вечерам сотни людей собираются в этом зале для встречи с искусством. Вспыхивает высоко над головой огромная люстра, и мы видим 9 прекрасных Муз – богинь, покровительниц искусства. Жители Древней Греции считали, что Музы вдохновляют поэтов, художников, композиторов на создание своих произведений и дарят всем людям красоту.
Терпсихора – муза танца
Никто не знает, где и когда родился Танец , потому что это было очень давно. Под резкие удары бубна танцевали наши предки вокруг костра, изображая сцены предстоящей охоты. Шло время, менялся облик Земли, но у всех народов, где бы они ни жили, танцу отводилось почетное место.
Танец в древности был не развлечением, а магическим обрядом, средством общения с природой. Не было ни одного праздника, где бы не участвовала Терпсихора.
Шло время, искусство танца развивалось, появились профессиональные актеры и музыканты, которые устраивали представления для публики.
Танец – это искусство движений. Это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела.
Основой танцевальных движений является ритм
Хореография – искусство создания танца, движения и позы человеческого тела. а также запись танцевальных движений при помощи системы условных знаков.
Хореограф — это постановщик танцев
Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.
Танец первобытных - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
22 сентября 4 класс
Урок №2
Средства музыкальной выразительности – язык,
который понимает тело
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока, запомните средства музыкальной выразительности, прослушайте по ссылкам музыкальные произведения. Выполните домашнее задание в Рабочих тетрадях.
Мы часто говорим, что музыка – это язык чувств. Но как она доносит эти чувства до нас?
У нее есть свой алфавит – это средства музыкальной выразительности. Сегодня мы посмотрим на них с необычной стороны. Мы узнаем, почему, слушая одну музыку, нам хочется танцевать, под другую – засыпать, а от третьей – напрягаться. Оказывается, музыка говорит не только с нашими ушами, но и с нашим телом!
Мелодия (от греч. «песня, напев») – выраженная одноголосно музыкальная мысль. Мелодия играет самую важную роль в музыкальном искусстве. Мелодия бывает вокальная и инструментальная. Различают два типа мелодии: кантилена (от итал. «пение») – напевная, плавная и речитатив (от лат. «декламировать») – стремление приблизиться к естественной речи.
Слушать: К. Сен-Санс «Лебедь» - здесь
Мелодия плавная, неторопливая, певучая
Ритм - чередование долгих и коротких звуков. Сочетание разных по длительности музыкальных звуков образует ритмический рисунок. Ритмический рисунок, который используется на протяжении всего произведения.
Слушать: М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»- здесь
Ритм произведения — двухдольный, быстрый. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов — прыжки, бег, их нежный щебет.
Темп - (от лат. «время») — скорость звучания музыкального произведения. Различают темпы быстрые, умеренные и медленные. Для обозначения темпа используются итальянские термины.
Слушать:
- П. И. Чайковский Адажио из балета «Лебединое озеро» - здесь
Темп спокойный, неторопливый, плавный
- А. Вивальди Концерт «Лето», Гроза - здесь
Темп быстрый, напряженный, стремительный.
Что происходит с нашим пульсом, когда темп ускоряется? Он учащается . А когда замедляется? Он замедляется. То есть наше тело реагирует на музыку.
Динамика – громкость звучания. Динамика управляет нашим дыханием!
Слушать:
Л. Бетховен Симфония №5 часть 1 главная партия - здесь
Динамика яркая, громкая
Лад – согласованность звуков по высоте. Это настроение музыки.
Слушать:
Ф. Шопен Вальс №7 – здесь минорный лад
П. И. Чайковский «Вальс цветов» - здесь мажорный лад
Тембр – окраска звука. Голоса инструментов, благодаря особому их устройству обладают неповторимым звучанием.
Слушать:
К. Глюк Мелодия - здесь - флейта
П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка» - здесь
Гармония - слаженность звуков, их одновременное сочетание в созвучиях, которое приятно для слуха. Это красота музыки.
Слушать:
П. И. Чайковский «Утренняя молитва» - здесь
Предварительный просмотр:
29 сентября 2 класс
Урок №3 Выразительный язык танца
За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.
На протяжении веков изменились и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств.
Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. «Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Видео Танец жестов - смотреть здесь
Ещё одним ярким средством выразительности является мимика.
Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п. Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.
Видео – Мимика и жесты – смотреть здесь
Пантомима - вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.
По словам Б. В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то предать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче». Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные «инструменты» танца. Только этот естественный «материал» человек может использовать подобно тому, как он использует в речи язык и слово.
Видео Пантомима – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
29 сентября 4 класс
Урок №3 Интонация в музыке
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради. Прослушайте пьесы, которые слушали на уроке по ссылкам, обратите внимание на характер музыки.
- П. И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» - здесь
- Л. Бетховен «К Элизе» - здесь
- Д. Д. Шостакович «Танец кукол» («Гавот») - здесь
Выполните домашнее задание, прослушав пьесу П. И. Чайковского «Осенняя песнь» по ссылке - здесь
Предварительный просмотр:
3 октября
1 класс Урок №3 Средства музыкальной выразительности
Мелодия
Уважаемые ученики!
Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения, выполните домашнее задание.
Мелодия - это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками. В мелодии выражаются самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами.
Мелодии бывают весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие и энергичные…. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке.
Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.
«Василек» - здесь
«Андрей-воробей» - здесь
П. И. Чайковский «Баркарола» - здесь
П. И. Чайковский «Старинная французская песенка»-здесь
П. И. Чайковский «Немецкая песенка» - здесь
Предварительный просмотр:
6 октября 2 класс
Урок 4
Музыкально-хореографический образ
Уважаемые ученики! Прочитайте внимательно материал в «Рабочей тетради».
По данным ссылкам посмотрите виды танцевального рисунка
- Простой рисунок – здесь
- Сложный рисунок – здесь
- Симметричный рисунок - здесь
- Не симметричный рисунок – здесь
- Одноплановый рисунок – здесь
- Многоплановый рисунок – здесь
Предварительный просмотр:
6 октября 4 класс
Урок №4 Чудесные превращения. Гамма в музыке
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради.
Прослушайте произведения по данным ссылкам:
- П. И. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик» - здесь
- М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» Ария Сусанина - здесь
- С. С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» Джульетта-девочка - здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
10 октября
1 класс Урок №4 Лад в музыке
Уважаемые ученики!
Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения, выполните домашнее задание.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:
П. И. Чайковский «Болезнь куклы» - здесь
П. И. Чайковский «Новая кукла» - здесь
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - здесь
П. И. Чайковский «Старинная французская песенка» - здесь
Л. Бетховен «Весело-грустно» - здесь
Предварительный просмотр:
13 октября
Урок №5 Виды хореографического искусства
Понятие хореография включает различные виды танцевального искусства, в которых художественный образ создается с помощью выразительных движений
• Классический танец − это вершина хореографического искусства. Данный вид обладает различными выразительными средствами, которые отличают его от других. Такими средствами являются: пальцевая техника, позы и прыжки.
Классический танец способен «воспитать» тело человека. Важной предпосылкой овладения телом считается крепкая постановка корпуса, а после − рук, ног и головы, что в будущем помогает освоить технику, прыжки, развить устойчивость. Классический танец также развивает практически все группы мышц, координацию, музыкальность, формирует осанку, подтягивает фигуру. Кроме того этот танец является очень эмоциональным, что способствует яркому выражению всех артистических способностей исполнителей, их самореализации. Тем самым танцоры могут получить огромное удовольствие от танца.
Классический танец − это основа всех видов танцев, основополагающая система выразительных средств хореографического искусства.
П. И. Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик» -
•Народно-сценический танец – танец, который такой же разнообразный, как и жизнь и культура разных народов. Он базируется на классическом танце. Для народного танца характерно органическое содержание характера движения, музыки и костюмов.
Танец «По мосточку» - смотреть здесь
● Историко-бытовой танец – это танец минувших веков. Он часто менялся под влиянием придворных вкусов, этикета и моды. Его основой считается французская школа.
Танец Романеска 17 век муз. Рамо – смотреть здесь
● Бальный танец – это танец нашего времени. Такой танец предназначается для массового развлечения в исполнении пары или для большего количества танцоров на балах и танцевальных вечерах. В настоящее время бальные танцы по-прежнему невероятно популярны, а соревнования и турниры организовываются по всему миру. Видов бального танца огромное множество, но самыми популярными в современном мире являются: вальс, румба, самба, танго и джайв.
Венский вальс – смотреть здесь
● Современный танец (модерн) – был создан как противоположность классическому танцу. Современный танец – это временное понятие, иными словами, тот танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Кроме того, данный термин объединяет все направления танца, противопоставленные народному и классическому танцу.
Современный танец модерн – смотреть здесь
Выполните задание в «Рабочей тетради»
Предварительный просмотр:
13 октября
4 класс Волшебный мир камерной музыки
История камерной музыки берёт своё начало в середине XV века, когда у состоятельных людей появился спрос на светскую музыку, то есть на произведения, исполнявшиеся вне церковных стен и не имевшие религиозного содержания.
Музыкантам приходилось выступать в небольших помещениях, таких как комнаты, гостиные и залы, которые не могли вместить полноценный оркестр. Именно поэтому такая музыка и получила название камерной, что в переводе с латинского означает «комната».
В XVI веке появляется и сам термин «камерная музыка». К XVIII веку камерная музыка всё больше отделялась от церковной и становилась самостоятельным инструментальным жанром.
Камерно-инструментальная музыка достигла пика своей популярности в XVIII–XIX веках, когда в гостиных обеспеченных домов регулярно проводились концерты. Аристократы даже вводили должности штатных музыкантов.
С начала XIX века камерные концерты стали публичными, а к середине XIX века они стали неотъемлемой частью европейской музыкальной жизни.
По данным ссылкам прослушайте произведения:
Предварительный просмотр:
15 октября Урок №5
Регистр в музыке
Люди, животные разговаривают разными голосами.
У кого-то голос густой, глубокий.
У кого-то – звонкий и легкий
А у кого-то - мягкие
Музыканты называют высоту голоса или звука словом регистр. Поэтому, когда мы говорим о высоте звука или голоса, мы говорим: низкий регистр, средний регистр, высокий регистр
Послушайте по ссылкам музыкальные произведения, которые мы слушали на уроке:
- В. Галынин «Зайчик» - здесь (средний регистр)
- В. Ребиков «Медведь» - здесь (низкий регистр)
- П. И. Чайковский «Песня жаворонка» - здесь (высокий регистр)
Пьесы для домашнего задания в «Рабочей тетради»
Предварительный просмотр:
20 октября 2 класс
Жанры хореографического искусства
Жанр в хореографии — это род произведения.
Понятием жанра определяется характер танца, а также связанная с ним манера исполнения
Виды жанров:
Медленный лирический танец отличается от других видов танцев тем, что он выполняется с медленным темпом и выдержанными движениями. Танцоры акцентируют нарисованность и пластику своего тела, создавая красивые и эмоциональные образы на сцене.
В балете, медленный лирический танец часто становится пиком выразительности и эмоциональности для главных героев.
Лирический танец – смотреть здесь
Трагический жанр. В конце танцевальной композиции герои страдают, происходит какое-то несчастье
Трагический танец – смотреть здесь
Комический жанр. Это шуточный танец, наделенный юмором
Комический танец – смотреть здесь
Сказочный жанр. Изысканная красота; волшебный, сказочный сюжет, чаще всего адресованный детям.
Сказочный танец - смотреть здесь.
Героический жанр. Сюжет чаще здесь патриотический, исторический
Героический танец – смотреть здесь
Мифический жанр – на сцене мифические герои
Мифический танец – смотреть здесь
Выполните домашнее задание в Рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
20 октября 4 класс
Урок №6 Инструментальные жанры камерной музыки
Жанр – это род, вид музыкального произведения.
Прелюдия – это короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». Многие композиторы обращались к этой универсальной форме, позволяющей кратко выразить какую-либо одну мысль, одно настроение. В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному.
Слушать И. С. Бах Прелюдия до-мажор - здесь
В первой половине XIX века композиторы-романтики возродили жанр прелюдии. Она стала представлять собой совершенно самостоятельную пьесу. Ф. Шопен первый кто создал цикл из 24 прелюдий. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях. Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Этюд (от фр. изучение, упражнение) - это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте.
Это понятие встречается и в живописи: этюд - набросок, эскиз будущей картины.
В XIX веке в эпоху романтизма с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр - концертные этюды.
Концертный этюд - это музыкальное произведение, технические трудности которого подчинены раскрытию художественного замысла композитора.
И сейчас популярны этюды композиторов-романтиков, искусство которых проникает во все уголки человеческого сердца. Яркими представителями романтизма являются польский композитор Фредерик Шопен, венгерский композитор Ференц Лист, русский композитор С. В. Рахманинов и другие. Они были прекрасными пианистами.
Слушать С. В. Рахманинов Этюд-картина «Красная шапочка и Серый волк» – здесь
Экспромт - в переводе означает «быстрый, готовый». Так же внезапно, в определенном настроении, поэт может написать стихотворение, художник - картину, а композитор - музыкальную пьесу. Это может случиться прямо на концерте. Это романтический жанр, пьесы, возникающие как бы в результате импровизации под влиянием какого-либо внезапного впечатления, вдруг нахлынувшего настроения.
В «Экспромте» ми-бемоль мажор проявил себя дар Ф. Шуберта претворять в музыке поэтическое восприятие голосов природы и тем самым полнее раскрывать мир душевных переживаний человека.
Слушать Ф Шуберт Экспромт Ми-бемоль мажор – здесь
Ноктюрн – «ночная песня». Ноктюрн до диез минор – одно из самых известных произведений Фредерика Шопена. Эта мелодия написана для фортепиано и имеет очень глубокое и эмоциональное звучание. Музыка создает атмосферу меланхолии и загадочности. В нем можно почувствовать глубокую печаль, но в то же время и нежность, которую композитор так мастерски передает. Многие музыканты и критики пытались разгадать, о чем именно говорит этот ноктюрн. Одни считают, что он отражает грусть и ностальгию за родиной, другие видят в нем выражение любви и тоски. В любом случае, ноктюрн до диез минор, оставляет неизгладимое впечатление на слушателя и вызывает самые глубокие эмоции.
Слушать Ф Шопен Ноктюрн до-диез минор – здесь
Предварительный просмотр:
22 октября 1 класс
Урок №6 Тембр в музыке
Уважаемые ученики! По данной ссылке посмотрите фильм «Шишкина школа» - здесь
Прочитайте материал в «Рабочей тетради». Выполните задание, прослушав произведения по данным ссылкам:
Предварительный просмотр:
5 ноября
1 класс Урок №7 Ритм в музыке
Греческое слово «ритм» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца.
Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
Ритм организует музыкальные звуки. Благодаря ритму, мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
Ритм бывает:
Четкий, чеканный, волевой, танцевальный, изменчивый, отрывистый, колкий.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради». Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
24 ноября Урок №8
Музыкальные жанры
Жанр – вид музыкального искусства с определенными исторически сложившими чертами. Возникновение музыкальных жанров в ходе развития музыкального искусства.
Жанры различаются:
• по характеру (лирический, драматический, эпический, комический)
• по сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)
• по составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)
• по форме (романс, соната, симфония и т.п.)
• по исполнению (концертный, камерный, бытовой и т.п.)
• по количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестр
• по назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
Песня, танец, марш – жанры наиболее распространенные в быту людей.
В классической музыке различаются жанры
• танцевальный (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)
• симфонический (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)
• вокальный (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)
• инструментальный (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)
• вокально-инструментальный (кантата, оратория и т.п.)
• музыкально-театральный (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Вокальная музыка-это вид пения, исполняемый одним или несколькими певцами либо с инструментальным сопровождением, либо без инструментального сопровождения (a cappella), в котором пение обеспечивает основной акцент произведения.
Песня – один из древнейших жанров музыкального искусства.
Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, изменялся.
Певцы Орфей, Садко – герои античных мифов и былин.
Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.
Песни различаются по складу и формам исполнения: одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него.
Форма строения песен – куплетная
Она состоит из запева и припева, которые образуют куплет. В песне может быть несколько куплетов. В запеве песни мелодия не меняется, а меняются слова, а в припеве – и слова и музыка не изменяются.
Иногда встречаются песни, в которых нет припева, то есть они состоят только из куплетов.
Встречаются произведения, в которых нет слов, а мелодия звучит как напев, напоминающий песню. Исполняют такие произведения на музыкальных инструментах. Это инструментальные пьесы, у которых форма тоже куплетная.
По данным ссылкам прослушайте произведения:
- Одноголосная песня - здесь
- Многоголосная инструментальная песня - здесь
- Ф. Шуберт «Вечерняя серенада» - солист - здесь
- М. Глинка «Венецианская ночь» - исп. хор - здесь
- «Выглянуло солнышко» - песня с аккомпанементом - здесь
- Песни без аккомпанемента – а капелла (без музыкального сопровождения) - здесь
Предварительный просмотр:
24 ноября 4 класс
Урок №7 Вокальные жанры камерной музыки
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради. Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам
- П. И. Чайковский «Мой Лизочек» - здесь
- М. И. Глинка «Жаворонок»- здесь
- С. В. Рахманинов Вокализ - здесь
Выполните домашнее задание в Рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
26 ноября Урок №8
Темп в музыке
Замечали ли вы, что одна и та же музыка может звучать с разной скоростью – быстро или медленно? И в зависимости от этого под нее хочется либо бегать и прыгать, либо плавно танцевать, либо вообще... спать. Одну и ту же мелодию можно сыграть так быстро, что заплетаются пальчики, а можно – медленно.
