Круглый стол в рамках реализации РИП, 2024г.

Коновалова Галина Александровна

24 апреля 2024г. в МАДОУ ЦРР - д/с №21 «Надежда» г.о. Ступино был проведен круглый стол в рамках реализации РИП «Индивидуализация обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при формировании и развитии коммуникативных навыков с использованием персонализированного подхода альтернативной коммуникации» на тему «Общие принципы работы с детьми с ОВЗ с использованием разных видов коммуникации». Своим опытом работы поделились специалисты нашего детского сада, а также коллеги из МБУ ДО Центр «Развитие» и МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга».

Запись круглого стола доступна по ссылке https://clck.ru/3AK9EA

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационной технологии в работе с детьми

с тяжелыми множественными нарушениями развития,

как одно из альтернативных средств коммуникации

Мы живем в век информационных технологий, когда компьютеры, смартфоны или планшеты стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Можно сказать, что мы сами постоянно используем электронные устройства для коммуникации в различных ситуациях. Каждый день мы созваниваемся, читаем новости, обсуждаем что-то в различных чатах, комментируем происходящее.

До начала использования электронных устройств в группе компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР был апробирован «Комплект логопеда». Данный комплект состоит из плана занятия, набора карточек «для логопеда», поощрительного листа, игры «Гласные», планшета «Жди», фразового конструктора. «План занятия»  это незаменимый способ увлекательно и непринужденно сконцентрировать внимание ребенка на занятии, сделать структуру занятия понятной по этапам, а также научиться оценивать успешность и стимулировать улучшение результатов.

Следующим этапом в нашей работе стало использование информационной технологии. Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Эти технологии снижают трудоемкость использования и применения информационных ресурсов. Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием.

Современные информационные технологии, влияют на все механизмы массовой коммуникации, воспитание, образование, оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения.

Возникновение современных информационных технологий привело к созданию интеллектуальной технологии, то есть программных продуктов, которые позволяют работать с информацией не только с помощью человеческого мозга, но и с помощью новых технических устройств.

В структуре коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР важное место занимает индивидуальная работа. Использование различных наглядных материалов повышают эффективность логопедических занятий. Поэтому на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую фрагментарно компьютерный планшет, ноутбук с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований.

Компьютер для ребенка с ОВЗ не должен быть игрушкой, а по необходимости являться средством дополнительной коммуникации, средством обучения и объектом изучения. Использование технических средств информационных технологий необходимо использовать там, где это действительно оправданно и быть дозированным.

Средствами информационных технологий возможно самостоятельное изготовление пособий для образовательной деятельности любой сложности и любой направленности. Изготовление мультимедийных презентаций, и использование других программных продуктов, в работе учителя-логопеда облегчает подготовку и проведение индивидуальной работы. Все средства информационных технологий расширяют возможности социальной коммуникации и являются вспомогательным средством дополнительной коммуникации.

При изучении лексической темы «Домашние животные» применяю интерактивный планшет «Музыкальная ферма», который помогает ребенку в игровой форме познакомиться с домашними животными, узнать, как они выглядят, где живут, что едят и что говорят. С интерактивным планшетом ребенок весело проводит время, может узнать много нового и проверить свои знания при помощи увлекательных игр «Чей голос», «Подскажи словечко», «Прохлопай слово».

Детям очень нравиться играть в интерактивную игру со светозвуковым модулем «Божья коровка». Для игры предлагаются различные игровые упражнения. Это могут быть разрезные картинки, крупные пазлы, задания на развитие лексико-грамматических категорий по лексическим темам и т.д. Затем после выполнения упражнения педагог незаметно для ребенка включает «Божью коровку» (светится разными цветами и играет веселая музыка) – как сигнал правильности выполнения задания. Данная игра дает возможность детям наглядно представить конкретную ситуацию со своим содержанием, понять организацию и методику проведения. Активизируя познавательную деятельность, процесс обучения становится целенаправленным, позволяющим усвоить детям их собственный опыт.

Хочется представить вам еще одну игру, в которую наши дети играют с удовольствием. Это, электровикторина «Скоро в школу». Суть ее заключается в том, что ребенок с помощью проводящих ток проводков ищет правильный ответ на вопрос. Проверкой служат световой и звуковой сигнал. При правильном ответе загорается лампочка и звучит музыка. Главная часть электровикторины – пластиковая плата с электронной схемой. В корпусе коробки находится светозвуковой модуль. От него отходят два провода, на концах которых находятся металлические контакты (электроды). Благодаря световому сигналу в электровикторину могут играть и дети с нарушениями слуха. В игре представлено 20 разных тем («Соедини части предметов»,  «Герои из одной сказки», «Определяем время года и суток», «Ищем одинаковые узоры», «Считаем предметы», «Читаем по слогам», «Читаем слова» и др.) Игра развивает наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, речь, навыки самоконтроля, расширяет кругозор.

Использование информационной технологии в коррекционно-развивающей работе является дополнительным средством в образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ, повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, формирует положительное отношение к обучению.


Предварительный просмотр: