Обучающий семинар для студентов, 2024г.

Коновалова Галина Александровна

04.06.2024г. приняла участие в обучающем семинаре для студентов МУППИ в рамках реализации РИП «Индивидуализация обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при формировании и развитии коммуникативных навыков с использованием персонализированного подхода альтернативной коммуникации», на котором выступила с докладом «Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ТМНР» на базе МАДОУ ЦРР – д/с №21 «Надежда».

https://vk.com/razvitiestupino?w=wall-115085038_3551

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.pdf1.89 МБ
Файл doklad_konovalovoy_g.a.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Коновалова Галина Александровна

учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с №21 «Надежда»

городского округа Ступино

Московской области

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми               с тяжелыми множественными нарушениями развития

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство.

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.

        Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

  • дидактические – формирование определенных умений и навыков, необходи-мых в практической деятельности;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определен-ных позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
  • развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

        Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

        У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру ребенок не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребенок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.

Игры с водой являются наиболее естественной, доступной и универсальной формой деятельности, подходящей для детей разного возраста. Такие игры примечательны своей увлекательностью, возможностью освобождения от накопившегося напряжения и отрицательных эмоций. А, еще, неоценимой практической пользой, заключающейся в приобретении жизненного опыта в непринужденной игровой форме, помогающей узнать основные свойства и характеристики воды.

Во время игр с водой у детей развивается большое количество значимых навыков. Причем вне зависимости от формы, особенностей и сложности игровых занятий. Вода полезна сама по себе, ведь она успокаивает, расслабляет, неминуемо увлекает всех ребят без исключения. А если к взаимодействию с ней добавить игровые элементы с интересными заданиями, игрушками, оборудованием, то польза от занятий станет неоценимой.

Игры с водой способствуют:

  • всестороннему физическому развитию малыша: совершенствованию тактильно-кинестетической чувствительности, моторики пальцев рук, повышению уровня закаливания;
  • профилактике простудных заболеваний и запуску оздоровительных процессов;
  • концентрации внимания, развитию речи, коммуникабельности, логики;
  • стабилизации различных проблем, возникающих в процессе адаптации ребят в начальный период посещения дошкольного учреждения;
  • снижению уровня гиперактивности;
  • развитию двигательной и зрительной координации, пространственного, креативного, логического мышления;
  • знакомству с окружающим миром посредством изучения свойств воды;
  • овладению математическими понятиями, навыками сравнения и количественными представлениями путем соотношения и/или подсчета игрушек, природного материала либо других задействованных в игре элементов;
  • снятию психического напряжения, коррекции агрессивного поведения.

Игры с водой могут быть ориентированы как на общее развитие, так и на коррекцию психофизического состояния либо совершенствование определенной группы навыков ребят младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Содержание и оборудование для проведения занятий подбираются с учетом конкретных задач и целей, а также возраста, уровня развития воспитанников.

Водные игры, связанные со счетом и сравнением, помогают малышам освоить простейшие навыки сложения-вычитания. А еще, они позволяют познакомиться с понятиями «полный – пустой», «далекий – близкий», «большой – маленький», «тонкий – толстый», «легкий – тяжелый», «грязный – чистый». В случае задействования в играх различных фигур малыши осваивают основы геометрии. Также они учатся составлять из отдельных простых фигур более сложные (например, из квадрата и треугольника можно получить дом). При этом умственное и физическое развитие – лишь одна сторона положительного воздействия на малышей. Достаточно понаблюдать, с каким удовольствием дети плещутся в воде, чтобы понять, насколько им нравится это занятие. Навряд ли найдется ребенок, которого не придется уговаривать покинуть речку, на берегу которой он выстроил целую водно-песочную систему, или оставить так увлёкший его рыболовный набор, дарящий восторг от пойманной игрушечной добычи. Подобные эмоции благоприятно воздействуют на психику ребенка, помогая ему успокоиться, сосредоточиться и погасить негативные эмоции.

При подготовке к проведению «водных» игр важно обеспечить комфорт и безопасность для детей. Поэтому лучше отдать предпочтение теплой или слегка прохладной жидкости, заранее вооружиться полотенцами либо салфетками, а также не заполнять, слишком объемные емкости, что актуально в случае проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста или ребятами, отстающими в развитии.

Предварительно обязательно проводим с малышами беседу, рассказывая им о том, что во время занятий нельзя:

  • пить воду;
  • обливать друг друга;
  • бросаться игрушками;
  • разливать жидкость (если только это не предполагает игра).

Во время занятий используем аудиозаписи природных явлений (шум дождя, капель, водопада или журчание ручейка), спокойную музыку или сказочное сопровождение. Последнее может значительно разнообразить игру, сделав ее наиболее увлекательной, познавательной.

Игры с песком нравятся всем детям без исключения и особенно малышам дошкольного возраста, что неудивительно. Ведь такие развлечения позволяют ребятам в полной мере проявлять фантазию и воображение. Выстраивая свой маленький детский мир в реалистичном трехмерном пространстве. Из песка можно сделать все, что угодно: башни, пирамиды, горки, дорожки и даже угощения для друзей и родителей.

