Главные вкладки

    Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"
    статья на тему

    Мунтян Ольга Владимировна

    Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.

    Довольно много детей, поступающих в школу, являются грамотными. Однако некоторые родители не учат своих крох чтению и письму. Такой ребенок, придя в 1 класс, может испытывать определенные неудобства. Он будет казаться «белой вороной» среди сверстников. Именно поэтому родителям стоит готовить своих деток.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 113 комбинированного вида Невского района

    города Санкт - Петербурга

    Статья на тему:

    «Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению»

                                                                                    Подготовила педагог Мунтян О.В.

    Федеральные государственные требования, в корне меняют взгляд, подход, систему работы по дошкольному воспитанию. Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, умений, навыков, но и уметь их применять, искать новые, развивать полученные.

    Согласно ФГТ, ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести следующие интегративные качества: сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний; сформированные физические качества и потребность в двигательной активности; любознательность, активность, самостоятельность действий; эмоциональность, отзывчивость; общительность; воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение).

            Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

    Помните, главное правило для родителей дошкольников состоит в том, чтобы: 
    - привить ребенку интерес к получению новых знаний, 
    - научить его не бояться плохих оценок,
    - находить общий язык с одноклассниками.
    Ведь для Вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым
    !

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является  важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду.

    Психологическая готовность ребенка к школе.

    Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

     1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

    - к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

    - он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

    - ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

    - должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

    2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

    - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

    - толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

    - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

    -ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

    3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

    - понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

    - наличие интереса к учению и получению новых знаний;

    - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

    - усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

    • Познавательная готовность ребенка к школе.

    Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

    1) Внимание.

    • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

    • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

    • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

    • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

    2) Математика.

    • Цифры от 0 до 10.

    • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

    • Арифметические знаки: « », «-«, «=».

    • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

    • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

    3) Память.

    • Запоминание 10-12 картинок.

    • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

    • Пересказ  текста из 4-5 предложений.

    4) Мышление.

    • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

    • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

    • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

    • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

    • Складывать пазлы без помощи взрослого.

    • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

    5) Мелкая моторика.

    • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

    • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

    • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

    • Выполнять аппликации.

    6) Речь.

    • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

    • Понимать и объяснять смысл пословиц.

    • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

    • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

    • Различать в словах буквы и звуки.

    7) Окружающий мир.

    • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

    • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

    В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

    Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе

    Консультация для родителей. Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовности детей ...

    Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе (обмен опытом).

    Обмен опытом по формированию у детей готорвности к обучению в школе....

    Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе

    Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, п...

    Родительское собрание в старшей группе «Совместная работа детского сада и семьи по подготовки детей к школе».

    Собрание для родителей по совместной подготовке детского сада и семьи по подготовке  детей к школе....