Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)
материал на тему

Никитина Людмила Васильевна

Педагогический опыт работы

 

 

 На тему: «Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

Некоммерческое партнерство

«Центр здоровьесберегающих педагогических технологий»

Педагогический опыт работы

Тема: «Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)»

Выполнила: Никитина Л.В.

Воспитатель МБДОУ №436

Научный руководитель: Чеджемова Е.В.


2012-2013 учебный год

Г. Нижний Новгород

План работы

  1. Введение (краткое изложение сути темы).
  2. Значение и характеристика проблемы.
  3. Цели и задачи по формированию и развитию графических навыков.
  4. Принципы реализации работы.
  5. Методы работы.
  6. Конспекты занятий .            
  7. Приложения.
  8. Формы работы с родителями.
  9.  Диагностика.

10.Выводы.

11.Используемая литература.

Введение

В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – это  основное условие существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой и их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам  занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе cчитают письмо.

Графика – это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон.

Для успешного овладения графическим навыкам необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

 Графическая деятельность – это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление  связывается со сформированностью разных компонентов. Так, воспитатель обращает особое внимание на сформированность моторных навыков, и  развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений. Моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы “глаз-рука” и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Между тем ребёнок – это ещё и особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важным фактором развития и адаптации к окружающему миру. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности, посильной детям дошкольного возраста, поставлено в настоящее время в центр внимания.

В основе занятий стоит интеграция: использование поэзии, живописи, музыки, построение философской беседы с использованием вопросов познавательного характера, создание психоэмоционального фона, двигательная активность, использование слайд программ по темам занятий, практически-творческая деятельность.

Поэзия, музыка, живопись – все это наглядно и близко ребенку дошкольного возраста. Приобщать детей к миру прекрасного нужно как можно раньше: учить восторгаться причудливой красотой деревьев, многоцветием заката, неповторимыми звуками музыки, очаровывающими слух строками стихотворений, пластикой и грациозностью движения.

Необходимым условием развития графических навыков детей является включение детей в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческую. Возможными путями для его развития на занятиях  могут быть: применение философской беседы; дидактических игр; живописи; музыки; поэзии.

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции педагога, работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к дальнейшему обучению в школе. Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы в старшей группе уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации.

  На занятиях  графическим рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом, ручкой, мелком, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, контролировать чередование различных линий, в результате чего у них вырабатывается плавность, контроль, ритм, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.

На занятиях , дети гораздо шире знакомятся с графическим рисованием с использованием различных линий как средства заполнения и украшения внутренней части предмета, при этом соблюдая, закон графики, а именно принцип повторения.

Значение  графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только  отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму, что приводит,  к “формированию своеобразных эмоциональных образов”.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания , близкий игре. Выдумывание деталей своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.

Содержание данной программы снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности и системности.

Эффективность работы по программе обеспечивает специально подобранный методический комплекс взаимодействия с детьми, с помощью которого осуществляется личностно-ориентированный подход к детям, необходимый для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Перед ребёнком стоит задача – использовать разнообразие деталей  для передачи пространственных свойств, изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и графического рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

В работе детьми используются материалы: фломастеры, простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, мелки, бумага разной фактуры, размеров, цветов.

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее.

 Этим объясняется актуальность апробации здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности.

ЦЕЛИ:

Основной целью  является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие механизмов, необходимых для его осуществления, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.     Помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства ,используя универсальность и синкретизм последнего.

Задачи по формированию развития графических навыков :

  • Поэтапное обучение освоению способов линейного рисования при создании линейно-графических композиций.
  • Поэтапное обучение освоению выразительных возможностей графических средств: точки, штриха, линии. Учить ориентироваться на листе, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования.
  • Учить дифференцировать силу нажима на фломастер или карандаш, совершенствование навыков проведения линий неотрывным способом.
  • Учить комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.
  • Закреплять способы линейного рисования при создании сложных линейно-графических композиций.
  • Развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.

Принципы реализации опыта:

  • Принцип системности “От простого к сложному, от части к целому”.
  • Принцип гуманности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип естественной радости от эстетического восприятия, чувствования и действования.
  • Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности.

Методы работы

Наглядный

  • Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.
  • Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников, утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.
  • Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.
  • Показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.

