Традиции православного воспитания детей и современность.
Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?
Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_pravoslavnogo_vospitaniya_detey_i_sovremennost.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции православного воспитания детей и современность.
Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?
Социологические исследования проблем семьи и брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и бессемейного мира».
Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись.
Совершенно новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» – значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет – его не видно, не слышно.
Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.
Сейчас смысловое пространство «детство» наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности, отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.
Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи.
В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.
В качестве заместителей родительского воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.
Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.
Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи, ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее – принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.
Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.
Период детства — это время сложных этапов становления и развития как духовно-нравственных качеств ребенка, так и хозяйственно-общественных навыков, опыта и привычек, время приобретения знаний об окружающем мире. Причем дошкольный период отличается более активным накоплением нравственного опыта, обращением к духовным началам жизни, становлением основ самоопределения и самосознания. С первых лет жизни полноценное духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает ускорение его социального развития и гармоничное формирование его личности.
Православные традиции нашего общества создают условия для укрепления источников нравственности, а также устремления духовного начала через выражения в душе ребенка. Например, определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, для ребенка обосновывается важность того, какими путями это духовное начало будет проявляться в разные периоды детства, как развитие личности ребенка будет отражаться на его взаимодействии с социальной средой.
Важнейшим элементом развития своеобразия детской личности является обучение и освоение языка и культуры как основных душевных сил, творческого начала в ребенке. У дошкольников миропонимание и мировосприятие обусловлены, прежде всего, механизмами эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Например, у ребенка дошкольного возраста формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, отличается от обычного: оно привязывается с конкретным образам ребенка о дорогом, любимом и близком, то есть с любовью к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и к другим близким ребенку людям. Понятие окружающей его природы ребенок связывает с любимыми игрушками и играми, с мамиными песнями, со всем тем, что его радует и приносит «тепло».
Развитие образования в России в разные периоды ставило своей основной задачей становление духовно-нравственных ценностей у детей и выдвигало эту задачу как приоритетную для всей образовательной системы, на всех ее уровнях. Опыт России и других развитых стран показал, что в современных условиях «свободы выбора» нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты (прежде всего на школу и детский сад), либо только семью. В условиях частого заимствования у Запада свойственных ему моделей и ориентиров, основанных на экономическом расчете, индивидуализме, жесткой конкуренции, стяжательстве и приобретательстве, забываются такие простые и понятные представления о том, что все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира, что в человеке все не только должно быть «прекрасно» и «звучать гордо», но и должно соединять в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное, и что все это — естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Сегодня многие, политики, представители общества и священники подчеркивают важность возрастания меры понимания того, что достигнуть мира, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе — семья, детский сад, школа и Церковь. Только все вместе — образовательное учреждение, семья, Церковь, государство — через целенаправленную работу по воспитанию детей могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «обогащаться любым способом».
Все больше в обществе наступает понимание того, что без духовности, которую несет с собой Православие, нам не выжить, не обрести согласия друг с другом. Сострадание, сочувствие — рассматриваемые раньше как вечные ценности — уходят на второй план, и это болезненно отражается на развитии общества. Справедливо считает Православие, что без духовной помощи просто не обойтись. Причем следует заметить, что православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, а проблема насилия никогда не возникала так остро.
Особенностью русского Православия традиционно считалось видеть смысл образования в духовном просвещении и в нравственном воспитании человека. Сила Православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Причем духовность понималась в православном учении как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия. Такие приоритеты как Родина, семья, долг, подвиг — были высшей ценностью и уважались народом, считались нормами нашей жизни и жизни детей. Поэтому уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», ставились и решались задачи духовно- нравственного воспитания.
Основой духовно-нравственного воспитания на разных этапах развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Основы православной культуры и воспитания по традиции закладывались в России с самого раннего возраста. У детей формировали на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Причем православное воспитание никогда не противоречило основам светского воспитания, установленного государством через нормы и стандарты.
В воспитании российских детей общество исходит из того, что дети должны радоваться, и для радости есть особые поводы, которые следует раскрывать детям. Например, беседы о том, что есть Бог, который любит нас. Или: мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям.
В сложившихся условиях развитие маленьких детей смещается в направлении ранней интеллектуализации, что не всегда способствуют духовному развитию, а в погоне за развитием интеллекта забывается воспитание души ребенка, его нравственного и духовного начала, без которых все накопленные знания, умения и «опыт» могут оказаться бесполезными. Результатом таких изменений служит эмоциональная пустота, волевая слабость и духовная незрелость.
По сути стоящие перед обществом проблемы духовно-нравственного воспитания можно решать в семье. Однако в настоящее время семейное воспитание, по мнению ученых, находится в стадии кризиса. В качестве причин кризиса современной семьи и семейного воспитания называются рекламирование в СМИ образцов низкопробной культуры, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Отсюда справедливыми считаются высказывания о том, что планирование воспитательного процесса должно осуществляться через обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это, с одной стороны, повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, с другой — повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Следует учитывать, что осознанное восприятия мира начинается в среднем-старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому этот возраст считается одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. На основе сотрудничества семьи и ДОУ необходимо в этот период формировать основы для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.
Такого рода задачи решаются через систему духовно-нравственного воспитания, которая включает, по высказываниям экспертов, следующие направления:
во-первых, формирование потребности в здоровом образе жизни;
во-вторых, формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации и эстетическое развитие;
в-третьих, сотрудничество семьи и ДОУ, в том числе и обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям своего народа.
Особое место в программах духовно-нравственного воспитания дошкольников по-прежнему отводится семье как первому «наставнику» ребенка, а также коллективно-творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Конструктивное направление рассматривается чаще всего через призму целеполагающих действий, связанных с православными традициями России:
- воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры;
- содействие обретению ребенком нравственного, востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия;
- знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества;
- снижение уровня агрессивности и повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.
Среди основных задач, позволяющих реализовывать целевые установки, в большинстве программ выделяют:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям и способствование повышению значения семейных ценностей, формированию гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, а также активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, через создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности.
Целевые и конструктивные виды работ по духовно-нравственному воспитанию детей должны соответствовать основополагающим принципам, используемым уже на протяжении ряда этапов: интегрированности, позволяющей сочетать обучение и духовно-нравственного воспитание в эстетическом, интеллектуальном, физическом развитии и трудовом воспитании; культурности, в рамках которой воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника; историчности, включающее использование местного окружения, проведение экскурсий на природу, на производство, в музеи, на концерты, в театры, храмы для накопления чувственного опыта; непрерывности и преемственности, предполагающие воспитание в семье и школе на основе длительного и последовательного сотрудничества, содействия (не заменяя, а дополняя друг друга).
Основными методами, позволяющими на альтернативной основе формировать и развивать систему духовно-нравственного воспитания детей являются, прежде всего:
наглядный
словесный
практический.
Первый используется во время: чтения рассказов и сказок; наблюдений; показа сказок (самими детьми и с участием взрослых); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения развивающихся и духовно-обогащающих игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Второй представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений взрослыми (учитель, воспитатель, родители); чтения стихотворений детьми; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов взрослыми; ответов на вопросы детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.); загадывания ребусов и загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Третий метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить или нарядить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий (см. Приложение 1).
Формами работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми могут быть еще более вариативные инструменты: чтение народных и авторских сказок, литературных произведений (в т.ч. из серии «Детям о вере»), сказки о материнской любви; занятия под названием «Уроки доброты, мужества, дружбы», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя; знакомство с календарными православными и народными праздниками (Рождественские святки, масленица, Пасха); тематические выставки детского творчества; знакомство детей с жизнью выдающихся людей как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы, перед Днем защитника Отечества, Днем Победы; экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией; экскурсии на природу; слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей; постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Таким образом, в комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию с детьми необходимо выделить несколько направлений работы:
- духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения);
- воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы);
- культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов);
- нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
В комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию детей важным аспектом считается поддержание у ребенка психологического здоровья, которое включает ряд подходов и утверждений.
Во-первых, поддерживать у ребенка положительную самооценку, т.е. исходить из представлений, что «не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки». Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
Во-вторых, содействовать эмоциональному благополучию ребенка, так как в хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
В-третьих, помочь ребенку осознать свои эмоции, через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с другом и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
В-четвертых, помочь контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу.
В-пятых, помочь ребенку управлять временем. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Список литературы
- Ворожейкина Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. 4–5 классы. Методические рекомендации. — М.: «Ассоциация XXI век», 2014. — 50 с.
- Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность. Сборник лекций и докладов. — ВГПУ, 2000.
- Давыдова Н.В. Мастера: книга для чтения по истории православной культуры. — М.: Издательский дом «Покров», 2004.
- Лагутина Н. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 172 с.
- Малова В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. — М.: Владос, 2013.
- Маляревский А, протоиерей. Энциклопедия семейного воспитания и обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://royallib.com/read/malyarevskiy_protoierey_a/entsiklopediya_semeynogo_vospitaniya_i_obucheniya.html#0.
- Сурова Л. В. — Православная педагогика как общественное и духовное явление [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
- Уминский Алексий, свящ. Размышления о школе и детях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/.