Открытие XVIII муниципальных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», 2020г.

Коновалова Галина Александровна

25 Ноября 2020

XVIII Рождественские образовательные чтения в Ступинском благочинии

24 ноября в методическом центре г. Ступино состоялось открытие XVIII муниципальных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». В связи с необходимостью соблюдения мер профилактики распространения коронавирусной инфекции мероприятие проходило в сокращенном формате с ограничением числа участников. Присутствовали представитель отдела образования И.И. Ипатова, благочинный Ступинского церковного округа протоиерей Евгений Ряполов, заместитель благочинного Малинского церковного округа священник Алексий Плужников, ответственный по религиозному образованию и катехизации в Ступинском благочинии священник Андрей Брагин.

С докладами выступили председатель комитета Ступинского местного отделения Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил РФ полковник Ларенко Ю.А., заведующая МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» Веремейчук Л.Н., воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» Вахмистрова С.М., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» Коновалова Г.А., учитель начальных классов лицея №1 Щепакова Л.А. Была сделана видеозапись докладов для дальнейшей трансляции на официальных сайтах и в социальных сетях.

Ссылка на официальный сайт Ступинского Благочиния: http://www.stupinoblag.ru/#view/index.php%3FELEMEN...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коновалова Галина Александровна,

учитель-логопед

МАДОУ ЦРР - д/с № 24 «Сказка»

городского округа Ступино Московской области

«Образ князя Александра Невского в духовно-нравственном воспитании

детей старшего дошкольного возраста»

         Дошкольный возраст наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями.

Особую роль в развитии духовно-нравственных качеств, а именно мужества, милосердия, добра, любви, сострадания представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости...» вызывают гордость за нашу страну за ее героев.  Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой - вклад его в строительство Российского государства бесценен. Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени.

Александр Невский - великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец святой, особо почитаемый в народе. Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина.

Целью нашей работы является формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на примере образа князя Александра Невского.

Задачи:

  • Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
  • Формировать духовно-нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста на примере исторических героев, таких как Александр Невский.
  • Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

        Мы решили множество задач, идя к цели через:

  • Знакомство детей с великим полководцем - Александром Ярославовичем Невским, горячо любящим свой народ и свою Родину; рассказывая о его роли в истории нашей Родины; и о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отчества.
  • Формирование интереса детей к историческому прошлому страны через знакомство с национальным героем русского народа - Александром Невским, знакомство детей с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, истории средневековой Руси, развития чувства гордости к верному сыну Отечества - великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли на которой ты родился и вырос.
  • Закрепления навыков дружелюбного общения.

Для решения поставленной цели и задач наша работа строилась на интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Педагогами проведён цикл занятий: «Детство Александра Невского», «Ледовое побоище», «Почему Александр Невский назван Невским?», «Святой князь Александр Невский». На занятиях дети получили представления о том, как жил князь Александр Невский, когда был маленьким, чем занимался, как относился ко взрослым, почему получил прозвище Невский, знакомили с историческим прошлым. После занятий дети с удовольствием строили из конструктора средневековую крепость, организовывали сюжетно-ролевую игру «Взятие крепости», в игре дети проявили такие качества, как храбрость, мужество, поддержка. Познакомили детей с нашествием воинов Золотой орды и тем, какие беды принесло это нашествие. Детям было предложено оценить чувство сострадания к людям, жившим много веков назад, и гордость за мужество князя.  Обратили внимание детей на то, что со смирением и упованием на Бога святой князь ехал в Орду. Он горел желанием защищать веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами «Бог не в силе, а в правде». Большой интерес у детей вызвали дидактические игры «Защитные вооружения русских воинов» (шлем, меч, доспехи, кольчуга, копьё, палица), «Четвертый лишний», в играх закрепили умение отличать старинное снаряжение воинов от современного.

В ходе нашей работы мы знакомили детей с художниками и композиторами, которые использовали образ Александра Невского в своем творчестве. Мы с детьми рассматривали репродукции картин - Угрюмов Г.И. «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», Москвитин Ф. «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде», Пантюхин Ю. «Александр Невский», репродукцию иконы Александра Невского, слушали кантаты В. Мусоргского «Вставайте люди русские» и С. Прокофьева «Александр Невский. Ледовое Побоище».

Дети узнали, что именем Александра Невского названы площади, монастыри, памятники, ордена за особые заслуги перед Отечеством. Были организованы виртуальные экскурсии, где дети могли увидеть панораму сражения на реке Неве. В группе мы с ребятами организовали выставку рисунков «Александр Невский - слава, дух и имя России», а также провели «Час поэзии», где дети читали стихи о России, об Александре Невском, вспоминали героические моменты из жизни князя. Мальчики представили себя в роли воинов войска Александра Невского, переодевшись в костюмы дружинников, продемонстрировав в играх и эстафетах храбрость, отвагу и смелость.

Мы понимаем, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувство справедливости, милосердия, сострадания, правдолюбия и они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины. Совмещая в своей жизни и мирское, и духовное, Александр Невский показал нам путь к построению счастливого, здорового общества.


Предварительный просмотр: