2.9 Мнения опытных наставников

Ригина Светлана Владимировна

Уважаемые коллеги! На ваши вопросы на этой страничке отвечают опытные педагоги. Прислушаемся к их советам!

 

 

 

 

О системе развивающего обучения

(отвечает Е.В.Восторгова)

Новое явление всегда вызывает множество вопросов, а особенно в такой области, как образование, – ведь это то, что непосредственно касается каждой семьи. Любым родителям приходится решать вопрос о том, куда отдать учиться своего ребенка, тем более что сейчас выбор школы одновременно означает выбор учебников и педагогического подхода, который они реализуют. 
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций. Именно поэтому эта система вызывает множество сомнений и вопросов. Мы предлагаем вам ответы на некоторые из них.

Есть мнение, что эта система рассчитана не на всех учеников, а только на самых способных, подготовленных детей. Так ли это?

Нет, это совсем не так. Это один из самых распространенных мифов о развивающем обучении. Есть достаточный опыт обучения детей самого разного уровня подготовки, в некоторых школах (и не только московских) по нашим программам обучаются даже коррекционные классы. Очень многое зависит от учителя. Пожалуй, лучше было бы сказать, что наша система рассчитана не на всех учителей, а только на способных, профессионально подготовленных педагогов. В связи с этим часто задают вопрос о жизнеспособности образовательной системы: мол, где же взять хороших учителей – ведь зарплата низкая, классы переполнены и т.п. На наш взгляд, это как раз хорошо, что появляются образовательные системы, которые задают определенную планку профессионализма педагога. В этом, если хотите, можно усмотреть особую миссию системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Содержание программ в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова очень насыщенное и сложнее обычных программ. Не приводит ли это к перегрузке учащихся?

Нам часто говорят, что наша программа очень сложная. Но заметьте: об этом нам говорят либо родители, либо учителя, либо администраторы, рецензенты, управленцы и пр. – то есть говорят нам об этом только взрослые. Дети, которым и адресованы наши учебники, почему-то так не говорят. На самом деле материал, который взрослым, кажется чрезмерно сложным, ребенок может усвоить достаточно быстро, но при одном условии – то, что ребенку надлежит усвоить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и должно появиться как результат его собственных действий. Именно так и построено обучение в системе Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в наших программах и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в нашей системе более глубокое изучение тех же понятий, которые изучаются при традиционном обучении. И вовсе не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом: чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия – письма, вычислений и пр., он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе этих действий. Перегрузка, на наш взгляд, возникает только там, где ребенок выполняет множество непонятных для него действий, где успешность обучения в основном зависит от памяти ребенка и его исполнительности. Если же ребенок усваивает материал благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем, – такое обучение, напротив, способствует разгрузке, прежде всего психологической.

Как родители могут помочь своим детям в обучении, если они не понимают того, что те изучают?

На наш взгляд, помощь родителей должна заключаться не в том, чтобы объяснить ребенку, как решается та или иная задача, а в том, чтобы помочь ему осознать, почему он затрудняется, например, при выполнении домашнего задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно с ним справиться. Лучшая помощь – это искренний интерес родителей к тому, что происходит на каждом уроке, что узнал их ребенок именно сегодня, какие у него возникли вопросы, может ли он применить то, что узнал сегодня на уроке, при выполнении домашнего задания, а если нет, то почему. То, что родители обучались по совершенно другим программам, в данном случае только "плюс" – они могут искренне удивляться тому, как известные им вещи интерпретирует их ребенок. Родители могут попросить его разъяснить непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые получил ребенок в школе.

Почему учебники по данной системе так сильно отличаются от традиционных – в них почти нет определений, правил, одни только вопросы и задания? Как родителям проконтролировать усвоение детьми учебного материала?

Учебник – это главный носитель содержания обучения. Если в разных образовательных системах различаются содержание и принцип организации обучения, то должны различаться и учебники. В традиционном обучении учебник является, главным образом, носителем учебной информации. В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова главным содержанием обучения является не информация о чем-либо,  а способы получения этой информации, способы решения определенных задач в рамках изучаемого предмета. Поэтому учебник в данной системе нацеливает ребенка на самостоятельный (конечно, не без участия учителя и других учеников) поиск таких способов. В учебнике содержится система заданий, которая помогает учителю организовать поисковую деятельность учащихся. Понятно, что при таком подходе учебник не может изобиловать правилами и определениями, которые должны быть результатом исследовательских действий самих учеников, а не навязываться им учителем или авторами учебника. Контролировать усвоение детьми учебного материала родители не должны, их помощь нужна в другом – о ней мы уже говорили.

