Работа с детьми с ОВЗ

Тушнолобова Наталья Юрьевна

В текущем учебном году в группе 4 ребенка с особыми образовательными потребностями, прошедшими процедуру освидетельствования на городской ПМПК. Этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического и интеллектуального развития. Два ребенка прошли Медико-социальную экспертизу (МСЭ) (г. Екатеринбург) и имеют статус «ребенок-инвалид». С одним ребенком осуществляется обучение с выходом педагога на дом.

Работа с этими детьми строится в тесном контакте со всеми специалистами: учителем-логопедом, психологом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором физической культуры, а также тьютором.

Основную работу по коррекции речевых нарушений проводит учитель – логопед детского сада, учитель – дефектолог, по коррекции психических процессов – педагог-психолог, я же в свою очередь, выступаю в роли их помощника.

Основными направлениями моей работы с детьми с нарушениями речи и задержки развития психических процессов являются:

  • проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной. В течение дня закрепляю произнесение звука, поставленное учителем – логопедом, формирую внимание ребенка на его звучание и артикуляции, использую картинки – символы и звукоподражание.
  • пальчиковая гимнастика. Вне занятий я предлагаю детям с нарушением речи собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на музыкальных инструментах, собирать рассыпанные мелкие предметы и пр.
  •  подбор и реализация игр и упражнений по развитию психических процессов в образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.
  • фронтальные занятия по программе ДОУ. Проводятся в соответствии с календарно – тематическим планом, и кроме образовательных и воспитательных задач, на занятиях я ставлю и коррекционные задачи с учетом рекомендаций специалистов ДОУ. В случае возникающих затруднений, планирую индивидуальную работу с конкретным ребенком.

На каждого ребенка с подтвержденным статусом «ребенок с ОВЗ» разработан индивидуальный образовательный маршрут.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13»

 Камышловского городского округа

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы ___________________

на период с 01 сентября 202_ по 31 мая 202_

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья (для ребенка с тяжелыми нарушениями речи)

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка

 Дата рождения:

Группа: подготовительная №2                         

Адрес:

Тел.

Моб.

Моб.

Ф.И.О. родителей:

 мама –

 папа –

Ф.И.О. воспитателей: 

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель – логопед

Педагог-психолог

Заключение и рекомендации ГПМПК

 ОНР III уровня

 Нуждается в создании условий, учитывающих работоспособность и особенности психо – физического развития 2.4., охранительный режим 2.6.

Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи  

                                                                                         

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком адаптированной основной образовательной программа для детей с тяжелыми нарушениями речи                                                                                            

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание психолого - педагогических условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков речевого развития

Режим пребывания ребенка в ОУ

Режим полного дня. 5 дней в неделю.

Взаимодействие специалистов ОУ

- Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние

Группа здоровья - III        

Группа физических занятий  - основная

Противопоказания

нет

II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Индивидуальные групповые

Воспитатели:

Психологическая помощь

- коррекционно-развивающая направленность

 – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы

- занятия по подготовке к школе

1 раз в неделю

 

Подгрупповые,

индивидуальные

Педагог-психолог:

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель:

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

Групповые

Инструктор по ФИЗО

Логопедические занятия

2 раза в неделю

подгрупповые, индивидуальные

Учитель – логопед

III. Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности

Особенности организации образования (2.4)

Построение образовательного процесса

Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:

  • замедленность темпа обучения;
  • упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностямиребенка;
  • рациональная дозировка на занятии содержания учебного материала;
  • дробление большого задания на этапы;
  • поэтапное разъяснение задач;
  • последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа;
  • осуществление повторности при обучении на всех этапах занятия;
  • повторение  инструкций к выполнению задания;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;

- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка;

- опора на более развитые способности ребенка.

- Занятие строить так, чтобы материал был доступным

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деят-ти, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

- В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок.

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: развивающие, дыхательные, пальчиковые , артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

IV. Освоение  адаптированной основной образовательной программа для детей с тяжелыми нарушениями речи      

Направления  развития

Задачи

формы работы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Социально-коммуникативное развитие

Развивать умение вступать в общение со знакомыми взрослыми

заучивание форм приветствия и прощания со взрослыми и детьми

                                                                      игра «Осьминожки»

Развивать способность чувствовать настроение близких взрослых и сверстников

упражнение «Эмоции»

д. и. «Угадай эмоцию»

игра «Щекотушки»

игра «Снимается кино»

игра «Что было бы, если бы»

лото настроений

игра «Кто как радуется (огорчается) »

игра «Зеленые обитатели леса»

игра: «Волшебный мешочек»

Развивать способность оказывать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения

чтение произведения К. Чуковского «Айболит»

настольная игра «Разрезные картинки»

игра «Ласковые лапки»

игра «Четвертый лишний»

игра «Что случилось?»

игра «Выражение эмоций»

упражнение «Крошка Енот»

упражнение «Моё настроение».

упражнение «Закончи предложение».

Формировать умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил

этюд «Встреча с другом»

игра-инсценировка «Теремок»

игра с мячом «Съедобное, несъедобное»

игра «Кто позвал? »,

игра «Черепаха»

упражнение «Лакомство для друга»

игра «Ласковое имя»

«Волшебное зеркало»

упражнение «Помоги Тане»

Развивать представления о себе и своих возможностях

игра «Цветик – семицветик»

игра «Охота на тигров»

игра «Покажи нос»

«Охота на тигров»

игра "Сделай, как я!"

игра Б. П. Никитина "Обезьянки"

«Сделай то, что скажу»

«Угадай игрушку»

«Ухо-нос».

Формировать умение называть свое имя, фамилию, адрес.

упражнение «Мое имя»

упражнение «Назови свою фамилию

упражнение «Кто я?»

игра «Как зовут?»

упражнение «Назови свою улицу»

упражнение «Назови свой дом»

упражнение «Назови свой адрес»

упражнение «Назови свой адрес»

составление рассказа о себе из 3 предложений

Формировать  представление о нормах безопасного поведения

чтение Сказки «Волк и козлята»

заучивание Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

«Опасно – не опасно»

«Продолжи ряд»

настольный театр «Волк и семеро козлят»

«Хорошо – плохо»

чтение сказки «Три поросенка»

игра «В мире опасных предметов»

«Если возник пожар».

Развивать умение самостоятельно реализовывать собственные замыслы в игре

конструирование из строительного материала «Домик для козлят»

игра драматизация «Кошкин дом

сюжетно-ролевая игра «Вызов пожарных»

конструирование из конструктора Лего дупло животных

конструирование из бросового материала «Дом»

сюжетно-ролевая игра «Автопарк»

игра – драматизация сказки «Три поросёнка»

сюжетно-ролевая игра «Больница»

конструирование «Пожарная машина»

Познавательное развитие

Развивать  представления о живой и неживой природе, рукотворном мире, своем городе, стране

игра «Узнай и назови»

игра «С какого дерева лист?»

“Покажи по-разному”

Живое - неживое.

«Найди на ощупь»

«Широкая лестница»

упражнение «Назови город, в котором живёшь»

упражнение «Назови страну, где мы живём»

игра «Что из чего?»

Формировать  представления о культуре быта

пальчиковая игра «Овощи»

упражнение «Накроем на стол»

настольная игра «Одень куклу по погоде»

подвижная игра "Ниточка и иголочка"

игра «Лепим пряничек»

сюжетно-ролевая игра «День рождения»

подвижная игра "Рука к руке"

настольная игра «Одень куклу по погоде»

Развивать умение задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи

дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

игра «Черный ящик».

игра «Жили-были...».

игра «Почему это произошло?»

игра «Что может произойти, если…»

игра «Найди связь»

н. и. «Что происходит в природе»

игра «Понимание назначения»

игра «Что сначала, что потом»»

Развивать умение раскладывать по величине 10 и более предметов одинаковой формы

н. и. «Найди и подбери»

н. и. «Найди и подбери»

«Чего не стало?»;

«Сложи картинку».

«Матрёшка»

упражнение «Посчитай и раскрась»

упражнение «Сосчитай и обведи»

игровое упражнение «Коробочка с конфетами»

игровое упражнение «Зажги свечи»

Формировать способность объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.)

дидактические упражнения «Скажи одним словом»

игра "Третий лишний".

игра "Третий лишний".

упражнение "Кто без чего не обойдётся

упражнение "Миша и мишутка"

игра «Четвёртый лишний»

игра "Кто кем (чем) будет?"

сюжетно-ролевая игра «Магазин»

д. игра «Узнай и назови»

Развивать способность запоминать в ситуации дидактической игры 6 — 7 названий предметов

игра "Перечисли предметы".

