Предмет "Слушание музыки"

Токмакова Елена Алексеевна

Дорогие ученики! На этом мини-сайте вы сможете прослушать музыкальные произведения, с которыми  познакомились на уроке "Слушание музыки".

Внимательное прослушивание музыкальных произведений  позволит обогатить круг ваших художественных впечатлений, что скажется  и на ваших отношениях к музыкальному звуку на уроках в классе специальности.

Слушание музыки позволяет развить эмоциональность,  способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует вашему духовному совершенствованию  и развитию  интеллекта.

Я напомню вам правила:

1. Внимательно прочитайте материал урока в "Рабочей тетради"

2. Запомните фамилию композитора и название пьесы

3. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

4. Сосредоточтесь и слушайте внимательно.

5. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.

6. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием.

7. Запомните,: чем чаще слушаешь уже знакомые музыкальное произведение, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.

Приучайте своих детей слушать  музыкальные произведения, и пусть они  окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10 апреля 1 класс ОРП Урок №27 А. К. Лядов Симфоническая картина "Кикимора"32 КБ
Файл 12 апреля 2 класс ОРП Урок №21 Путешествие по Польше18.62 КБ
Файл 15 апреля 1 класс ФГТ Урок №27-28 Военные, спортивные и праздничные марши15.33 КБ
Файл 15 апреля 3 класс ФГТ Урок №26 М. П. Мусоргский Цикл "Детская"19.35 КБ
Microsoft Office document icon 17 апреля 2 класс ФГТ Урок №27 Музыкальный инструмент Орган28.5 КБ
Microsoft Office document icon 17 апреля 1 класс ОРП Урок №28 Сказочные образы в музыке. Дед Мороз287 КБ
Microsoft Office document icon 19 апреля 2 класс ОРП Урок №22 Танцы XIX века34 КБ
Microsoft Office document icon 22 апреля 1 класс ФГТ Урок №29 Сказочные марши28 КБ
Файл 22 апреля 3 класс ФГТ Урок №27 Программная музыка А. К. Лядов "Кикимора"13.89 КБ
Файл 24 апреля 2 класс ФГТ Урок №28 Клавишные инструменты15.22 КБ
Microsoft Office document icon 24 апреля 1 класс ОРП Урок №29 Фантастические и сказочные образы в балете164.5 КБ
Microsoft Office document icon 26 апреля 2 класс ОРП Урок №23 Патриотическая песня33 КБ
Файл 3 мая 2 класс ОРП Урок №24 Авторская песня17 КБ
Microsoft Office document icon 6 мая 1 класс ФГТ Урок №30 Торжественные и траурные марши30 КБ
Файл 6 мая 3 класс ФГТ Урок №28 Сен-Санс "Карнавал животных"13.99 КБ
Microsoft Office document icon 8 мая 1 класс ОРП Урок №30 М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"31.5 КБ
Microsoft Office document icon 13 мая 1 класс ФГТ Урок №31 Современные песни-марши29 КБ
Microsoft Office document icon 15 мая 2 класс ФГТ Урок №30 Русские сказочные оперы (ур.1)28 КБ
Microsoft Office document icon 15 мая 1 класс ОРП Урок №31 М. И. Глинка Опера "Руслан и Людмила" (ур.1)33.5 КБ
Файл 17 мая 2 класс ОРП Романсы18.7 КБ
Microsoft Office document icon 20 мая 1 класс ФГТ Урок №32 Движения под музыку. Танцы29 КБ
Microsoft Office document icon 20 мая 3 класс ФГТ Урок №30 Музыка театра и кино Э Григ "Пер Гюнт"29.5 КБ
Microsoft Office document icon 22 мая 2 класс ФГТ Урок №31 М. И. Глинка Опера "Руслан и Людмила" (урок 2)28.5 КБ
Microsoft Office document icon 22 мая 1 класс ОРП Урок №32 М. И. Глинка Опера "Руслан и Людмила" (ур. 2)33.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 апреля 1 класс ОРП

Урок №27        А. К. Лядов   Симфоническая картина «Кикимора»

В начале 80-х годов Анатолий Константинович Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок.

Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора». Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под  управлением А. Зилоти.

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...»

Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова.

В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Медленное вступление   рисует сказочный пейзаж — низкое звучание  музыкальных инструментов. Это владения кудесника в каменных горах. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание мелодии, на фоне которого возникает простой колыбельный напев кота-баюна в проникновенном звучании английского рожка, прерываемый,   зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя.

 А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста,   передающая образ хрустальной колыбельки.

Основной раздел пьесы   открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Это образ взрослой Кикиморы.  Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы.  Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы.  Заканчивается пьеса  мгновенным уходом – исчезновением сказочного образа.

 Слушать: Симфоническая картина «Кикимора» - здесь

                 Мультфильм «Кикимора» - здесь



Предварительный просмотр:

12 апреля

2 класс ОРП  Урок№21      Танцевальное путешествие в Польшу

Полонез – трёхдольный танец польского происхождения. Известен ещё с XVI века как воинственный танец польских рыцарей («великий пеший танец», как его тогда называли). В те далёкие времена он был четырёхдольным, как торжественный марш. Это был мужской танец. Позже он становится парным, трёхдольным.

Как европейский бальный танец известен с XVIII века. Полонез был торжественным, парадным танцем-шествием. В XVIII-XIX веках полонезом часто открывались балы.

        С XVIII века полонез существовал не только как танец, но и как инструментальная пьеса. Полонезы для клавесина встречаются у Баха и Генделя.

        Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

  • М. Огинский Полонез «Прощание с Родиной»   - здесь 

Высшими достижениями в этом жанре по праву считаются полонезы Ф. Шопена. Его 16 фортепианных полонезов, написанных с 1817 по 1846 год, представляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания.

Полонезы Шопена навеяны героической, драматичной историей Польши. В следующем году на уроках музыкальной литературы  вы познакомитесь подробнее с творчеством Шопена, с печальной историей его жизни и его родины. А пока вслушаемся в звуки   Полонеза ля мажор.

Великолепные образцы блестящих бальных полонезов созданы русскими композиторами в операх.

  • М. И. Глинка Опера «Иван Сусанин» Полонез – видео – здесь

 

А в опере Прокофьева «Война и мир» есть даже полонез, написанный «не по правилам» — в размере 44 .

  • С. С. Прокофьев  Опера «Война и мир» полонез – видео –  здесь

  

Мазурка — трёхдольный танец польского происхождения. Крестьянская мазурка — подвижный прыжковый танец с неожиданными акцентами. Как бальный танец мазурка известна с XIX века. Бальная мазурка соединила в себе черты нескольких польских танцев: мазурки, кувяка и обéрека. Эти танцы (особенно оберек) имеют более  лирический характер, что отразилось в бальной мазурке. В XIX веке и мазурка, и оберек, и куявяк продолжали существовать как народные танцы польских крестьян.

Для мазурки характерен острый, причудливый ритмический рисунок.

У Глинки тоже есть несколько мазурок. Одна из самых популярных – это мазурка из оперы М. И. Глинки.

  • М. И. Глинка Опера «Иван Сусанин» Мазурка  – видео –

смотреть здесь

В годы учения в Варшавской консерватории Шопен часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с народными танцами. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и ударных инструментов.

Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни. Первые его мазурки, как и первые вальсы, появились в 1827 году, последняя написана летом 1849 года, за несколько месяцев до смерти. Все 58 мазурок Шопена написаны для фортепиано. Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для каждой мазурки композитор находит свои неповторимые черты.

  • Ф. Шопен Мазурка До мажор  - здесь


Предварительный просмотр:

15 апреля  1 класс ФГТ

Урок № 27-28         Военные, спортивные и праздничные марши

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради». Прослушайте музыку по данным ссылкам. Выполните домашнее задание.

  • И.Дунаевский «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь»  - видео - здесь

  • В.И Агапкин «Прощание славянки»  - видео - здесь

  • Г. В. Свиридов  Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»  «Военный марш» -  видео - здесь 

  • Д. Тухманов    автор слов В. Харитонов «День Победы»   - видео - здесь



Предварительный просмотр:

15 апреля

3 класс ФГТ Урок №26          Программная  музыка

М. П. Мусоргский  Цикл «Детская»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради, выполните домашнее задание.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:

С няней (слова и музыка М. П. Мусоргского)

Расскажи мне, нянюшка,

расскажи мне, милая,

Про того, про буку страшного,

Как тот бука по лесам бродил,

Как тот бука в лес детей носил,

И как грыз он их белые косточки,

И как дети те, кричали, плакали.

Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,

бука съел,

Что обидели няню старую,

Папу с мамой не послушали;

Ведь за то он съел их, нянюшка?

Или вот что: расскажи, мне лучше

про царя с царицей,

Что за морем жили в терему богатом.

Ещё царь все на ногу хромал,

Как споткнётся, так гриб вырастет.

У царицы-то всёе насморк был:

Как чихнёт - стёкла вдребезги!

Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!

Бог с ним, с букой!

Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!

 «В углу»  (слова и музыка М. П. Мусоргского)

Ах, ты, проказник!

Клубок размотал, прутки растерял!

Ахти! Все петли спустил!

Чулок весь забрызгал чернилами!

В угол! В угол!

Пошёл в угол! Проказник!

Я ничего не сделал, нянюшка,

Я чулочек не трогал, нянюшка!

Клубочек размотал котёночек,

И пруточки разбросал котёночек.

А Мишенька был паинька,

Мишенька был умница.

А няня злая, старая,

У няни носик-то запачканный;

Миша чистенький, причёсанный,

А у няни чепчик на боку.

Няня Мишеньку обидела,

Напрасно в угол поставила.

Миша больше не будет любить

 Свою нянюшку, вот что!

     

«С куклой»  (слова и музыка М. П. Мусоргского)

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни,

Угомон тебя возьми!

Тяпа, спать надо!

Тяпа, спи, усни!

Тяпу бука съест, серый волк возьмёт,

В тёмный лес снесёт!

Тяпа, спи, усни.

Что во сне увидишь, мне про то расскажешь:

Про остров чудный, где ни жнут, ни сеют,

Где цветут и зреют груши наливные,

День и ночь поют птички золотые!

Бай, бай, баю бай, бай, бай, Тяпа!

«Поехал на палочке»  (слова и музыка М. П. Мусоргского)

Хоп! Хоп! Хоп, хоп! Хей, поди!

Хей! Хей! Хей, поди! Хоп, хоп!

Хоп, хоп! Хей!

Хей, Хей!  Хей, хоп!

Тпру! Стой!

Вася, а Вася! Слушай,

приходи играть сегодня,

только не поздно!

Ну ты, хоп!

Прощай, Вася!

Я в Юкки поехал...

Только к вечеру непременно буду;

Мы ведь рано,

очень рано спать ложимся;

приходи ж ужо!

Та-та-та-та-та-та-та-та-та!

Та-та-та-та-та-та!  Хей!

Та-та-та-та-та-та-та-та-та!

Поди! Хей! Хей! Поди!

Хей! Хей, поди! Раздавлю!

Ой!  Ой, больно!

Ой, ногу! Ой, больно!Ой, ногу!

Сержинька! Что с тобою?

Ну, полно плакать,

пройдет, дружок.

Постой-ка,

встань на ножки прямо,

вот так, дитя!

Посмотри, какая прелесть!

Видишь, в кустах, налево?

Ах, что за птичка дивная!

Что за пёрышки!  Видишь?

Что ножка? Прошло?

Прошло!

Я в Юкки съездил, мама;

теперь домой торопиться надо...

Хоп, Хоп!  Гости будут...

Хоп!  Торопиться надо ...



Предварительный просмотр:

17 апреля   2 класс ФГТ  

Урок №27           Клавишные инструменты.  Орган

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в рабочей тетради, просмотрите видео, выполните домашнее задание.