Скорость звучания музыки называется словом «ТЕМП». От темпа часто зависит характер музыки, ее настроение – веселое, бодрое или спокойное.
Когда композитор сочиняет музыку, он сразу знает, в каком темпе она должна звучать – быстро, умеренно, или медленно. Но как сказать об этом исполнителям так, чтобы поняли и англичане, и русские, и китайцы? Ведь если веселый танец играть очень медленно, он рискует превратиться в очень печальный марш.
Чтобы одну и ту же музыку могли исполнить в одинаковом темпе на всем земном шаре, музыканты договорились между собой. И стали записывать название темпа на итальянском языке. Такие слова в музыке похожи на правила дорожного движения – они указывают, где можно «ехать» быстро, а где – медленно. В нотах ты можешь встретить такие обозначения:
Название темпа | Произношение | Перевод |
Largo | Ларго | Медленно |
Lento | Ленто | Медленно |
Adagio | Адажио | Медленно, спокойно |
Andante | Анданте | Темп спокойного шага |
Moderato | Модерато | Умеренно |
Allegretto | Аллегретто | Довольно живо |
Allegro | Аллегро | Быстро |
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам и выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»:
Предварительный просмотр:
1 декабря 2 класс
Урок №9 Метр, доля в музыке
Вы что-нибудь слышали о волшебных музыкальных часах?
Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь.
Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно.
Вслушавшись в исполнение любой мелодии вы услышите как равномерно тикают музыкальные часики.
Это – музыкальный пульс. В каждом музыкальном произведении он бьется, как сердце в живом организме. Недаром его называют пульс или метр.
А, если повнимательнее вслушаться в любое произведение, то можно услышать, что некоторые звуки звучат чуть громче других. Это сильные и слабые доли.
Что же вам подсказали музыкальные часики? Какие доли были сильными, а какие – слабыми?
Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом.
Чтобы музыка не была монотонной, однообразной, в ней есть и сильные и слабые доли. Этот равномерный счет ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая.
Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом.
Если в музыкальном произведении чередуются две доли (сильная и слабая), то такое чередование носит название – двухдольный метр
Если в музыкальном произведении чередуются три доли (сильная –слабая – слабая), то такое чередование носит название – трехдольный метр
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте материал в Рабочей тетради. Выполните домашнее задание. Прослушайте музыкальные произведения и выполните задание №3 в Рабочей тетради.
Предварительный просмотр:
1 декабря 4 класс
Урок №8 Метр и ритм в музыке
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №8 в Рабочей тетради.
Запомните определения: метр, ритм, размер
Выполните домашнее задание
Предварительный просмотр:
3 декабря
Урок № 9 Динамика в музыке
Динамика – сила звука. Динамика обозначается над или под нотным станом итальянскими словами и их сокращениями.
f - форте - громко
p – пиано - тихо
Эти основные признаки динамики указывают на силу исполняемой музыки.
Динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука.
Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.
Послушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
А. К. Лядов «Восемь русских народных песен для оркестра» «Колыбельная» - слушать здесь
С. В. Рахманинов «Итальянская полька»- слушать здесь
Выполните домашнее задание в «Рабочей тетради»
Предварительный просмотр:
8 декабря Урок №10 Музыкальные жанры
Танцевальный жанр. Двухдольные танцы
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.
Посмотрите по данным ссылкам танцы, о которых шла речь на уроке
Выполните домашнее задание.
Трепак – русский танец. Широту души, молодецкую удаль, задор выражает эта старинная пляска. Трепак – мужской танец. Плясовые движения состоят из «присядок», «мельниц», дробного шага, притопываний.
Постепенно танец переходил в соревнование-перепляс. Танцоры на ходу придумывали движения, старались перещеголять друг друга.
Музыка танца быстрая, веселая. Характер и ритм этого танца использовали многие русские композиторы: П. И. Чайковский в балете «Щелкунчик», М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.
Слушать:
- Трепак – П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик» - смотреть здесь
Гопак – национальный украинский танец сначала исполняли только мужчины. Современный гопак танцуют и женщины, но роль мужчин остается ведущей. Гопак – это танец-соревнование в ловкости и силе. Он состоит из сложных движений: прыжков, вращений, присядки и др.
