Консультация для педагогов ""Развитие познавательной активности детей через игру"
консультация

Миронова Светлана Евгеньевна

Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цветик-семицветик» п.Беркакит Нерюнгринского района

Консультация для педагогов

Тема: "Развитие познавательной активности детей через игру"

Подготовила: Миронова С.Е.

воспитатель

"Развитие познавательной активности детей через игру"

      К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.

     Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

    Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?

Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

    Но в последнее время происходит несправедливая замена игровой деятельности учебной. Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.

    Наблюдения показывают, что дошкольникам практически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени. Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть - они начинают возиться, драться, толкаться. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть. Игра не появляется сама по себе, она передается из одного поколения в другое - от старших к младшим. На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение). Дети растут рядом с взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

    Главным показателем благополучия ребёнка на сегодняшний считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дети, пресытившись принудительными учебными занятиями, часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Виды игр для ребенка:

·        подвижные игры,

·        сюжетно-ролевые игры,

·        дидактические игры,

·        разгадывание кроссвордов, загадок,

·        игры-соревнования,

·        конструкторская игра.  

 Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность.

Подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений - развивая в них рефлексию и волю.

    Дидактические игры и их значение для ребенка предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе они используются педагогами как средство обучения и воспитания.Хочу такой сайт учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

         Сюжетно-ролевые игры

К ним относятся игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные.

Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.

Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир

                    Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка

                      Игры-соревнования развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым. Развивают коммуникативные навыки

 Конструкторская игра С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов.

В результате конструирования у ребенка  развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности

 Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

 Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.

 Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

 Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых.  Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.

 В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.

 Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.

Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.

 Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.

Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

 Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация « Развитие познавательной активности детей через игры-эксперименты»

Экспериметирование-эффективный  метод познания.Актуальность детского экспериментирования-поисковая деятельность детей ,в которой проявляется активность....

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объек...

Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребёнка через игру"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребёнка через игру"Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие...