Методическая копилка: сценарии мероприятий

Тушнолобова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

https://pandia.ru/text/82/204/images/img8_12.jpg

МАДОУ «Детский сад №13» КГО

Деловая игра  для педагогов

по правилам дорожного движения

«Дисциплина на дороге – залог безопасности!»

Камышлов

Цель: объединить усилия педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • совершенствовать практические навыки педагогов, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах;
  • достигнуть максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном процессе;
  • способствовать обобщению знаний правил дорожного движения;
  • предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Участники: ведущий, педагоги.

Ход деятельности:

Номер слайда

Содержание деятельности

Оборудование

1

Сегодня наша деловая игра посвящена знаниям правил дорожного движения. В игре будут принимать участие две команды игроков.

Каждое задание, каждый правильный ответ будет приносить команде жетон. По итогам игры, победит команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

2

Приветствие команд

Для начала нужно придумать название нашим командам.

Таблички для названий команд, маркеры

3

Конкурс «Дорожные знаки»

Каждой команде дается по 4 дорожных знака. Их нужно назвать. Победителем объявляется та команда, которая быстрее даст правильный ответ

Знаки, жетоны

4

Конкурс «Скоростное шоссе»

Членам каждой команды задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ. Учитывается время, за которое команда ответит на все вопросы. Выигрывает та команда, которая за меньшее время ответила на большее число вопросов.

Вопросы для 1-й команды

1. Сердце машины. (Мотор).

2. Главная автомагистраль. (Шоссе).

3. Знак, обозначающий «Проезд запрещен». («Кирпич»).

4. Край дороги. (Обочина).

5. Изменение направления движения. (Поворот, разворот).

6. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф).

7. Заторы транспорта на дороге. (Пробка).

8. Животное, обозначающее место перехода дороги. (Зебра).

9. Пересечение двух и более дорог. (Перекресток).

10. Транспорт, выравнивающий дорогу. (Каток).

11. Мужчина, держащий в руках полосатую палку. (Инспектор).

Вопросы для 2-й команды

1. Человек, управляющий транспортом. (Водитель).

2. Человек, идущий вдоль дороги. (Пешеход).

3. Пассажирский транспорт, работающий на бензине. (Автобус).

4. Транспортное происшествие. (Авария).

5. Место ожидания транспорта. (Остановка).

6. Конец дороги. (Тупик).

7. Что означает знак в виде треугольника с красным крестом внутри? (Врач).

8. Машина с зеленым глазом. (Такси).

9. Человек, не соблюдающий правила. (Нарушитель).

10. Устройство, останавливающее движение людей и машин. (Светофор).

11. Транспорт с коляской. (Мотоцикл).

Секундомер

Жетоны

5

Задание «Словарь определений»

Командам даются слова, к которым надо подобрать свои определения.

Определения для 1-й команды:

Автомобиль, велосипед, дорога, движение, транспорт, пешеход.

Определения для 2-й команды:

Автостоп, автобус, гонка, инспектор, инспектировать, жезл.

Правильные ответы-определения

Автомобиль – транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.

Велосипед – двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.

Дорога – путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.

Движение – езда, ходьба в разных направлениях.

Транспорт – движущиеся перевозочные средства специального назначения.

Пешеход – человек, идущий пешком.

Автостоп – вид спорта, путешествие на попутных машинах.

Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

Гонка – быстрое движение, езда.

Инспектор – должностное лицо, занятое инспектированием.

Инспектировать – проверять правильность чьих-то действий.

Жезл – короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам. (Источник: Толковый словарь русского языка под ред. Н. И. Ожегова).

Жетоны

6

Разминка для ума для всех «Осторожно, знаки!»

Какие знаки могут быть обозначены следующими словами:

1. «Ура! Уроки отменили!» (Осторожно, дети)

2. «Шарики без роликов». (Светофорное регулирование).

3. «По роялю не ходить». (Пешеходный переход).

4. «Клад кота Леопольда». (Дорожные работы).

5. «Спи, моя радость, усни». (Подача звукового сигнала запрещена).

6. «Ветры и версты, убегающие вдаль,

Сядешь и просто нажимаешь на педаль». (Пересечение с велосипедной дорожкой).

Знаки дорожного движения

7

Задание «Реши задачу»

Каждой команде дается по одной задаче.

Задача для 1-й команды.

Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно ПДД?

(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)

Задача для 2-й команды.

Ехал волк к лисе на автомобиле по левой стороне дороги. Его остановил инспектор ГИБДД и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк?

(Транспортным средством разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны).

Бланки с задачами, жетоны

Подсчет жетонов, награждение победителей



Предварительный просмотр:

Примерный календарный план воспитательной работы

в подготовительной группе №2 на 2021-2022 уч.г.

Направления воспитания

Мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Развитие основ нравственной культуры

1 Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

*

2 Развлечение  «Зайка – незнайка»

*

3 «Мама» – самое нежное слово на свете

*

Формирование семейных ценностей

1 Беседа «1 октября – День пожилого человека»

*

2 Праздник «Нам года – не беда»

*

3 Выставка открыток ко Дню 8 марта

*

4 Выставка творческих  работ бабушек и дедушек «Золотые руки чудеса творят»

*

Формирование основ гражданской идентичности

1 Виртуальное путешествие по родному городу, стране

*

2 Праздник, посвященный Дню Победы в ВОВ

*

3. Экскурсия в Камышловский краеведческий музей

Формирование основ межэтнического взаимодействия

1 Физкультурный праздник ко Дню народного единства «Подвижные игры народов мира»

*

2 Какие народы живут на Урале?

*

3 Чтение сказок народов мира

*

Формирование основ социокультурных ценностей

1 Музыкальный досуг «Святки, колядки»

*

2 Фольклорный праздник «Широкая Масленица»

*

3 Досуг «Русская матрёшка»

*

Формирование основ экологической культуры

1 Выставка творческих работ из природного и бросового материала «Краски осени»

*

2 День Воды – 22 марта – развлечение «Капелька воды»

*

3 Синичкин день

*

Воспитание культуры труда

1 Уход за комнатными растениями

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2 Создание и уход за огородом на подоконнике

*

*

*

3 Оказание посильной помощи дворнику

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Камышловского городского округа

детский сад № 13

сказка - игра

«Азбука пешехода »

Автор методической разработки

воспитатель Тушнолобова Наталья Юрьевна

г. Камышлов

Рецензент: О.Ю. Никифорова

Компьютерная верстка:

Данное  пособие  адресовано воспитателям для работы с детьми  дошкольного возраста.

Цели:

- совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;

- закрепить знания о значении сигналов светофора;

- развивать внимание, быстроту реакции;

- развивать эмоциональный отклик.

Действующие лица:

- Ведущий

- Баба Яга

- Леший

- дети средней группы.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рада снова видеть вас в нашем зале. Будем снова веселиться, песни петь, играть. Как вы все выросли, похорошели, загорели!

- Хорошо вы отдохнули летом? Я очень рада за вас.

-А вы рады встрече с друзьями? Ведь многие дети летом отсутствовали.

- А что дарят друг другу друзья при встрече? Они радуются, улыбаются.

- А дети старшей группы дарят вам песню «Улыбка».

Дети старшей группы поют песенку

- И правда от улыбок стает радостно, весело.

- А теперь, детвора, есть веселая игра. Я предлагаю всем принять участие в игре, которая так и называется «Встреча друзей».

- Выполняем все движения согласно тексту:

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай.

Теперь на месте ты шагай

И от друзей не отставай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Того, кто справа обними,

Того, кто слева обними.

Ну вот закончилась игра,

Нам вместе весело, ура!

- Я  смотрю, что друзьям вы очень рады!

- Лето – замечательное время года – можно везде побывать (и в лесу, и на речке, и горах, и на море), интересно провести время, многое узнать, многому научиться. Но, оказывается, чтобы время отдыха провести отлично, без огорчений, без травм, нужно везде соблюдать правила (правила поведения в лесу, на водоеме, а особенно  на дороге).

- А вот если их не соблюдать, может произойти …..беда.

- А вот одну поучительную историю мы вам сейчас расскажем и покажем.

Ведущий:  Сегодня к нам в детский сад пришло письмо из леса (показывает). Очень интересно, давайте прочитаем (вскрывает письмо). «Милые ребятки, очень просим вас рассказать нам о правилах дорожного движения. Будем утром. Баба Яга и Леший» (смотрит на часы) Что-то задерживаются лесные гости. Как бы с ними чего-нибудь не случилось, ведь они не знают правил дорожного движения.

Под музыку входит Леший, держит Бабу Ягу под руку.

Баба Яга: (ворчит). Чуть не задавили старенькую бабулечку-красатулечку. Ведь это же надо. Шла, никого не трогала, а они как выскочат да как понесутся.

Ведущая: Что с вами случилось?

Леший: Дорогу мы переходили, машина чуть ее не сбила – старенькую, маленькую Бабулечку Ягулечку.

Ведущая: Как же вы переходили через дорогу?

Баба Яга: Ковыляла я, хромала,

                  Метлу свою вдруг потеряла.

                  Наклонилась поискать,

                  Тут меня машина – хвать.

Ведущая: Баба Яга, разве можно на проезжей части останавливаться?

Баба Яга: Вот теперь знаю, что нельзя.

Ведущая: И еще запомните: переходить проезжую часть можно только там, где есть светофор или пешеходный переход.

Баба Яга: Светофор, светофор…Это дерево что ли такое?

Леший: Нет, Яга, это такой столб с фонариками, а на нем огни разные горят. Красиво!

Ведущая: Да, красиво, только светофор не для красоты ставят.

Леший: (обращается к детям) А для чего?

Ведущая: Вот послушайте, ребята вам расскажут про светофор.

Вероника: Перейти через дорогу

                    Вам на улицах всегда

                    И подскажут и помогут

                    Говорящие цвета.

Юля: Если свет зажегся красный,

          Значит, двигаться опасно!

Ярослав: Желтый свет – предупрежденье,

                Жди сигнала для движенья.

Настя: Свет зеленый говорит:

              «Пешеходам путь открыт!»

Леший: Вот это да! Сразу все не запомнишь.

Ведущая: А запомнить вам помогут наши ребята – разноцветные огоньки.

Дети средней группы поют песню про светофор и выполняют

движения с погремушками

Ведущая: Чтобы легче было запомнить сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор». (поочередно поднимаю вверх погремушки красного, желтого и зеленого цветов). Дети выполняют соответствующие движения: на красный огонек – стоят, на желтый – прыгают, на зеленый – шагают на месте.

Ведущая: (обращается к Бабе Яге) Запомнили?

Леший и Баба Яга: Да!

Ведущая: Проезжую часть можно переходить и по пешеходному переходу, его еще называют «зеброй».

Баба Яга: Я знаю, это такая лошадь в полоску. Только причем тут зебра?

Ведущая: Пешеходный переход назвали так, потому что он выглядит в виде нарисованных белых полосок, почти таких же, как у зебры.

Леший: Баба Яга, что-то так похулиганить захотелось, давай пойдем поиграем на проезжей части в шашки, я зря их что ли с собой принес.

Баба Яга: Да, точно, там поедут машины и … трах, бах -= друг в друга врежутся. Все водители выскачат, будут кричать. Ох, умора! (смеется).

Ведущая: Я думаю, вам будет не до смеха. Ведь вас может сбить машина, и вы окажитесь в больнице.

Леший: Ой, нет! В больницу я не хочу.

Ведущая: Вот вам еще одно правило…

Все:  Там, где транспорт и дорога,

         Знать порядок все должны.

          На проезжей части строго

          Игры все запрещены!

Баба Яга: Тогда поиграем здесь в Игру «Это я…» Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья».

Баба Яга читает стихотворение, дети после каждого вопроса

должны либо промолчать, либо крикнуть «Это я…».

Кто у вас идет вперед только там, где переход?

Кто из вас в вагоне тесном, уступил бабуле место?

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Леший: А теперь я с вами поиграю. Давайте разделимся на две команды (по 2 человека из старшей группы и по 2 человека из средней группы).

 Игра «Собери машину».

Каждая команда должна собрать на полу машину из отдельных деталей. Участники той команды, которая соберет машину быстрее и правильнее, объявляются победителями.

Ведущая: А я предлагаю желающим пройти полосу препятствий.

Игра «Пройди полосу препятствий»

Давайте дадим названия командам («Светофорчик», «Зебренок», «Пешеходики»)

Две команды должны по очереди пройти полосу препятствий на машинках. Кто «придет к финишу» первым, не нарушив правил движения, тот объявляется победителем. (в середине дорог (разложенные шторы с пришитыми белыми полосками) Баба Яга и Леший пытаются ходить туда-сюда по переходу, на пути между дорогами стоит светофор (ведущий показывает поочередно огоньки или погремушки).

Баба Яга: Ай да молодцы! Такие ловкие и умненькие ребятки! За то, что вы нам рассказали правила для пешеходов, мы вам вручим подарки.

Баба Яга и Леший раздают детям медальки «Грамотный пешеходик»

Леший: Пора нам возвращаться домой, теперь мы будем внимательны на дороге и всегда соблюдать правила.

Баба Яга: До свидания!

Ведущая: Я очень рада, что мы смогли убедить Бабу Ягу и Лешего быть внимательными на дорогах и соблюдать правила. И вы, ребята, обязательно соблюдайте правила ДД, берегите себя и свою жизнь.

А теперь пора-пора всем по группам, детвора! До свидания!



Предварительный просмотр:

Утверждаю:__________

Заведующий МА ДОУ

«Детский сад №13»  КГО

Никифорова О.Ю.

Программа

«Дорожная безопасность»

образовательная область «Безопасность»

средняя группа

Составитель: Тушнолобова Н.Ю.,

                                                                                                                 воспитатель,

                                                                                                                    I кв. категория

г. Камышлов

Пояснительная записка

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

 Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего.

Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. К сожалению, в их содержании недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте. Поэтому назрела необходимость создания данного проекта.

Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель программы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи программы:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Участники :

дети;

педагоги;

музыкальный руководитель;

специалисты ДОУ;

инспектор ГИБДД;

родители.

Основные направления работы с детьми: 

- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

- организованные формы обучения на занятиях;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- наблюдения;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- художественная литература;

- викторина;

- конструирование;

- изобразительная деятельность;

- игра;

- встречи с инспектором ГИБДД;

- развлечения.

Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, можно использовать разнообразные формы: 

- анкетирование;

- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

- родительские собрания («Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»);

- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);

- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Ресурсное обеспечение:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- видеодиски по ПДД;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры;

- дорожные знаки;

Все это позволит педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

План организационно-педагогической работы с детьми

№ п/п

Содержание мероприятия

Сроки

1

2

3

1.

 Систематическая работа по обучению детей дорожной грамоте (занятия и др. формы работы)

Раз в месяц

2.

Организация встречи с инспектором ГИБДД

По возможности

3.

Выставка детского творчества по ПДД

4.

Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»

Сказка – игра «Азбука пешехода»

5.

Просмотр мультфильмов, видеодисков по обучению ПДД

В течении года

Циклограмма проведения занятий

№ п/п

Формы взаимодействия с детьми

Часы в месяц

1.

Занятия

1 раз в месяц

2.

Наблюдения

В течении года

6.

Минутки безопасности

1 раз в нед.

7.

Сюжетно-ролевые игры

8.

Подвижные игры

10.

Развлечения по ПДД

11.

Дидактические игры

12.

Чтение художественной литературы

13.

Изобразительная деятельность

15.

Рассматривание иллюстраций, альбомов

16.

Конструирование

 п/п

Содержание мероприятия

1.

Проведение инструктажей по соблюдению правил дорожного движения с родителями на групповых родительских собраниях

2.

Родительское собрание по теме «Взаимодействие с семьей в организации работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города»

3.

Организация встреч с инспектором ГИБДД (по возможности)

4.

Участие родителей в выставках творчества

5.

Анкетирование родителей:

Выявление уровня знаний правил дорожного движения родителями

6.

Оформление информационного стенда о правилах дорожного движения «Советы Светофорчика»

7.

Совместно с родителями организация уголков безопасности в группах

Литература:

1. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 219 с.

2. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «ИздательствоСкрипторий 2003», 2009. – 80 с.

3. Степаненкова Э.Я. и Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. Сада. Изд. 2-е, исп. И доп. М., «Просвещение», 1978 – 63 с.

3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 96 с.

4. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

5. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

Календарно-тематический план (средняя группа)

Квартал

Месяц

Неделя

Время проведения

Продолжительность

Блок

Часы

Тема блока

Методы и приемы

организации

Задачи

Требования к уровню подготовки

УМК

Формы предъявления результата

1 кв.

Сентябрь

3

16.0

20

Познавательное развитие

«Ориентация на местности»

Целевые прогулки, наблюдения вокруг детского сада

Минутки безопасности

Беседа, рассказ, проблемная ситуация, изучение макета района города, игра, демонстрация

Беседа, игра

Цель: совершенствовать навыки ориентации в пространстве; познакомить с объектным макетом; тренировать движения согласно указаниям.

Цель: знать расположение своего участка, уметь ориентироваться на участке детского сада

Умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы в процессе беседы; умение ориентироваться в пространстве.

Уметь двигаться по заданному направлению; обозначать свое направление словом

Объемный макет района города; игрушечный автомобиль

Игровая деятельность

Подвижная игра «Автомобили»

Продумать безопасный путь для Кати из дома в детский сад

 Беседа, сигналы

Беседа, показ, практические действия

Цель: тренировать движения согласно указаниям.

Цель: уметь ориентироваться на макете

Умение внимательно слушать сигналы педагога, отвечать на вопросы; двигать в заданном направлении

Рули, «проезжая часть».

Макет улицы

Работа с родителями

Тест для родителей по ПДД

Цель: определить уровень компетентности родителей по дорожной грамотности

Данные диагностики

Октябрь

3

16.00

20

Познавательное развитие

Тема: Значение цветов в дорожном движении

Минутки безопасности

Беседа «Светофор»

Беседа, игра, рассматривание макета светофора, чтение стихотворения, подвижная игра

Цели: напомнить значения цветов в дорожном движении; активизировать знания о работе светофора.

Цель: закрепить знания о сигналах светофора и действиях водителя и пешехода по этим сигналам

Знание значений сигналов светофора

Круги (красные, желтые, зеленые), макет светофора

Конструирование из коробочек

Тема: «Светофор»

Практическая работа

Цели: учить обклеивать коробочку бумагой; составлять композицию из кругов, наклеивать в нужной последовательности

Умение выбирать круги нужного цвета, наклеивать их в правильной последовательности

Круги разных цветов, клей, салфетки

Макет светофора

Игровая деятельность

П.и. «Соберем светофор»

Д.и. «Отремонтируй светофор»

Цели: упражнять в беге в разных направлениях, формировать умение быстро находить свое место в соответствии с цветом сигнала светофора

Знание расположения сигналов светофора относительно друг друга

Круги 3-х цветов на каждого ребенка

Художественная литература

Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор»; В. Суслова «Его сигнал для всех закон»

Чтение, анализ произведения,

Цели: закрепление значений сигналов светофора

Умение внимательно слушать тест, отвечать на вопросы по содержанию.

Музыкальная деятельность

Разучивание песенки «Светофор»

Пение, выполнение движений с погремушками красного, желтого, зеленого цветов

Цель: закрепить знания о сигналах светофора.

Координация речи и движений

Погремушки 3- х цветов

выступление на развлечении «Азбука пешехода»

Работа с родителями

- Изготовление светофора для выставки «Мой друг – светофор»;

- рекомендации для родителей

Информация в рубрике «Советы Светофорчика»

Цель: закрепить с детьми знание сигналов светофора; закрепить знания о том, как действуют водители и пешеходы при определенных сигналах светофора.

Организация выставки «Мой друг - Светофор»

Ноябрь

3

16.00

20

Познавательное развитие

Тема: Городской общественный транспорт

Минутки безопасности

Беседа «Что для чего»

Наблюдения за проезжей частью улицы

Беседа, прослушивание аудиозаписи с шумами транспорта, рассматривание иллюстраций, игра

Цели: закрепить понятия транспортное средство, водитель, проезжая часть, общественный транспорт, пассажир; учить называть и различать виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси.

Цель: закрепить название и назначение частей улицы

Цель: отметить, какие машины движутся по проезжей части

Знание названий транспортных средств, их отличительных особенностей

Карточки с видами транспорта; аудиозапись с шумами транспорта

Детская

деятельность

Рисование пластилином «Едем на автобусе»

Аппликация «Автобус»

Коллективная работа. Обрывная аппликация «Автокресло детям»

Игра, беседа, рассказ, практическая работа,

разрывание бумаги на мелкие кусочки,

Цели: учить передавать форму автобуса способом пластилинографии;

Цели: учить разрезать полоску на равные квадраты для окошек автобуса, развивать глазомер, чувство формы и композиции;

Цели: учить разрывать бумагу на мелкие кусочки, наклеивать их в пределах контура, не накладывая друг на другу.

умение составлять предмет из частей; наклеивать детали

Пластилин, изображение автобуса на картинке

Полоски цветной бумаги, основа

Кусочки цветной бумаги

Детские работы, организация выставки в коридоре ДОУ

Конструирование

«Дома на нашей улице»

Беседа, приход Анфисы, игровая ситуация, показ, сравнение 2-х построек, восстановление последовательности, анализ постройки, самостоятельный поиск, практическая работа, рассматривание, видоизменение постройки, поиск способов исправления, разыгрывание ситуаций перехода улицы

Цели: учить выкладывать широкую дорогу (проезжая часть) и узкую (тротуар); учить точно воспроизводить образец конструкции дома, преобразовывать в высоту и в длину.

Знание названий деталей строительного материала и представления об их конструктивных свойствах

Набор строительного материала, мелкие игрушки; образцы конструкций домиков, маленькие машинки, обезьянка Анфиса

Постройка

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Беседа, игра

Пассажиры ждут автобуса на остановке, автобус подъезжает, пассажиры садятся в автобус, едут в магазин, поликлинику

Цели: закрепить правила поведения в автобусе

Знание правил поведения в общественном транспорте

Руль, стульчики

Художественная литература

Чтение рассказа Н. Павловой «На машине»

Беседа, рассказ, анализ произведения,

Цели: способствовать пониманию содержания произведения, учить отвечать на вопросы.

Умение внимательно слушать содержание произведений

Работа

с родителями

Рекомендации для родителей

Проведение акции «Автокресло детям».

Выставка творческих работ «Автокресло детям».

Распространение буклетов, листовок

Цели: закрепить с детьми правила обхода автобуса, ожидания транспорта на остановке.

Цель: агитировать родителей быть ответственными за жизнь и здоровье детей.

Заинтересованность родителей в безопасности детей

Информация в рубрике «Советы Светофорчика»

2

Декабрь

3

16.00

20

Познавательное развитие

Тема: Правила поведения в общественном транспорте

Минутки безопасности

Беседа, проблемный вопрос, рассматривание картинок с ситуациями на остановке и в транспорте, формулировка правил посадки в транспорт, в транспорте, чтение стихотворения, совместное обсуждение стихотворения

Цели: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте

 Знание видов общественного транспорта

Иллюстрации; атрибуты для игры «Мы - пассажиры»; карточки: знаки остановки наземных видов транспорта

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Мы - пассажиры».

Разрезные картинки «Отремонтируй автобус»

Игровая ситуация «Автобус»

Беседа, игра

Цели: отработка правил посадки в автобус; поведения во время движения; выхода из автобуса.

Цель: уточнить части автобуса, расположение их относительно друг друга.

Цель: закрепить правило: на остановке входить в переднюю дверь автобуса

Знание правил посадки в автобус, поведения в салоне автобуса

Знание частей автобуса, их названия, и расположение

Стульчики, руль

Разрезные картинки «Автобус»

Д.и. «Собери знаки» («Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки такси»)

упражнение

Цель: учить составлять из частей и накладывать одну форму на другую, используя мозайку, детали конструктора, плоскостные и объемные фигуры

Знание дорожных знаков, обозначающих остановки городского транспорта

Разрезные знаки и образцы, детали конструктора, плоскостные фигуры

Художественная литература

Чтение загадок про общественный транспорт

Чтение стихотворения А. Барто «Едет Любочка в трамвае»

Беседа, анализ загадок, стихотворения

Цель: упражнять в умении различать разные виды транспорта по их характеристикам.

Цель: уметь находить ошибки в поведении героя стихотворения; давать рекомендации.

Знание названий разных видов общественного транспорта;

 знание правил поведения в транспорте

Работа с родителями

Фотоконкурс «Автокресло детям»

Выставка фотографий с детьми в автокресле, стихотворное сопровождение фотографии

Цель: агитировать родителей быть ответственными за жизнь и здоровье детей.

заинтересованность родителей

Выставка фотографий в раздевалке группы

Январь

2

16.00

20

Познавательное развитие

Тема: «Правила поведения на железной дороге».

Минутки безопасности

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Беседа «Кто должен заходить первым в транспорт»

Рассказ, беседа рассматривание игровой железной дороги, наблюдение за движением поезда, художественное слово, формулировка правил, отгадывание загадок, показ, разыгрывание ситуаций

Цель: расширять знания о видах транспорта; познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; объяснить правила поведения на железной дороге.

Цель: уточнить правила культуры поведения в общественном транспорте.

Цель: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей.

Знание разных видов транспорта, их отличия.

Игровая железная дорога; книга А. Кривицкой «Мчит по рельсам электричка»; карточки – знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Игровая деятельность

Д.и. и упр. «Собери знаки» Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»).

П.и. «Паровоз»

Игровая ситуация, беседа, игра

Цель: составление изображения из нескольких частей.

Цель: учить двигаться в одной колонне, придерживаясь друг за другом, не отцепляясь.

Знание внешних отличительных  особенностей знаков

Разрезные картинки, цельные составные части.

Конструирование из конструктора ЛЕГО

«Паровоз»

Конструирование, рассматривание, беседа, показ

Цель: продолжать учить  детей создавать простые конструкции, подбирать детали соответствующей величины и формы, анализируя строение предмета; учить обыгрывать ситуации на железной дороге.

Знание названий деталей, способов крепления.

Конструктор ЛЕГО, мелкие игрушки для обыгрывания

Художественная литература

Чтение книги А. Кривицкой «Мчит по рельсам электричка».

Чтение загадок

Чтение, анализ произведения,

Цель: расширять знания о видах транспорта.

Знание названий разных видов транспорта, их отличительных особенностей

Картинки с изображением поезда

Работа с родителями

Рекомендации для родителей

обращение

Цель: профилактика  дорожно-транспортных происшествий в зимнее время

Памятки

Февраль

3

16.00

20

Познавательное развитие

Сказка – игра «Азбука пешехода»

Минутки безопасности

 

Чтение письма, беседа, напоминание, художественное слово, исполнение песни с движениями, игра, объяснение, чтение правил, соревнование

Цель: совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора; развивать внимание, быстроту реакции.

Знание значения сигналов светофора; умение собирать машину из разрезных частей

Разрезные картинки «Машины», 2 игрушечные машины; сигнальные карточки; конверт с запиской.

Совместное со старшей группой развлечение

Игровая

 деятельность

П.и. «Пройди полосу препятствия»

Игра «Собери машину»

соревнование

Цели: уметь «проехать» полосу препятствий, не нарушив правил движения

Знание значения сигналов светофора

2 машины, разметка «Пешеходный переход»

3

Март

3

16.00

20

Познавательное развитие

Тема: «Гужевой транспорт. Происхождение современного транспорта»

Беседа, рассказывание, игра, отгадывание загадок

Цели: познакомить с некоторыми эпизодами истории происхождения транспорта; расширить знания о видах транспорта; ввести понятие «гужевой транспорт»

Знание названий животных, живущих в Африке, далеком Севере, в горах; умение рассуждать на заданную тему.

«упряжь» для подвижной игры; картинки с изображением гужевого транспорта

Игровая

 деятельность

П.и. «Лихие упряжки»

Д.и. «Знаешь ли ты?»

Беседа, игра

Беседа, показ

Цель:  учить двигаться в паре, действовать в соответствии с ролью (извозчик, наездник).

Цель: закрепление знаний о животных, используемых как гужевой транспорт

Знание особенностей в строении общественного транспорта

«упряжь» - скакалка

Картинки с изображением гужевого транспорта

Детская деятельность

Аппликация «Лошадка»

Беседа, анализ образца, рассматривание, игра

Цель: формировать умение создавать изображение животного из овалов разной величин, дополняя его деталями из полосок (ноги, шея)

Знание строения животного; умение разрезать квадрат по прямой на полоски.

Бумажные овалы белого, коричневого, оранжевого цветов 2-х размеров; квадрат для разрезания на полоски

Выставка работ

Работа с

 родителями

Родительское собрание «Взаимодействие с семьей в организации работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города»

Беседа, радиостанция «Зеленый огонек», отгадывание кроссворда «Дорожная азбука», конкурс «Знай дорожные знаки, решение проблемных ситуаций, презентация дидактических игр, конкурс чтецов.

Цель: развитие компетентности родителей в области дорожной безопасности; выработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения у детей.

Выставка художественной литературы по теме, творческих работ детей, кроссворд по теме

Апрель

3

16.00

20

Познавательное

развитие

Тема: «Перекресток»

Минутки безопасности

Беседа «Разные виды перекрестков»

Беседа, обсуждение, рассматривание, объяснение, показ, игра.