Во время исполнения высоких прыжков танцоры восклицают: «гоп, гоп». Из этих возгласов и сложилось название танца. Музыка танца быстрая, веселая.
Гопак привлекал внимание многих композиторов: М. П. Мусоргского (опера «Сорочинская ярмарка»), П. И. Чайковского (оперы «Черевички» и «Мазепа»), Н. А. Римского-Корсакова (опера «Майская ночь») и т. д.
Слушать:
- Гопак - смотреть здесь
Полька – чешский народный парный танец. Танцующие пары быстро движутся по кругу, делая ловкие полушаги и повороты с подскоками. Слово «полька» переводится на русский язык «половинка» или «полшага», так как этот танец исполняют маленькими шажками.
Музыка танца имеет веселый, задорный характер, быстрый темп.
Слушать:
- Полька – смотреть здесь
Краковяк – польский народный танец. Это парный танец, движения легкие, пластичные. Разнообразные движения в быстром ритме прекрасно смотрятся благодаря четкому рисунку фигур и подтянутости танцующих. Сопровождается веселой оркестровой музыкой.
Слушать:
- Краковяк – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
8 декабря 4 класс
Урок №9 Диалог ритма и метра
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте материал урока в Рабочей тетради.
Выполните домашнее задание.
Подготовьтесь к контрольному уроку. Прослушайте музыкальные произведения 5, 6, 7 уроков.
Предварительный просмотр:
10 декабря 1 класс
Урок №10 Средства музыкальной выразительности
Штрихи
Приёмы придания музыкальному звуку определённого характера и окраски, а также соединения звуков между собой, получили в музыке название штрихов.
Штрихи - это выразительный элемент инструментальной техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания)
Музыкальные штрихи - способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.
Основные штрихи: Staccato (стаккато) - отрывисто
Legato (легато) - связно.
Non legato (нон легато) – не связно
Легато (итал. legato «связанный») – это связное, плавное исполнение музыки. В музыке legato обозначается так
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. В музыке staccato обозначается так:
Нон легато (итал. non legato) – игра не связная, ноты играются каждая отдельно. В музыке non legato не обозначается
Без штрихов не обходится ни одно, даже самое маленькое произведение. А исполнение музыки без штрихов бездушно и не выразительно.
Уважаемые ученики! Повторите материал 3 -10 уроков, подготовьтесь к контрольному уроку.
Предварительный просмотр:
15 декабря 2 класс
Урок №11 Трехдольные танцы
Трехдольный метр характеризуется одной сильно долей на две слабых. Плавность и мягкость трехдольного метра — естественная предпосылка музыкальной выразительности.
Лендлер — народный австрийско- немецкий танец (парный круговой). Трехдольный танец, темп умеренный, движения с прыжками. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец».
Мелодии лендлеров существовали уже в XVII веке. Лендлер можно считать предшественником вальса, но лендлер исполнялся медленнее вальса и имел несколько иное построение. Большую популярность танец приобрёл во 2-й половине XVIII века.
Смотреть: здесь
Вальс — общее название бальных, социальных и народных танцев. Вальс — одно из искусств выразительных движений в трехдольном метре.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы, распространившись во многие страны. Вальс, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы
Вальс стал популярен в 18 веке в Австрии.
Смотреть: здесь
Менуэт - называли «королем» танцев. Он был популярен в Европе в 17-18 вв. Из живой народной пляски он превратился в галантный бальный танец. Его движения состоят из плавного, скользящего шага, глубоких реверансов и поклонов.
Слово «менуэт» произошло от французского «па менью» - мелкий шаг. Танцующие двигались маленькими шажками так, чтобы получилась фигура в виде буквы S. Музыка менуэта изящная, в трехдольном метре в умеренном темпе.
Смотреть: здесь
Полонез - с давних пор соперничал с французским менуэтом. В старину полонез называли «великим пешим танцем».
Поначалу в 16 – 17 вв. он исполнялся польскими рыцарями, потом рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем.
Характер танца торжественно – праздничный, шаг степенный с неглубоким приседанием на 3ей доле каждого такта.
Вначале 19в. полонезом открывали все аристократические балы. В первой паре обычно шел хозяин дома с самой уважаемой гостьей.
Смотреть: здесь
Мазурка – этот подвижный танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.
Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.
Смотреть: здесь