         Песок можно использовать как при уличных играх, так и в помещении. А еще, особенности этого материала позволяют его применять в так называемой «песочной терапии», суть которой сводится к воздействию на психику и поведение детей посредством визуализации его мироощущения. Впервые такая идея была предложена швейцарским психологом Густовым Юнгом, являющимся создателем методики аналитической терапии. И, с тех пор она пользуется широкой популярностью среди педагогов ввиду положительного комплексного влияния на развитие дошкольников.

         На полках магазинов можно встретить разнообразные названия песка для игр. В зависимости от производителя и состава его именуют кинетическим, космическим, волшебным, живым, магнитным. Примечательно, что в каждом из вариантов названий присутствует отражение свойств материала. Ведь игровой песок действительно способен притягивать песчинки как магнитом и хорошо сохранять форму. А еще, несмотря на схожесть с традиционным материалом, он кажется живым, волшебным за счет своей текучести.

 С «волшебным» песком можно играть где угодно. Его используют в домашних условиях, в ДОУ, развлекательных центрах. Нередко установками с песком оснащают кабинеты психологов, логопедов и дефектологов с целью проведения развивающих занятий.

Для проведения игр с детьми используем и обычный песок. Он может быть морским, речным, карьерным или заводским кварцевым. Стоит такой материал заметно дешевле современных пластичных аналогов, предназначенных для игр в помещениях. При этом в пользе для ребят он почти ни в чем не уступает. Кварцевый песок используем для рисования на специальных столах и световых планшетах, при наполнении уличных песочниц, развивающих комплектов, предназначенных для игр с водой, наборов для проведения песочной терапии.

Игры с песком помогают не только организовать увлекательный досуг, но и занять ребят выполнением интересных, веселых и полезных упражнений, носящих развивающий и образовательный характер.

В зависимости от тематики и содержания такие игры способны:

  • стимулировать развитие мелкой моторики, тактильного восприятия;
  • совершенствовать координацию, творческое, креативное, образное и пространственное мышление;
  • развивать речь, навыки коммуникации;
  • помогать ускорить процесс социализации, что особенно актуально для командных игр;
  • развить память, фантазию и воображение;
  • успокоить ребят, снять нервное напряжение и снизить излишнюю подвижность гиперактивных малышей;
  • нести образовательную функцию в процессе использования во время игр формочек в виде геометрических фигур и различных предметов, которые помогают ребятам познать окружающий мир.

 А еще, во время игр с песком малышей можно познакомить с новыми играми, предполагающими взаимодействие с природой. Например, при занятиях в уличной песочнице мы рассказываем малышам о том, что при создании своих «шедевров» они могут использовать веточки, листочки, цветочки, камушки и другие предметы. Это делает процесс не только более увлекательным, но и познавательным.

Когда ребенок увлечен игрой, он может не заметить происходящего вокруг и не осознавать потенциальную опасность своих действий. Поэтому занятия даже со столь безопасным материалом рекомендуется проводить под контролем взрослых, что особенно актуально для детей до 3 лет. Также заблаговременно стоит провести беседу с малышами, рассказав им о правилах безопасности, а также последствиях к которым может привести неправильное поведение.

Научите ребят основным правилам, объяснив, что:

  • нельзя есть песок, бросаться им в других ребят;
  • не стоит тереть глаза немытыми руками после игр;
  • нельзя поднимать над головой наполненные песком руки, выбрасывать содержимое из формочек за пределы песочницы;
  • не нужно толкаться, разбрасывать и ломать игрушки, чужие постройки;
  • после игр следует обязательно отряхнуть одежду и вымыть руки с мылом.

Самые маленькие будут беспрекословно выполнять все правила, поэтому главной задачей взрослого является слежение за их исполнением.

Что касается самих занятий, то мы их проводим с учетом увлеченности всех участников. Стараемся распределить роли так, чтобы каждый ребенок был занят. Также учитываем уровень активности ребят. Более шустрым поручаем задания, предполагающие выброс лишней энергии. И здесь речь не идет именно об активных играх. Ведь снимать напряжение можно и при помощи интеллектуальных занятий, к которым ребенок питает интерес.

Не менее важным нюансом является выбор игр в соответствии с возрастом ребят. Малышам подойдут самые простые развлечения, направленные, например, на лепку определенного количества фигурок или изучение простейших свойств песка. Детям постарше предлагаем более сложные задания, основанные на классификации предметов, поиске единственно верного решения или ролевых играх.

Игры с водой и песком – это увлекательное полезное занятие, которое помогает ребятам всесторонне развиваться, получать знания о простейших понятиях, осваивать базовые навыки. А еще, подходит для ребят с ограниченными возможностями. Разница будет заключаться лишь в содержании и сложности игр, а также их задачах, определяемых уровнем развития малышей, основными целями проведения.