Разработаны ли программы и учебники для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в основной школе? Стыкуются ли программы начальной школы с традиционными программами для 5–9-х классов?

Конечно, наша система должна иметь продолжение и в основной школе. В настоящее время лабораторией Психологического института РАО разрабатываются новые предметные курсы биологии, химии, физики, географии, а также предметы, продолжающие предметные линии начальной школы: русский язык, литература, математика, изобразительное искусство. Эти курсы апробируются в целом ряде экспериментальных школ в разных регионах России. Первые варианты учебников для 5–6-х классов, вероятно, уже появятся через один-два года.
Программы начальной школы полностью соответствуют образовательному минимуму по каждому из предметов, поэтому после начальной школы можно переходить и на традиционное обучение.


А.К. Дусавицкий «Урок в развивающем обучении»

   Что такое урок в классе, работающем по системе развивающего обучения? Зайдем в класс со звонком, присядем за последнюю парту и понаблюдаем...

   Еще только начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой схемы, записи и стоят вопросительные знаки. Учитель предлагает ребятам присесть, встречается с ними взглядом, произносит несколько ободряющих слов, и начинается работа. Оказывается, записи на доске имеют авторов, которые пришли на урок с вопросом и хотят в нем разобраться. Идет проверка домашнего задания... Учитель ведет неспешный разговор с классом: что было сложно? Что не поняли? В чем разобрались? Что уже умеем делать хорошо? Договариваются о том, чем будут заниматься на уроке. Выясняется, что сегодня урок ведут дети. Накануне в группах они обсуждали, каким должен быть этот урок, составляли его план, подбирали задания.

   Представители одной из групп поочередно ведут урок. Учитель занимает свое место среди детей в классе. Он, бесспорно, участвует в уроке: задает вопросы, высказывает свои предположения, комментирует, дополняет, уточняет. Как и другие школьники. Дети решают задачи, ищут ответы на собственные вопросы. Работают...

   Уточним, здесь описан один обычный урок в 4 классе. Значит ли это, что все уроки проходят по этой схеме? Конечно, нет, все уроки строятся по индивидуальным схемам, но на всех уроках дети спорят, обсуждают, доказывают, или работают в группах, объединившись по проблемам. Впрочем, как бы ни протекал урок удивляет увлеченность детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.

    При всей естественности того, что происходит в классе, за этим стоит титанический труд учителя. Учителя, для которого личность другого - ценность. А личность - это свобода, самостоятельность, ответственность. Свобода выбора, самостоятельность в мышлении и действии, ответственность за сказанное и сделанное. И, значит, нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть соавторами. Такая совместная деятельность учителя и учащихся - условие необходимое для развивающего обучения, но недостаточное.

   Урок - это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание,методы и формы.

 Урок- особый фрагмент,«клеточка»,обладающая существенными признаками целого. Возможность, а точнее, необходимость сотрудничества, соавторства участников должна быть заложена в цели, принципах и способе обучения

(единство содержания и метода его преподнесения).

 

Вопрос – ответ : Чем отличается обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова от традиционного обучения? (Отвечает А.Б. Воронцов)

  В традиционной школе ученикам предлагается знание в готовом виде. Учитель показывает, как надо действовать; ученики более или менее успешно и старательно воспроизводят действия учителя.

  Учителя, работающие по системе Эльконина – Давыдова, предлагают детям задания, выполняя которые (разумеется, с помощью учителя) ученики самостоятельно открывают новые способы действия, необходимые для решения целых классов практических задач. Совместный поиск учениками основных принципов устройства изучаемого предмета, самостоятельные детские догадки, споры, в которых дети учатся оценивать точность и полноту каждой догадки – вот основные характеристики уроков в нашей школе.

А не получится ли, что дети будут изобретать все время что-то свое, а богатства человеческой культуры не освоят?

  Совместная поисковая работа класса ведется под руководством учителя. Учитель строит ситуацию поиска так, чтобы ученики обнаруживали наиболее существенные знания и способы действий. Именно эти знания и способы действий составляют основу человеческой культуры. Мы стремимся дать нашим ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции.

Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе? Чего они не получат?

  Самый главный результат – это развитие детского мышления и сознания. При прочих равных, школьники, учившиеся по системе Эльконина – Давыдова, в нестандартной ситуации (новая задача, новые условия действия и пр.) способны найти подходящий способ действия, отыскать новое знание существенно чаще, чем школьники из традиционных школ. Выпускники школ, работающих по системе Эльконина – Давыдова, демонстрируют гораздо более выраженные способности понимать точку зрения другого человека, оценивать разнообразные, зачастую противоречивые мнения по какому-либо вопросу, прогнозировать развитие имеющейся ситуации.

  Ученики, скорее всего, не получат преимуществ в умениях решать стандартные задачи. В тех достижениях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и трудозатратами, наши выпускники обычно показывают результаты средние для традиционной школе.

Почему система Эльконина – Давыдова не стала очень распространенной в России?

  Обучение по системе Эльконина – Давыдова носит естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия. Однако это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать детям осуществлять поиск, а лишь направлять их, помогать им. Это почти невозможно для человека, который привык быть «истиной в последней инстанции». Учителя нуждаются в серьезном «переучивании», иногда требующем осознания собственных ценностей и приоритетов. Именно отсутствие масштабной подготовки и переподготовки учителей к работе по этой системе мешает, в первую очередь, широкому распространению системы Эльконина – Давыдова.

Любой ли ребенок может учиться по системе Эльконина – Давыдова?

   Некоторые считают, что по системе Эльконина – Давыдова могут учиться только специально отобранные дети, потому что часто в первый класс проводится отбор. Однако отбор, как правило, связан с невозможностью принять в школу всех желающих, а не с какими-то специальными требованиями к детям. Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по системе Эльконина – Давыдова (в Красноярске и Перми), и это создавало возможность для таких детей сровняться к концу начальной школы в достижениях со своими сверстниками и поступить в обычный пятый класс.

  Но не следует думать и наоборот, что система Эльконина – Давыдова ориентирована на слабых, неподготовленных к школе детей, поскольку в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Это связано с необходимостью выстроить развернутое полноценное детское практическое действие до того, как переходить к его описанию и анализу. Дети должны научиться практически сравнивать длины, площади, объемы, массы или различать, определять характер всех звуков в произносимых словах прежде, чем они начнут действовать с их заместителями – числами и буквами.

  Точнее будет сказать, что такая система обучения ориентирована на ребенка (на любого ребенка), но не на любого взрослого.

Как готовить ребенка к школе?

   «Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту». Бернард Шоу

   Очень часто родители думают, что готовить ребенка к школе означает учить его считать, писать, читать. На самом деле, самая лучшая подготовка ребенка к школе – это полноценно прожитый период дошкольного детства, во время которого, играя (не на компьютере!), рисуя, слушая и переживая сказки, занимаясь конструированием, прыгая и бегая, помогая в домашней работе маме и папе, ребенок:

 • развивает воображение, способность фантазировать, представлять в уме;

 • осваивает умение расшифровывать простейшие схемы и чертежи;

 • научается произвольно удерживать свое внимание, заниматься долго (не менее получаса) нелегким, но интересным делом;

 • осваивает культуру взаимоотношений между людьми;

 • приучается выслушивать других людей и формулировать свои мысли, чувства, желания так, чтобы быть понятым;

 • развивает моторику (способность совершать точные и координированные движения), в том числе и мелкую моторику руки, необходимую для письма.

    Если дошкольное детство прожито полноценно, то обучение в школе не создаст для ребенка непреодолимых трудностей.

Нужна ли специальная подготовка ребенка к обучению в школе по системе Эльконина – Давыдова?

  Специальная подготовка не нужна. Однако в школе будет легче тому ребенку, чьим родителям удается пробудить, а не погасить любознательность малыша, научить его доискиваться ответов на свои вопросы.

Каковы основные этапы жизни ребенка в начальной школе?

• Этап адаптации к школе (от двух месяцев до полугода). Это кризисный период, он чреват для ребенка стрессами, повышением тревожности. Ребенок в это время нуждается в особой поддержке и внимании родителей.

 • Стабильный этап постоянного развития умений и способностей ребенка (середина первого года обучения – третий год обучения).

 • Этап подготовки к переходу в среднюю школу (четвертый год обучения). Этот период должен быть построен как переходный, на что родители должны обратить внимание. Они заинтересованы в том, чтобы было заранее известно, какие учителя возьмут в средней школе их класс, по какой системе будет обучаться класс в дальнейшем, какова система обеспечения перехода детей из начальной в среднюю школу, и т.д. Школа обязана предоставить родителям такие сведения, но далеко не все родители знают о своих правах.

Какие проблемы могут возникнуть у ребенка при вынужденном переходе в другие школы?

   При переходе из школы в школу жизнь ребенка меняется глобально: новый учитель, новые одноклассники, новые традиции. Глобальные перемены (даже к лучшему) – это всегда стресс и для больших, и для маленьких. Однако нужно заметить, что при смене системы Эльконина – Давыдова на традиционную, как правило, период стресса не затягивается. Первые трудности связаны с тем, что ребенок привык к совершенно другим требованиям, другой системе оценивания, своеобразному языку своего класса. Быстрая адаптация и хорошие последующие успехи ребенка в традиционной школе связаны, как правило, с тем, что ребенок оказывается подготовленным к принятию любой новой нестандартной для него ситуации и приходит в новую школу с желанием учиться.

Какие основные трудности испытывают дети, перешедшие в школу, работающую по системе Эльконина – Давыдова, из традиционной школы?

   Эти дети часто оказываются не готовыми к совместной поисковой работе класса. Они не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, поскольку воспринимают групповую работу как возможность расслабиться и пошуметь. Они часто не умеют наладить культурное деловое общение в такой работе.

  Особую трудность для них представляет, как правило, риск творческой работы – высказывание догадок и предположений. Они боятся оказаться неправыми, продемонстрировать свое незнание.

  Стандартного прогноза для таких детей нет. Многие из них быстро адаптируются в новых условиях и начинают с удовольствием работать наравне с одноклассниками. Другие, наоборот, так и не могут «вписаться» в непривычную для них учебную работу.

Зачем детям задают такие вопросы, на которые не каждый взрослый ответит?

   Нередко ребенок получает домашнее задание – подумать над вопросом – и просит помощи у родителей. Родители могут не понять вопроса (потому что не знают контекста его возникновения) или не знают ответа на этот вопрос. Часто родители, помнят по своему опыту обучения в школе, что на каждый заданный вопрос должен быть правильный (чаще всего – единственно правильный) ответ, и не знают, как помочь ребенку. Перерыв справочники и Интернет, и позвонив другим родителям своего класса, родственникам и знакомым, они не находят однозначного и доступного пониманию ребенка начальной школы ответа. Тогда, не придумав ничего лучшего, они пытаются на доступном ребенку языке объяснить ему теорию относительности, теорию чисел, раздел современной лингвистики и пр.

   Родители, дети которых обучаются в школе по системе Эльконина – Давыдова, не должны снабжать ребенка готовыми ответами на вопросы домашних заданий. В этой системе предусмотрена специальная работа с детскими вопросами и гипотезами. Это многолетняя работа, она ведется практически на всех уроках, и ее задача – приучить детей к самостоятельному умственному усилию. При этом «самостоятельно» не значит в одиночку; напротив, большинство детских догадок возникают и оформляются именно в совместной работе. Когда учитель на уроке выслушивает разные предположения детей, он помогает несколькими способами, которые и Вам могут пригодиться.

1. Нейтрально – доброжелательная оценка любого детского предположения: «Любопытно. Интересное предположение». Ни одно мнение не объявляется сходу «неверным», а тем более «глупым». Ребенок должен быть уверен, что в этой школе мыслить и делиться своими мыслями – почетно и безопасно. Хорошо бы и дома он получал от родителей те же установки.

2. Уточнение формулировки детского предположения. Только что возникшая мысль ребенка зачастую сформулирована довольно коряво. Взрослый может повторить высказывание ребенка, чуть-чуть отредактировав форму выражения. Например, переспросите ребенка так: «Правильно ли я тебя понял, что ты хочешь узнать … (далее Вы повторяет своими словами вопрос задания)? И ты считаешь, что … (далее Вы повторяет своими словами мысль ребенка)».

   Даже занимаясь с первоклассником, весьма полезно записать вопрос и самый первый ответ, а потом добавлять к исходной записи новые мысли. Занимаясь с учеником 4 – 5 класса, составлять письменный текст размышления – лучшая форма помощи при подготовке домашнего задания. Техническая помощь взрослого в оформлении запись в высшей степени приветствуется!

3. Сравнение разных точек зрения по одному и тому же вопросу. Даже в классе не всегда удается услышать несколько разных точек зрения: мысли детей могут застрять на какой-то несущественной детали, отвлечься от темы, ходить по кругу… В развитии детской мысли помощь взрослого неоценима. Но и здесь не следует спешить с собственной точкой зрения. Помогите по-другому: «Может быть, стоит попробовать сделать…, подумать еще над… » Приведите пример, подтверждающий и/или опровергающий детскую мысль. Помогите ребенку найти книгу (лучше – книги) или сайты, где можно поискать ответы

   Вас беспокоит сомнение: мой ребенок уже в пятом (седьмом!) классе, а я все еще помогаю ему выполнять домашние задания… А как он потом справится с экзаменами, с ГИА, ЕГЭ?

   Чем больше действенного опыта размышлений, поиска ответов на вопросы, а главное – удовольствия от этого поиска получит Ваш ребенок за годы обучения, тем лучше он будет подготовлен к экзаменам. В школе, на уроках мы стараемся расширить опыт детского поиска собственных ответов. Хорошо, если при подготовке домашних заданий он получит аналогичный опыт.

   Правда, бывают и такие специальные случаи, когда ребенку нужно не подумать над вопросом, а узнать именно Ваше (родительское) мнение. Такой момент есть, например, в курсе «Окружающий мир» 2 класс. Ученики проверяют, всегда ли взрослые точно знают ответ на вопрос, бывают ли случаи, когда ни в книге, ни у взрослых ответа не найдешь. Это нужно, чтобы ученики обнаружили смысл эксперимента как лучшего способа поиска ответов на некоторые вопросы.

Почему в учебниках часто не излагаются систематические знания?

   Для того чтобы дети на уроке действительно решали поставленную ими задачу, они не должны иметь в учебнике готового ответа. Поэтому основная трудность для авторов учебников состоит в том, чтобы избежать изложения готового знания. Это, конечно, не означает, что вообще ничего не нужно узнавать из учебника. Описания многих явлений, «сырой» материал для детской работы с ним, необходимая для размышлений информация содержится в учебниках. Но основные правила, законы, способы действия должны быть открыты самими детьми.

Почему в учебниках встречается много разнообразных, порой противоречивых текстов? Почему материал не излагается в рамках единого подхода, как в обычных учебниках?

   Если взять разные источники информации (детские книжки, научно-популярную литературу, газетные статьи и даже справочные статьи), часто можно столкнуться и с неточностями, и с явными ошибками, и со своеобразным мнением. Мы полагаем, что одной из главных задач школы (и в том числе, начальной) является задача ориентировки детей в многообразии источников информации, формирование критичного отношения к тем сведениям, которые поступают к ним, умения заметить неточности или ошибки, оценить авторское мнение, отнестись к нему. Эту задачу нельзя откладывать «на потом», на «после школы». Поэтому обучение по системе Эльконина – Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям, но приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы типа: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому? Достаточно ли обосновано это правило?..»

Почему в учебниках можно встретить слишком сложные тексты?

   Тексты в учебниках, в отличие от традиционных, не предназначены для запоминания. Они нередко бывают авторскими, взятыми непосредственно из научно-популярной статьи, информационного справочника или художественного произведения. Иногда тексты почти совсем не адаптированы, то есть не «очищены» от трудных слов, старинных оборотов речи, специальных формулировок. Конечно, читать и понимать такой текст ученикам бывает трудно. Однако, чаще всего, такие тексты не бывают объемными. Они специально предназначены для «медленного чтения»: для того, чтобы приучить неопытных читателей останавливаться, заглядывать в словарь, спрашивать себя «На какой вопрос отвечает автор этого текста? Зачем автор привел этот пример? Как связаны эти два предложения?». Иными словами, мы хотим воспитать читателей информационных текстов, которые владеют самой сложной читательской техникой – постоянным мониторингом собственного понимания. Развитый читатель умеет остановиться, теряя мысль рассуждения, перечитать место, затруднившее восприятие смысла текста, задать вопросы, которые помогут восстановить ясное понимание. Мы стремимся к тому, чтобы ученики постепенно оказались готовыми к чтению и пониманию всякого рода текстов, а не только специальных «дистиллированных» учебных текстов, порождающих иллюзию понятности и не приучающих читателя к усилию понимания.

   Если ребенок, читая дома текст учебника, задает вопросы на понимание, это добрый знак. Приучите его к тому, что все трудности понимания (вопросы), возникшие при чтении учебных текстов, должны быть обязательно зафиксированы письменно: именно вопросы учеников помогают учителю лучше организовать работу на ближайшем уроке. Впрочем, ответы на некоторые вопросы ребенок может получить дома, но это совсем не обязательно. А порой у детей возникают вопросы, ответ на которые будет получен через много месяцев. Сам факт появления таких вопросов при чтении учебного текста свидетельствует о том, что у ребенка складывается читательская компетентность высокого уровня.

Зачем нужны «ловушки»?

  «Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю». Бернард Шоу

   Часто среди заданий в учебниках и учебниках-тетрадей можно встретить так называемые «ловушки». Такие задания совсем не встречались в традиционных учебниках. Ловушка – это намеренно сделанная ошибка, и этим она отличается от опечатки. Ловушкой может быть недоопределенная задача, то есть задача, которую невозможно решить, потому что не хватает исходных данных. Ловушкой может быть лишнее условие задачи, неправильный ответ на вопрос и т.д. Важно, что ошибка сделана не случайно, а в наиболее «ответственном» месте. Такие ловушки предназначены для того, чтобы тренировать бдительность ребенка, не позволяя ему решать задачи «по накатанной» дороге, учить его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Зачем учебники нужно сохранять еще несколько лет после того, как дети по ним «отучились»?

  Иногда бывает необходимо вернуться к предыдущим учебникам (учебникам-тетрадям), чтобы обнаружить место только что открытого нового знания в системе, которая сложилась за годы учения.

   Часто бывает нужно сравнить сегодняшний детский ответ на вопрос с тем ответом, который был дан ребенком в прошлом году или раньше. Человеку свойственно считать что-то, что ему известно сейчас, вполне естественным и простым и он легко забывает о том, что еще две недели назад не знал этого, не мог справиться с такой же задачей. Вообще обращение к тому, каким ты был раньше, что ты умел раньше, показывает, что ты умеешь теперь, как ты изменился, а это очень мотивирует к дальнейшей учебе.

Почему учащиеся по традиционной системе в параллельном классе обгоняют классы РО по темпам обучения?

   Это особенно заметно, когда дети учатся в первом классе. В параллельном классе уже складывают и вычитают в пределах десяти, а наши дети еще сравнивают «больше-меньше»… В параллельном классе уже «Букварь» закончили и начали «Русский язык». А наши дети все еще буквы учат… И т.д.

   Это не случайно. Именно в самом начале обучения – в 1 – 2 классе вводятся базисные понятия математики, лингвистики и др. учебных дисциплин. Из базисных понятий далее будут выводиться все остальные, более частные понятия. Если хорошо поняты основы учебного предмета, то дальнейшее понимание, запоминание и усвоение происходит быстрее, точнее и глубже.

   Поэтому за счет увеличения времени на первых этапах усвоения любого нового материала можно сэкономить на последующих. Не стоит торопить учителя или беспокоиться по поводу темпов обучения. Государственный стандарт начального образования должен быть и будет выполнен на конец четвертого года обучения. К этому моменту все необходимое будет пройдено, в знаниях и умениях, соответствующих стандарту, наши ученики сравняются со всеми другими классами, а по некоторым важным показателям развития, скорее всего, превзойдут своих сверстников.

Что такое «безотметочное обучение»?

   Безотметочное обучение – это обучение без пятерок, троек и других знаков статусных ученических различий. Вот несколько принципов безотметочного обучения, которые мы рекомендуем не только педагогам нашей школы, но и родителям наших учеников.

   Оценка выражается, прежде всего, в разносторонней, качественной характеристике способа действия или результата. Например, при проверке домашнего задания по русскому языку: «Ни одной ошибки на Ь! И большие буквы все на месте. ЖИ-ШИ вот здесь с буквой И, а вот здесь с буквой Ы. Не знаю, может в вашей школе новые правила? А вот в этой строчке есть пропущенная буква. Хочешь найти ее сам или тебе показать?». Такая развернутая оценка гораздо более информативна, чем недифференцированная балльная оценка (три, пять и т.д.)