Цели: познакомить с перекрестком, сопутствующими правилами и знаками

Цель: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть.

Знание названий частей улицы

Палочка регулировщика; макет микрорайона города; цветные круги; «проезжая часть»; карточка – знак предупреждения о перекрестке, управляемом светофором.

Игровая деятельность

Игровые ситуации «Чего не хватает на перекрестке».

Игра «Найди пешехода-нарушителя»

Беседа, рассматривание, проблемный вопрос

Цель: уточнить составные части: «зебра», «светофор».

Цель: закрепить правила перехода через улицу

Знание средств регулирования дорожного движения

Картинка или постройка «Перекресток»

Конструирование из строительного материала

«Перекресток»

Беседа, игра, разыгрывание ситуаций

Цель: учить выбирать детали, выкладывать плотно друг к другу, создавать четырехсторонний перекресток

Набор строительного материала, мелкие игрушки, машинки

Макет перекрестка

Работа с родителями

Рекомендации для родителей: «Правила поведения на перекрестке»;

Алгоритм перехода улицы

Май

3

16.00

20

Познавательное развитие

Развлечение «На лесном перекрестке»

Разыгрывание сказки, ролевой диалог

Цели: совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;

Машина, велосипед, самокаты, штаны для медвежонка

Художественная литература

Чтение произведения С. Волкова «Про правила дорожного движения»

Чтение, размышления, рассматривание картинок, уточнение правил поведения, формулировка советов для Торопыжки

Цель: закреплять, обобщать знания детей по ПДД

Работа с родителями

Информация на стенде «Это мы знаем»

Цель: ознакомление родителей с перечнем ЗУНов, которые должны быть сформированы у ребенка 5-го года жизни



Предварительный просмотр:

Утверждаю:__________

Заведующий МАДОУ

«Детский сад №13»КГО

Никифорова О.Ю.

Согласовано:___________

Программа

«Дорожная безопасность»

младшая группа

Составитель: Тушнолобова Н.Ю.

                                                                                                               воспитатель,

                                                                                                                    I кв. категория

г. Камышлов

Пояснительная записка

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

 Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего.

Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. К сожалению, в их содержании недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте. Поэтому назрела необходимость создания данного проекта.

Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель программы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи программы:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Участники проекта:

дети;

педагоги;

музыкальный руководитель;

специалисты ДОУ;

инспектор ГИБДД;

родители.

Основные направления работы с детьми: 

- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

- организованные формы обучения на занятиях;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- наблюдения;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- художественная литература;

- викторина;

- конструирование;

- изобразительная деятельность;

- игра;

- встречи с инспектором ГИБДД;

- развлечения.

Принципы реализации проекта (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, можно использовать разнообразные формы: 

- анкетирование;

- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

- родительские собрания («Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»);

- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);

- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- видеодиски по ПДД;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры;

- дорожные знаки;

Все это позволит педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

План организационно-педагогической работы с детьми

№ п/п

Содержание мероприятия

Сроки

1

2

3

1.

 Систематическая работа по обучению детей дорожной грамоте (занятия и др. формы работы)

Раз в месяц

2.

Организация встречи с инспектором ГИБДД

3.

Выставка детского творчества по ПДД

4.

Развлечение - спектакль «Происшествие в лесу»

5.

Просмотр мультфильмов, видеодисков по обучению ПДД

В течении года

Циклограмма проведения занятий

№ п/п

Формы взаимодействия с детьми

Часы в месяц

1.

Занятия

1 раз в месяц

2.

Наблюдения

В течении года

6.

Минутки безопасности

1 раз в нед.

7.

Сюжетно-ролевые игры

8.

Подвижные игры

10.

Развлечения по ПДД

11.

Дидактические игры

12.

Чтение художественной литературы

13.

Изобразительная деятельность

15.

Рассматривание иллюстраций, альбомов

16.

Конструирование

План работы с родителями

№ п/п

Содержание мероприятия

1.

Проведение инструктажей по соблюдению правил дорожного движения с родителями на групповых родительских собраниях

2.

Родительское собрание по теме «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»

3.

Организация встреч с инспектором ГИБДД (по возможности)

4.

Участие родителей в выставках творчества

5.

Игра-викторина «Грамотный пешеходик»

6.

Анкетирование родителей:

Выявление уровня знаний правил дорожного движения родителями

9.

Оформление информационного стенда о правилах дорожного движения «Советы Светофорчика»

10.

Совместно с родителями организация уголков безопасности в группах

Литература:

1. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 219 с.

2. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «ИздательствоСкрипторий 2003», 2009. – 80 с.

3. Степаненкова Э.Я. и Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. И доп. М., «Просвещение», 1978 - 63 с.

3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 96 с.

4. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

Календарно-тематический план (младшая группа)

Квартал

Месяц

Неделя

Время проведения

Продолжительность

Блок

Часы

Тема блока

Методы и приемы

организации

Задачи

Требования к уровню подготовки

УМК

Формы предъявления результата

1 кв.

Сентябрь

3

16.00

15

Познавательное развитие

«Ориентация в пространстве и во времени»

Минутки безопасности

Беседа, рассказывание сказки,

 игра, демонстрация

Цель: способствовать формированию способности ориентироваться в пространстве (работа с понятиями низкий - высокий, далеко – близко, большой – маленький, быстро – медленно)

Умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию сказки; умение ориентироваться в пространстве и времени.

Мягкие игрушки (большой и маленький медведи, белка, слон, лошадка, заяц); игрушечные автомобили разных размеров

Художественная литература

Чтение сказки «Топтыжка»

Рассказ, беседа

Умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы

Квартал

Месяц

Неделя

Время проведения

Продолжительность

Блок

Часы

Тема

блока

Методы и приемы

организации

Задачи

Требования к уровню подготовки

УМК

Формы предъявления результата

Игровая деятельность

Игра «Чья машина уехала дальше?»

Беседа,

соревнование

Цель: способствовать формированию способности ориентироваться в пространстве и времени

Умение различать понятия низкий – высокий; далеко – близко; большой – маленький; быстро - медленно)

Игрушечные машины разных размеров

Музыкальная деятельность

Проговаривание, пение

Работа с родителями

Тест для родителей по ПДД

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Бланк с вопросами

Данные диагностики

Октябрь

3

16.00

15

Познавательное развитие

Тема: Форма и цвет.

Беседа, игра,

рассматривание предметов, чтение стихотворения, подвижная игра

Цели: учить различать основные цвета и формы предметов; развивать способности к самостоятельному решению игровых задач

Знание цвета и формы предметов; умение самостоятельно решать игровые задачи

Мешочек, автомобили трех основных цветов и элементы строительного материала, разные по цвету и форме; игрушечный медведь; круги трех цветов.

Конструирование

Тема: «Широкая дорога»

Практическая работа

Цели: учить строить широкую дорогу из кирпичиков; закреплять умение плотно приставлять одну деталь к другой

Знание деталей, их цвет

Детали конструктора; игрушки для обыгрывания

Художественная литература

Заучивание стихотворения Я. Мироновой «У нас машины разные…»

Показ предметов, чтение, анализ произведения, заучивание

Игровая деятельность

П.и. «Цветные автомобили»

Цель: упражнять в умении различать основные цвета предметов

Работа с родителями

Родительское собрание Презентация программы «Дорожная безопасность»

Доклад

Цель: убедить родителей в необходимости изучения «Дорожной безопасности»; познакомить с задачами работы с детьми на текущий год по «ДБ»

Ноябрь

3

16.00

15

Познавательное развитие

Тема: «Светофор. Движение по сигналу»

Беседа, демонстрация, чтение сказки, стихотворения, игра

Цели: способствовать формированию представлений о движении в разных направлениях (вперед – назад, вниз – вверх); дать первые представления о светофоре и его предназначении.

Умение выполнять команды педагога «вперед», «назад», «вверх», «вниз»; двигаться по группе подчиняясь сигналам светофора

Игрушки (большегрузый грузовик, маленькие автомобили); модель светофора; красный, желтый, зеленый круги.

Детская

деятельность

Аппликация «Светофор»

Игра, беседа, рассказ, практическая работа

Цели: закреплять навыки составления и наклеивания предмета из нескольких частей; закрепить знания о цвете сигналов светофора; учить выбирать их из 5-7 предложенных цветов

Знание основных цветов; умение составлять предмет из частей; наклеивать детали

Модель светофора, цветные круги на каждого ребенка, клей, кисти, салфетки

Детские работы

Игровая деятельность

П.и. «Шофер»

П.и. «Соберем светофор»

П.и. «Светофор»

С/р игра «Улица»

Цель: упражнять в умении двигаться по группе, подчиняясь сигналу светофора.

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; формировать умение быстро находить свое место в соответствии с цветом сигнала светофора

Цель: упражнять в умении действовать в соответствии с сигналами светофора

 Знание цветов сигналов светофора; их назначение

Знание цветов сигналов светофора; их назначение; умение ориентироваться в пространстве

Знание цветов сигналов светофора; их назначение

Модель светофора

Кружки 3-х цветов или флажки (можно кубы с сигналами светофора)

Модель светофора

Художественная деятельность

Чтение сказки «О заветных огоньках»;

чтение стихотворения «Л. Яхнина «светофор»;

С. Михалкова «Светофор»

Беседа, рассказ, анализ произведения,

Цели: способствовать формированию знаний о назначении сигналов светофора

Умение внимательно слушать содержание произведений

Модель светофора

Работа

с родителями

1. Изготовление светофора для игры в группе

2. Рекомендации для родителей

Цели: закрепить с детьми знание сигналов светофора; знания о том, как действуют водители и пешеходы при определенных сигналах светофора; прочитать детям стихотворение С. Михалкова «Светофор»

Информация в рубрике «Советы Светофорчика»

2

Декабрь

3

16.00

15

Познавательное развитие

Тема: Виды транспорта: наземный, водный, воздушный.

Игровая ситуация «Правильно ли поступает Мишка»(Мишка стоит на проезжей части улицы, построенной из строительного материала)

Прогулка «Наблюдение за проезжей частью»

Беседа, рассказ, рассматривание картинок с транспортом, выполнение заданий, игра, загадки

Беседа, объяснение

Наблюдение, беседа

Цели: познакомить с понятиями наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт; учить различать виды транспорта и рассказывать о них.

Цели: учить объяснять различные ситуации на дорогах

Цель: отметить, какие машину движутся по проезжей части

 умение отличать транспорт по внешним признакам

Конверт с изображением снеговика с письмом и картинками (виды транспорта) внутри; игрушки транспорт

Кирпичики, Мишка

Детская деятельность

Лепка «Самолет»

Цель :закрепить строение самолета, его особенности как воздушного транспорта; повторить знакомые приемы лепки.

Игровая

 деятельность

Д/у «Отремонтируй машину»

Лото «Транспорт»

упражнение

Цели: учить составлять целое из 2-4 частей, повторить строение машины

Цель: закреплять названия видов транспорта, особенности строения

Разрезные картинки

Лото «Транспорт»

Художественная литература

Чтение загадок про разные виды транспорта

Беседа, анализ загадок

Цель: упражнять в умении различать разные виды транспорта по их характеристикам

Работа с родителями

Оформление рекомендаций в уголке для родителей

Цель: обратить внимание с детьми на транспорт, который проходит мимо по проезжей части, на опасность, которая грозит малышу на дороге

Январь

2

16.00

15

Познавательное развитие

Тема: «Легковой и грузовой автомобили»

Беседа, приход героя, проблемная ситуация, загадывание загадок, игра

Цели: учить детей называть и различать по внешнему виду грузовой и легковой автомобили; закрепить знания об основных частях автомобиля: кабина, руль, колеса, кузов, окна и т п.