  • Видео - Музыкальный инструмент Орган (музыкальная энциклопедия)

- смотреть здесь

  • И. С. Бах Токката и фуга ре минор

 - смотреть здесь 



Предварительный просмотр:

17 апреля     1 класс ОРП

Урок №28                        Сказочные образы в музыке

Дед Мороз

                                       Про Деда Мороза слагают сказки, пишут стихи,

                                       сочиняют музыку.

                              Роберт  Шуман -  немецкий композитор.  Он писал

                              пьесы для фортепиано. Сочинял  он и для детей.

                                Так, «Альбом для юношества» композитор сочинил ко дню  рождения своей  старшей дочери Марии, которой исполнялось  7 лет. В этом альбоме есть  пьеса «Дед Мороз».

Наверное, она будет весёлой, немного шутливой и обязательно доброй. Ведь Дед Мороз очень  добрый. Он  приносит детям целый мешок чудесных подарков и зажигает разноцветные огоньки в Новогодний праздник.

Это сюрприз композитора.  Музыка  совсем  не весела и добрая. В Германии, где жил  композитор, существует легенда о двух разных зимних волшебниках. Один из них – Санта-Клаус был любим детьми, а другого  звали  Белсникель. Он был  помощником Санта Клауса, который следил  за поведением детей. Добрый Дед Мороз – Санта Клаус  приносит на Новый год подарки, а Белсникель , сердитый и злобный носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка он может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину.

Как вы думаете, добрый или злой волшебник в прозвучавшей музыке? Роберт Шуман в своей пьесе изобразил Деда Мороза, похожего на Белсникеля. Музыка изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Как будто зимний волшебник начал дуть и сзывать метели и вьюги, так что не на шутку можно испугаться! Музыка этой части стремительная, встревоженная и беспокойная она становится тёмной, сердитой и немного страшноватой.

Слушать: Р. Шуман Цикл «Альбом для юношества» «Дед Мороз» - смотреть здесь

                            В опере Н. А. Римского-Корсакова  «Снегурочка»  зимний

                          волшебник показан здесь в образе сурового, унылого и

                            властного существа. Партия Деда Мороза поручена в опере

                          низкому мужскому голосу – басу, который звучит густо,

                            важно и сурово. Мороз рассказывает  о своем могуществе и веселых проказах. С помощью размашистых ходов в мелодии, энергичным восклицаниям «Любо мне!»,   создается несколько другой образ Деда Мороза. Здесь он приобретает удалой, сказочно-богатырский характер, становится буйно-озорным. Вместе с тем, в музыке арии ясно выражены и черты фантастики, сказочности.

Слушать: Ария Деда Мороза из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

19 апреля    2 класс ОРП

Урок №22                    Танцы   XIX   века

   Лендлер   (нем. – деревенский)  - австрийский и немецкий парный круговой танец.   Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер 34, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.

 Слушание: Ф. Шуберт Лендлер – видео - здесь

Вальс (нем. Walzer - кружиться ) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾,  плавный, как бы летящий.  Характерная фактурная формула  аккомпанемента: бас-аккорд,  аккорд, с акцентом на первую долю такта.

   XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова  ( муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

Слушать

  • А. И. Хачатурян музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Вальс - здесь
  • М. И. Глинка   «Вальс – фантазия» - здесь
  • Г. В. Свиридов  Вальс из музыки к музыкальным  иллюстрациям «Метель»- здесь

Полька - чешский  танец ( pulka – полшага), в быстром темпе, двудольном размере. Возник около 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость.

Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка.  

Слушание: 

  • И. Штраус  Полька-пиццикато - здесь
  • М. И. Глинка Полька ре-минор - здесь
  •  С. В. Рахманинов  Итальянская полька - здесь

 



Предварительный просмотр:

22 апреля

 1 класс ФГТ  Урок №29         Сказочные марши

Уважаемые ученики!  Прочитайте материал урока в Рабочей тетради и прослушайте музыку по данным ссылкам.

