Предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота" для учащихся по классу хореографии

Токмакова Елена Алексеевна

Уважаемые ученики! 

Вы начинаете знакомиться с удивительным миром музыкального искусства. Учебный предмет "Слушание музыки и музыкальная грамота"  научит    осознанному  восприятию музыкальных произведений. Знакомясь с шедеврами музыкального искусства, вы сможете узнать много интересного, расширить ваш кругозор, развить творческие способности.

Выполняя домашнее задание, прочитайте материал урока в "Рабочей тетради", прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.

Правила  слушания музыки:

1. Не вертеться, не разговаривать во время слушания музыки

2. Сосредоточиться и слушать внимательно

3. Получать удовольствие от слушания музыки

4. Запомнить название произведения и фамилию композитора

 

"Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся ...   Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать",- говорил великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

С уважением Токмакова Е. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8 сентября Урок №1 Детство и музыка31.5 КБ
Microsoft Office document icon 15 сентября Урок №2 Хореография как вид искусства31 КБ
Microsoft Office document icon 29 сентября Урок №3 Выразительные средства танца27 КБ
Microsoft Office document icon 6 октября Урок №4 Музыкально-хореографический образ30.5 КБ
Microsoft Office document icon 13 октября Урок №5 Виды хореографического искусства32.5 КБ
Microsoft Office document icon 20 октябрь Урок №6 Жанры хореографического искусства31 КБ
Microsoft Office document icon 10 ноября Урок №8 Музыкальные жанры. Вокальные жанры35 КБ
Microsoft Office document icon 24 ноября Урок №9 Метр. Доля в музыке32 КБ
Microsoft Office document icon 1 декабря Урок №10 Музыкальные жанры. Танцевальный жанр. Двухдольные танцы34 КБ
Microsoft Office document icon 15 декабря Урок №11 Трехдольные танцы33.5 КБ
Microsoft Office document icon 22 декабря Урок №12 Старинная танцевальная сюита33.5 КБ
Microsoft Office document icon 12 января Урок №13 Путешествие по концертным залам566 КБ
Microsoft Office document icon 19 января Урок №14 Оркестр народных инструментов30.5 КБ
Microsoft Office document icon 26 января Урок №15 Симфонический оркестр30 КБ
Microsoft Office document icon 2 февраля Урок №16 С. С. Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"29 КБ
Microsoft Office document icon 16 февраля Урок №1622 КБ
Microsoft Office document icon 15 марта Урок №17 Основные приемы развития в музыке22 КБ
Microsoft Office document icon 29 марта Урок №18 Элементы музыкальной речи22 КБ
Microsoft Office document icon 12 апреля Урок №20 Простые музыкальные формы26.5 КБ
Microsoft Office document icon 19 апреля Урок №21 Простая трехчастная форма28 КБ
Microsoft Office document icon 26 апреля Урок №22 Форма рондо29 КБ
Microsoft Office document icon 3 мая Урок №23 Музыкальная форма Вариации27 КБ
Microsoft Office document icon 17 мая Урок №24 22 КБ

Предварительный просмотр:

8 сентября   Урок №2

Детство и музыка

«Детский альбом» – одно из самых популярных произведений русской фортепианной музыки для детей и образец детской музыкальной литературы, оказавшей влияние на всех композиторов, которые впоследствии обращались к этой теме в музыке. С «Детским альбомом» хорошо знакомы не только ученики фортепианных классов музыкальных школ. Многие произведения из «Детского альбома» часто можно слышать по телевидению, радио, это такие мелодии, которые, что называется, у всех на слуху.

Сборник был написан в мае 1878 года. На титульном листе первого издания, выпущенного в октябре того же года, значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей».

Петр Ильич любил бывать в «родовом гнезде» своей сестры  — Каменке. У Давыдовых было семеро детей, их жизнь являла собой образец семейного счастья, и композитору нравилось отдыхать здесь душой и с умилением наблюдать за этой идиллией. Он был готов часами возиться со своими племянниками и племянницами: участвовал в их играх, музыкальных и танцевальных вечерах, гулял с детьми и устраивал для них фейерверки.

Свой цикл детских фортепианных пьес, написанных в этом райском уголке, Чайковский посвятил одному из своих племянников — Володе Давыдову, которому на тот момент было шесть с половиной лет.

