Предмет "Слушание музыки"
Дорогие ученики! На этом мини-сайте вы сможете прослушать музыкальные произведения, с которыми познакомились на уроке "Слушание музыки".
Внимательное прослушивание музыкальных произведений позволит обогатить круг ваших художественных впечатлений, что скажется и на ваших отношениях к музыкальному звуку на уроках в классе специальности.
Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует вашему духовному совершенствованию и развитию интеллекта.
Я напомню вам правила:
1. Внимательно прочитайте материал урока в "Рабочей тетради"
2. Запомните фамилию композитора и название пьесы
3. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.
4. Сосредоточтесь и слушайте внимательно.
5. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
6. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием.
7. Запомните,: чем чаще слушаешь уже знакомые музыкальное произведение, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.
Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.
Приучайте своих детей слушать музыкальные произведения, и пусть они окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!
Скачать:
Предварительный просмотр:
15 сентября 2 класс ФГТ
Урок №1 Исторические сведения о календарях
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал урока в Рабочей тетради.
- Выполните домашнее задание
Предварительный просмотр:
16 сентября
3 класс ФГТ Урок №1 Мужские певческие голоса
Уважаемые ученики!
Прочитайте материал в «Рабочей тетради»
Выполните задания.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
- Ария звездочета из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» - тенор - альтино - видео - смотреть здесь
- Каватина Царя Берендея из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - тенор-альтино - видео – смотреть здесь
- Ариозо Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» лирический тенор - видео - смотреть здесь
- Песня Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» - драматический тенор – видео - смотреть здесь
- Ария Князя Игоря из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» - баритон - видео – смотреть здесь
- Каватина Фигаро из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» - баритон - видео - смотреть здесь
- Песня Варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» - бас видео – смотреть здесь
- Ария хана Кончака из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» - бас - видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
16 сентября
1 класс ФГТ Урок № 1 Что такое музыка?
Дорогие ребята! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради».
Выполните домашнее задание.
По данным ссылкам вы можете прослушать музыкальные произведения.
- П. И. Чайковский «Подснежник» - видео – смотреть здесь
- П. И. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
16 сентября
2 класс ОРП Урок 1 «Мелодия – душа музыки»
Запомнить!
Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
- Мелодия одноголосная: «Уж ты, поле мое» русская песня - здесь
- Мелодия с аккомпанементом: В. Моцарт Соната №5 - здесь
- Мелодия многоголосная: Р. Шуман «Солдатский марш» из цикла «Альбом для юношества» - здесь
Из чего сложена мелодия?
Мотив – самая маленькая выразительная частица мелодии.
Фраза – группа мотивов, объединенных в одно музыкальное построение.
Предложение – несколько объединенных фраз,
Какая бывает мелодия?
Кантилена - напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная.
Ф. Шуберт «Серенада» - вокальная мелодия - здесь
- инструментальная мелодия - здесь
Речитатив – музыкальная декламация
М. И. Глинка Речитатив Сусанина из оперы «Иван Сусанин» IV действие – видео – смотреть здесь
Типы мелодии
Вокальная - Видео С. В. Рахманинов «Вокализ»- здесь
Инструментальная - Видео Х. Глюк «Мелодия» - здесь
Задание: Послушайте следующие произведения и заполните таблицу.
№ п/п | Название произведения | Тип мелодии (вокальная или инструментальная) | Вид мелодии (кантилена или речитатив) |
1 | А. Бородин Ноктюрн | ||
2 | Ф. Шопен Полонез ля мажор | ||
3 | М. И. Глинка Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» здесь |
Предварительный просмотр:
18 сентября 1 класс ОРП
Урок №1. Какие бывают звуки?
Уважаемые ученики! Прочитайте материал.
- Поиграйте в игру «Угадай звуки» - здесь
Нас окружает большое количество разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы.
Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим «шум дождя», а иногда – «музыка дождя» Правда красиво звучит?
Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились подражать им.
Но самые интересные - это музыкальные звуки. Музыкальные инструменты могут издавать разные звуки: одни - очень шумные, другие – мелодичные. Звуки шумовые обычно однообразные и не так выразительны, как музыкальные. Зато голос музыкального звука постоянно меняется. Музыка состоит из множества музыкальных звуков, которые могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях.
Чем же музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Музыкальные звуки можно пропеть, сыграть на музыкальном инструменте, изобразить в танцевальных движениях, записать нотами.
А шумовые звуки можно прохлопать, протопать и т.д.
Предварительный просмотр:
22 сентября
2 класс ФГТ Урок № 2 Осень. Жатва. Обряды и песни.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради».
Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам.
Жнивная песня «Ой, чье ж это поле» - видео – смотреть здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
23 сентября
3 ФГТ Урок 2 Женские и детские певческие голоса
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради, прослушайте музыку, выполните домашнее задание.
По данным ссылкам вы можете прослушать и посмотреть видео фрагменты произведений, о которых шла речь на уроке:
- Колоратурное сопрано
Каватина Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - Видео – смотреть здесь
- Лирическое сопрано
Чайковский опера «Евгений Онегин» Письмо Татьяны к Онегину – Видео – смотреть здесь
- Меццо-сопрано
Н. А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста» Песня Любаши – Видео – смотреть здесь
- Контральто
М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» Песня Вани
Видео – смотреть здесь
- Дискант
Ф. Шуберт «Аве Мария» - Видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
23 сентября
1 класс ФГТ Урок №2
«Времена года в музыке. Осень»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради».
По этим ссылкам вы можете прослушать музыкальные пьесы, о которых шла речь на уроке.
