Информационно – творческий проект «Сказки из портфеля» (Сетевое взаимодействие ДОУ, семьи и школы как ресурс подготовки детей к школьному обучению)
проект (подготовительная группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Информационно – творческий проект

«Сказки из портфеля»

(Сетевое взаимодействие ДОУ, семьи и школы как ресурс подготовки детей к школьному обучению)

Сокольникова Анна Васильевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

с. Кабанск

2018г.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться.

Венгер Л.А

Актуальность:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы и социумом.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. 

Проблема: Несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Гипотеза:

Если повысить интерес детей старшего дошкольного возраста к школе и сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе через преемственность ДОУ, школы и родителей, обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников, то дети успешно пройдут адаптацию и  будут иметь представления о школе до того, как переступят её порог. 

Цель:

-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; взаимодействие с родителями, первоклассниками и учителями    начальной школой.

- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно - познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2018г. - Май 2019г.

   Участники проекта:

Дети 6-7 лет (старшая группа)

Проект предусматривает  участие родителей,дети подготовительной группы,  воспитатели, ученики и учителя начальной школы.

Тип проекта:  информационно- творческий.  

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная деятельность, работа с родителями.

Методы и приёмы: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций о школе, образовательная деятельность, составление рассказов, выставки рисунков, игровая деятельность, индивидуальная работа, практическая деятельность.

Предполагаемый  результат:

Дети:

• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Родители:

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

План реализации проекта:

Дата

(месяц, год)

Мероприятия

(по задачам)

Исполнители

Результат

1 этап

   - изучение научной и методической литературы по теме проекта;

   - диагностика;

   - анкетирование родителей;

   - планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

   - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;

   - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

   - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

Сокольникова А.В

Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта, игр, пособий, оборудования.

2 этап

Работа по тематическому плану

Сокольникова А.В, дети подготовительной группы

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Формировать знания дошкольников о библиотеке  и  ее назначении.

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

3 этап

- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации;

- выступление на семинарах – практикумах для педагогов «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»;

- создание  книги «Сказки из портфеля», лепбука «Скоро в школу».

Сокольникова А.В, дети и родители подготовительной группы

Дети и родители расширят свои знания о готовности ребёнка к школе, формируется интерес к школе.

Перспективный план работы с детьми родителями к проекту

«Сказки из портфеля»

Месяц

Работа с детьми

Октябрь

Беседа  «Мы будущие первоклассники».

Д/игра по познавательному развитию  «Что кому».

Д/Игра "Копилка первоклассника".

Рисование «Школа».

Заучивание стихотворения «Что такое школа?» Л.А.Арсёнова.

Чтение Н. Некрасов « Школьник».

Экскурсия в начальную школу.

Составление рассказа «Школа моей мечты».

Просмотр мультфильма «В стране не выученных уроков».

Ноябрь

Слушание песни «Учат в школе», беседа на тему «Чему учат в школе».

Составление рассказа по картине «В школу».

Заучивание стихотворения «Что ждёт меня в школе?».

Лепка «Ученик».

Поговорки и пословицы о школе.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Чтение Л. Толстой « Филиппок»,  «Школьная библиотека».

Д/игра «Что нужно первокласснику?», «Вежливые слова».

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Составление рассказа «Моя первая учительница – какая она?»

Просмотр мультфильма «Остров ошибок».

Декабрь

Беседа «В какой школе ты бы хотел учиться?».

Составление рассказа по картине Фёдора Решетникова «Опять двойка».

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Экскурсия в мини- музей школы.

Чтение А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».

Сюжетно – ролевая игра «Школа».

Заучивание стихотворения А.Барто «Первоклассница».

Изготовление принадлежностей для с/р игры «Школьные принадлежности».

Январь

Беседа «Профессия Учитель».

Отгадывание загадок о школе.

Сюжетно –ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей».

 Чтение Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».

Аппликация «Соберём портфель».

Д/игра «Школьные чувства».

Составление описательного рассказа «Кукла в школьной форме».

Поговорки и пословицы о школе.

Просмотр мультфильма «Человечка нарисовал я».

Февраль

Беседа «Зачем мне нужно учиться в школе?».

Заучивание «Скоро в школу я пойду».

Весёлые рассказы о школе Виктор Голявкин. «Вот что интересно», пересказ прочитанного.

Д/игра «Слоги», «Сколько нужно доложить?»

Составление схемы – плана «По дороге в школу».

Спортивные эстафеты совместно с первоклассниками.

Просмотр мультфильма «Козлёнок который умел считать до 10».

Март

Сюжетно ролевая игра «Я учитель».

Конструирование «школа».

Чтение «Школьные друзья».

Посещение детей школьного урока в первом классе.

Д/упражнение «Придумай рифму».

Д/игра «Кто работает в школе?», «Разложи по порядку».

Эстафета «Собери портфель».

Просмотр мультфильма «Опять двойка».

Апрель

Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

составление пословиц и поговорок о школе.

Д/игра «Сплетём венок из предложений».

Продуктивная деятельность «Книжки – малышки» (изготовление книжек).

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

Чтение рассказ о школе «Защитники природы».

Просмотр мультфильма «Чебурашка идёт в школу».

Май

Беседа – рассказ « Я тоже школьницей была».

Д/игра лото «Ассоциации».

Составление рассказа «Я будущий первоклассник».

Чтение Л.Петрушевская «Сказка про Азбуку», «Сказка о потерянном времени».

Составление загадок о школе.

Просмотр мультфильма «Ивашка из дворца пионеров».

Выставка рисунков о школе.

План работы с родителями:

1. Родительские собрания «На пороге школы»

2. Консультации «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».

«Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе».

«Ваш ребенок идет в школу».

 «Идем в школу с радостью»

3.Информационный стенд

«Ребенок идет в школу»

4.Папки-передвижки

5.Памятки, буклеты - «Влияние установок взрослых на развитие детей»

«Основные психологические особенности будущего первоклассника»

«Рекомендации по здоровьесбережению будущих школьников»

«Психологическая готовность к школьному обучению»

6. Создание книги «Сказки из портфеля»    

Взаимодействие с социумом:

Начальная образовательная школа;

Школьная библиотека;

Школьный музей.

Данный проект можно использовать:

- выступление на Районной конференции;

- участие в конкурсах по проектной деятельности.

Литература:

1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».

2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».

3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».

4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».

5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

6. Л.П. Пяткова, О.А. Стальбовская, С.В.Ушакова, С.В.Костарева, А.А.Морозова «Поддержка и развитие детской одарённости» Проектная деятельность.

7. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...

Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в решении проблем подготовки детей к школьному обучению

Одной из основных задач нашего центра развития ребёнка является вовлечение семьи в педагогический процесс. Взаимодействуя с родителями, можно добиться ощутимых результатов в воспитании и обучении дете...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...

Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"

Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лав...

Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...