Словесный

  • Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.
  • Прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие.
  • Беседы по представлению, направлен на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний.
  • Исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.

Практический

  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами.
  • Эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя.
  • Моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции.
  • Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
  • Метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.
    Все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море.

ЦЕЛЬ. Определение начального уровня интеллектуально-художественного развития ребёнка и выявление графических навыков. 

ТИП. Комплексный ,тестирующий.                                                                        ВИД. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковыми элементами.                                                                                                               ЗАДАЧИ. Познакомить детей со спецификой занятия, включающего развитие образного мышления, тонкой моторики кисти руки, речи, выразительных движений. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к различным природным явлениям. Проследить за особенностями поведения детей, правильностью посадки. Обратить внимание на то, как дети держат ручки, фломастеры, карандаши. Познакомить с понятиями: плоскость, точка, линия, вертикальное и горизонтальное расположение листа; верх и низ листа. Показать приёмы складывания листа пополам, деление его на части, разрезание ,соединение деталей клеем и без клея, изготовление книжки раскладушки.                                                                                              МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ. Иллюстрации: репродукции с картин  И.К. Айвазовского «Чёрное море», «Волна» ,»Неаполитанский залив утром», «Неаполитанский залив в лунную ночь». Музыка: М.К.К. Чюрленис. Симфоническая поэма «Море» (фрагменты). Литература: стихи Ф.И. Тютчева «Конь морской», «Как хорошо ты, море ночное».                               Оборудование: клей, ножницы, гладилки ,кисточка для клея; лист бумаги; карандаши, фломастеры, шариковые или гелиевые ручки.(Техника- по выбору ребёнка.)                                                                                                                        

Ход занятия

Этап I. Тихо звучит музыка Чюрлениса. Она помогает детям представить море- его движение, шум волн, блеск воды, смену настроений.                                  Дети садятся за столы, ровно держат спины, руки лежат на столах. Педагог предлагает проверить, всё ли у каждого есть для занятия: лист бумаги, карандаши(или другой инструмент), ножницы, гладилка, клей, кисточка. Предметы последовательно называются педагогом, а дети их показывают.                                                                                Этап II. Объявление темы занятия.                                                                           Дети будут по сказке « снимать» мультфильм или делать книжку-раскладушку.                                                                                                            

Подготовка поверхности листа к работе, использование приёмов складывания для деления листа на равные части по вертикальному и горизонтальному направлениям.                                                                                                                        Лист сложить пополам по горизонтали, перегибая от себя. Развернуть лист по вертикали, сложить его пополам два раза подряд, не разворачивая. После каждого сложения лист по линии сгиба зафиксировать гладилкой.                           Линии сгиба обвести. Педагог обращает внимание на то ,как ребёнок проводит линии ,переворачивает лист или нет, как нажимает на карандаш , какое направление линий предпочитает.                                                               В левом верхнем углу ребёнок ставит цветную точку-«кнопочку» для лучшей ориентации на листе и переключения внимания с одной деятельности на другую.                                                                                                                          Демонстрируется изображение тихого моря (И.К.Айвазовский «Неаполитанский залив утром»).                                                                                       Звучит музыкальный фрагмент, под который начинается рассказ.                                 –Было это давным-давно. Так давно, что даже наши бабушки и дедушки не помнят точно времени тех событий. Тогда на земле всё было по- другому: люди понимали язык зверей и птиц, море могло говорить по душам с солнцем или играть с ветром в прятки.                                                                         А однажды случилось вот что. Рано утром море было спокойное. Одна волна медленно шла за другой к берегу. Волны шептали друг другу: «Шуу, шшшшшуу, шуу, шшшшшуу».                                                                                       Дети за педагогом показывают руками движения волн, голосом имитируют их шум. Затем в воздухе рисуют плавные линии спокойного моря. Прежде чем начать рисовать, педагог предлагает детям нажать левой рукой на точку: «Включить мотор киноустановки для фиксирования кадра».На это м занятии детям не следует помогать, так как важно выявить их графическую подготовку.                                                                                                                   –Ветерок, как известно большой  озорник. Он подлетел к морю и стал  тихо на него дуть. Море улыбнулось ветру и поприветствовало его:                             -Чух,чух-чух,чуууууу,чууууу,чухх,ух,чух,чих-чух-чах. Какой  прекрасный наступает день! Ух, чух, чих.                                                                                       –Уф, уфуууу, фыыыыыы, великолепное утро погожего дня,  уфууууу ,- рассмеялся ветерок и полетел над морем.                                                                  Сюжет проигрывается через движение рук и звукоподражание. Подбираются изобразительные средства для передачи природных явлений. Педагог рисует линии на доске, дети работают на своих листах.                                                       –Солнце неохотно выглянуло из-за горизонта, расправило один лучик ,второй, третий…. Открыло один глаз, второй.