Выполните домашнее задание

  • М. И. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

видео  - смотреть здесь

  • Э. Григ Шествие гномов

 видео  - смотреть здесь 

  • Н. А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка» «Шествие царя Берендея»

  видео  - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

22  апреля  3 класс ФГТ

Урок №27                         Программная  музыка

А. К. Лядов  Симфоническая картина «Кикимора»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал в рабочей тетради.

По данным ссылкам вы можете прослушать и посмотреть данное произведение:

слушать  - здесь

Видео – смотреть здесь 

 Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

24 апреля  2 класс ФГТ  

Урок №28     Клавишные музыкальные инструменты

                                 Клавесин  Фортепиано

По данным ссылкам вы можете прослушать музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:

Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

24 апреля

1 класс ОРП  Урок №29

Фантастические и сказочные образы в балете        

 БАЛЕТ - это спектакль, в котором содержание балета, чувства и мысли героев передаются только с помощью танца, мимики, жеста.

В балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.

ЛИБРЕТТО - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не   может существовать и состояться балет.

Балет «Спящая красавица»

        

                         

        

П.И.Чайковский                                                                    Шарль Перро

«Сюжет так поэтичен, – писал П.И. Чайковский, – так благодатен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинство произведения».

Фея Карабос – злая колдунья. Ее переполняет злоба и ненависть, потому что ее не позвали на праздник.

Фея Карабос – смотреть здесь

Фея Сирени – крестная принцессы. Это защитница, хранительница доброго сказочного мира и его жителей. 

Фея Сирени – смотреть здесь

Балет «Щелкунчик»               

Рождественскую сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей  Гофман. Немецкий писатель Эрнест Теодор Амадей Гофман был щедро одарён музыкальным  талантом и сочинил  много музыки.

   

В балет сказка превратилась  в 1891 году, а поставлен на  сцене  23 марта 1892 года. Музыку балета написал П. И. Чайковский

На сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки балета «Щелкунчик», в котором танцует эта замечательная героиня!

Танец Феи Драже – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

26 апреля

2 класс ОРП     Урок №23    Патриотическая песня

«Песня – душа народа».

Песня – наиболее распространенный жанр вокальной музыки. В песне в единый образ объединяются слова и музыка. Главное выразительное средство песни – мелодия, которая обобщенно передает содержание текста и поэтому может повторяться с разными словами.

Различают песню народную и профессиональную.

Жанры песни весьма разнообразны: лирические, патриотические, массовые, эстрадные, авторские, детские и т.д.

Песня может исполняться в сопровождении фортепиано, баяна, гитары, оркестра, ансамбля. Песни без сопровождения – a саpella.

Форма песен  чаще всего куплетная. Куплет состоит из запева и припева. В запеве слова меняются, а в припеве повторяются.

«Песня о Родине»  музыка И. Дунаевского, слова  В. Лебедева-Кумача.

Эта песня  была создана в 1936 году для кинофильма «Цирк». Широкий диапазон с равномерной поступью марша придают песне величественность.

Видео – смотреть здесь

«Священная война»  музыка  А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. 

Появилась в  июне 1941 года, в первые дни  Великой Отечественной войны. Идея – показать реальные картины войны и особенности сознания человека, защищающего своё Отечество от врага. Авторы песни передают своё негативное отношение к фашистам, называя их насильниками, грабителями и проклятою ордой.

Впервые песня была исполнена на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

        В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...  олнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Видео – смотреть здесь

«День победы»    музыка Д. Тухманова,  слова  В. Харитонова. 

Написана в 1975 году, к 30-летию Победы.  Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне не только в России, но и странах СНГ.

Строевая песня в Советской и Российской армии, парадный марш.

Видео  - смотреть здесь



Предварительный просмотр:

3 мая   2 класс ОРП  

Урок №23   Авторская (бардовская) песня

   На рубеже 50-60-х годов ХХ века в песенный мир России влился мощный поток песен, для которых и в настоящий момент не подобрано точное название. Их называют поэтическими, авторскими, самодеятельными.