- Видео: Г.В.Свиридов «Дождик» - здесь
- Видео П.И.Чайковский «Осенняя песнь» - здесь
- Видео Холминов «Дождик» - смотреть здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
25 сентября 1 класс ОРП
Урок 1. Тема: «Музыка вокруг нас»
В мире вокруг нас очень много звуков. Можно ли увидеть звук? Конечно, нет. Можно ли потрогать звук? Тоже нет. Звук можно только услышать. Значит звук – это то, что мы слышим.
А давайте вспомним, какие звуки вы обычно слышите дома? Голоса родных, журчание воды, бегущей из крана, ворчание закипающего чайника, шум различных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радио, телевизора или магнитофона. Разные звуки мы слышим на улице горола, в природе.
Но можно ли спеть эти звуки? Такие звуки нельзя спеть, они не поются. А называются они немузыкальные звуки или иначе шумовые.
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это звуки шумовые. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим «шум дождя», а иногда – «музыка дождя» Правда красиво звучит? Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились подражать им.
Звуки, которые мы можем спеть или сыграть на музыкальном инструменте называются музыкальные звуки.
Музыкальные звуки могут рассказывать нам сказки, изображать животных, насекомых, явления природы.
Вы в этом убедитесь, прослушав произведения композиторов, о которым шла речь на уроке по данным ссылкам.
Нажмите на ссылку (синий текст) и вы окажитесь на странице сайта, где можно прослушать и посмотреть видео данных произведений.
- Видео С.М. Майкапар «Мотылек» - здесь
- Видео Г. Галынин «Медведь» - здесь
- Видео Г.В. Свиридов «Дождик» - здесь
Задание: Нарисуйте картинку к пьесе, которая вам понравилась
(на альбомном листе)
Предварительный просмотр:
23 сентября
2 класс ОРП Урок №2 «Без ритма нет движения»
Запомните!
Ритм – это чередование долгих и коротких музыкальных звуков
Чёткий ритм в мелодии нередко связан с предполагаемыми движениями, и в качестве примера прекрасно подойдёт марш.
Наверное, это одна из самых ритмичных мелодий, где каждая доля предполагает шаг.
Мелодия и ритм в музыке определяют настроение и жанр движений.
Танец и музыка всегда были тесно связаны. Красота кроется именно в ритме, когда движения совпадают с музыкальными долями и акцентами.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
Предварительный просмотр:
29 сентября
2 класс ФГТ Урок №3
Осень. Обряды и песни. Октябрь. Ноябрь.
Песня-игра «Бояре» - смотреть видео - здесь
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради»
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
30 сентября
1 класс ФГТ Урок №3
«Времена года в музыке»
«Зима»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в рабочей тетради.
По этим ссылкам вы можете прослушать и посмотреть видео музыкальных произведений, о которых шла речь на уроке.
- П. И. Чайковский Цикл «Детский альбом» «Зимнее утро»
Видео: ЗДЕСЬ
- П. И. Чайковский Цикл «Времена года» Декабрь «Святки»
Видео: ЗДЕСЬ
- П. И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы» 1 часть
Видео: ЗДЕСЬ (прослушать фрагмент)
- К. Дебюсси Прелюдия «Шаги на снегу»
Видео: ЗДЕСЬ
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
30 сентября
2 класс ОРП Урок №3 «Гармония в музыке»
Запомните!
Гармония – это согласие созвучий, аккордов, это стройность и красота в музыке.
Созвучия и аккорды делятся на три группы:
- Консонансы – слитное, согласное звучание созвучий
- Диссонанс - не слитное, напряженное одновременное звучание различных созвучий.
- Кластер – «шумовое пятно» - это созвучие из звуков, расположенных очень близко друг к другу.
По данным ссылкам прослушайте произведения, о которых шла речь на уроке:
- Н. А. Римский-Корсаков Опера «Садко» Сцена превращения лебедей - смотреть здесь
(красочные переливы гармонии придают музыке таинственность, волшебство)
- П. И. Чайковский Цикл «Детский альбом» «Баба Яга» - смотреть здесь
(диссонирующая, резкая гармония)
- И. С. Бах Прелюдия До мажор – смотреть здесь
(гармония играет главную роль, определяет настроение и характер музыки)
Предварительный просмотр:
1 октябрь
1 класс ОРП Урок 3 «Музыка – язык чувств»
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал урока,
- Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам
- Нарисуйте картинку к понравившейся пьесе
Чтобы приобщится к музыкальному искусству, важно самому пережить эмоциональное состояние произведения. Музыка - это единственный мировой язык, поскольку его не нужно переводить, ведь на нём душа говорит с душою.
Музыка пробуждает у людей всевозможные чувства: радость и удивление, восхищение и торжественную приподнятость, грусть и печаль. Музыкальное искусство, воссоздавая жизнь в её разнообразии, расширяет круг интересов, обогащает внутренний мир. Также музыка побуждает к общению, к творческой деятельности и доставляет эстетическое удовольствие.
Музыку именуют языком чувств, так как ее интонационная палитра обладает таким богатством человеческих чувств и эмоций, которым не владеет ни один вид искусства.
Чувства - это способ отношения человека к миру, людям, жизни, в котором неделимо проявляется вся его личность. Эмоционально - чувственная сфера выражает основу сознания, мышления, общения, взаимопонимания и взаимодействия людей
По этим ссылкам вы можете просмотреть видео и прослушать музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
- Г. В. Свиридов «Ласковая просьба»
Видео - здесь
- П. И. Чайковский «Болезнь куклы»
Видео – здесь
- П. И. Чайковский «Новая кукла»
Видео - здесь
Музыка – это уникальное явление в жизни человека. Она является мощнейшим инструментом духовного и нравственного развития личности.
Музыка – зеркало душевных движений, единственное из искусств, способное с такой точностью и откровенностью передать всю сложность «потока чувств».