   Ребенка учат самостоятельно оценивать свою работу. Для этого существует множество методов и техник, одной из которых стоит воспользоваться дома, когда ребенок принес Вам домашнее задание на проверку (для похвалы). Прежде чем исправить детские ошибки, поинтересуйтесь его мнением о сделанной работе: «Ты сегодня постарался и написал так хорошо, как умеешь? Давай посмотрим вместе, как ты сегодня умеешь (списывать, составлять план рассказа, решать примеры на умножение)?». Суть этого приема – предоставить ребенку первоочередное право оценивать свой труд и все недочеты сегодняшней работы рассматривать как указание на то, что завтрашние задачи.

   Главное достоинство сегодняшней работы – постепенное улучшение по сравнению со вчерашней. Например, при списывании текста ребенок сегодня сделал не четыре, а три ошибки. Если мама хвалит только безошибочную работу, если папа говорит «Я тобой горжусь» только тогда, когда сын решил все–все-все примеры, у ребенка складываются ложные представления и о своих возможностях, и о родительской любви. Нормальное, здоровое представление ученика о своих учебных достижениях: я учусь, то есть с каждым днем знаю и умею больше, чем раньше. Мои близкие меня за это уважают, всегда помогут, если мне самому трудно. А моя обязанность – свою работу (например, домашнее задание) сделать так хорошо, как я могу сейчас.

   Оценочная честность. Избегайте двойной бухгалтерии, не переводите развернутую, разностороннюю, качественную оценку в привычную пятибалльную отметку. В последнее десятилетие словосочетание «безотметочное обучение» стало очень популярным. Министерство Образования РФ рекомендовало безотметочное обучение для всей (в том числе и традиционной) начальной школы. Это должно было бы радовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» стало пониматься как обучение без отметок. Без отметок в виде пятерок и двоек, но с наклейками на тетради, флажками, звездочками и т.д. Какая разница, если «флажок» прочитывается детьми и родителями как «четверка», а «звездочка» как «пятерка»? Помните, что когда по телефону Вы говорите Вашей приятельнице: «Мой сын никак не вылезет из троек по чтению!», Вы можете перечеркнуть многомесячную работу учителей по воспитанию здоровой и оптимистичной учебной самооценки мальчика, который заметно улучшил свои результаты по чтению (не без Вашей помощи).

Зачем нужно безотметочное обучение?

   Главный смысл настоящего безотметочного обучения в том, чтобы вырастить у ребенка учебную самостоятельность – умение без помощи взрослого оценить свои силы при встрече с каждой новой задачей:

Что нужно для того, чтобы вырастить учебную самостоятельность?

   Учебная самостоятельность начнет возникать у школьника только если:

   Он будет достаточно уверен в себе, поскольку только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий . Воспитание здоровой самооценки – задача всего окружения ребенка, в первую очередь семейного.

   У него будет сформировано учебное действие оценки: умение и привычка отделять известное от неизвестного и высказывать предположения о неизвестном. Воспитание учебных действий – задача учителя.

   Ребенок приходит в школу, имея уже сложившуюся самооценку. Она начала складываться с момента рождения и уже к концу младенчества представляла собой переживание или ощущение собственной значимости, ценности, или, напротив, незначительности, никчемности. Психологи называют это иногда «общей самооценкой». Полярность этого переживания зависит от всей истории отношений в семье.

   При систематической работе учителя по формированию детской учебной самооценки ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых может быть оценено по своему критерию. Например, получив проверенный учителем диктант, ученик понимает: «У меня нет ошибок на безударные гласные. Я ни разу не ошибся в окончаниях существительных и глаголов. Мне надо потренироваться в правописании мягкого знака после шипящих. А почерк… Ну, у меня вот такой почерк! Все равно я буду писать на компьютере, какая разница!?». Иными словами, самооценка ученика дифференцируется и становится основой для программы самостоятельной подготовки к аналогичной работе.

   Главная трудность жизни с самостоятельными людьми любого возраста – надо уважать их право на собственное мнение. Если ученик, достигший оценочной самостоятельности, не считает для себя необходимым, например, тратить время на совершенствование почерка, то Вам совершенно не обязательно соглашаться с ребенком. Но Вам придется искать убедительные доводы. Аргументы из позиции власти и непререкаемого авторитета не будут действенными.