Опыт работы «Воспитание нравственно – патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю»

Татарникова Ольга Владимировна

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.   

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_nr_pat_vospitaniyu_gr_8.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт на тему:

«Воспитание нравственно – патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю»

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.   

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, исторического опыта своего народа. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. 

Начиная работу по теме, мы поставила перед собой следующую цель:

Цель: создание условий для  ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной с целью решения задач нравственно – патриотического воспитания.

Задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• знакомство детей с символами города и достопримечательностями;

• развитие чувства ответственности и гордости за родной край;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает предметно- пространственная среда в группе.

Для этого мы подобрали тематические картинки, иллюстрации, фотографии; систематизировали картотеки стихов. Так же были подобраны дидактические игры: «Наша Родина», «Русские узоры», «Народные промыслы», «Играем в профессии», «Илья Муромец и соловей разбойник», разработана картотека дидактических игр по теме: «Духовно – нравственное воспитание».

Разместили лэпбуки: «Нравственное воспитание», «Служба 01. 02, 03», кейс «Кем хотите стать вы дети?».

Подобрали книги: иллюстративная книга В. Пивня «Там, где живу…», Л. Московенко «Тулунсвет» сказ о земле Тулунской, Л. Пересторонина альбомчик «Я и мой город Тулун», методические рекомендации к альбомчику «Я и мой город Тулун», информационный журнал «Образовательная школа «Новая Эра», стихотворения о городе Тулуне.

Для обыгрывания сюжетно-ролевых игр разработали чемоданы накопители: «Автослесарь», «Строитель», «Шофёры», «Больница», «Парикмахерская», «Садовод», также были оформлены ППРС в группе «Почтальон», «Воспитатель», «Учитель». Играя, ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Мы со своей стороны поддерживаем интерес к игре, задаём ей нужное направление.

В группе создан музей «Боевой Славы», где проводятся занятия с детьми с использованием экспонатов музея, а также досуги и мероприятия.  В музеи оформлен фотоколлаж «Город Тулун во время ВОВ», макет «У Обелиска. Город Тулун».

Оформлены иллюстративные альбомы. Их разделили по разделам, в соответствии с требованиями наполняемости патриотического уголка, согласно возрастным особенностям.

Раздел: «Я и моя семья. Дом, в котором я живу. Семейные реликвии». Сюда вошли альбомы: «Родословное древо семьи», Альбом «Профессии наших родителей».

 Раздел: «Моя малая Родина. Представление детей о малой Родине: История и традиции моего народа».  Вошли альбомы под названием: «Город Тулун», «Достопримечательности города Тулуна», «История города Тулуна», «Подвижные игры коренных народов Сибири».

Раздел: «Защитники Отечества». Это такие альбомы, как: «Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы ВОВ», «Дети войны», «Награды и медали ВОВ», «Техника победы».  

 Раздел: «Природа родного края. Климатические особенности родного края. Растительный и животный мир». Это иллюстративный материал «Животный и растительный мир Сибири», «Гербарий дикорастущих растений», «Гербарий кустарников, деревьев и фруктов», «Коллекции семян», макет «Природная зона «Тайга».

Раздел: «Трудовая деятельность жителей города, района. Полезные ископаемые».  Альбомы «Стекольный завод город Тулуна», «Гидролизный завод города Тулуна», «Угольные разрезы города Тулуна», «Пшеничные поля», «Железная дорога», коллекция «Полезные ископаемые».

Формы работы с детьми

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного края в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса обучения, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ, что способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о той местности, где они живут. Для повышения эффективности проведения тематических недель «Мой город Тулун», «Район в котором ты живёшь», «Откуда хлеб пришёл?», «Широка страна моя родная!», «День победы» мы разработали серию мероприятий: «Мой город Тулун», «Край родной, навек любимый», «Тулун мой город на Ие», «С чего начинается родина?», «Животные моего края», «Растения моего края», «Ресурсы моего края», «Богатыри земли русской», «Горжусь своими предками». Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники).

Учет возрастных особенностей в работе с детьми над воспитанием нравственно – патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю требует применения различных форм работы, чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Одним из таких методов является проектная деятельность. Нами были разработаны реализованы проекты: «Огород на окне», «Как помочь друзьям пернатым?», «Не губите ёлочку!» целью которых стало воспитание у детей любви к природе.