Умение сравнивать грузовую и легковую машину; внимательно слушать загадки и отгадывать их

Игрушки: слоненок, грузовой и легковой автомобили, кубики, куклы; Д.и. «Собери автомобиль» (кубики с картинками)

Детская

 деятельность

Аппликация «Грузовой автомобиль»

Беседа, рассматривание, практическая работа

Цели: упражнять в умении составлять предмет из готовых форм, наклеивать их

Знание расположения частей грузовой машины относительно друг друга

Игрушки: грузовая машина

Конструирование

«Машины»

Цели: Учить составлять предмет из нескольких частей, плотно приставляя детали к друг другу, побуждать его обыгрывать

Знание деталей конструктора, умение выбирать нужные детали для постройки

Строительный материал

Игровая

 деятельность

П.и. «Автомобили»

Д.и. «Собери автомобиль»

Лото «Транспорт»

П.и. «Воробушки и автомобиль»

Цели: закреплять знания о назначении легковых и грузовых машин

Цель: упражнять в умении составлять автомобиль из кубиков - частей (3-5 частей)

Цель: закреплять названия видов транспорта, особенности внешнего вида

Цель: упражнять в беге в разных направлениях и действии по сигналу

Кубики, куклы

Кубики

Лото «Транспорт»

Рули

Художественная литература

А. Барто «Грузовик»

В. Берестов «Про машину»

Чтение, беседа, заучивание

Цели: развитие представлений об автомобилях, памяти, выразительности речи

Работа с родителями

Оформление памяток для родителей по соблюдению безопасного поведения на улицах города в зимнее время

Цель: профилактика  дорожно-транспортных происшествий в зимнее время

Памятки

Февраль

3

16.00

15

Познавательное развитие

Тема:

 «Автобус»

Беседа, игра, обыгрывание ситуаций

Цели: Закрепление знания детей об автобусе; показать отличия автобуса от грузовых и легковых автомобилей

Сравнивает разные виды транспорта по их внешнему виду и назначению

Иллюстрации, автобус, легковой и грузовой автомобили; кубики, мягкие игрушки

Детская деятельность

Рисование «Автобус»

Цель: отрабатывать технику рисования цветными карандашами, восковыми мелками (по выбору), дорисовывать недостающие детали автобуса (колеса, полоски и т. П.)

Игровая

 деятельность

П.и. «Стоп»

С/р игра «Автобус»

Цели: упражнять в умении двигаться вперед, не толкая друг друга; быстро реагировать на команду взрослого.

Цель: уметь действовать в соответствии с выбранной ролью; знакомить с правилами поведения в автобусе.

Различает понятия: пассажир, кондуктор, водитель

Кубы, мягкие подушки

Работа с

 родителями

Рекомендации для родителей «Правила поведения в автобусе»

Цель : прививать культуры поведения в общественном транспорте. 

информация в рубрике «Советы светофорчика»

3

Март

3

16.00

15

Познавательное развитие

Тема: «Трамвай и троллейбус»

Беседа, рассказывание сказки, игра, отгадывание загадок

Цели: закрепить знания детей о трамвае и троллейбусе; развивать логическое мышление

знание частей общественного транспорта

Игрушки: автобус, троллейбус, трамвай

Игровая

 деятельность

П.и. Догадайся, кто я?»

Имитация транспорта (жестами)

Цель: развитие логического мышления; закрепление знаний об автобусе, трамвае, троллейбусе

Знание особенностей в строении общественного транспорта

Работа с

 родителями

Апрель

3

16.00

15

Познавательное

развитие

Тема: «Улицы города»

Целевая прогулка:

А) наблюдение за проезжей частью улицы

Б) наблюдение за тротуаром

Беседа «Как нужно переходить через улицу»

Беседа, рассматривание картинок «Улица», «Двор», рассуждение, заучивание правил

Наблюдение, рассуждения

Цели: познакомить детей с улицей, ее основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещения по улице.

Цели: отметить, какой транспорт движется по проезжей части; отметить, что ходить по тротуару нужно, придерживаясь правой стороны, не заходить за бордюр.

Цель: уточнить правила перехода через проезжую часть улицы (по «зебре», по знаку «Пешеходный переход»).

Знание частей улицы и правил поведения на улице

Иллюстрации, макет улицы, игрушка - матрешка

Конструирование

«Улица»

Цели: упражнять в умении строить из кирпичиков широкую дорогу (проезжая часть); узкую дорогу (тротуар); огораживать проезжую часть брусочками; побуждать обыгрывать постройку (игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу)

Умение плотно приставлять одну деталь к другой; выбирать необходимые детали

Строительный материал; пешеходный переход - картон с нарисованными полосками

Детская деятельность

Аппликация с элементами рисования «Улица»

Беседа, практическая работа

Цели: принимать участие в совместной работе со взрослым (дома, машины и деревья делает воспитатель, а дети рисуют « зебру»); побуждать комментировать работу и обыгрывать ее.

Умение рисовать прямые линии, работать с клеем

Иллюстрация «Улица», готовые формы предметов, игрушки: разные виды транспорта, игрушки - пешеходы

Совместная работа

Художественная литература

А. Богданович Пешеходу - малышу»

В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

О Тарутин «Пешеход»

Б. Заходер «Шофер»

Игровая деятельность

П.и. «Автомобили – пешеходы»

Д.и. «Можно – нельзя»

Цель: учить двигаться по словесному сигналу.

Цель: закреплять знания о правилах движения пешеходов по улице.

Картинки с изображением ситуаций

Работа с родителями

Рекомендации для родителей: «Правила поведения на тротуаре»;

«Правила перехода проезжей части»

Май

3

16.00

15

Познавательное развитие

Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»

досуг

Цели: уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя; закрепить знания о значении сигналов светофора; вызвать эмоциональный отклик на сказку

Ширма с декорациями «Лесная поляна», «Теремок», дорога, светофор

Художественная литература

Работа с родителями

Информация на стенде «Это мы знаем»

Цели: ознакомить родителей с диагностическими материалами по проверке знаний детей о ПДД.