Поднялось над морем и засияло вовсю.                                                                                                                Как и в предыдущих случаях, сюжет сначала проигрывается, а затем рисуется. Солнце просыпается так же, как человек,- потягиваясь.                        Левой рукой, нажав точку-кнопочку, дети  выключают мотор.                                      Первый кадр снят.                                                                                                               –Солнце залило всю землю тёплым ,ласковым светом. Море и солнце стали играть в мячики. Солнышко кидало в море лучики, а море возвращало их в виде золотого отблеска. Они так заигрались, что совершенно забыли про ветерок, которому тоже очень хотелось поиграть в солнечные мячики. Он подлетал с разных  сторон, но на него не обращали никакого внимания. Рассердившись ветер стал дуть на море. Сначала не сильно , а потом сильнее и сильнее.                                                                                                                    Ситуация проигрывается ,при этом обращается внимание на движение рук, то бросающих, то ловящих воображаемый мяч. Для передачи отблесков подойдут коротенькие дугообразные линии. Не забывать при переходе от выразительного движения к графике нажимать на «кнопку-точку» (клетка 2).     –Но солнцу и морю было не до ветерка. Ветер разозлился не на шутку и подул во всю мощь. По морю заходили высокие волны. Одна волна стала наскакивать на другую. Море загудело: -Ууууууууууу, уууууууууу, оооооооооо, уоооо, ооу, ухх, ууух…                                                                     Солнышко испугалось, даже глаза закрыло от ужаса, а ветер дул не переставая. Начался шторм. Кругом всё стонало и ухало. Из моря стали выпрыгивать капельки. Они стремились подняться вверх, на небо, там, им казалось, будет спокойнее (клетка3).                                                                          Разбушевавшееся море дети показывают руками, всем телом. Приседая и с силой подпрыгивания, изображают движение капелек вверх. Сами капельки дети изображают прикосновением к  большому пальцу поочерёдно указательного , среднего, безымянного пальцев и мизинца, стараясь передать их обтекаемую форму. Упражнение повторяется несколько раз одновременно правой и левой руками, постепенно убыстряется темп движений.                       –Капельки поднялись к небу, и образовалась большая фиолетовая туча. Она важно плыла по  небу, очень довольная собой и заварившейся кутерьмой, плыла-плыла да натолкнулась на ветер. Ветер со всей силой ударил тучу по боку. Загремел гром, засверкала молния. Туча расплакалась от обиды. Кап, кап, кап.. кап..»,- стали падать капельки. Дождинки становились всё крупнее и падали всё чаще. А ветер не унимался. «Бум, бум…, Бам - бам, тарабам, Бам, бом, бум»,- стучал он по туче. Туча разрыдалась во всю.                                     «Ыыыыы,  ныыыы ,нуууу, ооооо,  иииии, ох-ох, ух-ух, ыыыы», -рыдала туча, а дождь лил как из ведра. Море грохотало.

Ветер выл, как голодный волк зимой, а туча заливалась горючими слезами (клетка 4). Первым опомнился ветер. Ему стало стыдно, и он поспешил спрятаться в дупло стоящего на берегу дерева. Море стало успокаиваться.                              При передаче  сюжета включаются музыкальные фрагменты. Показывая тучу, дети могут пройтись по комнате, а передавая капельки- попрыгать.          –Буря на море постепенно улеглась. Туча, выплакав все слёзы ,растаяла. На небе снова показалось солнышко и засияло ярче прежнего. Земля  умытая дождём,  легко дышала, только море чуточку  ворчало ещё, но скорее ласково , чем сердито. По берегу к морю побежали весёлые, звонкие ручейки. Они спешили,  обгоняя друг друга, чтобы успеть добраться до моря, пока солнце их не высушило.
–Море. Дзинь, динь. Мы вольёмся в великое море! Динь, динь, дилинь, динь, тинь, тинь. Там, там, тим, тим, -радовались ручейки.                                   Бегущие ручейки дети передают сначала движением рук, затем графически (клетка 5).                                                                                                                              –На берег вышли рыбаки с ребятишками. Они проворно стали готовить сети. Взрослые отправились в море  на ловлю рыбы, а дети остались играть на берегу, ожидая родителей.                                                                                    Улов выдался богатый.                                                                                         Сначала в воздухе, а потом на листах дети рисуют сети- пересекающиеся линии. Показывают маленьких рыбок пальцами, как капельки, рыбок побольше при помощи ладошек, а больших рыб- касанием локтей и  кончиков средних пальцев, очень больших рыб-руки разводя в разные стороны. Пойманных рыб дети сначала рисуют в воздухе, на доске, пальцами на поверхности стола, затем на листах бумаги, стараясь, чтобы сети были аккуратные, а рыб было много (клетка 6).                                                              –Славный ужин приготовили мамы. Все наелись, даже коту Мурзику  досталась  большущая рыбина. Он довольный сел на лавку и начал умывать лапой морду, мурлыча: «Мур-мяуу, Мур-мяу, спасибо, мяу, очень вкусно , мяу».                                                                                                                             Изображается стол, покрытый  узорчатой скатертью, тарелка с рыбой. Можно нарисовать и довольного кота (клетка 7). Мимикой передаётся довольство  сытого кота.                                                                                            –Вскоре опустился вечер, а за ним пришла тёплая ночь. На небе появился светлоокий месяц. Его окружили звёзды. Месяц и звёзды, как в зеркало, смотрелись в гладь притихшего моря и пели чудесную песню о том, как прекрасен мир, интересна жизнь, как много хорошего на земле, море, небе, как славно дружить и любить друг друга.                                                          Дети пальцами в воздухе рисуют месяц, море, звёзды. Звучит тихая музыка. Пока одни дети дорисовывают, другим педагог показывает репродукции с картин  И. К. Айвазовского «Неаполитанский залив ночью», «Волна», «Чёрное море», по которым детям нужно определить, какое состояние моря передано художником в том или ином случае (клетка 8).                                    Закончив рисовать, дети нажимают «кнопки-точечки»- сказка снята на плёнку.                                                                                                                      
Этап  III. Монтаж плёнки (сборка книжки).                                                              Лист с рисунком разрезают пополам по горизонтальной линии;4-й, 5-й кадры накладывают один на другой краями и склеивают; полученную ленту складывают гармошкой. Получается книжка-раскладушка, на обложке можно нарисовать то, что понравилось в сказке. Книжечки раскладываются на столе для просмотра.                                                                                                           Этап IV. Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется     три – морская фигура замри». Проводится сразу после рисования под уже знакомую музыку сонаты «Море» М. К. К. Чюрлениса или на прогулке.                Во время игры вспоминаются сюжеты сказки. Используются звукоподражание и мимика. Следует обратить внимание на расслабляющие упражнения, снимающие напряжение мышц тела и рук.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ

Цель. Уточнение наблюдений занятий 1 и 2, знакомство с вертикальным направлением листа.
Тип. Комплексный, обучающий.
Вид. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковыми элементами.
Задачи.
На основе словесных объяснений педагога сформировать у детей образы явлений природы. Подкрепить их мимикой и жестикуляцией. Найти адекватные образам изобразительные линейные средства.
Развить внимание и наблюдательность.
Переключать детей с одного вида деятельности на другой.
Развить ассоциативное мышление, образное восприятие.
Развить движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо.
Обучить ориентации на листе «вверх-вниз» (вертикальное или горизонтальное направление листа ребёнок выбирает по своему усмотрению)
Материалы к занятию.
Иллюстрации: репродукции с картин И.И. Левитана «Перед грозой»,
К.А. Сомова «Радуга»
Музыка: ноктюрн К. Дебюсси «Облака» (из триптиха для оркестра «Три ноктюрна»), «Сказка про дождик и тучу» Л. Шестаковой (фрагменты).
Литература: стихи А.Н. Майкова «Летний дождь», Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…» (первая строфа), «Неохотно и несмело…».
Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры или шариковые ручки.

ПОДГОТОВКА

Помещение оформляется облаками разного формата и цвета, белыми, серыми, черными, вырезанными из бумаги. По одну сторону доски вешается репродукция с картины И.И. Левитана, по другую – с картины К.А. Сомова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап I. Тихо звучит музыка К. Дебюсси.
Этап П. Педагог предлагает загадку:

Без рук, без ног
По свету рыщет,
Дует, свищет,
Калитку открывает,
Деревья наклоняет.

Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер.
Педагог:
- Ветер гонит белые, пушистые.... Что?
Дети:
- Облака.
Педагог:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

Педагог предлагает детям продирижировать музыкой сонаты Дебюсси, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог выключает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку:

Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю примочите!

Педагог обращает внимание детей на репродукцию с картины И. И. Левитана:
- Как любое явление дождь имеет начало и конец. Вначале дождик робкий.

Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом сопроводить движения: «Кап, кап, кап», отстукать ручками ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и капли на доске, а освоив движения, делают изображения туч на своих листах синим цветом.

Педагог продолжает:
- Дождь становится грозным.

Дети топотом и хлопками по сигналу педагога могут показать сильно идущий дождь и гром.
Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линиями сверху вниз показывают дождь.

Педагог:
- Дождик может быть и не грозным, а веселым.

Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновременно произнося закличку:

Дождик, дождик, сильно лей,
Ты воды не жалей,
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Целый день поливай!

Рядом с грозной тучей голубым цветом дети рисуют доброе облако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями.

Педагог:
- Стихающий дождик похож на начинающийся, это редкие капельки,
падающие из небольшого облака, которое освещает солнышко.

Дети желтым цветом рисуют маленькое облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами (фломастерами и пр.) выстукивают ритм стихающего дождя, мимикой и жестами рассказывают о дожде (движение капель могут показать прыжками).
После раскрытия характера образов идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.
На каждый поворот сюжета можно давать музыкальные фрагменты.

Педагог:
- После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы.
Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы.

Педагог:

- Еще после дождя бывает чудо!

Цветное коромысло
На небе повисло,
Все его видят,
А достать не могут.

Педагог указывает на репродукцию с картины К. А. Сомова.

Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они вспоминают самостоятельно - это способ проверить их знания цветов. Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, которое лежало в земле и после дождя, обогретое солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок.

Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распускался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цветок. Что за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии.

Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним.

К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы образ композиции получил логическое обоснование и у ребенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме.

Этап IV. Педагог и дети исполняют хореографические миниатюры на сюжет занятия. Или педагог читает стихи А. Н. Майкова и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК

Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с дугообразными линиями.
Тип. Комплексный, развивающий и закрепляющий графические навыки.
Вид. Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.

Задачи.

Установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными. Содействовать осмыслению основ орнаментальной композиции, отражающей явления окружающего мира.

Развить навыки работы над центричной композицией с использованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию.
Иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осени», «Соломенный паук».

Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружева» и Л. Яхнина «Воздушные узоры».

Оборудование: бумага; шариковые ручки или фломастеры.

Подготовка

Педагог оформляет помещение, где проводится занятие, используя вязальные крючки или коклюшки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий.

Рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюшках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотографиям и натурному материалу.

Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовление несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно пригласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку и простые узоры на ее основе.

Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изделие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным паучком, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы.

Ход занятия

Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог загадывает загадки о пауке:

1. Восемь ног, как восемь рук,
Вяжут шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Кому нужен чудо-шелк?

2. Серый маленький Денис,
На веревочке повис.

Ответ на эти загадки один - это паук.

Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.
Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.
Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком. Подводит к сюжету рисунка.
Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.

Этап II . Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат: накладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не разворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.

Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серого или черного цвета. Можно для передачи цвета паутины использовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.

Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину: в центре изображает спираль, которую разворачивает через два-три оборота дугообразной линией, передающей особенности структуры паутины.
В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.

Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Педагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хорошая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не навлечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в первую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.

Дети убирают рабочие места.

Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им может быть и педагог. Дети превращаются в мушек, комаров, бабочек. Очерчивается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внимательно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.

Кому нужен чудо-шелк?

2. Серый маленький Денис,
На веревочке повис.

Ответ на эти загадки один - это паук.

Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.
Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.
Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком. Подводит к сюжету рисунка.
Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.

Этап II . Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат: накладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не разворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.

Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серого или черного цвета. Можно для передачи цвета паутины использовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.

Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину: в центре изображает спираль, которую разворачивает через два-три оборота дугообразной линией, передающей особенности структуры паутины.
В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.

Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Педагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хорошая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не навлечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в первую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.

Дети убирают рабочие места.

Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им может быть и педагог. Дети превращаются в мушек, комаров, бабочек. Очерчивается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внимательно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.

Формы работы с родителями:

Выставки детских работ,  анкетирование, индивидуальные консультации, беседы, лекции.

Каждый воспитатель, работающий в детском саду  стремится к тому, чтобы родители стали его единомышленниками и друзьями. Для реализации программы необходима тесная плодотворная связь с семьей. Целью данной работы с родителями является организация сотрудничества родителей и педагогов для успешного художественно - эстетического развития ребенка.

Диагностика

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма была проведена диагностика, в которой участвовала подгруппа   детей (12 человек) подготовительной  группы детского сада.

В ходе диагностического обследования на декабрь обнаружено, что движения руки дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации,  истощаемость движений, недостаточно сформированы  графические  навыкы. У детей наблюдалось нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

Исходя из результатов проведенной диагностической работы на май  видно, что у детей повысился уровень развития координации системы “рука-глаз”, чувства ритма, меры, уверенности. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, в философские беседы, с вниманием слушают музыку, поэзию, “вживаются” в рассматривание картин. Дети лучше стали ориентироваться на листе бумаги ,достаточно лучше сформированы графические навыки, дети стали правильно располагать руки во время письма.

Сравнивая результаты диагностики, отмечено, что в декабре месяце 2012 учебного года из 12 детей 6-7 лет средний уровень готовности к овладению  линейной графикой  выявлен у 4 детей низкий уровень, у 8 детей средний уровень, высокий уровень отсутствовал. В конце мая месяца 2013 учебного года высокий уровень готовности к овладению линейной  графикой  имели 5детей, средний уровень – у 7 детей, детей с низким уровнем не было.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности графического рисования и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность графического рисования, выявляя одно из основных его свойств, успешного развития навыка письма.

       

  ВЫВОДЫ

  • Дети свободно стали  использовать и трансформировать графические средства: точки, линии, штриха в изобразительной, орнаментальной композициях.
  • Ребята самостоятельно научились декорировать предметные изображения предложенными элементами.
  • Стали  создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • Научились комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Стали  творчески подходить к составлению композиции, обращая внимание не на скорость выполнения задания, а на разнообразие использованных в рисунке линий, элементов.
  • Так же дети могут  использовать способы линейного рисования при создании сложных  графических композиций.
  • Умеют  ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы.

Уровень развития художественно-творческих умений и способностей в рисовании- линейной графике детей 6-7 лет.

Ф.И. ребёнка

Развитие зрительно-пространственных ориентаций в микропространстве

Развитие навыков графических движений

Развитие умений осуществлять графические композиции

Развитие образных представлений на основе восприятия знаков и символов, способствующих процессам «кодирования» и «декодирования»

Развитие способности понимать речевые инструкции

Итоговый показатель

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1.Ялышева Тая

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2. Серова Ксения

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

1,8

2,4

3. Чернов Владик

1

2

1

2

1

2

2

3

2

2

1,4

2,2

4.Мартынова Маша

1

2

2

3

2

3

2

2

2

2

1,8

2,4

5.Чемерицкая Варя

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

6.Калашников Радмир

1

2

2

3

1

2

2

3

1

2

1,4

2,4

7.Бызова Ксения

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8.Гудкова Саша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

9.Ситкова Алина

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1,2

2,2

10.Сулеева Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11.Бухраткина Даша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,8

12.Лаврентьева Катя

1

2

2

3

2

3

1

2

2

2

1,6

2,4

В-0%

С-8ч-67%

Н-4ч-33%

В-5ч-40%

С-7ч-60%

Н-0%

Список используемой литературы:

1.Здоровьесберегающая педагогика.                                                     Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. (Н.В. Квач).                                                                                        2.Педагогические технологии содействия развитию детей. Художественно-эстетическое развитие. Рисование -линейная графика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Открываем календарь, начинается январь…» с использованием технологии развития художественно-творческих способностей детей (старшая группа)

Учить детей составлять цветовые композиции, передавая в них впечатления о разных временах года.Создавать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе.Упражнять в технике...

Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)

В основе программы лежит триединая составляющая: 1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход. 2. Преемственн...

Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)

    У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности ре...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...

Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика»

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...