«Запомни фигуры»

- «Будь внимателен!»;

дидактическая игра «Ёлка»

- «Цветные шарики»;

- «Обведи и раскрась»;

упражнение на релаксацию

и концентрацию «Куклы»

«Чудесный мешочек»;

Формировать умение использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации)

аппликация «Овощи-фрукты»

упражнение «Сворачиваем конус»

конструирование из бумаги ёлочных украшений

изготовление открытки к празднику (День рождения детского сада, 23 февраля, 8 марта)

изготовление животных для театра из бумаги в технике «Оригами»

Развивать умение реализовывать замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности

рисование по замыслу на тему «Осень»

аппликация по замыслу

на тему «Посуда»

лепка по замыслу

на тему «Волшебные сказки»

конструирование по замыслу на тему «Дома»

рисование по замыслу на тему «Зима»

аппликация

по замыслу  

лепка по замыслу

конструирование по замыслу из ЛЕГО

конструирование по замыслу из строительного материала

Формировать умение использовать наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего

игра "Простые рисунки".

"Клад".

«Найди такой же».

игра «Магазинчик»

конструирование из «ЛЕГО» по схеме «Мост»

конструирование из «ЛЕГО» по схеме «Дом»

упражнение «Составь предложение по схеме»

упражнение «Расскажи сказку» с использованием схем

Развивать способность работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе

дидактическая игра «Кто скорее соберет»

дидактическая игра «Что сажают в огороде»

дидактическая игра «Вершки - корешки»

д. и. «Кто больше?»

п. и. «Не опоздай»

п. и. «Пустое место»

«Ворота» (русская народная  игра)

игра «Самая высокая башня»

п. и. «Кто быстрее до флажка»

Речевое развитие

Формировать умение Правильно произносить все звуки родного языка

«Разноцветный сундучок»

упражнение «Часы тикают»

«Волшебный кубик»

«Необычная песенка»

игровое упражнение “Чьё всё это?”

игра “Домики”

игровое упражнение “Закончи фразу”

«Храбрый ёж»

«Зайчик и дождь»

Развивать умение выделять звуки в слове

игра «Топни-хлопни» (гласные звуки: А, О,У)

игра «Топни-хлопни» (согласные звуки: М,С)

упражнение «Назови первый звук в слове» (гласные звуки)

пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю)

пересказ рассказа «Четыре художника» (по Г. Скребицкому)

пересказ рассказа «Ягодознание» ( по  Н. Сладкову)

пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки)

пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М. Богданову)

Формировать способность высказываться простыми распространенными предложениями

игра «Узнай и назови»

упражнение «Кто это? Что это?»

упражнение «Назови признак предмета»

упражнение «Сравни животных».

упражнение «Опиши куклу».

игра «Если бы.»

игровое упражнение «Найди картинке место»

игра «Какая картинка не нужна?»

Развивать умение грамматически правильно строить сложные предложения

игра «Придумай слово»

дидактическая игра «Светофор»

дидактическая игра «Почемучки»

«Дополни предложение»

«Чего на свете не бывает»

«Исправь ошибку»

игра – инсценировка сказки «Теремок»

Формировать способность пересказывать короткий рассказ

пересказ рассказа, «Отчего у лисицы длинный хвост?» ( по  Н. Сладкову)

пересказ рассказа «Осень» (по Соколову-Микитову)

пересказ рассказа «Четыре желания» (по Ушинскому)

пересказ рассказа «Клесты» (по Соколову-Микитову)

пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю)

пересказ рассказа «Четыре художника» (по Г. Скребицкому)

пересказ рассказа «Ягодознание» ( по  Н. Сладкову)

пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки)

пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М. Богданову)

Развивать способность строить связный рассказ по сюжетной картинке

упражнение «Опиши картину».

игра «Зоопарк»

упражнение «Распространи предложение»

игра «Хороший - плохой»

упражнение «Сравни животных».

упражнение «Опиши куклу».

игра «Если бы.»

игровое упражнение «Найди картинке место»

игра «Какая картинка не нужна?»

Формировать умение инициативно высказываться в диалоге, привлекать внимание своими высказываниями

«Закончи сказку»

«Что общего»

«Рисунки по кругу»

«Придумай рекламу книге (платью и т. д.)»

«Чего на свете не бывает»

«Исправь ошибку»

игра – инсценировка сказки «Теремок»

дидактическая игра «Да-нет»

беседа «Наша страна и ее соседи»

Формировать способность использовать обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения

дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

дидактическая игра «Наоборот»

«Закончи предложение «Антонимы»

«Закончи предложение       «Аналогии»

«Закончи предложение»      

игра “Придумай слово”

игровое упражнение “Подбираем рифмы”.

игра “Наоборот”

игровое упражнение “Закончи фразу”

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с некоторыми литературными произведениями (развивать умение называть 5 и более произведений)

чтение

рассказа Н. Сладкова «Отчего у лисицы длинный хвост?»