Привязанность между дядей и племянником сохранилась до последних дней жизни Петра Ильича. Спустя много лет Чайковский посвятил Владимиру Львовичу Давыдову свою последнюю симфонию — Шестую, которую считал «наиискреннейшим» своим произведением. Он сделал племянника своим главным наследником, завещав ему основную часть авторских прав. После смерти композитора именно Владимир Львович вместе с братом композитора Модестом Ильичом основали доме композитора в Клину Дом-музей П. И. Чайковского.

Цикл состоит из 24 пьес,  имеющих свое индивидуальное название.

Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерному ритму. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

«Игра в лошадки» - слушать здесь

«Полька»  звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

«Полька» - слушать здесь

«Итальянская песенка» написана под впечатлением пения десятилетнего мальчика-итальянца, исполнявшего грустную песню под гитару. У мальчика был красивый голос, и пел он с такой теплотой, что его исполнение запало в душу композитору.

«Итальянская песенка» - слушать здесь



Предварительный просмотр:

15 сентября  

Урок №2                          Хореография как вид искусства

На одной из самых красивых площадей Москвы стоит величественное здание с большими колоннами.

Его крышу венчает четверка взметнувшихся в высь лошадей, управляемых Аполлоном - покровителем искусства. Это Большой театр . Лучшие музыканты, дирижеры, певцы, танцоры, режиссеры и художники участвуют в постановке опер и балетов на его сцене.

По вечерам сотни людей собираются в этом зале для встречи с искусством. Вспыхивает высоко над головой огромная люстра, и мы видим 9 прекрасных Муз – богинь, покровительниц искусства. Жители Древней Греции считали, что Музы вдохновляют поэтов, художников, композиторов на создание своих произведений и дарят всем людям красоту.

Терпсихора – муза танца

Никто не знает, где и когда родился Танец , потому что это было очень давно. Под резкие удары бубна танцевали наши предки вокруг костра, изображая сцены предстоящей охоты. Шло время, менялся облик Земли, но у всех народов, где бы они ни жили, танцу отводилось почетное место.

Танец в древности был не развлечением, а магическим обрядом, средством общения с природой. Не было ни одного праздника, где бы не участвовала Терпсихора.

Шло время, искусство танца развивалось, появились профессиональные актеры и музыканты, которые устраивали представления для публики.

Танец – это искусство движений. Это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела.

Основой танцевальных движений является ритм

Хореография – искусство создания танца, движения и позы человеческого тела. а также запись танцевальных движений при помощи системы условных знаков.

Хореограф — это постановщик танцев

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.

Танец первобытных  -  смотреть здесь    смотреть здесь

 



Предварительный просмотр:

29 сентября

Урок №3              Выразительный язык танца

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

На протяжении веков  изменились и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об   системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств.

Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. «Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Ещё одним ярким средством выразительности является мимика.

Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п. Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.

Пантомима - вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. 

По словам Б. В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то предать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче». Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные «инструменты» танца. Только этот естественный «материал» человек может использовать подобно тому, как он использует в речи язык и слово.



Предварительный просмотр:

6 октября    Урок  4

Музыкально-хореографический образ

Уважаемые ученики! Прочитайте внимательно материал в «Рабочей тетради».

По данным ссылкам посмотрите  виды танцевального рисунка

  • Простой рисунок –    здесь
  • Сложный рисунок –  здесь 
  • Симметричный рисунок  -  здесь 
  • Не симметричный рисунок – здесь
  • Одноплановый рисунок –  здесь  
  • Многоплановый рисунок – здесь 

 



Предварительный просмотр:

13 октября

Урок №5                      Виды хореографического искусства

Понятие хореография включает различные виды танцевального искусства, в которых художественный образ создается с помощью выразительных движений

• Классический танец − это вершина хореографического искусства. Данный вид обладает различными выразительными средствами, которые отличают его от других. Такими средствами являются: пальцевая техника, позы и прыжки.

Классический танец способен «воспитать» тело человека. Важной предпосылкой овладения телом считается крепкая постановка корпуса, а после − рук, ног и головы, что в будущем помогает освоить технику, прыжки, развить устойчивость. Классический танец также развивает практически все группы мышц, координацию, музыкальность, формирует осанку, подтягивает фигуру. Кроме того этот танец является очень эмоциональным, что способствует яркому выражению всех артистических способностей исполнителей, их самореализации. Тем самым танцоры могут получить огромное удовольствие от танца.

Классический танец − это основа всех видов танцев, основополагающая система выразительных средств хореографического искусства.