Музыка рождается там, где слово уже не может выразить тонкие движения души. Там где заканчивается визуальный мир, начинается мир звуков и музыкальных образов.
Каждый вид искусства воплощает свои художественные идеи по-разному. Если художник выражает своё настроение при помощи красок, которые он наносит на холст, поэт будет жечь сердца людей возвышенным словом, танцор при помощи жестов и танцевальных фигур расскажет свою историю, то композитор все свои сокровенные тайны, мысли, чувства и эмоции передает при помощи звуков.
Звуки различной высоты, организованные ритмом, создают ту, или иную мелодию, которая всегда в себе несет определенный характер. Она может быть веселой или грустной, мрачной и мечтательной и т.д. В звучании рояля – короля инструментов, мы можем услышать тишину лунной ночи, шум набегающей волны, раскаты грома, щебетание птиц и т.д. Звуки дают нашему слуху выразительные импульсы и сигналы, которые незамедлительно включают наши чувства и воображение. Всё это происходит потому, что наш слух способен наделять звуки определенным характером. Вот таким звуковым барометром был музыкальный слух великого Моцарта. Когда Вольфганг Амадей слышал звуки внешнего мира, в его воображении эти созвучия складывались в определенный звуковой образ, из которого гениальный композитор мог выстроить какое-либо музыкальное произведение, или даже грандиозное симфоническое и оперное полотно.
Предварительный просмотр:
10 октября
2 класс ФГТ Урок №4
«Зимние народные обряды и песни» Рождество. Святки
Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради».
По этим ссылкам вы можете прослушать произведения, о которых шла речь на уроке.
- «Пришла коляда» - здесь
- А. К. Лядов «Коляда-маледа» - видео – смотреть здесь
- Рождественская «Взошла звезда ясная» - видео – смотреть здесь
- Колядка «Сею-вею повеваю» – смотреть здесь
- «Авсень, авсень завтра новый день» - видео – смотреть здесь
- «Уж я золото хороню, хороню» - смотреть здесь
Выполните задания в Рабочих тетрадях
Предварительный просмотр:
6 октября
3 класс ФГТ Урок №4 Виды ансамблей. Вокальные ансамбли.
Дорогие ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради»
По этим ссылкам вы можете посмотреть видео и прослушать музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.
- Муз Гладкова Песенка львенка и черепахи (дуэт)
Видео: смотреть здесь
- П. И. Чайковский Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин»
Видео: смотреть здесь
- Терцет (Трио) из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» (Сусанин, Антонида, Собинин)
Видео: смотреть здесь
- Квартет из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
Видео: смотреть здесь
- Муз Гладкова «Песенка друзей» из м/фильма «Бременские музыканты»
Видео: смотреть здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
7 октября
1 класс ФГТ Урок № 4 Времена года в музыке. Весна.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради».
По этим ссылкам вы можете прослушать произведения и посмотреть видео:
- П.И.Чайковский Цикл «Времена года» Апрель «Подснежник»
Видео: здесь
- Э.Григ Лирическая тетрадь №3 «Весной»
Видео: здесь
- Р.Шуман Цикл «Альбом для юношества» «Мой милый май»
Видео: здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
7 октября
2 класс ОРП Урок №4 Выразительные средства музыки. Лад.
Запомните!
Лад – объединение звуков различных по высоте и тяготеющих друг к другу.
Мажор (от латинского – твердый) – светлый, бодрый, радостный
Минор (от латинского – мягкий) – грустный, печальный, темный
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения и определите, в каком ладу они прозвучали.
- Г. В. Свиридов «Весна и Осень» Видео - здесь
- Ф. Шуберт Вальс Видео - здесь
- П. И, Чайковский Цикл «Детский альбом» «Вальс» Видео - здесь
- П. И, Чайковский Цикл «Детский альбом» «Мазурка»
видео - здесь
Предварительный просмотр:
9 октября
1 класс ОРП Урок 3 «Музыка – язык чувств»
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал урока,
- Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам
- Нарисуйте картинку к понравившейся пьесе
Чтобы приобщится к музыкальному искусству, важно самому пережить эмоциональное состояние произведения. Музыка - это единственный мировой язык, поскольку его не нужно переводить, ведь на нём душа говорит с душою.
Музыка пробуждает у людей всевозможные чувства: радость и удивление, восхищение и торжественную приподнятость, грусть и печаль. Музыкальное искусство, воссоздавая жизнь в её разнообразии, расширяет круг интересов, обогащает внутренний мир. Также музыка побуждает к общению, к творческой деятельности и доставляет эстетическое удовольствие.
Музыку именуют языком чувств, так как ее интонационная палитра обладает таким богатством человеческих чувств и эмоций, которым не владеет ни один вид искусства.
Чувства - это способ отношения человека к миру, людям, жизни, в котором неделимо проявляется вся его личность. Эмоционально - чувственная сфера выражает основу сознания, мышления, общения, взаимопонимания и взаимодействия людей
По этим ссылкам вы можете просмотреть видео и прослушать музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке:
- Г. В. Свиридов «Ласковая просьба»
Видео - здесь
- П. И. Чайковский «Болезнь куклы»
Видео – здесь
- П. И. Чайковский «Новая кукла»
Видео - здесь
Музыка – это уникальное явление в жизни человека. Она является мощнейшим инструментом духовного и нравственного развития личности.
Музыка – зеркало душевных движений, единственное из искусств, способное с такой точностью и откровенностью передать всю сложность «потока чувств».
Музыка рождается там, где слово уже не может выразить тонкие движения души. Там где заканчивается визуальный мир, начинается мир звуков и музыкальных образов.
Каждый вид искусства воплощает свои художественные идеи по-разному. Если художник выражает своё настроение при помощи красок, которые он наносит на холст, поэт будет жечь сердца людей возвышенным словом, танцор при помощи жестов и танцевальных фигур расскажет свою историю, то композитор все свои сокровенные тайны, мысли, чувства и эмоции передает при помощи звуков.
Звуки различной высоты, организованные ритмом, создают ту, или иную мелодию, которая всегда в себе несет определенный характер. Она может быть веселой или грустной, мрачной и мечтательной и т.д. В звучании рояля – короля инструментов, мы можем услышать тишину лунной ночи, шум набегающей волны, раскаты грома, щебетание птиц и т.д. Звуки дают нашему слуху выразительные импульсы и сигналы, которые незамедлительно включают наши чувства и воображение. Всё это происходит потому, что наш слух способен наделять звуки определенным характером. Вот таким звуковым барометром был музыкальный слух великого Моцарта. Когда Вольфганг Амадей слышал звуки внешнего мира, в его воображении эти созвучия складывались в определенный звуковой образ, из которого гениальный композитор мог выстроить какое-либо музыкальное произведение, или даже грандиозное симфоническое и оперное полотно.
Предварительный просмотр:
13 октября
2 класс ФГТ Урок №5
Зимние праздники. Масленица.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради», выполните задания.
По данным ссылкам вы можете прослушать музыкальные пьесы, песни и посмотреть видео:
- «А мы Масленицу дожидали» - смотреть здесь
- «Ой ты Масленица – кукошейка» - слушать здесь
- Н. А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Проводы масленицы – видео смотреть здесь смотреть здесь
- Праздник Масленица Видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
14 октября
1 класс ФГТ Урок №5
«Времена года в музыке. Лето»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради по слушанию музыки»
По этим ссылкам обязательно прослушайте произведения, о которых мы говорили на уроке.
Но сначала прочитайте материал урока в «Рабочей тетради».
- П. И. Чайковский Цикл «Времена года» Июнь «Баркарола» - здесь
- С. С. Прокофьев Цикл «Детская музыка» «Ходит месяц над лугами»-
- Э. Григ Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт» «Утро» - здесь
Выполните домашнее задание
Предварительный просмотр:
14 октября
3 класс ФГТ Урок №5
Инструментальные ансамбли
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в Рабочей тетради. Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам. Выполните домашнее задание.
- Э Григ Соната для скрипки и фортепиано №2 Соль мажор – видео - здесь
- Ф. Шопен Вариации для флейты и фортепиано на тему оперы Дж. Россини – видео - здесь
- Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» - исполняет дуэт труба и фортепиано – видео - здесь
- Астор Пьяццола «Либертанго» - исполняет дуэт виолончель и фортепиано – видео - здесь
- С.В.Рахманинов Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели Видео - здесь
- А.П.Бородин «Струнный квартет» №2 III часть «Ноктюрн» Видео - здесь
Предварительный просмотр:
16 октября
1 класс ОРП Слушание музыки
Урок №4 Эмоциональный язык музыки
Музыка выражает характер человека
По этим ссылкам вы можете посмотреть видео и прослушать музыкальное произведение Д. Б. Кабалевского «Три подружки»
Видео: ЗДЕСЬ
Музыка может очень похоже передавать черты характера человека.
У композитора Д.Б. Кабалевского есть пьесы «Плакса, «Злюка» и «Резвушка». Что такое плакса, вы, конечно, знаете. Помните и сказку про Царевну-Несмеяну, которая проливала слезы, чуть, что не по ней. Такие царевны-несмеяны встречаются и в жизни.
Есть такая история о трёх подружках...
«Дружили три девочки. Они были неразлучны, несмотря на то, что по характеру все они были очень разные. Одна из них очень любила плакать и плакала по любому поводу. Её так и назвали - Плакса.
А другую подружку иногда называли Злюкой. Наверное, она хотела, чтобы всегда всё было так, как она хочет, и злилась, когда это было не так.
А третью все называли Резвушкой, потому что она была весёлая и озорная - минуты не могла посидеть на одном месте. И вот композитор придумал музыку про этих подружек...»
Задание: Внимательно послушайте музыку, попробуйте нарисовать подружек Плаксу, Резвушку, Злюку.
Выполните задания на листочке.
Предварительный просмотр:
16 октября
2 класс ОРП Урок №5 Выразительные средства музыки
Фактура
Фактура – это обработка, устройство музыкальной ткани произведения.
Элементы фактуры:
- Мелодия
- Аккомпанемент
- Подголоски
- Бас
Виды фактуры:
- Одноголосная
- Многоголосная
- аккордовая,
- гомофонно-гармоническая (мелодия + аккомпанемент; один голос главный)
- подголосочная
- полифоническая ( все голоса равнозначны)
Прослушайте произведения по ссылкам:
- Одноголосная мелодия на фортепиано Видео - здесь
- Ф. Шопен Прелюдия №20 до минор - здесь (аккордовая фактура)
- Моцарт Симфония №40 соль минор 1 часть Главная партия - здесь
(гомофонно-гармоническая)
- Бородин Опера «Князь Игорь» Хор поселян - смотреть здесь
(подголосочная)
- И. С. Бах 1 том Хорошо темперированный клавир фуга до- минор - здесь (полифоническая)
Предварительный просмотр:
20 октября
2 класс ФГТ Урок № 6
«Весна. Обряды и песни»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Выполните домашнее задание.
