Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Танаева Нина Александровна

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами,  и часто недостаточное развитие мышц руки и глазного контроля не позволяют ребенку красиво писать.  В течение работы с детьми с применением педтехнологии "Рисование - линейная графика" ребенок приобретает основные двигательные навыки, достигшие стадии автоматизма, которые обеспечивают ему  умение легко и свободно вести линию в разных направлениях, произвольно управлять своими движениями и контролировать точность их выполнения. На  основе тренировки тонкой моторики кисти тренируются психомоторные механизмы управления тонким движением, обогащается чувственно - эмоциональная сфера психики ребенка новыми представлениями о внешнем мире, развивается образное мышление, что способствует переходу к абстрактному мышлению и закладывает основу для творческого отражения  внешнего мира. Идет бесстрессовая подготовка к школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_risovaniya_v_podgotovke_k_shkole.docx2.29 МБ
Файл konspekt_po_lin._graf.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО   ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ: РИСОВАНИЕ – ЛИНЕЙНАЯ ГРАФИКА   В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

(Составила и провела Танаева Н.А., воспитатель  1 кв. категории МБДОУ детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области)

ЦЕЛЬ: Создание композиции из разнообразных линий (прямых, волнистых, дугообразных) при передаче формы предметов и явлений.

ТИП: комплексный, развивающий графические навыки.        

ВИД: репродуктивная деятельность с элементами творчества.

ЗАДАЧИ: Развивать навыки рисования разнообразных линий и разделения плоскости листа путем   складывания. Показать использование при построении композиции осей координат и осмысленное применение тех или иных линий при передаче формы и фактуры предмета: хвост, чешуя, плавники. Развивать восприятие образно – ассоциативных связей, причин и следствий при прочтении литературного сюжета, эстетический вкус.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:   изготовление письма с конвертом, карточек с разными видами линий, подбор картинок с изображением рыб, стихотворение Бальмонта «Золотая рыбка», экран, мультимедийная установка, музыка, картины Вьетнамский лубок «Карп в озере Лотосов» и картины Матисса «Золотая рыбка», оборудование для рисования.

                                                         

                                                         ХОД НОД:

Воспитатель:   Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну Графика, где царствует Линиточка (линия и точка).  Многие жители страны Графика вам уже знакомы. Как называются эти жители?

Дети: Графические изображения.

Воспитатель: У всех жителей страны Графика есть общие черты. Как вы думаете, что общего у всех графических изображений? Из каких элементов состоят графические изображения?

Дети: Все графические изображения состоят из  линий и точек.

Воспитатель: Ребята, скажите, а все ли линии одинаковы?

Дети:  Нет!

Воспитатель: Чтобы нам попасть в страну Графика, необходимо взять билет, где нарисованы линии и подобрать себе пару – линию с одинаковым названием (прямая линия, волнистая  и т.п.). Берем билетики и находим пару.

- Вы можете пройти в страну Графика? Почему?

Дети :  У нас нарисованы прямые (волнистые, кривые, наклонные, пунктирные и др.) линии.

Воспитатель:  Ребята, а кто поможет мне пройти с вами? Кто составит мне пару?

-  Вот мы и пришли в страну Графика. А где же ее царица?  Жители страны Графика любят разные сюрпризы, наверное, и сегодня Линиточка приготовила нам очередной сюрприз. (находит конверт)

- Посмотрите, вот конверт, Он от Линиточки. Адресован нам. Прочитаем?

-  «Сегодня я не могу быть с вами.

Вашему воспитателю  передаю управление своими делами.

 Вы в мастерскую мою проходите,

Все хорошенечко там рассмотрите.

Пусть воспитатель научит всех вас

Рисовать то, что сегодня радует глаз.

Я вам желаю удачи в рисовании,

Вы не торопитесь, приложите старание.

                           Ваша Линиточка»

- Вот так вот! Ребята, Линиточка все предусмотрела. А чтобы мы не сидели здесь просто так, не ходили  без дела, развесила нам картинки. Что на них нарисовано?

Дети:    Разные рыбки.

Воспитатель:  Значит, разговор сегодня пойдет о рыбах. А все ли рыбы на картинках  одинаковы? Что у них общее?

Дети:  Рыбы все разные по размеру, окраске, форме. Но у них у всех есть туловище, хвост, плавники, чешуйки.

Воспитатель:  Ребята, давайте пройдем за столы и посмотрим, что нам приготовила Линиточка  для рисования. (На столах - ли–ты, краски, карандаши, фломастеры, простой карандаш, вода, кисточка, тряпочка…) Все ли у вас есть для рисования? Может, кому – то нужно еще что – либо еще? (Проверяется готовность к занятию.  Звучит тихо музыка Н.А. Римского – Корсакова «Садко»)

- Ребята, Линиточка  приготовила нам  стихотворение, под которое мы должны выполнить движения. Стихотворение называется «Золотая рыбка», написал его К. Бальмонт. (Дети выполняют движения).

- Понравилось вам стихотворение? О ком оно?

Дети:  О золотой рыбке.

Воспитатель:  Это нам подсказка.

(На экране появляется картина вьетнамского  лубка «Карп в озере Лотосов»)

 - А вот еще один сюрприз от Линиточки.  Ребята, что изображено на картине? Назовите  мне части рыбы?

Дети:  На картине изображена рыбка, у всех рыб есть туловище, хвост, жабры, плавники, глаза голова, чешуя.

Воспитатель: Давайте изобразим части рыбы  в воздухе указательным пальцем. Кто хочет нарисовать их на доске? (Обращаю внимание    на характер движений кистей рук при передаче того или иного элемента)

- Ребята, скажите, а как выглядит золотая рыбка? Какого она цвета?

Дети:  (по очереди высказываются)

(На экране появляется картина А.Матисса «Золотая рыбка»)

Воспитатель:  Линиточка не перестает нас удивлять, дает нам еще одну подсказку. Скажите, какого цвета рыбки на картине? Могли ли быть рыбки другого цвета? ( Ответы  детей) Да, золотые рыбки могли быть красными, желтыми, оранжевыми.   Ребята, давайте еще раз посмотрим на картины. Что общего между ними?

Дети:  На  них нарисованы рыбки.

Воспитатель:  Что делают рыбки на картинах? (Ответы детей)

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня здесь должны нарисовать? Да, мы будем рисовать по просьбе Линиточки золотую рыбку, но не простую, а сказочную. А помогут нам разные линии и наши инструменты. Выберите, пожалуйста, чем вы будете рисовать (карандаши, фломастеры, краски).

    - Для начала мы сложим лист бумаги по горизонтали и по вертикали по 2 раза, хорошенько прогладим каждую линию сгиба. Развернем теперь лист, по линиям сгиба проведем пунктирные линии простым карандашом. Теперь лист положим так, чтобы длинные его стороны лежали горизонтально.

 -   Найдем  центральную горизонтальную линию, от нее и начнем рисование. Сейчас я начну рисовать, а вы внимательно смотрите и запоминайте. (Рисую тело рыбки). С самого края средней линии от пересечения вертикальной и горизонтальной линий я  начинаю рисовать нос рыбки. Какие линии здесь я использовала?

Дети:  Наклонные.

Воспитатель: Теперь я рисую туловище рыбки и хвостовую часть. Какие линии я здесь использовала?

Дети:  Прямые горизонтальные и наклонные.

Воспитатель:   Чего не хватает у моей у моей рыбки?

Дети:  Плавников, чешуи, глаз, губ.

Воспитатель:  Их вы нарисуете сами, каждый по – своему. А сейчас все сядем поудобнее, возьмем инструмент (карандаш, фломастер, кисточку…) Покажите, пожалуйста, как вы держите его. А теперь нарисуйте золотую рыбку, каждый свою.

                                               (звучит легкая музыка)

Воспитатель:   Нарисовали? Отпустите ее в синее море, нарисуйте волны. А сейчас придумайте название к рисунку. (Дети называют картинку)

  - А сейчас  из ваших маленьких частичек моря составим  большое море.

                                                    (Выставка детских работ.)

Воспитатель:  Скажите, ребята, вам нравится наша общая картина? Придумайте ей название. (Дети придумывают разные названия к картине. Выбирается одно.)

- Какая  часть картины вам больше всего нравится и почему? (Ответы 3 – 4 детей)

- Мне тоже очень понравилась ваша общая картина. Вы все постарались. Думаю, что и Линиточке она понравится, и Линиточка не будет сожалеть, что вы были у нее в мастерской, а она сама не присутствовала. Вы, наверное, очень волновались, когда рисовали. Нарисованное вами море тоже волнуется. Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз,……..»

                                 Игра «Море волнуется…»

Воспитатель:   Время пролетело быстро, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмите свои билетики, друг друга за руки. Что у нас получилось?

Дети:  Линия.

Воспитатель:  Вот этой линией мы и отправимся в путь. А Линиточке мы скажем «спасибо» за приглашение, подсказки и проведенное в ее стране время.

Дети:   Спасибо! До свидания, страна Графика!

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

     детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области  

Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество: рисование (рисование – линейная графика)»                                                                                      «Золотая рыбка»

                          Составила:  Танаева Н.А.,                            

                                                                               воспитатель 1 кв. категории

                        р.п. Сосновское -  2012год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль детского сада в подготовке детей к школьному обучению»

Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения мо...

Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)

Педагогический опыт работы   На тему: «Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)»...

Консультация для педагогов" Роль детского сада в подготовке детей к школьному обучению"

Данный материал поможет педагогам оформить консультацию для родителей, обобщить методы и приёмы в работе со старшими дошкольниками. Данная ствтья расскажет о трудностяхродителей, при подготовке детей ...

Роль развивающей игры в процессе подготовки детей к школьному обучению

Развивающие игры для подготовки детей к школе....