Проект «Игрушки для развития речи».

Коновалова Галина Александровна

Продукт проектной деятельности: игрушки-забавы, игрушки для пальчикового театра, подборки игр-забав и игр по развитию речи, подборки стихов, потешек, поговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, выставка «Игрушка-забава для развития речи», настольные игры по автоматизации поставленных звуков и слов, копилка пальчиковых игр, физминуток и подвижных игр, сформированность у детей навыка обыгрывания игрушек при пересказе русских народных сказок. Творческий отчет-презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushka_dlya_razvitiya_rechi.docx89.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект «Игрушки для развития речи».

Вид проекта: информационно-творческий.

Цели:

  • Повышение уровня развития речи детей;
  • Оснащение логопедического кабинета игрушками, изготовленными родителями совместно с детьми.

Задачи:

  • Привлечь родителей к изготовлению пособий и игрушек для оснащения   логопедического кабинета;
  • Расширить подборку пальчиковых игр, игр-забав, игр по развитию речи;
  • Пополнить подборку стихов, потешек, пословиц и поговорок, чистоговорок;
  • Развить речь детей с помощью игрушек-забав, изготовленных родителями совместно с детьми;
  • Разучить пальчиковые игры, новые игры по развитию речи, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы и поговорки;
  • Обыграть русские народные сказки с помощью игрушек для пальчикового театра, игрушек-забав;
  • Развить дикцию, интонационную выразительность речи, темп, тембр и высоту голоса у детей;
  • Активизировать родителей в работе по развитию речи детей;
  • Развить у детей мелкую моторику, сенсорные способности;
  • Привить любовь к русскому народному творчеству;
  • Приучить детей к бережному отношению к труду взрослых;
  • Развить у детей фантазию, воображение, творчество, мышление и внимание.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста, посещающие группу компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР;
  • родители;
  • воспитатели;
  • учитель-логопед.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01сентября 2023г. по 31 мая 2024г.)

Основные формы реализации проекта: 

  • выставка «Игрушка-забава для развития речи»;
  • образовательная деятельность с детьми;
  • дидактические игры, игры-забавы, игры по развитию речи;
  • разучивание стихов, чистоговорок, пословиц и поговорок;
  • обыгрывание игрушек при проведении пальчиковых игр и при пересказе знакомых русских народных сказок.

Предполагаемый результат.

У учителя-логопеда:

  • Улучшится оснащение логопедического кабинета. Кабинет пополнится новыми, интересными пособиями, игрушками-забавами.
  • Появится возможность проигрывать с детьми русские народные сказки с помощью настольного и пальчикового театра.
  • Расширится возможность проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми в игровой форме.
  • Появится возможность усилить взаимосвязь: ребенок-логопед-родители.

У родителей:

  • Укрепится взаимосвязь ребенок-логопед-родители, появится желание жить жизнью детского сада, быть активными и деятельными.
  • Появится возможность реализовать свои творческие способности, развить фантазию, воображение.
  • Усилится интерес к совместной деятельности со своим ребенком.
  • Укрепится уверенность родителей в необходимости занятий по развитию речи.
  • Появится возможность пополнить коллекцию игрушек своего ребенка игрушками по развитию речи (пальчиковыми и настольными) собственного изготовления.

У детей:

  • Через развитие речи привьется интерес к русскому народному словесному творчеству, что является одной из составных частей патриотического воспитания.
  • Повысится интерес к образовательной деятельности, усилится желание посещать логопедический кабинет.
  • Улучшится звукопроизношение, речь станет четче, выразительней.
  • Научатся пересказывать сказки, повторять потешки, чистоговорки, стихи, пальчиковые игры, запоминать их.
  • Дети выучат новые чистоговорки, стихи, потешки и будут использовать в своей речи и играх.
  • Разовьется мелкая моторика рук, что в значительной степени влияет на развитие речевых зон мозга ребенка.
  • Новые игры разовьют у детей сенсорные способности.
  • Улучшится память, внимание, воображение, мышление.
  • Разовьется фантазия, творческие способности.
  • Усилится уверенность в своих силах, чувство коллективизма, способность сопереживать, помогать слабым.
  • Изготовленные игрушки приучат детей к бережному отношению к своему труду и труду взрослых.

Продукт проектной деятельности: игрушки-забавы, игрушки для пальчикового театра, подборки игр-забав и игр по развитию речи, подборки стихов, потешек, поговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, выставка «Игрушка-забава для развития речи», настольные игры по автоматизации поставленных звуков и слов, копилка пальчиковых игр, физминуток и подвижных игр, сформированность у детей навыка обыгрывания игрушек при пересказе русских народных сказок. Творческий отчет-презентация.

Итог проекта:

  • Обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
  • Положительная динамика в развитии речи детей.
  • Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках.

Этапы работы по проекту:

1 этап с 01 сентября по 29 сентября – подготовительный.

  • Постановка цели, задач;
  • Разработка положения о смотре-конкурсе;
  • Подбор литературы по теме проекта, изучение и подборка материалов, необходимых для реализации проекта (интернет, библиотека, методический кабинет, обсуждение с родителями и педагогами).
  1. этап с 02 октября по 17 мая – практический.
  • Изготовление игрушек и пособий;
  • Обыгрывание их на занятиях;
  1. Проведение открытого занятия с использованием игрушек-забав для родителей этап (с 20 мая по 31 мая) – заключительный.
  • Подведение итогов;
  • Проведение презентации по проекту;
  • Открытое занятие с использованием игрушек-забав;
  • Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках.

План работы по проекту

Педагоги

Родители

Дети

Подготовительный этап (с 01 сентября по 29 сентября)

Постановка цели.

Составление плана проекта.

Подбор литературы по теме проекта, изучение и подборка материалов, необходимых для реализации проекта.

Посещение родительских собраний.

Подготовка необходимого материала, выкроек, образцов, создание проектов для изготовления игрушек.

Разучивание пальчиковых игр.

Пересказ русских народных сказок с опорой на предметные картинки.

Практический этап (с 02 октября по 17 мая)

Родительские собрания в подготовительной группе компенсирующей направ-ленности для обучающихся с ТМНР.

Подготовка презентации о пальчиковых играх с использованием игрушек для пальчикового театра.

Проведение консультации с презентацией на родительском собрании «Роль пальчиковой гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у детей».

Цель. Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и речи. Заинтересовать родителей в работе по формированию мелкой моторики рук через пальчиковые игры. Познакомить с пальчиковыми играми.

Подготовка стендовой информации по изготовлению игрушек для пальчикового театра и маленьких игрушек для настольного театра.

Цель. Помочь родителям в определении способа изготовления игрушки.

Подборка игр, пальчиковой гимнастики, физминуток в методическую копилку по лексическим темам, необходимых для реализации проекта.

Подборка стихов, пословиц.

Цель. Пополнение методической базы логопедического кабинета и группы.

Подведение итогов. Награждение победителей конкурса.  

Цель. Поощрение родителей за инициативу, творчество.

Выставка в ДОО.

Цель. Показать достижения и возможности родителей общественности.

Обогащение предметно-развивающей среды групп.

ММО учителей-логопедов.

Цель. Обмен опытом работы.

Проведение открытого занятия с использованием игрушек-забав.  

Индивидуальная совместно-образовательная деятельность с детьми в течение всего года.

Изготовление игрушек для детского сада и для своих детей.

Разучивание пальчиковых игр со своими детьми.

Знакомство с материалами стендовой информации.

Беседа с использованием ИКТ.

Цель. Показать родителям необходимость использования русской народной сказки в развитии речи ребенка.

Разучивание чистоговорок и стихов.

Заучивание стихов с опорой на мнемосхемы и предметные картинки, с последующим обыгрыванием их с помощью игрушек.

 Игры по автоматизации поставленных звуков: «Звуковые дорожки», «Лабиринты», «Почтальоны» и др. с использованием игрушек.

Дидактические игры: «Да-нет», «Чей голосок?», «Угадай, кто говорит», «В гостях у трех медведей» и др.

Игротренинг для родителей «Мы играем в сказку». Показывание настольного кукольного театра с использованием пальчиковых игрушек.

Цель. Развивать у детей умение пересказывать знакомую сказку по ролям. Развивать интонационную выразительность речи.

Разучивание игр на внимание «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Что изменилось?» с использованием игрушек пальчикового театра.

Разучивание пальчиковых игр «Наша Маша», «Этот пальчик…» и т.д.

Дидактические игры на развитие   грамматических категорий «1, 2, 5», «Какой, какая, какие, какое?», «Чей хвост?», «Чьи ушки?»

Пересказ русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Репка» с помощью настольного и пальчикового театра.

Игры на развитие интонационной выразительности речи

«Скажи, как герой», «Чей голос громче?», «Превращения» и др.

Заключительный этап

Проведение открытого занятия «Путешествие в страну сказок» с использованием изготовленных игрушек.

Цель. Подведение итогов в работе с детьми и родителями за год.

Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках. 

Участие в открытом занятии «Путешествие в страну сказок»

Участие в открытом занятии «Путешествие в страну сказок»

Пальчиковые игрушки

     

        

Пальчиковые игры – это игры, направленные на развитие мелкой моторики ручек ребенка. Они улучшают координацию мелких движений и стимулируют развитие речевых центров. Именно с помощью пальчиковой гимнастики можно помочь малышу начать говорить, сделать его речь и мышление подвижными.

Хорошим помощником в пальчиковых играх будут маленькие игрушки, которые надеваются на пальчики – пальчиковые игрушки. Персонажи сказок, знакомые и не знакомые, познакомят ребенка с различными понятиями. Освоив одну сказку, малыш начнет придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пальчиковую игрушку можно связать крючком. Это довольно несложно и быстро. Яркие персонажи доставят массу удовольствия и взрослому и ребенку, а время, проведенное за игрой, пролетит не заметно.