По этим ссылкам прослушайте произведения, о которых шла речь на уроке:
- Закличка «Ой, кулики – жаворонушки» - Видео здесь
- Закличка «Жаворонушки, прилетите-ка» - Видео здесь
- Игра «А мы просо сеяли» - Видео здесь
- Праздник «Сороки» - видео - здесь
- Обряд «Встреча весны» - видео - здесь
Предварительный просмотр:
21 октября
3 класс ФГТ Урок №6 Виды хоров
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», выполните задания.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:
- Детский хор В. Шаинский «Вместе весело шагать» - видео - здесь
Хор мальчиков П. Чайковский опера «Пиковая дама» - видео - здесь
- Мужской хор А. Бородин опера «Князь Игорь» Хор бояр видео - здесь
- Мужской хор (а капелла) И. Матвиенко «Конь» видео - здесь
- Женский хор А. Бородин опера «Князь Игорь» Хор «Мы к тебе, княгиня» - видео - здесь
- Смешанный хор М. Глинка опера «Иван Сусанин» эпилог видео - здесь
- Смешанный хор М. Глинка «Венецианская ночь» (а капелла) – видео - здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
21 октября
2 класс ОРП Урок №6 Темп в музыке
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения
Темп – это скорость движения музыки
Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые
Медленные темпы:
Largo (ларго)- широко
Lento (ленто) - медленно, протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжеловесно, важно
Умеренные темпы:
Andante (анданте) - не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержанно
Moderato (модерато) - умеренно
Быстрые темпы:
Allegro (аллегро) - скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) - живо
Presto (престо) – очень скоро
Добавочные слова:
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – очень
Poco (поко) – немного
Non troppo (нон троппо) - не слишком
По данным ссылкам прослушайте произведения:
- П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик» Па-де-де (адажио)
- Л. Бетховен Соната №14 «Лунная» 1 часть - слушать здесь
- А. Хачатурян «Андантино» - смотреть здесь
- В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - смотреть здесь
- Мошковский Этюд - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
21 октября
1 класс ФГТ Урок №6 Времена года в музыке
Концерты для скрипки с оркестром «Времена года» А.Вивальди
Уважаемые ученики!
- Прочитайте материал в «Рабочей тетради»,
- выполните домашнее задание,
- прослушайте фрагменты произведений А. Вивальди по данным ссылкам:
- Концерт «Весна» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Лето» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Осень» 1 часть – Видео - здесь
- Концерт «Зима» 1 часть – Видео - здесь
Предварительный просмотр:
23 октября
1 класс ОРП Урок №5 Тема «Музыка и характер человека»
С. С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов, особенно в детской музыке. Для каждого героя он находит особые средства музыкальной выразительности, которые наиболее точно характеризуют музыкальный образ. Ярким примером служит произведение композитора «Болтунья».
Характер Лиды композитор раскрывает с помощью интонаций. Особенностью этой песни является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер. Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.
- С. С. Прокофьев «Болтунья» - здесь
Пьеса Г. В. Свиридова имеет тревожный, напряженный характер. Она построена в виде диалога, который можно рассматривать как спор упрямого мальчика с мамой, что можно услышать уже в самой теме.
- Г. В. Свиридов «Упрямец» здесь
Пьеса «Ябедник» С. М. Слонимского - озорная, комическая и образная пьеса – портрет надоедливого болтливого мальчишки, который торопится рассказать то, что у него «наболело», а может и наябедничать. Выразительные интонации навязчиво повторяются, постоянно меняющийся темп точно передаёт сценку с незадачливым героем
- С. М. Слонимский «Ябедник» здесь
Задание: Придумайте рассказ о героях, о которых шла речь на уроке
Предварительный просмотр:
6 ноября
Урок №7 2 класс ОРП Динамика в музыке
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что в переводе с греческого языка — это сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же, о силе звука. Cила звука, в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем больше увеличивается громкость.
У динамики в музыке есть свои оттенки, как у красок.
Ведь у каждой краски много разных оттенков, любой цвет может быть ярким и бледным. Попробуйте поэкспериментировать с красками, эго очень интересно: добавьте в красную краску желтую, сначала немножко, потом больше, больше. И посмотри, как будет меняться оттенок. А потом попробуйте добавлять зеленую, синюю и т.д.
У динамики тоже есть оттенки, они называются форте, пиано и т.д. Они могут звучать внезапно, неожиданно, а могут возникать постепенно. Постепенное усиление звук называется крещендо, а постепенное затихание - диминуэндо.
p ( piano — пиано) — тихо
f ( forte — форте) — громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp — пианиссимо — очень тихо
mp — меццо пиано — не очень тихо
mf - меццо форте - не очень громко
ff — очень громко
крещендо (cresc) – усиливая
диминуэндо (dim) – затихая
При исполнении музыкального произведения важно обращать внимание на динамику и тогда исполнение станет намного выразительнее. Вы лучше передадите замысел композитора.
- А. П. Бородин опера «Князь Игорь» Хор поселян – смотреть здесь
- Д. Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» Тема нашествия - смотреть здесь
- Э. Григ «В пещере горного короля» - смотреть здесь
- А. П. Бородин «В монастыре» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
6 ноября
1 класс ОРП Урок №6 «Эмоциональный мир музыки»
Музыка – это уникальное явление в жизни человека. Она является мощнейшим инструментом духовного и нравственного развития личности. Музыка – зеркало душевных движений, единственное из искусств, способное с такой точностью и откровенностью передать всю сложность «потока чувств».
Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом». Это творение гениального композитора, являющееся ценнейшим образцом золотого фонда мировой фортепианной литературы для начинающих пианистов, хорошо знают не только в нашей стране, но и за её пределами. Двадцать четыре прекрасные миниатюры Чайковского погружают нас в удивительный мир детства с его неподдельными эмоциями, радостными забавами и чудесным волшебством.
«Сладкая греза» - Согласно сюжетной линии цикла, день, насыщенный разными занятиями ребёнка, подходит к своему завершению. Теперь можно расслабиться, лечь в уютную кроватку и помечтать, а затем погрузиться в волшебные сновидения. Нежная, убаюкивающая пьеса «Сладкая грёза», сочинённая композитором в жанре романсовой лирики, передаёт такое приятное, расслабленное состояние детской души.