Началось все с того, что некоторые поэты  - Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева – вместо того, чтобы читать свои стихи на литературных вечерах, стали их петь под гитару.

И эти «стихи для пения» получили широчайшую популярность, оставив далеко позади « стихи для чтения» на страницах журналов и книг.  Получилось так, что мы как бы вернулись к древнейшим истокам поэтического искусства, когда слова были неотделимы от напева. Так жили песни в Древней Греции, так они живут в фольклоре. По аналогии со средневековыми исполнителями таких поэтов нередко называют бардами.

Бард  (англ.) – певец-сказитель древних кельтских племен, в средние века – профессиональный поэт-певец, бродячий или придворный. Исполняли песни-баллады, сатирические песни, элегии, аккомпанируя себе  каких – либо инструментах.

Черты авторской песни:

1.Содержание - лирическое, шуточное, сатирическое                

2.Устная традиция

3.Аккомпанемент-гитара

4.Авторы – любители

5.Автор и исполнитель – одно лицо.

По данным ссылкам прослушайте  следующие авторские песни:

  • В. Высоцкий «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль»

Видео  - смотреть здесь 

  • Ю. Визбор «Милая моя, солнышко лесное» -

Видео – смотреть здесь

  • Б. Окуджава «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал»  видео   - смотреть здесь 

 

  • Татьяна и Сергей Никитины «Под музыку Вивальди» -

видео  - смотреть здесь

 

  • О. Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

видео  - смотреть здесь 



Предварительный просмотр:

  1. мая      1 класс ФГТ

Урок №30   Торжественные и траурные марши

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.

Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам.

Выполните домашнее задание.

  • П. И. Чайковский Цикл «Детский альбом»  «Похороны куклы»   -  слушать здесь

 



Предварительный просмотр:

6 мая    3 класс ФГТ

Урок №28          Программная  музыка

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

1. «Королевский марш льва» - слушать здесь 

2. «Антилопы» - слушать здесь

3. «Слон»  -  слушать здесь

4. «Аквариум» - слушать здесь 

5. «Кукушка в чаще леса»  - слушать здесь 

6. «Лебедь»  - слушать здесь 

Внимание!

Уважаемые ученики! Подготовьтесь к контрольному уроку по теме «Программная музыка».  Вспомните  все произведения этой темы.



Предварительный просмотр:

 8 мая

1класс ОРП    Урок №30

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Сюита «Картинки с выставки» написана в 1874 году как дань дружбе, связывавшей композитора с замечательным художником и архитектором В. Гартманом. Гартман умер не достигнув сорока лет. Вскоре в Академии художеств была организована посмертная выставка его картин, рисунков, архитектурных проектов.

Желание запечатлеть средствами своего искусства произведения друга, в звуках выразить свои впечатления от выставки   и вызвало желание Мусоргского  создать данное произведение.

Композитор начал цикл пьесой «Прогулка» - это как бы образ самого композитора, прогуливающегося по выставке. Эта тема будет неоднократно возвращаться на протяжении сюиты, постоянно меняя свой облик.

 Представьте композитора, гуляющего по выставке.

«Гном».  Вот его внимание  привлек эскиз щипчиков в виде маленького причудливого существа. Оттолкнувшись от него, композитор создал смешной, но очень трогательный  образ, наделив его человеческими чувствами.

«Балет невылупившихся птенцов». На картине изображены костюмы для детей в виде яичных скорлупок. Композитор написал веселую, грациозную пьесу, изображающую этих героев.

«Два еврея». У Гартмана  это были две портретные зарисовки с натуры: богатый еврей – властный, уверенный, суровый. Бедный еврей – убогий, несчастный. Мусоргский сталкивает в музыке два противоположных характера. Из двух картин-портретов   он сделал одну пьесу-диалог, заставив этих людей разговаривать. Он поставил рядом богатство и бедность, самодовольное чванство и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки Мусоргского достигает тут удивительной правдивости.