П. И. Чайковский Танец пастушков из балета «Щелкунчик» -

смотреть здесь

•Народно-сценический танец – танец, который такой же разнообразный, как и жизнь и культура разных народов. Он базируется на классическом танце. Для народного танца характерно органическое содержание характера движения, музыки и костюмов.

Танец «По мосточку» - смотреть здесь

● Историко-бытовой танец – это танец минувших веков. Он часто менялся под влиянием придворных вкусов, этикета и моды. Его основой считается французская школа.

Танец Романеска 17 век муз. Рамо – смотреть здесь

● Бальный танец – это танец нашего времени. Такой танец предназначается для массового развлечения в исполнении пары или для большего количества танцоров на балах и танцевальных вечерах. В настоящее время бальные танцы по-прежнему невероятно популярны, а соревнования и турниры организовываются по всему миру. Видов бального танца огромное множество, но самыми популярными в современном мире являются: вальс, румба, самба, танго и джайв.

Венский вальс – смотреть здесь

● Современный танец (модерн) – был создан как противоположность классическому танцу. Современный танец – это временное понятие, иными словами, тот танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Кроме того, данный термин объединяет все направления танца, противопоставленные народному и классическому танцу.

Современный танец модерн – смотреть здесь

Выполните задание в «Рабочей тетради»



Предварительный просмотр:

20 октября              Жанры хореографического искусства

Жанр в хореографии — это   род  произведения.

Понятием жанра определяется характер танца, а также связанная с ним манера исполнения

Виды  жанров:

Медленный лирический танец отличается от других видов танцев тем, что он выполняется с медленным темпом и выдержанными движениями. Танцоры акцентируют нарисованность и пластику своего тела, создавая красивые и эмоциональные образы на сцене.

  В балете, медленный лирический танец часто становится пиком выразительности и эмоциональности для главных героев.

Лирический танец – смотреть здесь

Трагический жанр. В конце танцевальной композиции герои страдают, происходит какое-то несчастье

Трагический танец – смотреть здесь

Комический жанр. Это шуточный танец, наделенный  юмором

Комический танец – смотреть здесь

Сказочный жанр. Изысканная красота; волшебный, сказочный сюжет, чаще всего адресованный детям.

Сказочный танец - смотреть здесь.

          Героический жанр. Сюжет чаще здесь патриотический, исторический

Героический танец – смотреть здесь

Мифический жанр – на сцене мифические герои

Мифический  танец – смотреть здесь

Выполните домашнее задание в Рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

10 ноября        Урок №8

Музыкальные жанры

Жанр – вид музыкального искусства с определенными исторически сложившими чертами. Возникновение музыкальных жанров в ходе развития музыкального искусства.

Жанры различаются:

• по характеру (лирический, драматический, эпический, комический)

• по сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)

• по составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)

• по   форме (романс, соната, симфония и т.п.)

• по  исполнению (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

• по количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестр  

• по назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

Песня, танец, марш – жанры наиболее распространенные в быту людей.  

В классической музыке различаются жанры

• танцевальный (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)

• симфонический (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)

• вокальный (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)

• инструментальный (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)

• вокально-инструментальный (кантата, оратория и т.п.)

• музыкально-театральный (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Вокальная музыка-это вид пения, исполняемый одним или несколькими певцами либо с инструментальным сопровождением, либо без инструментального сопровождения (a cappella), в котором пение обеспечивает основной акцент произведения.

Песня – один из древнейших жанров музыкального искусства.  

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, изменялся.

Певцы Орфей, Садко – герои античных мифов и былин.

Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

Песни различаются  по складу и формам исполнения: одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него.

Форма строения песен – куплетная

Она состоит из запева и припева, которые образуют куплет. В песне может быть несколько куплетов. В запеве песни мелодия не меняется, а меняются слова, а в припеве – и слова и музыка не изменяются.

Иногда встречаются песни, в которых нет припева, то есть они состоят только из куплетов.

Встречаются  произведения, в которых  нет слов, а мелодия звучит как напев, напоминающий песню.  Исполняют такие произведения на музыкальных инструментах. Это инструментальные пьесы, у которых форма тоже куплетная.

