ММО учителей-логопедов и учителей-дефектологов 2023г.

Коновалова Галина Александровна

28 марта 2023г. на базе МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда" состоялось  муниципальное методическое  объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Междисциплинарное взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». Специалисты поделились опытом работы с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, тяжёлыми множественными нарушениями развития.           

Были представлены выступления и практическая часть по темам:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

«Система коррекционно-развивающей работы групп компенсирующей направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения» (докладчик старший воспитатель Черепенникова Ирина Леонидовна);                                                                                                                 

«Использование приема альтернативной коммуникации «Ассоциативные кнопочки» для формирования речевой деятельности у неговорящих детей» (докладчики учитель-логопед Шкурина Елена Валерьевна, учитель-логопед Дементьева Наталья Николаевна);                           

«Коррекционно-развивающая работа с детьми с ТНР, имеющими орофациальные дисфункции в условиях ДОУ» (докладчики учитель-логопед Жданова Наталья Николаевна, учитель-логопед Жалина Мария Александровна);                                                                                         

«Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ» (докладчики учитель-логопед Артанова Ирина Владиславовна, учитель-дефектолог Лобачева Елена Юрьевна);                                                                                     

«Развитие речи дошкольников с ОВЗ с помощью подвижно-развивающей игры «VAY TOY» (докладчики учитель-логопед Хуснутдинова Наталья Алексеевна, учитель-логопед Нестеренко Ирина Алексеевна);                                                                                                                           

Практическая часть «Речевые игры с детьми дошкольного возраста с использованием пособия «VAY TOY» (учитель-логопед Хуснутдинова Наталья Алексеевна, учитель-логопед Нестеренко Ирина Алексеевна);                                                                                                               

«Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»; (докладчики учитель-логопед Коновалова Галина Александровна, учитель-дефектолог Пчелкина Елена Александровна);                                                                                     

Практическая часть «Развивающие игры с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития» (учитель-логопед Коновалова Галина Александровна, учитель-дефектолог Пчелкина Елена Александровна);                                                                                                                                 

«Вовлечение родителей в речевую работу с детьми с ТНР (из опыта работы)» (докладчики воспитатель Краснова Наталья Николаевна, воспитатель Смагина Татьяна Александровна);                                                                                                                                                                   

Инсценировка совместной театрализованной деятельности «Весеннее настроение» (музыкальный руководитель Баранова Екатерина Васильевна).                                                                                                                                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konovalova_g.a.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости

и любознательности».

В.А. Сухомлинский

        

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство.

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.

        Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствует-ся самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

  • дидактические – формирование определенных умений и навыков, необходи-мых в практической деятельности;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определен-ных позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
  • развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

        Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

        У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру ребенок не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребенок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребенка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.

        Игровая деятельность должна происходить на всех видах занятий, что позволяет продвинуться в развитии.

        Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.

        Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.

Как играть с пирамидками

Лучше всего подойдут самые простые пирамиды – крупные, с пятью-шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по размеру.

Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребенок смог надеть кольцо на стержень. Задача – побудить ребенка самостоятельно снимать кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.

Взрослый берет в свои ладони руки ребенка и проводит ими по пирамидке, позволяет ребенку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого показывает, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала: аккуратным движением снизу вверх. Затем показывает, как надевать кольца на пирамидку. Пока ребенок не способен собирать пирамидку в правильном порядке и будет делать это произвольно. На данном этапе главное, чтобы ребенок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их.

Игры с пирамидкой:

  • Раскладывать колечки в ряд по увеличению или уменьшению размера.
  • Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Построить самую устойчивую башню (положить колечки по убыванию размера). Собирать колечки от разных пирамидок и строить башню.
  • Выкладывать 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) размера и предлагать ребёнку выбрать из оставшихся колечек подходящее для продолжения цепочки.
  • Выкладывать последовательности, пропуская колечко в середине. Ребёнок должен найти, какое колечко должно занять пустое место.
  • Бросать колечки в корзинку.
  • Нанизывать колечки от пирамидки на веревку. Привязывать колечко от пирамидки к веревке – ребенок будет стараться поймать раскачивающееся колечко.
  • На палочку от пирамидки можно надевать маленькие резинки для волос.
  • Раскладывать деревянные бусины на колечки по соответствию цветов (зеленую бусинку на зеленое колечко и т.п.). Расселять матрешек по домикам (колечкам пирамидок) соответствующего размера.
  • Нарисовать на колечках глаза, рот. Надеть колечко на палец и разыгрывать кукольные представления (самое большое колечко папа, поменьше – мама и т.п.)

Система предъявления материала должна быть доступна для ребенка. Перегрузка информацией, действиями и огромным количеством этапов делают многие игры непригодными для применения их относительно детей с ТМНР. Педагогу следует структурировать содержание игры, то есть избавиться от сложных многоэтажных действий и длинных фраз, которые могут быть не понятны ребенку, могут сбить его с толку. Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что данные дети имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей. Вместе с этим обязательно нужно переработать инструкцию, предъявляемую ребенку. Инструкция, предназначенная нормально развивающимся детям, часто представляет собой сообщение правил, которые распространяются на всю игру. Данный вариант не пригоден для игр с детьми с ТМНР. Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть четко сказано, что требуется от ребенка. Следует заметить, что речь должна быть ласковой и эмоциональной. Ребенку во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У всех детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия с ребенком (сопряженно, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса сенсорного развития. У детей с ТМНР имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную работу необходимой и проходящей через все виды деятельности. В качестве тренировочного материала используют образцы цветной бумаги, ткани, пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой же по цвету, размеру». Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления можно использовать комплект геометрических фигур, игру «геометрическая мозаика», игру «Какая фигура спряталась?», блоки Дьенеша (в игровой форме можно находить соответствующий этаж, подъезд, где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие треугольной формы и т.д.).

Для коррекции слухового восприятия, на формирование умения вслушиваться, узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и голосов по громкости можно проводить игры и упражнения на звукоподражание птицам, животным, людям. «Кто позвал?» – модуляция голоса, «Что упало?» – (звон упавшей монеты, линейки и др., предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

Природная потребность в тактильных ощущениях велика, а в работе с детьми с ТМНР просто незаменима. Для этого проводят игры и упражнения «Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» (достань мягкое, круглое, колючее и т.д.). Материалы для тактильных игр могут быть самыми разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, семена гороха, фасоли и т.д. Хороший эффект дает использование массажных мячей, разных по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.  

Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.

Особенно важны пальчиковые игры. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР, можно выделить следующие нарушения:  

  • слабость моторики пальцев и кистей рук;
  • отклонения в координации движений;
  • медлительность и нечеткость движений;
  • нет согласованности в действиях обеих рук;
  • с большим трудом формируется техника письма.

Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:

  • удержание вложенного в руку предмета разной формы;
  • перекатывание карандаша;
  • перекладывание предмета из одной руки в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;
  • рвать, разглаживать, комкать бумагу;
  • ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста;
  • катание различных мячей в руках;
  • перебор крупы;
  • нанизывание колечек, бусинок;
  • собирание пирамидки, пазлов;
  • рисование в воздухе;
  • работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
  • сортировка монет, пуговиц;
  • работа со счетными палочками;
  • шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  • завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
  • игры с песком (манной крупой), водой и т.д.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.

Игры должны быть обязательно:

  • эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
  • познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
  • игры должны быть социально ориентированные.

2. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужден-ности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

        При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой.