Главные вкладки

    Конспекты занятий

    Дамира Исхаковна Мухамедзянова

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

     Конспект познавательной беседы с опытами для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Чтобы уши не болели»

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Познавательная беседа с опытами «ЧТОБЫ УШИ НЕ БОЛЕЛИ»

    Задачи

    1.  Дать понятие о том, как не допустить заболевания ушей при переохлаждении; познакомить с правилами гигиены органов слуха; закрепить знания о том, как нужно одеваться в зимний период.

    2.   Научить детей достаточно громко и выразительно излагать свои мысли.

    3.  Воспитать терпение.

    Оборудование: игрушки — Хрюша и Степашка; одежда для них — несколько вязаных кофт, шуба, шапка-ушанка, валенки, рукавицы, комбинезон, вязаная шапочка с помпончиком, плотно закрывающая уши, шарфик, носовой платок; камфорное масло (можно только бутылочку из-под него), вата, компрессная бумага, теплый платок. Кассета с ритмичной музыкой.

    Ход:

    Хрюша. Привет, ребята!

    Степашка. Здравствуйте! Вы нас узнали?

    Дети отвечают.

    Хрюша. Да, сегодня к вам, в детский сад, приехали двя суперзвезды телевидения, ведущие передачи «Спокойной ночи, малыши!» Хрюша и Степашка.

    Степашка. Ну, ты, Хрюша, сказал — суперзвезды... Скромнее надо быть!

    Хрюша. А чего скромнее-то? Так и есть! И вообще, хорошо быть телезвездой! Все тебя любят. А когда приезжаешь куда-нибудь в гости, тебя угощают разными вкусностями, водят на экскурсии. Вот я, например, в... (называет город) впервые, и очень хотел бы увидеть ваши достопримечательности.

    Степашка. По-моему, главная достопримечательность здесь — это зима. Посмотри за окно — сколько снега намело.

    Хрюша. А что? Зима — это замечательно. Давай погуляем на улице, поваляемся в снегу.

    Степашка. Давай! Только вот одеться нужно правильно, чтобы было тепло, но не жарко, чтобы уши были обязательно закрыты.

    Гости одеваются. Степашка надевает комбинезон, шапочку с помпончиком, сапожки, варежки и шарфик; Хрюша — несколько кофт, шубу, шапку-ушанку, валенки. Дети комментируют их выбор одежды, |

    Степашка. Хрюша, ты слышал, что ребята сказали? Ты вспотеешь в шубе!

    Хрюша. Ничего, жар костей не ломит. Зато я не замерзну! Пошли скорей гулять.

    Комплекс дыхательной гимнастики «На улице»

    (по Б. Толкачеву)

    1. «Погрейся». Встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны — назад. Повторить 8—10 раз.

    2.  «Конькобежец». Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за i спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5—8 раз.

    3.  «Заблудился». Поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8—10 раз.

    4.  «Снежный ком». Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3—5 раз.

    5.  «Снеговик веселится». Поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6—8 раз.

    6. «Вырасти большим». Стать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки — вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4—5 раз.

    Хрюша. Ух, как мне жарко. Я даже шапку снял и расстегнулся.

    Степашка. Ты же простудишься! Нельзя с поту раздеваться!

    Хрюша. Сам знаю!

    Степашка. Ну, смотри, Хрюшечка, потом не жалуйся. Пойдем домой.

    Хрюша. Пойдем!

    «Возвращаются» в группу и начинают раздеваться. Хрюша, потный, мокрый, начинает чихать.

    Степашка. Вот видишь, ты все-таки простыл. Хрюша громко сморкается в носовой платок и хватается за ухо.

    Хрюша. Ох, ухо заложило.

    Степашка. Нельзя втягивать в себя слизь из носа и сильно сморкаться.

    Xрюша.  А почему?

    Степашка. Потому что ухо связано с носоглоткой. Давай вместе с ребятами проведем опыт. Надо набрать воздух и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух, не открывая рта.

    Опыт

    При проведении опыта ведущий может закрыть носовые проходы одного из детей своей рукой по принципу «прищепки». Можно разделить детей на пары. По окончании опыта дети делятся впечатлениями. Они отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

    Хрюша. Как неприятно. (Ковыряет в ухе карандашом.)

    Степашка. Положи сейчас же карандаш! Нельзя ковырять в ушах острыми предметами, можно повредить барабанную перепонку и совсем лишиться слуха.

    Xрюша.  А что мне делать? Ухо-то болит!

    Степашка. Хрюшенька, потерпи немножечко. Ребята тебе помогут. Помощь Хрюше

    Дети дают советы, что нужно делать, когда болит ухо. Все вместе натирают Хрюше кожу около уха камфорным маслом, делают компресс.

    Степашка. Запомни, Хрюшечка, правила: защищай уши от сильного ветра, сильно не сморкайся, лечи простуду и ангину до того, как инфекция начнет распространяться дальше. Если доктор выписал лекарство, обязательно пей его.

    Хрюша. Я понял. А еще зимой надо одеваться, не кутаясь, чтобы не перегреться. И еще я вспомнил одно правило: когда моешься в ванне или летом плаваешь в реке, не допускай попадания воды в уши.

    Степашка. Правильно, Хрюшечка! А вы, ребята, все запомнили? Дети отвечают.

    Хрюша.  Степашечка, помоги мне снять компресс, пожалуйста. Я себя прекрасно чувствую.

    Массаж ушных раковин

    Степашка помогает Хрюше снять компресс и предлагает сделать массаж.

    Хрюша. Ура! Теперь мои уши никогда не заболят! А сейчас устроим дискотеку и будем танцевать! (Очень громко включает музыку.) 

    Степашка (затыкая уши). Хрюша, сделай потише! И запомни еще одно правило: громкий шум для ушей очень вреден. А вот теперь давай с ребятами танцевать под не очень громкую музыку.

    Общий танец (по выбору)



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Что такое микробы».

                                     Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема: «Что такое микробы?»

    (познавательное занятие)

    Цель:

    - дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

    - получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

    - узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

    - познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

    Материалы и оборудование.

    У педагога: картинка с изображением разных микроорганизмов, взятая из школьного учебника ботаники или общей биологии; у детей: пластилин, здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший),кусочек хлеба с плесенью в баночке с закрытой крышкой.

    Ход занятия

    Вступление.

    — Кто из вас знает, что такое микробы?

    - Вернее, кто такие микробы? (Воспитатель выслушивает все ответы и

    предположения детей. При необходимости он уточняет и дополняет их представления.)

    Общая характеристика микроорганизмов.

    —  Микробы — это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Демонстрируются иллюстрации.)

    —  Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают — как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице — микробы прилипли к пальцам. Потом он пошел домой и стал этими же руками есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.

    Чем питаются микроорганизмы.

    Что едят микробы? Все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика (две щепочки). Определите сами, какой из них ели микробы, а какой — нет. (Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.)

    —  Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите. (Воспитатель показывает детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)

    —  Большинство микробов для нас не опасны. Даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.

    Характеристика болезнетворных микроорганизмов.

    —  Некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы, и он начинает с ними бороться. То время, пока идет борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу — делает уколы.

    —  Кто кого победит? Конечно, в конце концов побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.

    —  В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе — воспаление уха, если в зубе — дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий. Но и микробам это полезно: когда у человека понос или когда он чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.

    Размножение бактерий.

    — У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.

    — Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.) 

    Правильно. Что теперь с ними произойдет? (Ответы.) 

    Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре.) 

    И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.) 

    Что будет дальше? (Ответы.) 

    Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.

    Борьба с болезнетворными бактериями.

    —  А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой... Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел.

    — Так ли уж опасны бактерии? Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.

    —  На кого в первую очередь нападают микробы? На тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось. Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное — быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

    —  Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим нагрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь.

    А как они могут попасть в организм?

    Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нем.

    Во-вторых, надо удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы.)

    Да, достаточно умываться и мыть все то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного. В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчесов. Конечно, и в этом случае организм справится, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой — все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними. И совсем уж трудно приходится организму, если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются слишком быстро.

    Заключение.

    Теперь скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы.)

    —  Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (Ответы.)

    —  А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали? (Ответы.)



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «В стране легких и путешествие воздушных

    человечков ».

                                Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема : « В стране Легких, или Путешествие воздушных человечков»

    Цель:

    - закрепить и обобщить знания о внутреннем строении носа, дыхательной системы человека.

    - формировать представление о работе отдельных органов и систем организма человека как единого механизма.

    - формировать у детей восприятие своего организма как самого ценного и удивительного творения природы.

    - побуждать интерес к изучению строения организма человека.

    - развивать воображение и фантазию.

    Оборудование: кукла Незнайка, рисунок строения органов дыханиая.

    Воспитатель обращается к детям:

    — Ребята, добрый волшебник Познайка принес нам замечательные воздушные шарики. Им скучно лежать в коробке, они просят, чтобы вы их надули и поиграли с ними. Но шарики эти не простые, они приоткроют нам тайну, отгадку которой мы с вами должны найти.

    Воспитатель раздает шарики, дети их надувают, играют с ними. Далее можно задать детям следующие вопросы:

    — Ребята, а что находится внутри шариков?

    — Воздух.

    — Шарики легкие или тяжелые? Почему?

    — Легкие. Воздух легкий.

    — А как воздух попал в шарики?

    — Мы надули их.

    — А разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли?

    — Мы вдохнули его, мы дышим.

    — Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? У воздуха есть «свое» место внутри вашего тела? Где оно?

    Задаются дополнительные вопросы в зависимости от ситуации.

    Дети высказывают разные предположения, но какие из них верные?

    Воспитатель предлагает, чтобы найти правильный ответ, совершить путешествие вместе с воздушными шариками, которые, кажется, знают ответ. Обыгрывается превращение детей в воздушных человечков с помощью волшебной палочки. (Каждому надевается на голову атрибут с изображением облачка.)

    — Быстрее в путь! Чувствуете, как нас засасывает... в нос! Вот мы и в носу. Хорошенько оглядимся. Везде микробы на каждой пылинке. Но их задерживает «лес» из волосков, которые растут в ноздрях, и специальная липкая масса внутри носа. Когда микробов будет слишком много, нос выбросит их наружу, и тогда готовь носовой платок.

    Дышать следует носом, так как холодный воздух в носу согревается и затем поступает в трахею — удивительный воздушный тоннель, из которого попадает в легкие.

    Благодаря легким мы дышим, они работают и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом — всю нашу жизнь. Легкие размещаются в грудной клетке вместе со своим неутомимым соседом-сердцем.

    В этой клетке имеются не только «стены» — ребра, но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. У этой большой сильной мышцы есть подружки, которые живут между ребрами. Они большие трудяги и ни минутки не отдыхают. Именно они, опускаясь и поднимаясь (сокращаясь), заставляют легкие дышать.

    Когда мышцы опускаются, ребра расходятся, легкие расправляются, становятся воздушными, потому что как насосом втягивают в себя воздух. Так происходит вдох.

    Когда мышцы поднимаются, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.

    Легкие добрые, заботливые и всегда рады гостям — воздушным человечкам, хотя и не позволяют им долго задерживаться в этой удивительной стране, где обменивается полезный, необходимый для жизни кислород на вредный для человеческого организма углекислый газ.

    Легкие — наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот и неприятностей.

    В результате нашего путешествия мы разгадали тайну существования страны Легких, тайну дыхания человека. Мы можем поделиться своим открытием с воздушными шариками. (Обобщение нового материала.)

    Правила безопасного поведения

    1. Не глотай инородных предметов, они могут попасть в дыхательное горло, что приведет к невозможности дыхания (смерти),

    2. Дыши носом.

    3. Избегай простудных заболеваний.

    4. При закупорке дыхательных путей — сразу в больницу.

    5. Во рту может быть только еда.

    6. Не смейся во время приема нищи.

    Примерные практические упражнения

    1. Положите руки на ребра и сделайте глубокий вдох, что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали? Объясните свои ощущения.

    2.  Вдохните и легким нажатием на ребра попробуйте «выгнать» воздух из легких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?

    3. В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стеклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем — оно стало влажным.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Великий труженик и волшебные реки».

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема:  «Великий труженик и волшебные реки (система кровообращения)».

    Задачи

    1. Дать детям элементарные знания о сердце как о важнейшем органе нашего организма; подвести детей к мысли, что сердце нужно развивать, укреплять физическими упражнениями; научить детей находить пульс.

    2.  Развить способность к сравнению.

    3.  Воспитать желание заниматься физкультурой.

    Воспитатель предлагает детям сесть, закрыть глаза и в тишине прислушаться к самому себе. Через некоторое время он спрашивает:

    Воспитатель: «Что вы услышали?» (Ответы детей.)

    Воспитатель: Каждый услышал свое сердце, вернее, почувствовал, что оно неустанно работает. Мы отдыхаем, а оно трудится, трудится, и все его усилия направлены на то, чтобы человек был здоров, жил счастливо и долго. Сердце не просит за это никакой награды, а мы забываем о нем, не бережем его и даже не знаем, какое оно.

    — Как вы думаете, на что оно похоже, какой формы и величины? (Ответы детей.)

    Фантазия ребят не знает границ. Воспитатель предлагает ребятам проникнуть в эту тайну и совершить воображаемое увлекательное путешествие по человеческому организму. Обыгрывается уменьшение детей до микроскопических размеров с помощью волшебной бутылочки «Выпей меня» или волшебной палочки Познайки. Воспитатель также включается в игру:

    — Уменьшаюсь, уменьшаюсь ... теперь я вижу, что все на месте. Слушай мою команду: «Приготовились ... Вперед!»

    — Кажется, прибыли. Здесь довольно шумно, ориентируемся на звук «тук-тук», который все ближе, ближе. А вот и сердце! Посмотрите, а оно не такое уж и большое, почти как ваш кулак. Сожмите руку в кулачок — вот такой величины ваше сердце. Оно работает как насос. Сердце похоже на кулак, но оно не ударяет по ребрам, оно ровно стучит. «Тук-тук» — это звук работающего мощного насоса, который, сжимаясь, с большой силой выталкивает из себя за раз почти полстакана крови. Сердце в это время стучит глухо, натужно: ту-ук! А когда разжимается, его стук уже легкий и веселый: тук! И так постоянно, наше сердце совсем не отдыхает.

    — Заглянем внутрь сердца и узнаем, как оно устроено.

    Обыгрывается путешествие детей внутри сердца. При этом демонстрируются разноцветные схемы и рисунки.

    Воспитатель в игровой манере с использованием схемы кровообращения рассказывает ребятам о строении сердца: оно разделено на четыре камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки.

    Знакомит детей с системой кровообращения человека, составом крови («маленькие разноцветные человечки») и способностью клеток крови участвовать в обмене веществ в организме.

    Красные клетки (эритроциты) очищают кровь, несут кислород и питательные вещества; белые (лейкоциты) — защищают наш организм от микробов, поглощая их; фиолетовые клетки (тромбоциты) участвуют в свертывании крови, не дают ей вытекать, когда образуется ранка.

    Сердце нагнетает кровь в артериальную систему, а затем обеспечивает ее возврат по венам. Артерии и вены — это «волшебные реки» в человеческом организме».

    В результате обмена веществ кровь очищается от всего вредного и ненужного. В таком обмене участвуют легкие, почки.

    Легкие обогащают кровь кислородом, а почки удаляют отходы, лишнюю воду.

    Полученные знания помогут детям лучше понимать себя и других людей, заставят задуматься над тем, что надо особенно беречь свое сердце — очень важный орган в человеческом организме. И об этом следует всегда помнить.

    Практические упражнения

    1. Послушать работу сердца с помощью фонендоскопа.

    2. Посчитать пульс.

    3.  Первая помощь при кровотечениях (начальные медицинские знания): даются дополнительные сведения о количестве крови, ее значении для жизни, о переливании крови, о донорах.

    4. Проследить зависимость работы сердца от физических нагрузок. Значение физических нагрузок.

    5. Показать детям смысл и значение анализа крови.

           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Знакомство с кожей».

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема: «Познакомимся со своей кожей»

    (познавательное занятие)

    Цель:

    -  познакомить детей с внешним строением кожи;

    - уточнить представления о значении кожи;

    - развивать желание экспериментировать;

    -  формировать умение объяснять полученные данные.

    Материалы и оборудование.

    У каждого ребенка: лупа, зеркало, лист белой бумаги, черная гуашь, разведенная до густоты сметаны, салфетка для вытирания рук, шарфик или платок для завязывания глаз, 2—3 разных предмета (ручка, предметы из математического или кукольного набора, ложка и т.п.).

    У педагога: 3 предмета правильной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник) размером 5—7 см, сделанных плотного картона; 3 предмета простой формы (например, вата, губка, чашка) и 2 предмета сложной формы (игрушки из киндер-сюрприза), шарф для завязывания глаз, «чудесный мешочек» или «чудесная коробка» с отверстиями для рук по бокам, банки с горячей и холодной водой, ширма.

    Ход занятия

    Дети сидят за столами по двое. Педагог стоит или сидит перед ними. Рядом с педагогом стоит стол с необходимым оборудованием и ширма, где лежат предметы, которые не должны увидеть дети.

    — Ребята, Сегодня мы будем знакомиться со своей кожей.

    рассматривание кожи.

    —  Какого цвета наша кожа?

    —  Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку? Потяните кожу, подергайте ее. (Нет, кожа прирастает к глубоким слоям тела.)

    — Одинакова ли толщина кожи на разных местах? Обследуйте кожу на ладони (дети выполняют) и на тыльной поверхности кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, под глазами, на локте (на каждое обследование дается несколько секунд). 

    Где она тоньше?

    Вывод: по толщине кожа разная.

    Как кожа прикреплена к тканям, лежащим под ней.

    — Теперь проверим, где она прочнее прирастает к телу. Оттяните кожу на тыльной поверхности кисти и на ладони. Где сильнее оттягивается? (На тыльной поверхности.) 

    Обследуйте кожу на локтях, когда рука вытянута и согнута. (Дети выполняют.)

    То же сделайте на бровях, щеках, шее спереди и затылке. Где оттягивается лучше всего? (На шее, тыльной поверхности кисти, локте.) 

    Где прирастает плотно? (На ладони, пальцах, лбу.)

    Вывод: в разных местах тела кожа прикрепляется по-разному.

    Все ли тело покрыто кожей?

    — Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрытые кожей? (Дети нашли: это глаза, ногти, носовая и ротовая полости.)

    Рассматривание кожи в лупу, изучение пальцевых рисунков.

    —  Ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрите ее в лупу. (Слушаем описание детей: на коже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки.)

     Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют.)

    — Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда; вытрите палец о салфетку. (Дети последовательно выполняют все указания.)

     Рядом с вашим пальцем пусть оставит отпечаток сосед. (Дети выполняют указание, меняясь листами бумаги.) 

    Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются? (Отпечатки можно рассмотреть в лупу. При желании педагог может предложить детям сделать отпечатки ладошек. Они тоже бывают интересными.)

    Значение кожи.

    — Зачем человеку кожа? Какая от нее польза? (Беседа ведется в свободном стиле, воспитатель  выслушивает все предположения детей.)

    Что можно узнать с помощью кожи.

    —  Ребята, кожа может нам о многом рассказать. Проведем опыт.

    (Воспитатель приглашает к себе по очереди несколько детей, каждому дает коробку и предлагает на ощупь определить, какой предмет в ней лежит. Предметы вкладываются в коробку за ширмой, чтобы дети не могли их видеть. Вначале помещают предметы правильной геометрической формы, затем — последовательно вату, губку, чашку; последним испытуемым предлагаются киндер-сюрпризы. Таким образом, в этом эксперименте участвует 8 детей. Работа ведется в высоком темпе, при минимальной трате времени на непроизводительные действия — приглашение детей, их переходы и т.п.)

    —  Слава, ты можешь определить форму, твердость предмета? Что рассказали тебе твои пальчики? А теперь покажи всем этот предмет. Правильно Слава определил? (Опыт показывает, что предметы простой формы дети определяют быстро и безошибочно. Обследование киндер-сюрпризов идет медленнее, точность определения бывает худшей. Так и задумано: выполняя это задание, дети должны напрячь свои сенсорные и умственные способности.)

    — Кожа может рассказать нам о форме и твердости предметов. Что еще мы можем узнать с ее помощью? ( Воспитатель приглашает следующего ребенка, завязывает ему глаза шарфиком и последовательно прикладывает к его руке банку с теплой и холодной водой.)

    — Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками. Что вы почувствовали? (Боль.)

    Всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность?

    —  Все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. Дети, сидящие слева, будут испытуемыми, а сидящие справа — учеными. Ученые, поднимите руки. Правильно. Сейчас испытуемые сложат руки вот так. (Педагог показывает, что кисти рук накладываются друг на друга тыльными поверхностями).

    Ученые проверят свойства кожи на разных участках тела. Завяжите глаза испытуемым. (Дети выполняют.) 

    Положите им между кистями любой предмет и предложите его определить. (Как правило, дети затрудняются с ответом.) 

    Теперь приложите его к щеке. Удалось определить? Затем к шее. К ноге. А сейчас, не развязывая глаз, потрогайте этот предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? (Ответ бывает точным.)

    Испытуемые и ученые меняются ролями, опыт повторяется еще раз.

    Вывод: на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.

    Заключение.

    — Вот и познакомились мы с кожей.

    Что она может нам рассказать? ( ответы)

    Что мы можем почувствовать и определить с помощью кожи? (Ответы:

    прикосновение, твердость, форму, тепло, боль.)



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Крепкие крепкие зубы »

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Познавательное занятие

    «КРЕПКИЕ-КРЕПКИЕ  ЗУБЫ»

    Задачи

    1.  Научить детей воздерживаться от совместного пользования предметами личной гигиены.

    2.  Развить способность к сравнениям и суждениям.

    3.  Воспитать стремление к чистоплотности.

    Оборудование: небольшое зеркальце, зубная щетка, кружка с

    водой, зубная паста — каждому ребенку; таблицы «Строение зуба» и «Характеристика зубов», изображающая коренные зубы, клыки и резцы.

    В гости к ребятам приходит доктор Айболит.

    Айболит

    Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. (К. Чуковский)

    Сегодня мы с вами поговорим о зубах. Посмотрите в зеркало. Сколько у вас зубов?

    Дети отвечают.

    У всех разное количество. Это потому, что у вас многие зубы молочные. Они «живут» лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие зубы — постоянные. Когда вы станете взрослыми, у вас будет 32 зуба. По 16 на каждой челюсти.

    Вот из чего состоит зуб. (Показывает по таблице «Строение зуба».)

    1.   Сверху — твердое покрытие из эмали.

    2.   Еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью, называется дентин.

    3.   Под дентином расположена пульпа — мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами, через которые в зуб поступают питательные вещества, и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.

    4.  У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

    5.   Каждый зуб расположен в зубной ячейке — специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни зубов.

    6.   Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы десны всегда были здоровыми, чтобы в них не проникала инфекция, которая может разрушить зуб.

    Зубы есть у очень многих животных. Зубы разных животных тоже не одинаковые. Например, у хищников зубы совсем не такие, как у травоядных. Самые страшные зубы у акулы. Они как острые кинжалы или пилы, а растут в несколько рядов. Причем эти зубы все время немного двигаются — ползут вперед. Когда передние зубы у акулы стираются, глядь — а они уже подползли к краю рта и могут спокойно выпадать, а на их место выползает , новенький, блестящий, острющий «частокол».

    Зубы помогают нам есть твердую пищу, которая нужна для роста. У каждого из наших зубов своя роль. (Показывает таблицу «Характеристика зубов»,) Резцы режут пищу ребром. Острые клыки разрывают ее. Коренные зубы с плоской поверхностью и маленькими бугорками мелко перемалывают, перетирают твердую пищу.

    Зубы — ваши верные помощники и друзья. Они смело вонзаются в твердые яблоки и груши. Перетирают сухари, словно на  мельнице. Режут мясо и мнут картошку. Часто «мерзнут» от мороженого и «обжигаются» горячим чаем.

    Зубы трудятся ежедневно без выходных и отпусков. Они заботятся о вашем здоровье. Почему бы и вам не позаботиться о них. Как о зубах нужно заботиться?

    Дети отвечают.

    Что случится, если кусочек мяса оставить на жаре? Он протухнет и сгниет. А что случится, если кусочек пищи застрянет в зубах? То же самое. Вот и заведутся в зубах микробы. Они прячутся между зубами, как пираты между скал. Выдалбливают себе гроты-убежища. Разрушают зуб. И приходится срочно бежать к врачу лечить зубы.

    Если вы хотите помочь своим зубам, возьмите в руки зубную щетку и выгоните всех микробов вон!

    Упражнение «Чистим зубы»

    Дети берут зубные щетки и стаканчики с водой и чистят зубы под комментарии доктора Айболита.

    Вы позавтракали вкусно? Зубы вам почистить нужно. В руку щеточку возьмем, Зубной пасты нанесем.

    И за дело взялись смело, Зубы чистим мы умело: Сверху-вниз и справа-влево, Снизу-вверх и снова влево.

    Их снаружи, изнутри Ты старательно потри. Чтоб не мучиться с зубами, Щетку водим мы кругами. Зубы чистим осторожно, Ведь поранить десны можно. А потом что? А потом Зубы мы ополоснем.

    Нам понадобится кружка... Улыбнитесь-ка друг дружке, Поработали умело! Наши зубки стали белы.

    (И. Савчук)

    Молодцы! Какие у вас красивые крепкие зубы. Вот только, ребята, запомните: у каждого из вас зубная щетка должна быть только своя, и ею нельзя пользоваться другим людям. Почему?

    Дети отвечают.

    Правильно. Если человек, у которого болят зубы, почистит их вашей зубной щеткой, то на ней останутся микробы. А когда вы почистите этой щеткой свои зубки, микробы попадут вам в рот, и вы тоже можете заболеть. Зубная щетка — предмет личной гигиены. Значит, ею можете пользоваться только вы. А какие еще предметы личной гигиены вы знаете?

    Дети отвечают: «Расческа, носовой платок...».

    А можно ли надевать на голову чужой головной убор? Почему нельзя?

    Дети поясняют.

    Я думаю, вы запомните, что предметами личной гигиены можете пользоваться только вы сами. И не забывайте, ребята, что к зубному врачу надо ходить два раза в год, даже если зубы у вас не болят. Буду вас ждать. А пока не забывайте мои советы! До свидания.

                                                                                                                                     

                                                                                                 

                                                                                                 

           



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

    « Опорно-двигательная система . Cкeлeт»

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема: « Опорно-двигательная система . Cкeлeт»

    Цель: познакомить детей со строением и значением скелета.

    Материалы и оборудование.

    отксерокопированное изображение скелета: череп вместе с шейным отделом позвоночника, руки, ноги, грудная клетка, поясничный отдел позвоночника.

     Дети сидят за большим общим столом. Все занятие проходит в форме беседы.

    Ход занятия

    Вступление.

    — Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие? (Ответы.) Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему не падаем мы? (Ответ: внутри нас есть кости.)

    рассматривание своих костей.

    —  Давайте рассмотрим свои собственные кости.

    Глаза не закрываем и ладошки к ним не прижимаем. Поворачиваемся к свету и некоторое время сидим молча, пока глаза привыкнут к темноте. Сделайте так же, как я. (Дети выполняют.) Постарайтесь так сложить пальчики, чтобы свет не пробивался ни в какую щелку. Рассказывайте, что вы видите.

    Воспитателю не обязательно  описывать, что увидят дети; пусть они сделают это открытие самостоятельно.)

    (Ответ: все красное, а внутри темное.)

    —  Эти темные пятна, полоски и есть наши кости. Посчитайте, сколько костей имеется в каждом пальчике.

    Самообследование руки.

    — Откройте глазки и ощупайте свой пальчик. (воспитатель демонстрирует нужный прием: двумя пальцами зажимает среднюю фалангу среднего пальца с боков.)

     Какую форму имеет косточка, которая находится внутри? (Ответ: внутри она потоньше.)

    —  Проверьте, есть ли кости в других частях пальца? (Дети убеждаются: есть.)

    — Согните пальчик другой рукой. Посчитайте, сколько косточек есть в пальце? (Три.) А сколько в другом? (Тоже три.) А в мизинце? (Три.) А в большом? (Дети убеждаются сами: только две.

    — Ощупайте кисть. Есть там кости? (Дети выполняют и убеждаются: есть.) Какую форму имеют эти кости? (Они длинные, как палочки.) 

    Попробуйте сосчитать, сколько здесь костей. (Если дети насчитают всего четыре, педагог подсказывает, где находится пятая кость, связанная с большим пальцем.)

    —  Перейдем на предплечье. Попробуйте определить, сколько здесь костей. (У детей мягкие ткани развиты слабее, чем у взрослых, поэтому они легко прощупают две кости.)

    Эти кости длинные или короткие? (Длинные.)

     Самообследование черепа.

    — Теперь ощупаем голову. Кости внутри нее называются «череп». Давайте повторим хором это название. Положите руки на виски... Ощупайте затылок... Перейдите на темя... На лоб...

    Сколько костей вы насчитали? (Ответы: одну единую.) 

    Есть ли здесь какие-то ямы? (Ответы.) 

    Можно ли согнуть кости черепа? (Ответы.)

    —  Почему череп такой прочный? Зачем он нужен? (Ответ: чтобы защищать мозг.)

    — А теперь ощупайте то место, где лежит глаз. Работайте осторожно, чтобы не надавить на глаза и не повредить их. Убедитесь, что здесь в черепе есть ямка, в которой лежит глаз. Найдите край этой ямки, обойдя пальчиками вокруг глаза. (Дети выполняют.)

    — Найдите маленькие косточки, которые образуют нос. (Дети выполняют.)

    Они очень тонкие, особенно у детей, поэтому в драках, при падении легко ломаются. Будьте к ним особенно внимательны, не повредите.

    — Перейдите на то место, где находятся зубы. Эта кость называется челюстью. Верхняя челюсть. Подвигайте руку влево-вправо. Что чувствуете? Ровная ли эта кость? (Дети ощущают бугорки и впадинки.)

     Кто догадается, почему они тут образовались? (В них лежат корни зубов.)