Одним из эффективных методов работы по нравственно – патриотическому воспитанию стали экскурсии к памятнику Славы, где дети возлагают цветы, рассказывают стихотворения, поют песни военных лет, как дань памяти и уважения погибшим воинам. Не утратили актуальности встречи ветеранов с детьми. Очевидцев и участников военных действий становится, к сожалению, все меньше, и поэтому их рассказы особенно значимы и воспринимаются с неподдельным интересом. Дети каждый год вместе с родителями ходят на парады, посвящённые дню Победы ВОВ.

Большая работа проводиться по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. Были организованы видеоэкскурсии «Моя мама парикмахер», «Мастер маникюра», проводили Семинар – практикум «Вечер дружной семьи», Городской круглый стол «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

В процессе самостоятельной трудовой деятельности у детей формируется представление о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Дети с удовольствием наводили порядок на игровой площадке: сгребали листья, ухаживали за цветами в клумбе, подкармливали птиц, наблюдали за работой дворника, ухаживали за комнатными растениями в группе.

Еще одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок: «Дом моей мечты», «Достопримечательности города Тулуна», «Моя семья и Новогодняя сказка», «Красота сибирских узоров на окне», оформляли книжки – малышки «Животные моего края»

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Проводим мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Рождественские колядки», «День защитника Отечества», «Встреча весны – масленица», «День Победы», «Веселые спартакиады».

На протяжении многих лет сложилась система взаимодействия с социумом. Это взаимодействие с городским краеведческим музеем им. Гущина. Дети просмотрели представление «Как рубашка в поле родилась», экскурсию «Животный мир родного края», рассмотрели продукцию Стекольного завода. Сотрудники вместе со школьниками обучали детей русским народным играм, представили театрализацию «Приключение Вани в зимнем лесу».

 Сотрудничая с детской музыкальной школой, дети принимают участие в следующих мероприятиях: фестиваль для мальчиков «Бравые мальчишки», хоровое пение «Шире круг». Сотрудники и дети ДХШ приезжают к нам с концертами, где знакомят с русскими народными инструментами, песнями и фольклором.  

На базе детской художественной школы проходят конкурсы детских рисунков, в которых дети принимают активное участие: «Папа может…». Проходит обмен детскими рисунками для выставки: «Моя мама самая лучшая». 

Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Золотые россыпи талантов»», организатором является МАУ ДО «Кристалл»

 Тулунская городская общественная организация ТУЛУН.PУ предложила принять участие в конкурсе «ПРОСТЕКЛО».

Осуществляем взаимодействие с РО ВДПО г Тулуна. Сотрудники приезжают в детсад с визитом, знакомят детей с профессией пожарного, орудиями труда и спецтехникой.

Еще одним важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Понимая, что сложную задачу воспитания у дошкольников патриотизма невозможно решить без участия семьи, мы использовали следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на патриотические, духовно-нравственные темы;
  • оформление тематических фотовыставок «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», фотоальбомов «Семейный отдых»;
  • для закрепления знаний о родственных связей в семье и семейных традиций родители с детьми изготовили "Генеалогическое дерево моей семьи";
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического, духовно-нравственного воспитания в семье;
  • консультативная работа «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;
  • экскурсии к памятнику Славы; в Стекольный дворик;
  • акции «Не рубите ёлочку», «Покормите птиц зимой»;
  •  лекторий «Ранняя профориентация для родителей»;
  • буклеты для родителей «Покорми птиц»;
  • поделки из бросового материала;
  •  помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников); 
  • создание коллекции камней, ракушек, полезные ископаемые.

Принимают участие в выставках творческих работ, рисунков:

  • выставка семейных буклетов «Великий труженик живёт рядом»;
  •  фотовыставка «Мой край Сибирь»;
  • выставка рисунков «Буду в Армии служить»;
  •  выставка к 8 марта «Первоцветы для мамы»;
  •  фотовыставка «Интересно мы живём»;
  • выставка рисунков ко Дню Победы «Этих дней не смолкнет Слава!».

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к малой Родине, ее природе, истории, культуре, людям. А детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.