Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"
методическая разработка на тему

Татарникова Ольга Владимировна

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tatarnikova.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование.

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Показать, как можно использовать игры и опыты в экспериментальной деятельности детей.

  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
  • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
  • Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Ход мастер - класса.

Давайте обратим внимание на тему нашего мастера – класса.

Развитие - это процесс достижения ранее не достигаемого результата.

Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

Активность –  особый вид деятельности.

Экспериментирование - также опыт,— метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. 

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность,  которую мы  развиваем, совершенствуем  в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы:

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Последовательность детского экспериментирования.

Задание педагогам:

На слайде представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

• Проблемная ситуация.

• Целеполагание.

• Выдвижение гипотез.

• Проверка предположения.

• Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

• Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) .

Давайте остановимся именно на экспериментировании.  Исследования  Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгера, А. И. Савенкова подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Мы покажем вам некоторые виды   экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми и которые  формируют у них представления:

1. О материалах (песок, бумага).

2. О природных явлениях (дождь).

3.О закономерностях в природе

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

Во время эксперимента работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка. 

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. В результате наблюдений они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать с 4-х лет. В этом возрасте следует развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки снег, дождь, град, выделять свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомить с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

 

В среднем возрасте опыты усложняются. 

Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т.д.

 Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана). 

Живая природа это тоже объект наблюдения: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы. 

Опыты позволяют узнать и о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д. 

Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной экспериментальной деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.

 

Отработана следующая система работы: 

1)  диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе диагностического обследования; 

2)  создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности); 

3)      разработка системы познавательных занятий с включением регионального компонента; 

4)     организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни; 

5)      использование технологии триз в поисково-исследовательской деятельности; 

6)  организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы; 

7)  проведение ежедневных бесед; 

8) развитие параллельного взаимодействия в сферах:  

9) сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов; 

10) систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;

11)   отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым мелким открытиям.

Практическая часть

Дается задание трём группам провести опыты по карточкам.

Опыт №1. «Увеличительное стекло»

 Посадите фигурку в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Опыт № 2 «Звезда»

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться – выпрямляются.

Опыт № 3«Танец горошин»

        Давайте научим горох плавать и танцевать. Опустите в баночку с водой 4 горошины и трубочку, подуйте в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

        Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Предлагаем вам схемы алгоритмы для выполнения опытов.

Дается задание трём группам по схемам провести опыты с  песком, землёй, бумагой.

В заключении давайте проведём  синквейн. 

 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна; 

 2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 

 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 

 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 

 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.

 Пример:  Книга

 Мудрая, вечная

 Учит. Лечит. Ведет

 Всю жизнь сопровождает

 Радость.

Эксперимент

Интересный, любознательный

Учит, развивает, исследует

Направлено на открытие нового

Восторг

Литература:

1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».

2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».

3.Энциклопедия «Все обо всем», «Что есть что»,

4.Ильин М. «Сто тысяч почему»

5. Алексин А.Т. «Что такое, кто такой»

7.Рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр.

Картотека опытов и экспериментов

по ФГОС

Мастер класс:

Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование.

Подготовили: педагоги

 Татарникова О.В.

Кондратюк О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа.    Тема: «Развити...

Презентация « Развитие познавательной активности детей через игры-эксперименты»

Экспериметирование-эффективный  метод познания.Актуальность детского экспериментирования-поисковая деятельность детей ,в которой проявляется активность....

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование ( из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование(из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса н...

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей....

Консультация для педагогов ""Развитие познавательной активности детей через игру"

Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удово...