    — Обследуем нижнюю челюсть. Ощупайте ее. Сколько здесь костей? (Одна.) 

    Есть места для зубов? (Да.) 

    Эта кость может двигаться? Попробуйте ее передвинуть. (Дети двигают челюсть вверх-вниз, влево-вправо.)

    Для чего это надо? (Чтобы жевать и разговаривать.)

    Обследование грудной клетки.

    — Перейдем к грудной клетке. Встаньте. Положите руки на ее боковую поверхность. Ощупайте пальчиками. Сколько здесь костей: одна,

    как в черепе, или много? (Дети нащупывают много ребер.) 

    Посмотрим, что делается на спине. Те, кто сидят слева, будут пациентами. Повернитесь спиной к своим товарищам, которые будут врачами. Они сейчас проверят, все ли в порядке у человека, который пришел на прием. Ощупайте верхнюю часть спины. Там слева и справа есть кость, которая называется лопаткой. Найдите ее. Ощупайте ее края.

    Какую форму имеет данная кость? ( треугольника )

    Сколько у нее углов? (Три.)

    — Поменяйтесь ролями. Кто был врачом — стал пациентом, и наоборот. (Дети выполняют то же задание повторно.)

    — Поставьте пальчик около затылка и медленно спускайтесь вниз по середине спины. Чувствуете бугорки? Это позвонки, из которых образуется позвоночник. Позвоночник — очень важная часть скелета. К нему прикрепляются все остальные кости. Что прикрепляется сверху? (воспитатель кладет руку на голову ребенка, сидящего рядом.) Череп.

    Что — с боков? (Грудная клетка и лопатка.) 

    Обследование таза.

    — Что прикрепляется к позвоночнику снизу? Положите руки ниже талии, найдите крупные кости. Они образуют таз. Повторите это слово.

    Обследование ног.

    —  Остались ноги. Проверьте, сколько костей в бедре, сколько— в голени, сколько — в каждом пальчике. Какой размер у косточек мизинчика? (Очень маленький.) ( обследование проводить очень быстро, так как дети устали).

    моделирование скелета.

    —  Чтобы проверить, как вы все поняли, я даю вам рисунок скелета, который разрезан на части. Составьте эти части так, чтобы получился целый скелет.

    ( воспитатель не дает образца, а создает условия для развития самостоятельности и логического мышления детей. Обычно ребята легко справляются с задачей, но долго думают, куда поместить поясничный отдел. После нескольких проб и ошибок они правильно определяют его местоположение.)

    Заключение.

    —  Вот и познакомились мы с нашим скелетом. Берегите его, он очень нужен, так как защищает все наши органы.

                 



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Органы пищеварения»

                                             Воспитатель:  

                                                                                       Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема : « Органы пищеварения».

    Цель:

    - учить детей понимать свой организм, формировать знания о пищеварительном тракте, его основных отделах.

    - показать важность выполняемой каждым отделом работы.

    - закрепить знания детей об органе осязания, зубах.

    - развивать умение угадывать чувства другого человека, животных; их настроения.

    - воспитывать у детей чувство любви к себе и к своему организму.

    - закреплять представления о правилах личной гигиены.

    Словарная работа: желудок, пищеварение, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка.

    Материал к занятию: плакат с изображением пищеварительного тракта; яблоки на всех детей; книга, д/и "Скажи, что ты чувствуешь"; игрушка "Незнайка"; длинная веревка.

    Ход занятия

    Воспитатель: Дети, мы с вами недавно завтракали.

    Кто-нибудь голоден, хочет есть? Значит, мы сытые.

    А почему мы сейчас не хотим есть?

    Но куда же делась пища, которую мы ели недавно?

    Что с ней произошло?

    Воспитатель: Она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать, какие? Сейчас с помощью плаката - мы с вами попробуем открыть тайну исчезнувшей пищи. Воспитатель ищет плакат. Стук в дверь. Входит Незнайка.

     Незнайка: Здравствуйте, дети. Я шел к вам в гости и нашел вот этот конверт. Но что это я не понял.

    Воспитатель: Спасибо, Незнайка, что ты принес этот конверт. В нем лежит как раз тот плакат, который мы с ребятами искали. Садись с нами, рассмотрим его. Посмотрите, ребята, пища вначале попадает в рот. Значит, проникнув туда, мы найдем дорогу, по которой ушла пища.

    Воспитатель: Что есть во рту? /Ответы детей/.

    Воспитатель: Во рту живет язык - строгий охранник.

    Покажите свой язычок. Почему я его назвала охранником? /Ответы детей/.

    Как вы думаете, зачем людям нужны зубы? /Ответы детей/.

    Они работают: перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. А вы замечали, что у нас во рту всегда мокро?

    Почему? /Ответы детей/.

    Воспитатель: Да, это слюна, она постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее внутрь.

    Воспитатель раздает детям по кусочку яблока.

    Воспитатель:  Ребята, но вы сразу не глотайте его, а сначала дайте поработать зубам и язычку, разжевать. Разжевали? Как, вам кажется, слюна смочила яблочко во рту? /Ответы детей/.

    Воспитатель: А теперь сделайте глотательное движение и проглотите яблоко. Получилось?  

    Куда же оно улетело, ведь во рту его больше нет? А полетело оно в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом рисунке. По пищеводу пища попала в желудок. Он у каждого человека расположен сразу под ребрами. Потрогайте рукой. Нашли свой желудок? И у меня есть желудок, вот здесь Маша а у тебя где желудок? Правильно.

    Воспитатель показывает муляж желудка. Дети рассматривают.

    Воспитатель: И вот пища, наше яблоко, попала сейчас в желудок. Здесь есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пишу и растворяет даже ее твердые частички. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что вы едите. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пишу. Как будто варит ее. Вот и называют этот процесс - пищеварением - варением пищи.

    Воспитатель: Сначала переваренная пища из желудка проходит путь длиною, равною ширине 12 пальцев. Раньше, в старину, пальцы называли перстами. Поэтому эту часть кишки называют двенадцатиперстной. Дима, Саша подойдите сюда и сложите вместе ваши пальчики. Тимур, посчитай, сколько пальчиков, сколько перстов положили дети. Двенадцать. Вот такая длина двенадцатиперстной кишки. В ее стенках есть отверстия, в которые втекает сок из поджелудочной железы и печени, он растворяет пищу. А дальше пища переходит в тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Этот тоннель называется тонкая кишка, вот она, посмотрите на рисунок. Видите, какая длинная - 7 метров. Вот у меня веревка, в ней как раз 7 метров. Давайте ее растянем. Какая длинная! Но в теле человека она свернута. А затем тонкая кишка  переходит в толстую кишку. В кишках полезные вещества, витамины всасываются в кровь, а ненужные проходят до конца кишки - и выбрасываются наружу. Вы бежите в туалет. Вот такой пройдет путь наше яблочко. Незнайка тебе интересно было узнать, как наша пища переваривается?

    Незнайка: Да, очень интересно. Вы мне много нового и интересного рассказали. А я вам принес интересную игру.

    Дети: Какую? Покажи, пожалуйста.

    Незнайка: Но сначала я съем яблоко. Я его купил в магазине, по дороге к вам.

    Воспитатель: Подожди, подожди, Незнайка. Не ешь яблоко. Незнайка: Почему?

    Воспитатель: Ребята, объясните Незнайке, почему нельзя есть яблоки на улице или когда их купили в магазине? Что нужно сначала сделать?

    Дети: Помыть яблоко и руки.

    Незнайка соглашается и предлагает поиграть.

    Д/игра "Скажи, что ты чувствуешь?"

    Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим книгу. Сейчас я покажу вам фотографии детей. Скажите, какое у него настроение? А как ты догадался, что у Сережи что-то случилось? Почему вы подумали, что у Ани веселое настроение? Что ее могло обрадовать? А у Маши какое настроение? Почему вы так подумали? Да, действительно, у людей бывает и хорошее, веселое настроение, и грустное. Но когда человек садится за стол есть, у него должно быть хорошее настроение и он должен с удовольствием есть.

    Воспитатель: А как вы думаете, умеют ли собаки, кошки, попугаи радоваться или грустить?

    Как собака /кошка/ выражает свои чувства?

    Что может обрадовать их? /Ответы детей/.

    Воспитатель: Незнайка, тебе понравилась  наша игра.

    Незнайка: Да, очень Но мне пора.

    Воспитатель:  Ребята, давайте Незнайке напомним то, о чем мы сегодня говорили на занятии, а он расскажет об этом своим друзьям в Цветочном городе.

    Дети вспоминают и повторяют то, о чем говорилось на занятии.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Конспект познавательного занятия для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Для чего нужны глаза?».

                                        Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема : «Для чего нужны глаза?»

     

    Цель: Дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

    Продолжать знакомить дошкольников со строением глаза.

    Привести детей к пониманию, что зрение необходимо беречь.

    Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни.

    Развивать у детей интерес к познанию своего организма, воспитывать желание бережно относиться к своим глазам.

    Материал к занятию: Схема глаза, иллюстрации опасных ситуаций, фотоаппарат, грязные очки, маркер, фломастеры, бумага тонированная на каждого ребенка (с учетом состояния зрения), магнитофон, запись музыки, Буратино ( ребенок или взрослый человек).

    Коррекционная работа:  снятие утомляемости глаз, релаксация ( «последи за лучиной» ).

    Предварительная работа: чтение рассказов  «Очки наши помощники», «Кому помогают очки?». Энциклопедия «Наше тело». Серия бесед о заболевании глаз, ежедневная коррекционная работа.

    Ход занятия:

    В группе на ковре стулья по количеству детей стоят полукругом. Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Дети здороваются, садятся на стульчик

    - Отгадайте загадку:

    «У отца был мальчик странный, необычный, деревянный, полюбил папаша сына, что за странный, человек деревянный. На земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный, кто же это?» (Буратино).

    (В группу входит Буратино).

    Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы отгадали загадку про меня, а сейчас отгадайте мою загадку:

    «Два Егорки, живут возле горки.

    Живут дружно, а друг на друга не смотрят?» (глаза).

    Буратино: Молодцы, правильно отгадали загадку. Закрой глаза- всё словно исчезнет, останется одна чернота. Открой глаза – и всё опять появится.

    - Для чего нужны глаза? (индивидуальные вопросы детям).

    Ответы детей.

    - Глаза человека – удивительный дар природы.

    Это один из важнейших, ценнейших, органов чувств человека, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. А тайны наших глаз хотим узнать?

    Ответы детей.

    - Буратино, что это у тебя?

    Буратино: "Фотоаппарат «зоркий глаз». Я принёс его для вас!" (отдаёт фотоаппарат воспитателю). Дети с воспитателем рассматривают фотоаппарат.

    - Посмотрите, я сейчас нажму кнопку затвора, что вы заметили?

    Ответы детей.

    - Правильно, через это окошечко проходят лучи света, они попадают на плёнку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно также устроены наши глаза. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

    Ответы детей.

    - Да, правильно, вы видите маленький цветной кружочек и чёрную точку. Посмотрите на схему глаза ( рассматривают схему глаза).

    - Вот этот маленький кружочек называется – радужная оболочка. Как её можно назвать ласково?

    Ответы детей.

    - А какого она бывает цвета?

    Ответы детей.

    - Да, правильно, от цвета радужки зависит цвет глаз человека. А вот эта чёрная точка у нас для чего?

    Ответы детей.

    -Правильно, чёрная точка в середине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, как фотоаппарат. И мы видим то, на что смотрим. Молодцы, сейчас Буратино проведёт гимнастику для глаз.

     Коррекционная работа: (гимнастика  по выбору воспитателя)

    Воспитатель показывает иллюстрацию (фото) плачущего ребёнка.

    - Что вы видите?

    Ответы детей.

    - Наши глаза всегда полны слёз. Для чего нужны слёзы?

    Ответы детей.

    - Я открою вам секрет, где работает фабрика слёз. Наша слёзная фабрика т. е слёзные железы внутри верхнего века. Что ещё защищает наши глаза от неприятностей?

    Ответы детей.

    - Веки тоже защищают глаза от опасности (взмахнуть платком перед глазами детей). фы Что случилось? Глаза закрылись. Несмотря на то, что глаза способны защитить себя сами, случаются неприятности, если о них плохо заботиться. Какие неприятности могут случиться?

    Ответы детей.

    (Буратино готовит иллюстрации с определёнными ситуациями).

    - Ребята, помогите Буратино разобраться в ситуациях зайчонка Тимы. Где он правильно поступает, оберегая глаза, а где нет?

    Ответы детей.

    (Релаксация-стайка птиц на потолке снятие утомляемости глаз, «последи за лучиной» ).

    - Чтобы наши глаза всегда были здоровыми, весёлыми, хорошо видели, им необходимы витамины. Какие продукты содержат витамины, необходимые для здоровья глаз?

    Ответы детей.

    Буратино: "Ой, я что-то ничего не вижу. Приготовил вам задание, как же мне быть?"

    - Ребята, почему Буратино плохо видит?

    Ответы детей.

    Буратино: "Слушайте задание: нарисуйте круг на листе бумаги сначала и поставьте точку в центре. Теперь снимите очки и проделайте то же самое, если оба глаза открыты. Когда труднее рисовать?"

    Ответы детей.

    - Так о чём же мы сегодня с вами говорили?

    Ответы детей.

    - Разобрались вместе, дети

    Для чего глаза на свете?

    И зачем у всех у нас

    На лице есть пара глаз?

    Для чего нужны глаза?

    Чтоб текла из них слеза?

    Чтоб читать, писать, лепить,

    Рисовать, играть, дружить.

    -Ребята, что мы пожелаем нашим гостям?

    Дети: Здоровья, чтобы не болели глаза, чтобы не носили очки.

    -Подарите гостям свои пожелания.

    (Дети дарят памятки по уходу за глазами).



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Игра-занятие для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Как правильно сделать перевязку».

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема : « Как правильно сделать перевязку».

    ( Игра – занятие )

    Цель:

     - сформировать у детей простейшие навыки обработки ран;

    -  уточнить с детьми причины возникновения небольших ран (порезов) и их последствия;

    -  научить детей правильно обрабатывать рану и накладывать на нее простейшую повязку;

    -  объяснить значение каждого действия;

    -   сформировать у детей чувство сострадания, желание помочь товарищу.

    Материалы и оборудование.

    На двух детей один набор: 2 тарелочки (для чистых и использованных материалов), бинт, вата, 4 палочки один конец которых обмотан ватой

    Ход занятия

    Ребята, на прошлых занятиях мы уже говорили, что каждый из нас может попасть в беду — пораниться. Представьте себе, что вы играете в песочнице, и вдруг ваш товарищ, сестричка или братик порезали палец стеклом.

    Что надо сделать? (Ответы.)

    А если нет рядом взрослых и вы остались одни, кто поможет пострадавшему? Конечно же, вы.

    Признаки повреждения кожи.

    —  Вначале расскажите, что вы увидите. Почему вы решите, что кожа порезана? (Ответы: кожа повреждена, из ранки течет кровь, ребенок плачет, так как ему больно.)

    — Что вы будете делать? (Ответы: успокоим товарища, перевяжем ранку и т.д. Педагог внимательно выслушивает все варианты.)

    —  Скажите, вам хоть раз перевязывали ранку? (Да.) А вы сами когда-нибудь это делали? Знаете, как это делать правильно? (Ответы.)

    Дезинфицирование кожной поверхности.

    Давайте сегодня узнаем, как правильно обрабатывать рану. Вначале я вам все расскажу и покажу, потом вы сами все сделаете по-настоящему.

    —  В первую очередь хочу вам напомнить, что в рану могут попасть микробы. Значит, их надо убрать. Для работы мне нужен помощник. Вова, подойди сюда. Здесь у тебя будет ранка. (Педагог рисует красным фломастером на пальце ребенка небольшой порез.) А вот грязь на коже. Это Вова играл в песке и испачкал руки. (Ватой, смоченной разведенной черной гуашью, педагог наносит на палец «грязь».)

    —  Чтобы убрать грязь, а вместе с ней и микробы, возьмем кусочек ваты, слегка смочим его водой, отожмем и протрем кожу вокруг ранки. (Педагог совершает все эти действия.) Двигать вату будем в сторону от ранки. Зачем? (Ответ: чтобы не занести микробы и грязь в ранку.) А можно сделать так? (Педагог вытирает всю ранку круговыми движениями.) (Ответ: нельзя, микробы попадают в ранку.)

    —  Теперь надо продезинфицировать кожу вокруг ранки. Для этого используем спирт, йод, зеленку или марганцовку. (Педагог показывает все эти жидкости.) Мы будем пользоваться зеленкой. Накрутим на спичку небольшое количество ваты. (Педагог показывает, как это сделать.) Обмакнем ее в зеленку  и аккуратно протрем кожу вокруг ранки. Ни в коем случае нельзя мазать саму ранку!

    Во-первых, будет очень больно.

    Во-вторых, йод сжигает ткани, которые и так уже повреждены. Если вам когда-то мазали ранку йодом и вам было больно, значит, обработку раны делали неправильно. Ведь микробы находятся на коже, а не в ранке. (Педагог дезинфицирует кожу.)

     Наложение повязки воспитателем.

    Теперь приступим к перевязке. Посмотрите, правильно ли я забинтовываю. (Педагог небрежно заматывает палец.) Вова, потряси рукой. (Бинт слетает.) Чтобы повязка держалась прочно, надо знать правила бинтования. Внимательно смотрите и слушайте, как это делать

    —  Берем бинт в правую руку. Аккуратно расправляем конец, накладываем его на запястье, придерживаем левой рукой и двумя-тремя кругами закрепляем его на руке. Бинт должен раскручиваться наружу, а не в сторону руки. (Педагог демонстрирует все действия и одновременно комментирует их.) Затем бинт ведем на палец и аккуратно обвиваем его, накладывая слой за слоем. Там, где ранка, на бинт накладываем вату. Если положить вату прямо на ранку, она присохнет, и потом будет больно ее отрывать. Накладывая бинт, надо следить, чтобы он ложился ровно, без складочек. Расправляем бинт своими пальцами и слегка натягиваем. Руку больного придерживаем левой рукой.

    —  На конце пальца бинт загибаем и прижимаем следующим слоем. Потом перекручиваем бинт и снова возвращаемся на запястье через тыл кисти, делаем 2—3 оборота для закрепления повязки. Отрезаем бинт, его конец разрезаем ножницами пополам. Получившиеся концы перекрещиваем между собой, оборачиваем вокруг запястья в противоположных направлениях и аккуратно завязываем на бантик. (Педагог показывает все описываемые действия.) Вот наша рана и перевязана. Вова, потряси теперь рукой. Бинт держится крепко, не спадает.

    — Снимать бинт надо в обратном порядке. Сначала его развязываем, потом двумя руками свертываем в аккуратную трубочку. (Педагог демонстрирует все эти действия.)

    Закрепление последовательности действий.

    — Давайте повторим все действия. Что надо сделать вначале? Что потом? Хорошо?

    Обработка раны и наложение повязки детьми.

    —  Теперь те, кто сидят слева, получили травму, а те, кто справа, будут их перевязывать. Старайтесь все сделать правильно и аккуратно. Я сейчас нарисую больным ранки. Больные, положите руку на стол. (Педагог рисует ранки различной формы, на разных пальцах, во всевозможных местах.) А кожу испачкаем грязью. (На кожу наносится ваткой раствор гуаши.) Начинайте работать.

    Все дети работают по парам. (Педагог наблюдает за каждой парой индивидуально, при необходимости помогает советом. Когда работа закончена и бинт смотан, дети меняются ролями. Занятие заканчивается тогда, когда каждый освоит правила бинтования раны)

    Заключение.

    Педагог хвалит детей за умелое оказание первой помощи пострадавшим: «Не расстраивайтесь, если у вас что-то получилось не так. Сделайте перевязку дома своим родным или завтра в садике — товарищам. Вы обязательно научитесь все делать быстро и аккуратно. Это вам в жизни пригодится. Если у вас не окажется

    бинта, можно использовать любую ткань, лишь бы она была чистой. Если нет и ткани, а кровь бежит сильно, отрывают полоску от платья или рубашки. Нельзя же позволить человеку истечь кровью. Спасибо за занятие».



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Игра- конкурс для детей

    старшего дошкольного возраста

     «Какими способами можно очистить свою кожу».

                               Воспитатель:  

                                                                          Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема: «Какими способами можно очистить свою кожу»

    (Игра-конкурс)

    Цель:

    - продолжать формировать у детей гигиенические навыки.

    - развить у детей воображение, способность мыслить нестандартно;

    - показать, что любое действие можно выполнить разными способами;

    - развивать волю к победе, стремление помочь своей команде.

    Материалы и оборудование.

     тазик, чашка с водой, вата, ткань, бумага обычная, бумага туалетная, бумажная салфетка, ножницы, нож, ложка, косметический крем, кусочек теста, пластилин, линейка, одеколон, полотенце, мочалка, мыло, губка, шампунь, пемза, зубная паста, молоко, кефир, мука, глина и любые другие предметы — даже те, которые на первый взгляд нельзя использовать для очистки кожи, у воспитателя стакан с разведенной темной гуашью («грязь»), палочка, конец которой обернут ватой или тканью для нанесения «грязи», два стакана для опускания фишек, фишки.

    Организация игры

    Дети заходят в комнату и садятся на стульчики, стоящие вокруг двух столов. Педагог сразу оговаривает: «Те, кто сидят здесь (показывает рукой), образуют одну команду, а кто сидит там — другую. Придумайте названия для своих команд».

    На столах лежит оборудование, подготовленное заранее. Дети каждой команды имеют к нему свободный доступ. Педагог «пачкает» руки каждого ребенка. Дети демонстрируют придуманные ими способы очистки кожи. После реальной очистки «грязь» наносится снова. Если у членов команды возникает необходимость посоветоваться друг с другом, воспитатель этому не препятствует и даже поощряет коллективный подход к делу.

    Методические рекомендации

    Дети делятся на две команды. Члены обеих команд сидят на стульчиках напротив друг друга. Способ передвижения человека показывает тот член команды, который его придумал. Представители обеих команд выступают по очереди. Желательно активизировать всех детей, но обычно повышенную активность проявляют не все. Занятие следует вести в высоком темпе, на демонстрацию движения отводить несколько секунд, интервалы между показами сводить до минимума. За каждый способ команда получает фишку. Повторы не засчитываются. В конце дети хором подсчитывают количество фишек, полученных каждой командой.

    Ход игры

    — Ребята, мы сегодня поиграем — проведем конкурс и выясним, сколькими способами можно удалить грязь с кожи. Я буду наносить «грязь» на руку, а вы будете убирать ее разными способами. Повторяться нельзя, каждый раз надо придумать новые способы. Нельзя вытирать руки об одежду. Иначе наша игрушечная грязь превратится в настоящую. На самом деле это чистая вода, подкрашенная краской.

