Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"
методическая разработка на тему

Татарникова Ольга Владимировна

Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы:

«Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению»

Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»

 - так писал В. А. Сухомлинский о преемственности  между дошкольным и начальным обучением.

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.

 Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

         Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего.

   Цель работы:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения,  вызвать желание учиться в школе.

     Задачи:

    - согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;

     - выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;

  - совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

             Вся работа проводится по трём основным направлениям:

-       организационная работа с детьми;

-       сотрудничество с родителями;

-       методическая работа.

Одним из главных направлений является работа с детьми.

  Воспитатели подготовительных групп знакомят дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д.

В каждой группе имеются доска, разнообразие счётного материала,  касса с буквами, магнитные цифры и буквы, портфели, на занятия столы расставляются как парты. Дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.

Достаточно приобретено настольно – печатных игр для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие и на развитие мелкой моторики рук.

В группах оборудованы книжные уголки. В них имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).

Дети умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. У них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что  в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься.

Дети видят клетку и линии в тетради. Для подготовки руки к письму детям предлагается работа по раскрашиванию рисунков, выполнение штриховки. Проводятся  постоянные занятия аппликацией, на которых  ребята учатся симметричному вырезанию, вырезанию нарисованных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляют целые композиции-аппликации.

Со старшей группы ведётся еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков или по другому, письмо по клеточкам.

Дошкольники учатся зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы). Проводятся с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Используются такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”.

На участке детского сада и спортивной площадке установлено всё необходимое оборудование для повышения двигательной активности детей.

На игровой площадке нарисованы «Классики», которые способствуют развитию координации движения детей, и закреплению цифр и их последовательности. Также установлены парты для игры в школу.

Для поддержания у детей устойчивого интереса мы используются разнообразные формы работы:

     1. Непосредственно образовательная деятельность. 
     2. Беседы о школе. 
     3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную     тематику. 
     4. Организовали  экскурсию в школу.

     5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. 
     6. Ознакомление с пословицами и поговорками. 
     7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 
     8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. 
     9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».

Анализируя проделанную работу, пришли к выводу, что самыми удачными мероприятиями являются:

  • взаимопосещение уроков в школе,
  • занятия в детском саду,
  • экскурсии в школу,
  • организация совместных театрализованных праздников
  • посещение торжественной линейки в школе,
  • беседа о школе,
  • беседа о профессии учителя,
  • встречи и беседы с выпускниками, они бывают частыми гостями детского сада, благодаря этим встречам узнаём об их успехах,
  • посещение детьми воскресной школы.

      Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.

Следующее направление не менее важное – это сотрудничество с родителями.

  Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

       Проводится  анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

        Специально для родителей оформлена  папка "Скоро в школу", где они могут найти полезную информацию.

Предоставляются консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника», «Леворукий ребёнок» и др.

 Созданы   памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

В течение года с родителями будущих выпускников проводятся беседы, консультации, которые позволяют подготовить их к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.

Предлагаем вам совместные формы сотрудничества с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов, семинаров (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

   Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет подготовка самих родителей к школе. Чем больше они знают о школе, тем лучше подготовятся к оказанию помощи своему ребенку.

И последнее направление – методическая работа или взаимодействие педагогов.

  С целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества опробированы следующие формы работы: совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • взаимодействие психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

Педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.

Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом. Выпускники нашего детского сада имеют лёгкую  100 % адаптацию в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в решении проблем подготовки детей к школьному обучению

Одной из основных задач нашего центра развития ребёнка является вовлечение семьи в педагогический процесс. Взаимодействуя с родителями, можно добиться ощутимых результатов в воспитании и обучении дете...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...

Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...

Информационно – творческий проект «Сказки из портфеля» (Сетевое взаимодействие ДОУ, семьи и школы как ресурс подготовки детей к школьному обучению)

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой ...

Памятка: «Подготовка детей к школьному обучению» Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

В памятке расскрываються вопросы, какими знаниями и умениями должен владеть дошкольник 6-7 лет....

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...