П.И.Чайковский «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом» здесь
В пьесе с трогательным и нежным названием «Мама» Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет, в котором отобразил нежную женщину, обладательницу мягкого и спокойного нрава. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью. В ней композитор выразил тончайшие нюансы душевных переживаний: грустную взволнованность, светлую печаль, беспокойство и озабоченность.
П.И.Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом» - здесь
Сергей Прокофьев. Этот выдающийся советский композитор вошел в историю мировой культуры не только как создатель произведений, которыми восхищаются взрослые ценители классической музыки, но и как автор замечательных сочинений предназначенных для юного поколения.
Фортепианная миниатюра «Сказочка» входит в сюиту «Детская музыка». Эта пьеса, ненавязчиво погружающая слушателей в атмосферу волшебной сказки, представляет собой неторопливое повествование, наполненное фантастическими образами.
С.С.Прокофьев «Сказочка» из цикла «Детская музыка»
Видео - здесь
Выдающийся немецкий композитор Роберт Шуман прославился не только тем, что писал гениальные произведения, от которых восторгаются взрослые любители классической музыки, но и тем, что внёс неоценимый вклад в творческое воспитание подрастающего поколения.
«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» - эта жизнерадостная по своему характеру пьеса с невероятной реалистичностью рисует образ неунывающего человека, который размеренным шагом идёт по просёлочной дороге. Несмотря ни на что он бодр и поддерживает своё настроение задорными песнями.
Р.Шуман «Веселый крестьянин» из цикла «Альбом для юношества» видео - здесь
ВНИМАНИЕ!
Дорогие ученики!
Прослушайте музыкальные произведения предыдущих уроков, вспомните композиторов, создавших эти произведения, подготовьтесь к итоговому уроку по данной теме.
Предварительный просмотр:
18 ноября
1 класс ФГТ Урок №7
П. И. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Выполните домашнее задание.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.
Предварительный просмотр:
20 ноября
Урок №8 2 класс ОРП Регистр. Штрихи
Штрихи
Музыкальные штрихи - способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.
Главные штрихи: Staccato (стаккато) - отрывисто
Legato (легато) - связно.
Non legato (нон легато) – не связно
Marcato (маркато) – подчеркивая
Регистр
Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки.
Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково.
Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения и заполните таблицу (таблицу перечертите в тетрадь и заполните графы):
- Н. А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Тема царя Шахриара – слушать здесь
- Э. Григ «В пещере горного короля» - слушать здесь
- П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - смотреть здесь
- Э. Григ «Птичка» - смотреть здесь
- Э. Григ «Ноктюрн» - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Мама» - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Игра в лошадки» - смотреть здесь
- И. Штраус «Полька – пиццикато» - смотреть здесь
№ | Произведение | Регистр | Штрихи |
1 | Н. А. Римский – Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» Тема царя Шахриара | ||
2 | Э. Григ «В пещере горного короля» | ||
3 | П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» | ||
4 | Э. Григ «Птичка» | ||
5 | Э. Григ «Ноктюрн» | ||
6 | П. И. Чайковский «Мама» | ||
7 | П. И. Чайковский «Игра в лошадки» | ||
8 | И. Штраус «Полька – пиццикато» |
Предварительный просмотр:
24 ноября
2 класс ФГТ Урок №8 Егорьев день. Семик и Троица
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Прослушайте произведения по данным ссылкам.
- «Около сырого дуба» - слушать здесь
- «Мы пойдем, девки» - слушать здесь
- «Ты не радуйся, клен зелен» - слушать здесь
Посмотрите фильмы о праздниках
Троица – смотреть здесь
Праздник Семик – смотреть здесь
Егорьев день – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
25 ноября 3 класс ФГТ Урок № 8
«Язык музыки. Мелодия и ее разновидности».
Уважаемые ученики!
Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради»
По данным ссылкам прослушайте музыку и заполните таблицу в Рабочей тетради, а также посмотрите фрагменты нотной записи, которые указаны в скобках в разделе «домашнее задание».
- Каватина царя Берендея из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка» - здесь
- Сцена Садко с хором из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко» - здесь
- Ария Князя Игоря из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» - здесь
- Песня Варяжского гостя из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко» - здесь
- Ария хана Кончака из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» - здесь
- Песня Любаши из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Царская невеста» - здесь
- Песня Вани из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» - здесь
Предварительный просмотр:
27 ноября
1 класс ФГТ Урок №7
П. И. Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради по слушанию музыки». Выполните домашнее задание.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.
Предварительный просмотр:
27 ноября
1 класс ОРП Урок №8 «Музыкальные краски»
Композиторы отличаются от остальных людей тем, что с детства умели слушать окружающую жизнь. Вот как описывают детство композитора Сергея Васильевича Рахманинова: «Шаг за шагом непостижимый мир звуков раскрывал маленькому музыканту свои кладовые. «Иной раз заскрипит ворот у колодца, зальются перепела в овсах, проскачет за воротами становой с колокольцами, запоют девушки в роще или просто загудит басом в шиповнике мохнатый шмель - и на несколько минут нет Сережи! Тут уж звать его бесполезно».
Дело еще, конечно, в том, что уши людей тогда не были заняты наушниками плееров и мобильных телефонов, люди слушали жизнь природы, слышали друг друга и были гораздо музыкальнее.
А австрийский композитор Йозеф Гайдн (он жил больше 200 лет тому назад), когда был маленьким и только учился музыке, не только внимательно слушал жизнь вокруг себя, видел все ее разнообразие, но и очень хотел все это описать в музыке: «Ведь музыкой можно сказать обо всем! Надо только хорошенько прислушаться, как идет кругом жизнь!
Гудят колокола и рожки проезжающих дилижансов (это старинный экипаж). Урчат лягушки - их много в сырой траве кладбища. Крику булочника вторит деревянная колотушка сторожа. Кричат торговцы на базаре. Кричат, спорят о цене покупатели. Разные голоса сливаются: то выделяется отдельный голос, то опять тонет в общем шуме площади.
Каждый человек говорит своим голосом, идет своей походкой. Разве нельзя показать музыкой увальня Ганса? Песню шарманщика? Легкий вальс фокусника? Крикливый запев петрушечника?
Музыкой можно сказать обо всем: о печали, о неудаче, о ярком солнечном дне, о неуклюжем поклоне...
Если точно записать урчанье лягушек и пение птиц, - это не будет музыкой. Как найти звуки, которые бы пели, как краски на картине большого мастера?
«Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Греческое слово «melodia» означает пение песни и происходит от двух корней-melos (песнь) и ode (пение).
Мелодия - одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия – ряд последовательно изложенных звуков, связанных в единое целое.
Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма.
В мелодии есть свои законы развития, своя логика. Для того чтобы понять эту логику, надо разобраться в том, как мелодия складывается из отдельных звуков.
Виды движения мелодии:
- Повторность ( р.н.п. «Андрей-воробей»)
- Восходящая ( C.Прокофьев, тема Джульетта-девочка)
- Нисходящая (Ж.Бизе Хабанера)
- Волнообразная (Н.Римский – Корсаков, тема Шехеразады)
Мелодическая линия может быть плавной и скачкообразной. Почти все мелодии содержат плавное движение и скачки, лишь изредка встречаются абсолютно плавные или мелодии, состоящие исключительно из скачков.
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения.
Предварительный просмотр:
27 ноября
2 класс ОРП Урок № 9 Тембр в музыке. Певческие голоса.
Запомните! Тембр – это окраска звука.
Мужские голоса:
- Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко).
- Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев).
- Тенор – высокий мужской голос, отличается светлым, звонким и в то же время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский).
Женские голоса:
- Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей.
- Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова.
- Сопрано - высокий женский голос. (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская).
А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).
По данным ссылкам прослушайте тембры певческих голосов.
Мужские голоса:
- «Колокольчики мои» (С. Лемешев) – тенор
Видео - смотреть здесь
- Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» - баритон
Видео – смотреть здесь
- «Вдоль по Питерской» (Ф. И. Шаляпин) – бас Видео – смотреть здесь
Женские голоса
- Чайковский «То было раннею весной» (Г. Вишневская) – сопрано
Видео – смотреть здесь
- «Санта Лючия» (Т. Синявская) – меццо-сопрано
Видео – смотреть здесь
- М. И. Глинка Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» - контральто
Видео – смотреть здесь
Детские голоса
- Ф. Шуберт «Аве Мария» - дискант
Видео – смотреть здесь
Повторите материал о выразительных средствах музыки (все предыдущие уроки).
Подготовьтесь к контрольной работе по данной теме.
Предварительный просмотр:
1 декабря
2 класс ФГТ Урок №9
«Летние праздники, обряды и песни»
День Ярилы-Солнца. Праздник Ивана Купалы.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради», посмотрите видео, выполните домашнее задание
По данной ссылке посмотрите видео: здесь
Праздник Ярилы-солнца – видео - здесь
День Ивана Купала – видео - здесь
Предварительный просмотр:
2 декабря
3 класс ФГТ
Урок №9 «Мелодия в инструментальной музыке»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание урока №9
По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения:
- Л. Бетховен «К Элизе»
Видео - смотреть здесь
- П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
Видео – смотреть здесь
- Ф. Шопен Полонез ля-мажор
Видео – смотреть здесь
- И. Штраус вальс «Сказки венского леса»
Видео – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
2 декабря
1 класс ФГТ Урок №9
«Животные, птицы, рыбы в музыке»
«Животные в музыке»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока №9 в «Рабочей тетради» и прослушайте произведения по данным ссылкам.
- Г. Галынин «Медведь» - видео - смотреть здесь
- Д. Б. Кабалевский «Ёжик» - видео – смотреть здесь
- К. Сен-Санс «Антилопы» - видео - смотреть здесь
Выполните домашнее задание.
Предварительный просмотр:
4 декабря
1 класс ОРП Урок №9 «Музыкальные краски»
Лад. Гармония.
Запомните!
Гармония в музыке – это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.
Основа музыки – мелодия, или, как выразился Глинка «главная жила музыкального искусства». И все же одной мелодией не исчерпывается многообразный и мощный арсенал средств. Очень важным элементом музыки является гармония.
Гармония - греч. Harmonia - созвучие, стройность, соразмерность. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий. Общий порядок, определенный звуковой строй. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны.
Лад в музыке – это дружба звуков, это настроение
Лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.
Лады бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор.
Мажор – (лат. - твердый) – светлый, веселый, бодрый, радостный. В основе мажора - тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая. Мажорная музыка чаще торжественно-празднична, либо весела и радостна, либо спокойна.
Минор - (лат. - мягкий) – темный, грустный, печальный.. В его основе минорное трезвучие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. В миноре большей частью звучит музыка печальная, горестная, элегическая или драматичная.
Предварительный просмотр:
4 декабря 2 класс ОРП
Урок №10 Музыкальные жанры
Все музыкальные произведения различны, и их можно разделить на три группы. Эти группы называются жанрами.
В любом виде искусства существует такое понятие, как – жанр. Этим словом называют вид произведений, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и назначение.
В живописи существуют такие жанры произведений, как портрет, пейзаж, натюрморт.
Жанрами литературы являются – рассказ, повесть, роман.
Есть свои жанры и в музыке. Замечательный русский педагог и композитор 20 века Дмитрий Борисович Кабалевский сравнил музыкальные жанры с «тремя китами», на которых держится вся музыка, это – песня, танец и марш!
