Мастер-класс «Составление описательных рассказов»

Коновалова Галина Александровна

22 января 2020 года в МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» учитель-логопед Коновалова Г.А. провела мастер-класс «Составление описательных рассказов» для родителей детей старшей группы «Колокольчик» компенсирующей направленности для детей с ТНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Составление описательных рассказов» для родителей детей старшей группы «Колокольчик» компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: Распространение педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста в обучении составлению описательных рассказов.

Задачи:

  • Передать способы методических приемов в овладении детьми основных этапов работы над рассказом.
  • Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат различные предметы, растения, животные. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

Сравнительное описание предметов

Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При обучении детей оставлению описания предметов решаются следующие задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;
  • формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

           С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; обучение развернутому описанию предметов.

При проведении подготовительных упражнений основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употреблении ими фразовой речи при ответе на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнению предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предметов.

При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков.  Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидки разного цвета, но одной формы и величины), затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Вначале определяется объект описания, затем идет перечисление признаков в указанной последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к определенной группе, на его назначение, приносимую пользу.

Родители воспитанников составляют описательные рассказы по предметным картинкам.

Например:

Что это? Это помидор.

Какого он цвета? Он красный.

Какой он формы? Он круглый.

Каков он на ощупь? Он гладкий.

Каков на вкус? Он кисло-сладкий.

Где растет? В огороде, на грядке.

Эффективным является прием параллельного описания взрослым и ребенком двух однотипных предметов. Взрослый, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы.

Взрослый:                                              Ребенок:

Это собака.                                             У меня тоже собака.

У меня собака белая.                               У меня собака тоже белая, а ушки и хвостик коричневые.                                      

Лапки у нее беленькие.                                     Лапки беленькие.

Шерсть у собаки густая,                                   Шерсть у собаки пушистая.

пушистая.

Ушки маленькие, острые.                           Ушки длинные.

Глаза у нее голубые.                                        Глаза черные.        

Хвостик у собаки короткий.                           Хвостик длинный.

Данный прием параллельного описания двух однотипных предметов прорабатывается с родителями наглядно.

По мере усвоения непосредственно воспринимаемого материала рекомендуется вводить в обучение новые виды работ: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

         Также в развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?
  • за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

         Например, сравнительное описание лисы и зайца:

«Лиса и заяц – это дикие животные, они живут в лесу. У лисы дом – нора, у зайца, дом под любым кустом.  Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. У зайчика хвост короткий, а у лисы длинный. Уши у зайца длинные, овальные, а у лисы – короткие, треугольные. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.»

Предлагается использовать в работе поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов   по методикам педагогов В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко:

  • Подготовительные упражнения к описанию предметов.
  • Описание предметов по основным признакам.
  • Самостоятельное развернутое описание предмета.
  • Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.

Различные виды схем, используемые в работе по составлению описательных рассказов и сравнительному описанию предметов.

Очень важно в достижении результатов в коррекционном процессе по совершенствованию связной речи показать родителям наглядно практические приемы работы, позволяющие эффективно развивать речевые способности детей.