«Избушка на курьих ножках». На рисунке Гартмана  были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

По данной ссылке вы можете прослушать произведения из сюиты –

слушать здесь

 

  • «Прогулка»
  • «Гном»
  •  «Балет невылупившихся птенцов»
  • «Два еврея»
  • «Избушка на курьих ножках»

 



Предварительный просмотр:

13 мая

1 класс ФГТ  Урок  №31

Современные песни – марши

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока.

Прослушайте музыкальные произведения.

Выполните домашнее задание в Рабочей тетради.

По данным ссылкам вы можете прослушать произведения, о которых шла речь на уроке.

  • В. Шаинский сл. М. Матусовского «Вместе весело шагать» -  

       видео -  смотреть здесь

  • А. Филиппенко сл. Т. Волгиной  «Бравые солдаты» -

         видео – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

15 мая

2 класс ФГТ Урок 30     Русские сказочные оперы

                         М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»

По данным ссылкам прослушайте фрагменты оперы:



Предварительный просмотр:

15 мая 1 класс ОРП

Урок  №31                     Знакомство с оперой.

М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»

Однажды Глинка и Пушкин рассуждали о русской опере. Поэт видел в будущем оперу, в которой помимо музыки были и хореография, и декоративность. Глинка высказал Пушкину желание взять в качестве либретто (основы) «Руслана и Людмилу». Поэт ответил, что желал бы многое изменить в этом юношеском сочинении. Более подробных указаний композитору получить не удалось - из-за гибели поэта.

Премьера оперы  Глинки состоялась в 1842 году (опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами) и, несомненно, композитор прислушался к желаниям Пушкина, создав яркий спектакль с танцевальными эпизодами.

Михаил Глинка несколько изменил поэму А.С.Пушкина: ввел новых героев.

 Как и в любой сказке в поэме Пушкина и опере Глинки есть положительные и отрицательные герои.  

Руслан – витязь, жених Людмилы

Людмила – дочь Светозара

Светозар – великий князь Киевский, отец Людмилы

Фарлаф – варяжский витязь (соперник Руслана)

Ратмир – князь хозарский (соперник Руслана)

Наина – злая волшебница

Баян – гусляр

Черномор – злой волшебник

Начинается опера с увертюры – это вступление, подготовка зрителя к тому, что будет происходить на сцене. Увертюра построена на музыкальных темах из оперы и выражает ее основную идею – борьбы светлых сил со злыми и темными силами.

Слушать: Увертюра  -  видео – смотреть здесь

В палатах великого князя Светозара идет свадебный пир. Князь выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана.

Гусляр Баян поет песню, прославляя родную землю и воинские подвиги предков. Он предсказывает молодым грозные испытания и их благополучное завершение. Мелодия его песни напоминает распевы русских былин. Пение сопровождается игрой на гуслях.

Слушать: 1 действие Песня Баяна – видео -  смотреть здесь

Большая ария – сцена знакомит нас с  Людмилой. По древнему свадебному обычаю Людмила прощается с отцом, родным домом и Киевом. Несмотря на грусть, вызванную мыслью о предстоящей разлуке, Людмила счастлива.  Она обращается к отвергнутым женихам Фарлафу и Ратмиру, и к своему избраннику Руслану.

Слушать: 1 действие Каватина Людмилы   - видео – смотреть здесь

Внезапный удар грома и наступивший мрак прерывают свадебное пиршество. Какая-то  волшебная сила вызывает всеобщее оцепенение. В оркестре звучит зловеще-таинственная музыка. Это сцена похищения Людмилы волшебником Черномором. 

Слушать: сцена похищения – смотреть здесь



Предварительный просмотр:

17 мая   2 класс ОРП    

Урок 25      Романс

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

     Романс — название, которое возникло от испанского слова «romance», что значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Романсы — пьесы для голоса с инструментальным сопровождением (гитара, лютня, клавесин) — распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала — только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни».

Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.  Романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чай-ковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова — эти подлинные жемчужины камерного вокального искусства.

Среди зарубежных композиторов романсы нужно назвать имена Шуберта  -  основоположника австро-венгерской школы романса, Шумана, Грига.