По данным ссылкам прослушайте произведения:

  1. Одноголосная песня  - здесь
  2. Многоголосная инструментальная песня - здесь
  3. Ф. Шуберт «Вечерняя серенада» - солист - здесь
  4. М. Глинка «Венецианская ночь» - исп. хор - здесь
  5. «Выглянуло солнышко» - песня с аккомпанементом - здесь
  6. Песни без аккомпанемента – а капелла (без музыкального сопровождения) - здесь

 



Предварительный просмотр:

24 ноября  Урок №9

Вы что-нибудь слышали о волшебных музыкальных часах?  

         Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь.

 Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно.  

Вслушавшись в исполнение любой мелодии вы услышите как равномерно тикают музыкальные часики.

         Это – музыкальный пульс. В каждом музыкальном произведении он бьется, как сердце в живом организме. Недаром его называют пульс или метр.

А, если повнимательнее   вслушаться  в любое произведение, то можно услышать, что некоторые звуки звучат чуть громче других.  Это  сильные и слабые доли.

Что же вам подсказали музыкальные часики?  Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

    Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом.  

         Чтобы музыка не была монотонной, однообразной, в ней есть и сильные и слабые  доли.   Этот равномерный счет ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая.

 Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом.  

Если в музыкальном произведении чередуются  две доли (сильная и слабая), то   такое чередование носит название – двухдольный метр

 Если в музыкальном произведении чередуются  три  доли (сильная –слабая – слабая), то   такое чередование носит название – трехдольный метр

Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте материал в Рабочей тетради. Выполните домашнее задание. Прослушайте музыкальные произведения и выполните задание №3 в Рабочей тетради.

  1. М. И. Глинка «Полька» - здесь
  2. А. Гречанинов «Мазурка» - здесь
  3. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - здесь
  4. П. И. Чайковский «Шарманщик поет» - здесь


Предварительный просмотр:

1 декабря    Урок №10       Музыкальные жанры

Танцевальный жанр. Двухдольные танцы

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.

Посмотрите по данным ссылкам танцы, о которых шла речь на уроке

Выполните домашнее задание.

Трепак – русский танец.  Широту души, молодецкую удаль, задор выражает эта старинная пляска. Трепак – мужской танец. Плясовые движения состоят из «присядок», «мельниц», дробного шага, притопываний.

Постепенно танец  переходил в соревнование-перепляс. Танцоры на ходу придумывали движения, старались перещеголять друг друга.

Музыка танца быстрая, веселая. Характер и ритм этого танца использовали многие  русские композиторы: П. И. Чайковский в балете «Щелкунчик», М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков.

Слушать:

Гопак – национальный украинский танец сначала исполняли только мужчины. Современный гопак танцуют и женщины, но роль мужчин остается ведущей. Гопак – это танец-соревнование в ловкости и силе. Он состоит из сложных движений: прыжков, вращений, присядки и др.

Во время исполнения высоких прыжков танцоры восклицают: «гоп, гоп». Из этих возгласов и сложилось название танца. Музыка танца быстрая, веселая.

Гопак привлекал внимание многих композиторов: М. П. Мусоргского (опера «Сорочинская ярмарка»), П. И. Чайковского (оперы «Черевички» и «Мазепа»), Н. А. Римского-Корсакова (опера «Майская ночь») и т. д.

Слушать:

Полька – чешский народный парный танец. Танцующие пары быстро движутся по кругу, делая ловкие полушаги и повороты с подскоками. Слово «полька» переводится на русский язык «половинка» или «полшага», так как этот танец исполняют маленькими шажками.

Музыка танца имеет веселый, задорный характер, быстрый темп.

 Слушать:

Краковяк – польский народный танец.   Это парный танец, движения легкие, пластичные. Разнообразные движения в быстром ритме прекрасно смотрятся благодаря четкому рисунку фигур и подтянутости танцующих. Сопровождается веселой оркестровой музыкой.  

Слушать:



Предварительный просмотр:

15 декабря  

Урок №11                               Трехдольные танцы

Трехдольный метр характеризуется одной сильно долей  на две слабых. Плавность и мягкость трехдольного метра — естественная предпосылка музыкальной выразительности.

Лендлер   — народный австрийско- немецкий танец (парный круговой). Трехдольный танец,   темп умеренный, движения с прыжками. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец».

Мелодии лендлеров существовали уже в XVII веке. Лендлер можно считать предшественником   вальса, но лендлер исполнялся медленнее вальса и имел несколько иное построение.  Большую популярность танец приобрёл во 2-й половине XVIII века.