Посмотрите видео по данной теме - здесь
Предварительный просмотр:
8 декабря
2 класс ФГТ Урок №10 Детский фольклор
Колыбельные
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради». Прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- А. К. Лядов «8 русских народных песен для оркестра» Колыбельная
Видео - смотреть здесь
- Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» Колыбельная нянюшек - слушать здесь
- Н. А. Римский-Корсаков опера «Садко» Колыбельная Волховы
Видео – смотреть здесь
- И. О. Дунаевский к/фильм «Цирк» Колыбельная –
Видео - смотреть здесь
- Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
Видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
9 декабря
1 класс ФГТ Урок №10 «Птицы в музыке»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- П. И. Чайковский Цикл «Детский альбом» «Песня жаворонка»
Видео – смотреть здесь
- М. И. Глинка сл. Н.Кукольника «Жаворонок»
Видео – смотреть здесь
- М. Красев «Воробушки» - Видео – смотреть здесь
- К.Сен-Санс Цикл «Карнавал животных» «Лебедь»
Видео – смотреть здесь (балет)
Видео мультфильм - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
9 декабря
3 класс ФГТ Урок №10
Язык музыки. Ритм. Метр. Размер
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
Чайковский П. И. – Марш из балета «Щелкунчик» - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
11 декабря
2 класс ОРП Урок №11 Походные марши
Прочитайте материал урока. По данным ссылкам прослушайте музыкальные произведения, о которых шла речь на уроке.
Марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. Шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.
- В. И. Агапкин «Прощание славянки»
Видео - здесь
Один из первых русских маршей - Марш Преображенского полка. Это обработка солдатской песни « Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра 1 (нач. 18 века).
- Марш Преображенского полка Видео - здесь
В творчестве Ф Шуберта есть Военный марш национально-австрийского склада — подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки. Музыка марша завоевала широчайшую популярность, он соперничает в наше время с наиболее излюбленными песнями Шуберта.
- Ф. Шуберт «Военный марш» слушать здесь Видео здесь
Музыка походных маршей звучит и на театральных подмостках. Один из популярных маршей написан немецким композитором Л. Бетховеном к пьесе «Афинские развалины»
- Л. Бетховен Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Видео здесь
Предварительный просмотр:
11 декабря
1 класс ОРП
Урок №10 «Музыкальные краски»
Темп - это скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят характер, настроение пьесы.
Темпы бывают: медленные, умеренные, быстрые
- М. Глинка «Попутная песня» здесь - быстрый темп
- К. Сен-Санс Цикл «Карнавал животных» «Слон» здесь - медленный темп
- С.Прокофьев Цикл «Детская музыка» «Марш» здесь - умеренный темп
Динамика – сила звука
Виды динамики: громко – форте ( в нотах обозначается f ) – громко
Тихо - пиано ( в нотах обозначается – p) - тихо
Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам.
Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами.
Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
Предварительный просмотр:
15 декабря 2 класс ФГТ
Урок №11 Детский фольклор
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради», выполните домашнее задание.
Прибаутки - (от слова баять, то есть рассказывать) — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей. Прибаутка — это весёлая история в стихотворной форме, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Прибаутками развлекают и потешают детей.
Лиса по лесу ходила,
Зво́нки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лопатки плела.
Себе — двое,
Мужу — трое
И детишкам
По лаптишкам.
Потешки - это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей.
Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.
Родитель вместе с малышом проговаривают потешку, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке.
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
Лиза-подлиза,
Кланяйся до низа!
Подлизывайся, улыбайся
И одна оставайся!
* * *
Красавица-красавица,
Издалека всем нравится,
А ближе подойдешь -
От страха упадешь!
Считалка - это жанр детского фольклора. Она возникла в глубокой древности и играла огромную роль в жизни людей, помогая им распределить работу.
В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
***
Хвостики у девочки,
А на них две ленточки.
У собаки и кота
На двоих лишь два хвоста.
Предварительный просмотр:
16 декабря
3 класс ФГТ Урок №11
Язык музыки.
Ритм. Метр. Размер.
Уважаемые ученики! Прочитайте материал урока в «Рабочей тетради». Выполните задание и прослушайте произведения по данным ссылкам.
- В. Агапкин «Прощание славянки» - слушать здесь
- П. И. Чайковский Цикл «Детский альбом» «Вальс» - смотреть здесь
- М. И. Глинка Полька ре минор – смотреть здесь
Предварительный просмотр:
16 декабря
1 класс ФГТ Урок №11
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
Уважаемые ученики! Прочитайте материал в «Рабочей тетради», прослушайте музыкальные произведения по данным ссылкам, выполните домашнее задание.
- «Королевский марш льва» - смотреть здесь
- «Слон» видео – смотреть здесь
- «Кенгуру» - смотреть здесь
- «Кукушка в глубине леса» - смотреть здесь
- «Лебедь» - слушать здесь
- «Лебедь» видео - смотреть здесь
Предварительный просмотр:
18 декабря
2 класс ОРП Урок №12 Сказочные марши
Часто композиторы используют марш для создания сказочных образов. Например, «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Шествие царя Берендея» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и т. д.
В сказочном марше должно быть много неожиданного, волшебного, но при этом должны сохраняться признаки марша.
Особенности сказочного марша:
• Исполняет симфонический оркестр
• Контрасты в динамике и тембрах музыкальных инструментов
• Используется эффект неожиданности
• Используется необычный лад, ни похожий не на мажор, ни на минор
- Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
видео – смотреть здесь
- Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»
видео - смотреть здесь
- Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
видео - смотреть здесь
Задание: Рассказать, какой марш вам понравился и почему.