         В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке, в нем используются более сложные  средства выразительности. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса, выступает как равноправный участник ансамбля. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром.

Жанры романса: элегия, баллада, баркарола и др.

         Содержание романса может быть лирическим, драматическим, сатирическим, юмористическим.

Сочиняя романс, композитор может выбрать свой способ воплощения текста в музыке:

1) передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в его детали (лирические романсы).

2) как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова (романсы речитативного склада).

Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент — скрипка, рояль или виолончель, — как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов

По данным ссылкам вы можете посмотреть и прослушать романсы:

  • Сл. Тютчева муз неизвестного автора  «Я встретил вас»  -

смотреть здесь 

  •  Муз. А. Даргомыжского сл. А. Пушкина «Мельник» -

                 смотреть здесь

 

 



Предварительный просмотр:

20 мая  1 класс ФГТ

Урок №32            Движения под музыку. Танцы.

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения. Выполните задания.

  • П. И. Чайковский  «Детский альбом» Вальс  - здесь
  • М. И. Глинка  Полька ре-минор - здесь
  • С. В. Рахманинов Итальянская полька - здесь
  • П. И. Чайковский «Детский альбом» Камаринская - здесь


Предварительный просмотр:

20 мая    3 класс ФГТ

Урок №30                        Музыка театра и кино.

Музыка к драматическим спектаклям.

Сюита Э Григ «Пер Гюнт»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.

Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам.

Выполните домашнее задание.

Сюита №1

Сюита №2



Предварительный просмотр:

22 мая  2 класс ФГТ

Урок №31                     Русские сказочные оперы (урок 2)

М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»

Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока.

По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.

Выполните домашнее задание.



Предварительный просмотр:

22 мая  1 класс ОРП

Урок №31     М. И. Глинка  Опера «Руслан и Людмила» (урок 2)

         Пустынная местность. Витязь Фарлаф, напуганный опасностями трудного пути, хочет вернуться домой. Его страх еще больше возрастает при виде неизвестно откуда  взявшейся старушки. Это злая колдунья Наина.

Заикаясь от испуга, просит ее Фарлаф открыть свое имя. Но Наина обещает ему помощь и «герой» преображается. Испуг и растерянность сменяются хвастливой болтовней. Захлебываясь от восторга, он заранее предвкушает торжество своего возвращения с Людмилой, надсмехаясь над тщетностью усилий Руслана.

  • Слушать: Рондо Фарлафа -   здесь

В поисках Людмилы Руслан попадает в пустынное, заброшенное поле боя. Разбросанные кругом воинские доспехи и оружие, останки павших воинов наводят Руслана на размышление о своей участи. Он думает о смерти. Но Руслану нужно действовать, он должен добыть оружие взамен разбитого в сражениях.  В его арии раскрывается многогранный образ героя оперы. Руслан – могучий богатырь, и верный, любящий друг, и человек.

  • Слушать: Ария Руслана – здесь

Затем опера переносит нас в сады Черномора.

Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора.

В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор. Такие лады часто используются в сказочной музыке.

Злой Черномор лишён права голоса, его роль оказалась без пения. Яркая музыка в оркестре передаёт фантастический образ карлика, злого, коварного, но не такого уж могущественного и страшного.

  • Слушать: Марш Черномора – здесь

В замке Черномора Руслан находит Людмилу, которая спит волшебным сном, и отправляется с ней в обратный путь.

Но Фарлаф, с помощью Наины похитивший у Руслана спящую княжну, привозит ее в родной дом. Однако он не в силах прервать таинственный сон Людмилы.

Не могут разбудить Людмилу  и в  княжеском терему. Народ горестно оплакивает ее. В мелодии все время повторяется жалобная попевка, напоминающая старинные народные плачи-причитания.

  • Слушать:  Хор «Ах ты, свет, Людмила» - здесь

Появление Руслана обращает Фарлафа в бегство. При помощи волшебного кольца, полученного от доброго волшебника Финна, Руслан пробуждает княжну. Народ восхваляет верность любящих и доблесть Руслана.