 Смотреть: здесь

Вальс  — общее название бальных, социальных и народных танцев.  Вальс — одно из искусств выразительных движений в трехдольном метре.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы, распространившись во многие страны. Вальс,  стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы

Вальс  стал  популярен в 18 веке в   Австрии.

Смотреть: здесь

Менуэт - называли «королем» танцев. Он был популярен в Европе в 17-18 вв. Из живой народной пляски он превратился в галантный бальный танец. Его движения состоят из плавного, скользящего шага, глубоких реверансов и поклонов.

 Слово «менуэт» произошло от французского «па менью» - мелкий шаг. Танцующие двигались маленькими шажками так, чтобы получилась фигура в виде буквы S. Музыка менуэта изящная, в трехдольном метре  в умеренном темпе.

Смотреть:  здесь

Полонез - с давних пор соперничал с французским менуэтом. В старину полонез называли «великим пешим танцем».

Поначалу в 16 – 17 вв. он исполнялся польскими рыцарями, потом рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем.

Характер танца торжественно – праздничный, шаг степенный с неглубоким приседанием на 3ей доле каждого такта.

 Вначале 19в. полонезом открывали все аристократические балы. В первой паре обычно шел хозяин дома с самой уважаемой гостьей.

 Смотреть: здесь

Мазурка – этот  подвижный танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

 Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.

 Смотреть: здесь

 



Предварительный просмотр:

22 декабря

Урок №12                    Старинная танцевальная сюита

В переводе с французского «сюита» означает последовательность. Это музыкальное произведение из нескольких частей, объединенных замыслом, темой.

В 18 веке появилась старинная танцевальная сюита, которая состояла из четырех танцев. Они объединились по контрасту: медленный – быстрый, плавный – с прыжками.

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия.

Жанр сюиты зародился в 16 веке. Тогда сюиты состояли только из четырех частей, которые были написаны в духе четырех разных танцев. Каждый из этих танцев имеет свою историю происхождения, свои уникальные отличительные черты.

Аллеманда – старинный танец немецкого происхождения. Как придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине 16 века. Это двухдольный танец, темп умеренный, мелодия плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей.

Смотреть здесь

Куранта (в переводе с французского - бегущая) – придворный трехдольный танец.     Танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы, это совсем просто, но требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не простым заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении «ходить» (еще чаще употребляли глагол «шествовать») заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев.   Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы: куранту считали грамматической основой танцевального искусства.  
Смотреть здесь

Сарабанда (от испанского –  крестный ход). Торжественно-сосредоточенный скорбный танец, возникший в Испании как церковный обряд с плащаницей, совершаемый шествием в церкви по кругу. Позднее, сарабанду стали сопоставлять с обрядом погребения усопшего.

Смотреть здесь

Жига (от английского – танцевать) – быстрый старинный народный танец. Ранней особенностью танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги; удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя же часть корпуса оставалась неподвижной. Возможно, именно поэтому жигой считали танцем английских матросов. Во время плавания на корабле, когда их выводили на палубу проветриться и размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивали ритм, ударяя, ладонями и пели песни.

Смотреть здесь



Предварительный просмотр:

12 января  Урок №13     Путешествие по концертным залам

        

Мы давно выяснили, что музыку пишет, создает композитор. У каждого музыкального произведения есть автор (автором может быть и народ).

Так же как художник создает свои картины для того, чтобы их кто-то увидел. Писатель пишет романы, рассказы пишет для того, чтобы их кто-то читал. Композитор создает музыку для того, чтобы ее кто-то услышал.

Творцам, художникам необходим зритель, слушатель. Но если картину мы можем смотреть без посторонней помощи, книгу тоже  читаем сами, то далеко не все, что написано композиторами, мы можем сами исполнить. И это отличительная черта музыки от других видов искусства.

Способ знакомства с картинами, книгами не изменился с веками. А вот музыку раньше можно было услышать только в живом исполнении. Между композитором  и слушателем был исполнитель. Есть он и сейчас. Чтобы послушать музыку, нам необязательно идти в концертный зал. Мы можем прослушать музыку на музыкальном центре, на компьютере и на другой современной технике. Есть в этом свои плюсы и минусы. Плюс в том, что   музыку в хорошем исполнении могут послушать многие. Минус – в том, что никакая техника не заменит живого исполнения произведения.

Мы отправимся в путешествие по концертным залам, где нас ждут сюрпризы.

На сцене огромное количество музыкантов! А сколько инструментов! Некоторые нам знакомы, а есть инструменты, которые видим впервые. И все эти музыканты внимательно смотрят на одного человека с тоненькой палочкой в руке. В этом зале играет симфонический оркестр, а руководит им дирижер. Видео - здесь

А в этом концертном зале тоже большой оркестр и дирижер. А инструменты в руках у музыкантов совершенно другие. Нет скрипок, медных труб. Зато в руках у музыкантов домры, балалайки, гусли.

Это оркестр русских народных инструментов.

Видео - здесь

Этот оркестр маленький, в нем одни скрипки, хоть и разных размеров.

Это камерный оркестр, т.е. комнатный,

(«камера» по-итальянски – комната)

Видео - здесь

Эти музыканты могут свободно передвигаться по сцене, передавая музыкальные темы друг другу, как эстафету. А инструменты, в основном, медные, блестящие. Это джазовый оркестр.

      Видео - здесь

Домашнее задание.

Разгадайте ребусы, где зашифрованы названия оркестров

   

 

_______________________                       ________________________

  

___________________________



Предварительный просмотр:

19 января    Урок №14

Оркестр народных инструментов

Прослушайте  музыкальные  фрагменты по данным ссылкам:



Предварительный просмотр:

26 января

Урок №15                        Симфонический оркестр

Оркестр в современном значении – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называется партитура.

Партитуры (ноты) стоят на специальных подставках – пультах (пюпитрах).

Чтобы оркестр звучал слаженно, гармонично – им управляет дирижер.

Он стоит лицом к музыкантам. Перед дирижером лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов.

Называются такие ноты – клавир (партитура).

Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, который состоит из 4 основных групп:

  • Струнно-смычковая
  • Деревянно-духовая
  • Медно-духовая
  • Ударная

Музыканты в оркестре располагаются группами, это нужно для того, чтобы каждый из них хорошо видел дирижера, место которого в центре.

Впереди помещены инструменты с более тихим звучанием.

Такое расположение музыкантов позволяет добиться равномерного звучания всего оркестра.

Симфонический оркестр во время исполнения классического произведения располагается на сцене

Но, если симфонический оркестр сопровождает музыкальные спектакли (оперу, балет), то тогда он находится в оркестровой яме.

Оркестровая яма – это обособленное заглубленное помещение перед сценой, предназначенное для размещения оркестра

Послушайте произведение в исполнении симфонического оркестра - здесь



Предварительный просмотр:

2 февраля    Урок №16

С. С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детей распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями.

Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания.  

Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.

Уважаемые ученики! Посмотрите видео сказку - здесь

Выполните задание в Рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

16 февраля  Урок №17

Уважаемые ученики!   Смотрите материал урока за 2 февраля.



Предварительный просмотр:

15 марта  Урок №18

Основные приёмы развития в музыке.

Внимательно прочитайте материал урока в Рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

29 марта  Урок №18

Элементы музыкальной речи

Уважаемые ученики!

Прочитайте внимательно материал урока в «Рабочей тетради».

Запомните понятия мотив, фраза, предложение, цезура.

Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

12 апреля   Урок №20

Простые музыкальные формы

Уважаемые ученики! Прослушайте пьесу Д. Кабалевского «Ежик» по ссылке – здесь.    Определите форму данной пьесы.



Предварительный просмотр:

19 апреля    

Урок №21                       Простая трехчастная форма

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради»

Послушайте произведения, которые слушали на уроке  по ссылкам:

  • Д. Кабалевский «Клоуны» - здесь
  • Р. Шуман «Смелый наездник» - здесь

Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и выполните домашнее задание - здесь



Предварительный просмотр:

26 апреля    

Урок №22                       Форма рондо

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради»

Послушайте произведения, которые слушали на уроке  по ссылкам:

  • А. Г. Корепанов «Полька» - здесь
  • С. С. Прокофьев  сл. А. Барто «Болтунья» - здесь

Послушайте пьесу   Л. Дакен  «Кукушка»  и выполните домашнее задание  - здесь



Предварительный просмотр:

3 мая    Урок №23      

Музыкальная форма.  Вариации

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.

Прослушайте пьесу П. И. Чайковского «Камаринская» - здесь

Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

17 мая      Урок №24.

Уважаемые ученики!

 Повторите тему «Музыкальная форма» (уроки  19, 20, 21, 22, 23) в Рабочей тетради