Главные вкладки

    Рекомендации для учителей


    Предварительный просмотр:

    Признаки беды

    Чтобы заранее распознать суицидента и предотвратить самоубийство, специалистам нужна дополнительная психодиагностическая информация.

    Существует три степени суицидального риска:

    1. Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).
    2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
    3. Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

    К ребенку или подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Оценка риска суицида включает выявление психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (истории семьи).

    На первоначальном этапе педагог-психолог достаточно информации получает, используя диагностические минимумы, которые проводятся в учреждении образования согласно плану. Потребность в дополнительной диагностике возникает в ситуации среднего суицидального риска, когда у подростка есть мысли о самоубийстве или он высказывает намерения совершить суицид. В этом случае многие авторы предлагают воспользоваться следующей диагностической схемой: диагностическое интервью, тест Личко «ПДО», тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, определение направленности личности Баса, тест тревожности Спилбергера-Ханина, опросник Баса-Дарки, метод неоконченных предложений Подмазина, проективные рисуночные тесты.

    Подробнее на этой диагностической схеме мы остановимся в следующем разделе.

    Кроме этого, существуют различные признаки и словесные маркеры, указывающие на опасность.

    Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

    Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить и рассказать родителям подростка, что если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.

    Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

    Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

    АгрессивностьМногим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такое поведение обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

    Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

    Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

    Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

    Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

    Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться по телефону со специалистами-медиками.

    Активная предварительная подготовкаВыражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.

    Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра- и интроперсональные (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., 1980).

    К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:

    • психозы и пограничные психические расстройства;
    • суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
    • подростковый возраст;
    • экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
    • утрату статуса;
    • конфликтную психотравмирующую ситуацию;
    • пьянство, употребление наркотиков.

    Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:

    • особенности характера;
    • сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
    • неполноценность коммуникативных систем;
    • неадекватную (завышенную, заниженную или неустойчивую) самооценку;
    • отсутствие или утрату целевых установок и ценностей, лежащих в основе жизненной позиции и т.д.

    Если внимательно наблюдать за подростками, то можно вовремя заметить эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У детей и подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

    Выделяются внешние, поведенческие и словесные маркеры суицидального риска. Что-то могут заметить педагоги или родители (проинформированные заранее), остальное увидите (проясните в беседе) вы.

    Поведенческие маркеры:

    • Тоскливое выражение лица.
    • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
    • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
    • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
    • Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
    • Амимия (отсутствие мимических реакций).
    • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
    • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
    • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
    • Двигательное возбуждение.
    • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
    • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
    • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
    • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
    • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
    • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
    • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
    • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
    • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

    Словесные маркеры (высказывания ребенка):

    • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
    • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
    • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
    • Прощания.
    • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
    • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

    Основными «инструментами» педагогов и специалистов кризиcных центров и социально-психологических служб для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, беседы со сверстниками, друзьями, родственниками, учителями, получение данных медицинской документации.

    Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).

    Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

    Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

    Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его, стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации педагога-психолога

    по преодолению
    трудной жизненной ситуации

          В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации.  Одни мирятся, и, приспосабливаясь, «плывут по течению». Кто - то замыкается в себе, и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность, предпочитает ее не замечать. Другие ищут выход с помощью действий, направленных на преодоление проблем и неприятностей. Подростку труднее жить, чем взрослому, но, преодолевая свои жизненные трудности, он взрослеет. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече, эти рекомендации.

                                 Умейте отвлечься от забот и неприятностей!

           Для этого необходимо помнить:

    - как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, учитесь

    избавляться от гнета тяжелых мыслей (для чего обычно требуется помощь психолога);

    - ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих;

    - будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в «мировую катастрофу»;

    - что бы ни случилось в жизни, помните – жизнь продолжается! 

                          Будьте требовательными прежде всего к себе!

    Для этого:

    - не требуйте от других то, на что сами не способны;

    - не ожидайте от других того, чего не можете дать сами;

    - не будьте чрезмерно требовательны, ибо мера во всем – основа мудрости!

    - не стремитесь переделать всех на свой манер;

    - находите в человеке положительное и опирайтесь на эти качества в отношениях с ним.

    Гнев – плохой советчик и негодный метод в отношениях между людьми 
    .

    Для того чтобы избежать гнева:

    - учитесь не доводить себя до гнева. Впадая в гнев, остановитесь, сделайте паузу;

    - осмыслите всю ситуацию, которая привела
    к гневу, и вы увидите, что ваша вина не меньше других;

    - вспышка гнева никогда не приносит облегчения и всегда чревата новыми неприятностями;

    - лучшая разрядка для гнева – физическая
    работа: разряжайтесь не словом, а трудом, творческой деятельностью.

    Имейте мужество уступать, если вы не правы

    Следует помнить:

    - упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека;

    - умейте внимательно выслушать своего оппонента, уважайте его;

    - будьте самокритичны к своей точке зрения: не считайте свой взгляд всегда правильным, абсолютной истиной.

    Мы – люди, и всем нам присущи недостатки

    Каждому из нас требуется уяснить:

    - нельзя быть совершенством во всем, каждый из нас в чем-то силен и в чем-то слаб;

    - не думайте, что вы лучше всех или хуже всех, обретите адекватную самооценку, не унижающую себя и других людей (здесь может помочь психолог).


    Не носите в себе свое горе и не копите неприятности!

    Опыт человечества свидетельствует:

    - не оставайтесь наедине со своими неприятностями и горем;

    - ищите людей, способных вам помочь;

    - будьте сами чуткими, милосердными и мудрыми. 

    Формируйте салютогенное мышление:

    В любой ситуации ищите положительные моменты. Ситуацию нужно:

    - осознать

    - принять

    - иметь четкое убеждение о наличии собственных ресурсов для того, чтобы справиться с ней.

    "Стресс-тест"

    Чтобы выяснить, насколько вы близки к стрессу, вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
    — почти никогда (1 балл);
    — редко (2 балла);
    — часто (3 балла);
    — почти всегда (4 балла).
    1. Меня редко раздражают мелочи.
    2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
    3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
    4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
    5. Не переношу критики, выхожу из себя.
    6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
    7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
    8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
    9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
    10. Страдаю отсутствием аппетита.
    11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
    12. По утрам чувствую себя плохо.
    13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
    14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
    15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
    16. У меня бывают боли в спине и шее.
    17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
    18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
    19. Думаю, что я лучше многих.
    20. Я не соблюдаю диету.
    Шкала оценки:
    30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
    31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
    46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
    61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.



    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

    Психологический настрой выпускников в ситуации ЕГЭ зависит и от учителей-предметников, их действий и слов. Поэтому необходимо знать приемы создания ситуации успеха.

    Прежде всего, нужно ознакомить учащихся с методикой подготовки к экзаменам.

    • Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

    Дети должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Необходимо показать детям на практике, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

    • Полезно использовать при подготовке такой прием, рак работа с опорными конспектами (схема материала).

    Разработайте вместе с учениками систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта на большом листе или на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

    • Подготовку к экзаменам следует начинать заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в ситуациях не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

    • Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее: а) сначала нужно пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; б) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); в) если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

    Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

    • Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.

    Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

    Познакомьте детей с приемами снятия нервно-психического напряжения, саморегуляции эмоционального состояния. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения хорошо подходят релаксационные упражнения, самовнушение и другие методы эмоциональной саморегуляции (см. 2.2.). Освойте эти упражнения сами (взрослым они тоже не помешают!),

    • Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами

    И, самое главное, не забывайте об «оптимистической гипотезе», верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!



    Предварительный просмотр:

    10 способов мотивации дисциплины на уроке

    http://pedsovet.su/_pu/67/77607875.jpg

    №1. Выбирайте любимчиков среди хулиганов.

    Метод «кнута и пряника» не всегда можно применить к современным школьникам. Поэтому я предлагаю вам выбирать любимчиков не из отличников, а из хулиганов. Давайте представим, что вы вызываете «двоечника» к доске и когда он спрашивает: «Ну почему я?», вместо злобного «Потому что ты ничего не учишь!» вы говорите: «Потому что ты мой самый любимый ученик! Я хочу помочь тебе!».

    №2. Просите рассказывать правду.

    И. Сталин говорил «У каждой ошибки есть имя и фамилия». Я говорю: «У каждого ребенка есть причина» и задача учителя ее узнать. Просите рассказывать своих учеников правду, ведь только в этом случае вы сможете им помочь. Я не знаю ни одного ребенка, который хотел бы получать «двойки» или разочаровывать родителей, но я знаю многих детей, чьим родителям нет дела не только до их оценок, но и до их самих.

     №3. Внимательно выслушайте их.

    Если ученик рассказывает учителю о проблеме, долг учителя внимательно его выслушать, даже если проблема кажется несущественной. Дети и взрослые воспринимают проблемы по-разному. Профессия учителя подразумевает постоянное развитие в области возрастной психологии.

    №4. Покажите им, что вы их понимаете.

    Здесь все просто. Чаще всего своим поведением дети просят понимания. Покажите им, что вы их понимаете. Именно понимание является нулевой точкой конфликта. Когда ученик осознает, что вы его понимаете, он начинает слушать.

    №5. Расскажите им о себе.

    Расскажите ученикам, с какими проблемами сталкивались и сталкиваетесь вы, как эти проблемы вас закаляют. Какое удовлетворение вы чувствуете, когда что-то получается. Любому человеку, в особенности ребенку, важно знать, что он не один на один со своей проблемой.

    №6. Предложите идеи и решения их проблем.

    Учитель является более опытным человеком, чем их ученики, состоявшейся личностью и может дать дельный совет. Не стоит указывать на проблемы: они очевидны. Давайте своим ученикам варианты решения проблем, идеи, в которых они нуждаются. *Не обязательно сразу, ведь, возможно, вам тоже нужен совет.

    №7. Дайте им стимул для хорошего поведения.

    Когда проблема решена, но дисциплина не устанавливается, приходит время для стимула к хорошему поведению. Это может быть все, и здесь вам понадобиться воображение и знания. Например, вы можете приготовить какой-то сюрприз для своих учеников, который они получат, если будут соблюдать ваши требования.

    №8. Объясните свои правила и установите сроки.

    Выработайте в себе привычку озвучивать правила и сроки. Все любит порядок, а дети любят правила, так как правила помогают понять, что и как нужно делать. Ваши правила должны быть просты, понятны и логичны. Помните: правила и запреты — это разные понятия. Можно распечатать и повесить правила в кабинете, это поможет не только ученикам, но и вам самим, так как к правилам нужно привыкать.

    №9. Постоянно контролируйте процесс.

    Контролируйте процесс, напоминайте о своем уроке, о сроках, правилах, и, конечно же, о вознаграждении.

    №10. Не скупитесь на похвалу.

    Всегда держите слово! Если вы сказали, что поставите «5» — ставьте! Если сказали, что будет сюрприз — он должен быть! Не скупитесь на похвалу, дети ее очень ждут.



    Предварительный просмотр:

    Картинки по запросу агрессивные дети картинки

     Причины агрессивного поведения:

    1. Это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление;
    2. При взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
    3. Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических (сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизора).

    Характерологические особенности агрессивных детей:

    • сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
    • не оценивают собственное агрессивное поведение как негативное;
    • всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
    • в случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины;
    • склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
    • имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию, т.е. на любую реакцию, реплику окружающих тут же повышают голос;
    • слабо развит контроль над своими эмоциями;
    • имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
    • склонны к угрозам, шантажу, намеренной порче чужого имущества;
    • свойственен низкий уровень эмпатии;
    • ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.  

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ:

    Но позитивное, эффективное общение с агрессивными детьми возможно, если учитель будет развивать в себе следующие навыки:

    • говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

    ПРИМЕР: Когда ты разговариваешь во время урока это начинает меня раздражать. Я не могу вести дальше урок в таком состоянии. Пожалуйста, я тебя очень прошу, перестань разговаривать.

    • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

    «Активное слушание» - это способ сообщить ребенку, что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

    ПРИМЕР: Ребенок на уроке пытается сделать задание, но у него не получается. «Я не буду делать это задание». Ответ учителя: «Ты боишься делать это задание, ты не уверен, что оно у тебя получится. Где тебе не понятно?».

    • не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
    • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

    Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это способ сообщить ребенку: «с тобой все в порядке», «я тебя принимаю таким, какой ты есть».

    ПРИМЕР: Ученик полевал в классе цветы и уронил один из горшков, стоящих на шкафу. Учителю не стоит ругать ребенка с агрессивным поведением, а необходимо отметить его положительные намерения. «Какой ты молодец, что решил полить цветы на шкафу. Я знаю, тебе обидно, что горшок разбился. Ничего. В следующий раз просто будь более аккуратен и внимателен. А сейчас я принесу веник, и ты поможешь мне убрать осколки».

    • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

    Использование техники «глубокого дыхания».

    Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.

    Использовать техники «управления гневом».

    Делаем глубокий, плавный вдох – на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (сначала левый) – делаем глубокий выдох. Затем правый кулак, затем оба кулака.

    Рецепты избавления от гнева.

    1. Наладьте взаимоотношения с агрессивным ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно (использовать «активное слушание»)
    2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться (использование техники глубокого дыхания, отложите обсуждение с ребенком его поведения, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений)
    3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)
    4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв (не позволяйте выводить себя из равновесия: посчитайте до 10, напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко, переключите мысль, подумав о чем-то хорошем).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com