    —  Команды будут показывать придуманные способы по очереди. Если одна команда затрудняется с ответом, а другая что-то придумала, она сможет высказываться и без очереди. Побеждает та команда, которая наберет больше фишек.

    Основная часть.

    Педагог создает обстановку раскрепощения. Каждый ребенок чувствует себя раскованно. Он демонстрирует любые способы, которые смог придумать. Обычно дети предлагают около 30 вариантов.

    Заключение.

    Больше никто ничего не может предложить? Тогда считаем фишки. (Дети ведут подсчет хором.) Победила команда...

    —  А на самом деле победили мы все, так как узнали много разных способов, с помощью которых можно очистить свою кожу. Теперь все вы у меня стали умными и должны всегда ходить чистыми и аккуратными. А можно очистить кожу от грязи, полизав ее? (Ответ: нет.) Почему? (Микробы попадут в организм.)

    Могут быть предложены разные способы: вымыть под краном; стереть ватой; стереть тканью; соскрести каким-либо предметом; протереть спиртом или одеколоном; потереть одну руку о другую; почистить мукой; почистить сырой глиной и высушить; протереть бумагой; протереть салфеткой и т.д.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №52 «Самолетик»

    Игра - развлечение для детей старшего

    дошкольного возраста

    «Что лучше: рукu или ноги?».

                                 Воспитатель:  

                                                                           Мухамедзянова  Дамира Исхаковна

    г. Нижневартовск

    Тема: « Что лучше: рукu или ноги?».

    (игра - развлечение)

    Цель: выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека

    -  продолжить работу над формированием понятий о строении конечностей человека, значении рук и ног для человека;

    -  расширить представления о сходстве и различии в строении человека и животных; -  учить фантазировать, находить нестандартные решения;

    Методы обучения: игра, наблюдение, экспериментирование, логическое рассуждение, ТРИЗ («Хорошо-плохо»).

    Материалы и оборудование: большой мяч, у каждого ребенка: блюдце с несколькими семенами фасоли и гороха; лист бумаги, 2 карандаша, ножницы, книга, ложка.

    Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель сидит в центре этого полукруга на таком же стульчике лицом к детям. Стульчики расположены по краю коврика таким образом, что ноги детей находятся на ковре, но, повернувшись назад, они могли бы поставить их на пол. Обувь и носки сняты. Все оборудование находится у педагога и быстро раздается детям в нужный момент занятия.

    Методические рекомендации. В занятии предусмотрено выполнение многих заданий. Педагог не торопит детей, не подсказывает способ выполнения задания. Каждый ребенок фантазирует, как хочет. Например, кто-то берет карандаш под пальцы, кто-то вставляет их между ними. Встречаются и иные интересные способы. Наблюдая друг за другом, дети легко перенимают приемы, придуманные товарищами. Задача педагога — создать простор для проявления детского воображения и не навязывать своего мнения. Такая самостоятельная творческая работа является не только умственной гимнастикой, но и гимнастикой для мелкой мускулатуры рук и ног.

    Ход занятия

    1-й вариант:

    —  Сколько конечностей имеет собака? (Четыре.)

    —  Как они называются? (Ноги, лапы — как скажут дети; в тонкости терминологии на этом занятии вдаваться не следует.)

    — А у кошки? Коровы?

    — А у человека? (Сообразят ли дети, что тоже четыре?)

    —  Как они называются? (Руки и ноги.)

    2-й вариант (расширенный):

    —  Ребята, сегодня мы поговорим о тех частях тела, с помощью которых животные и люди передвигаются. Как передвигаются животные? (Бегают, прыгают, ходят, летают, плавают, ползают.)

    —  Как называются части тела, с помощью которых они передвигаются? (Ноги, лапы — как скажут дети.)

    —  Одинаково ли называются все четыре ноги у животных? (Передние и задние.)

    — Что может делать собака с помощью передних лап? (Ответы.) А с помощью задних? (Ответы.)

    — Сколько органов передвижения у человека? (Тоже четыре.)

    —  Как они называются? (Руки и ноги.)

    — Руки человека чему соответствуют у животных? (Передним лапам.) А ноги? (Задним лапам.)

    —  Сегодня наша с вами задача — выяснить, чем отличаются руки и ноги у человека.

    выявление сходства в строении рук и ног методом игры.

    —  Похожи ли руки и ноги между собой? Что у них одинаково? (Ответы.)

    — Сейчас я буду показывать на себе части рук, а вы покажите те же части у себя на ноге. (Работа идет по типу игры на внимательность.) (Все части конечностей называются без определенного порядка, например вначале показываются пальцы, затем плечо, ноготь, большой палец, указательный палец, предплечье, мизинец, средний палец, ладонь, безымянный палец, запястье. Педагог показывает эти части у себя на руке, а дети находят такое же место у себя на ноге.)

    удержание карандашей.

    — Сейчас выясним, что человеку лучше делать руками, а что — ногами. Возьмите карандаш. (Педагог протягивает карандаш каждому ребенку и тут же забирает его обратно; работа ведется в очень высоком темпе при минимальной затрате времени.)

    —  А теперь возьмите карандаш ногами. (Карандаши быстро кладутся на пол перед каждым ребенком. На данном этапе при работе детей время не экономится. Педагог прекращает работу только тогда, когда каждый ребенок справится с заданием — возьмет карандаш «в ноги». Обычно дети придумывают самые разные варианты: кто-то зажимает карандаш пальцами, кто-то вставляет между ними и т.п. Но все соблюдают условие: руками не помогать! На осуществление этого действия уходит довольно много времени.)

    —  Чем удобнее брать карандаш: руками или ногами?

    — Возьмите два карандаша руками. (Педагог быстро кладет по второму карандашу перед каждым ребенком.)

    — А теперь — два карандаша ногами. (Дети выполняют.)

    — Чем удобнее?

    рисование.

    —  Нарисуйте на листе бумаги солнышко руками.

    — А теперь ногами. (Дети поворачиваются на стульчиках на 180 градусов и рисуют солнышко, положив лист бумаги на пол.)

    —  Чем удобнее?

    совершение нескольких других действий.

    На каждое действие отводится достаточное количество времени; воспитатель не торопит ребят: они должны выполнить действия не номинально, а фактически. Каждый должен не только понять, но и прочувствовать, что любые действия можно совершить и руками, и ногами, только в одном случае лучше пользоваться верхними конечностями, а в другом — нижними.

    — Походите на ногах. А теперь на руках. Чем удобнее?

    — Выберите фасоль с блюдца руками. Теперь ногами. (Блюдце стоит на полу.) Чем удобнее?

    — Я бросаю вам мяч. Ловите руками и бросайте мне обратно.

    — А теперь и ловите, и бросайте ногами. (Работа проходит в высоком темпе.) Чем удобнее?

    — Почешите за ухом рукой. Теперь ногой. Чем удобнее?

    — Попрыгайте на ногах. Теперь на руках. Как удобнее? Педагог легко разнообразит задания в зависимости от своих

    желаний и возможностей: можно собирать спички и игрушки из киндер-сюрприза, пытаться пить из кружки, есть ложкой и т.д. Не исключено, что некоторые задания дети придумают самостоятельно. При этом важно соблюсти требуемую продолжительность занятия и не перегрузить ребят заданиями, чтобы им не надоело работать. Фактически дети не работают, а с удовольствием играют.

    Заключение.

    —  Итак, что удобнее делать руками? (Ответы.) А что ногами?

    —  У кого движения разнообразнее: у руки или у ноги?