чтение

рассказа Э. Сетона-Томпсона «Чинк»

чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»

чтение р.н.с. «По щучьему велению»

чтение и обсуждение р.н.с. «Финист-Ясный Сокол»

стихи русских поэтов о зиме, зимних забавах (Суриков, Фет).

чтение рассказа «Ягодознание» ( по  Н. Сладкову)

чтение рассказа «Первая охота» В. Бианки

чтение  рассказа «Домашний воробей»  М. Богданов

Формировать способность сочинять сказки

игровое упражнение “Если бы…”

игровое упражнение “Закончи сам”

игра «Если бы.»

дидактическое упражнение «Нарисуй сказку»

игра «Фотограф»

игра «Чего на свете не бывает»

упражнение «Как ты узнал?»

игра  «Продавец и покупатель»

игра «Заколдованное место»

Развивать способность создавать индивидуальные художественные образы адекватными выразительными средствами (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности

упражнение «Подбери узор»

игра «Кора древа»

дидактическое упражнение «Составь натюрморт

игра «Веселые ладошки»

игра «Угадай на что похоже»

игра «Волшебная палитра»

игра «Забавный клоун»

игра «Дом паука»

упражнение «Таинственный рисунок»

V. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации ИОМ

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

-  Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка  

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк

-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель -логопед) в течение всего воспитательно – образовательного процесса

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

 Воспитатели

 Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

-Сенсорное развитие

- Уточнение, обогащение и систематизация словаря

- Стимулирование познавательной активности

- Развитие компенсаторных механизмов

 становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

 - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей деятельности ребенка в ОУ

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Перспективный план  логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи  дошкольников с ТНР

(ДЦП, ЗПР, интеллектуальная недостаточность, РДА).

П.п

Основные

направления

работы

Содержание

 работы

1.

Развитие

артикуляционного аппарата

артикуляционная гимнастика

- развитие подвижности  и увеличения объёма

  движений  губ, языка, мягкого нёба;

- развитие мышц лицевой мускулатуры;

массаж артикуляционного аппарата: 

- расслабляющий, стимулирующий

- пальцевый,  

- зондовый;                                                                                                                          

формирование артикуляции звуков: 

- формирование правильных артикуляционных укладов гласных и согласных звуков,

- развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

2.

Развитие и

коррекция речевого  дыхания

формирование речевого дыхания: 

- отработка  диафрагмального дыхания;

- формирование соотношения вдоха и выдоха при произношении звука, слога, слова;

- дифференциация носового и ротового выдоха;

- формирование синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции.

3.

Коррекция звукопроизношения

постановка звука:

- по подражанию;

- от опорного звука;

- механический способ;

- смешанный способ.

4.

Автоматизация

 звука

в слогах:

- прямых, открытых;  обратных, закрытых;

- со стечением согласных.

в словах:

- в начале, середине, в конце.

во  фразах  и предложениях,

в связной и спонтанной речи.

5.

Дифференциация звука

- дифференциация на слух, при произнесении;

твёрдый/мягкий:

[А] – [Я],  [О] – [Ё],  [У] – [Ю],  [Ы] – [И],  [Э] – [Е];

звонкий/глухой:

[Б – П],   [Д – Т],   [Г – К], [В – Ф],  [З – С];

свистящие и шипящие:

[Ж – Ш[,     [С – Ш],    [З – Ж],    [Ц – С],   [Ч – Ть],  

 [Ч – Щ],   [Ч – Ц],  [Сь – Щ];

сонорные звуки:

[Ль – Й],   [Л – Р],   [Ль – Рь],   [Л – Ль],  [Р – Рь].

6.

Развитие

фонетико-фонематической стороны речи

- учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

- научить слышать, узнавать, выделять звук;

- учить воспроизводить звуковые ритмы различной сложности;

- учить определять позицию звука в слове:

  начало, середина, конец;

- учить узнавать слова, имеющие  названный звук;

- учить определять последовательность  звуков в слове и называть звуки по порядку;

- научить определять ударные и безударные позиции гласных в слове;

- учить формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры;

- учить умению слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из данных слогов.

7.

Развитие

динамической и

просодической

стороны речи

развитие дикции:

- работать над правильным темпом речи,

- развивать умения слышать  ритм;

- учить различать и использовать интонацию в

   собственной речи,

- учить модулировать голос: говорить тихо, громко,

  шепотом;

- развивать увеличение силы голоса.

8.

Развитие лексической стороны речи

расширение  словарного запаса:

- уточнить значение слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков;

- развивать понимание и называние  в речи связанной с бытовой и учебной деятельностью по темам: школа, класс, учебные предметы, игрушки, культурно-гигиенические навыки, навыки по самообслуживанию;

- обучать называнию фамилии, отчества и имени;

- учить называнию времен года, название месяцев, их последовательность и их характерные признаки;

- формировать  знания о предмете: материал, качество, цвет, размер, форма;

формирование импрессивной речи:

- формировать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

- развивать понимание инструкций: простые и сложные;

- учить понимать слова, обозначающие  предмет, действия, признаки;

- учить понимать смысл конструкций с обозначением места, времени, причины;

формирование понимание смысла предложений:

- формировать умения различать различные типы предложений по объему и сложности;

- обучать пониманию смысла предложений с вопросами «что? кто? где?»;

- формировать понимание скрытого смысла словосочетаний, предложений;

- учить понимать переносный смысл пословиц, поговорок, текстов разной сложности;

- формировать умение дифференциации близких по смыслу слов и предложений.

формирование экспрессивной речи:

- учить использованию в речи слов-действий, слов-названий, слов-признаков;

- учить использовать в речи личные и притяжательные местоимения, наречия;

- вводить в активный словарь числительные и

употреблять словосочетания: числительное и существительное;

- учить употреблять формы ед. и мн. числа существительных, прилагательных разного рода;

- обучать усвоению падежных форм существительных ед. и мн. числа разного рода;

- совершенствовать употребление существительных и глаголов, образованных с помощью приставок или суффиксов;

- учить употреблять в речи прилагательные с существительными различного рода, числа в косвенных падежах;

- учить использованию в речи притяжательные, относительные и качественные прилагательные, с помощью суффиксов;

- учить употреблять предложные и творительные конструкции с предлогами и без;

- учить правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;

использование в речи различных способов словообразования и словоизменения:

- обучать подбору однокоренных слов;

- учить различать словоизменение имен существи-

  тельных;

- совершенствовать словообразование с помощью

   приставок или суффиксов;

- уметь ориентироваться в составе слова.

9.

Формирование связного высказывания

- соблюдать порядок слов в предложении при произнесении;

- овладеть навыком дифференциации связного текста от набора слов, словосочетаний, предложений;

- учить умению поставить вопрос и дать полный и правильный ответ;

- уметь построить связное высказывание на заданную тему и активно высказываться в процессе беседы;

- уметь строить развернутые высказывания при составлении рассказов:

  • по картинкам,
  • по серии картин,
  • по изучаемой теме,
  • с опорой на вопросы,
  • с опорой на план рассказа или самостоятельно;

- учить повторять за взрослыми рассказы-описания из 2-3 предложений;

- учить пересказывать тексты по плану и без него;

- уметь рассказывать на заданную тему:

  • по картинке;
  • по серии картинок;  
  • по представлению;  
  • по данным    героям;

- учить придумывать рассказы по данному началу, середине, концу;

- учить творческому рассказыванию;

- развивать  диалогическую и монологическую речь;

- закреплять усвоенные правила в самостоятельной речи;

10.

Подготовка руки к письму

- пальчиковая гимнастика и массаж кистей и пальцев рук;

- развитие моторики кистей и пальцев рук;

- выработка различных укладов движений руки:

   «щепотка»,  «кольцо», «кулачок» и т.д.

- расширение объёма движений руки;

- развитие внимания и  самоконтроля за движением руки.

Перспективный план  работы педагога - психолога

Направления работы

Задачи по каждому направлению

Игры и упражнения

Итоговые показатели

1.Познавательное развитие:

- сенсорное воспитание

- ознакомление с окружающим миром

- развитие психических функций

- развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

  • формирование сенсорно-перцептивной способности: учить  воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия и сосредоточения;
  • развитие системы зрительно-слухо-двигательной связи;
  • обучение ребенка сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету;
  • формирование поисковых способов ориентировки – пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение при решении практических или игровых задач;
  • формирование системы обследовательских действий;
  • обогащение сенсомоторного опыта;
  • формирование потребности в предметной «новизне».
  • формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире.
  • знакомить ребенка с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
  • формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (деятельность людей, транспорт).
  • формировать интерес к объектам и явлениям природы.
  • обращать внимание на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значение труда взрослых.

Развитие внимания:

  • привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
  • стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
  • развитие устойчивости непроизвольного внимания;
  • формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
  • развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

  • развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
  • расширение круга узнаваемых предметов;
  • развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
  • развитие непроизвольной памяти;
  • увеличение объема запоминаемого материала;
  • совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

  • развивать наглядно-действенное мышление;
  • создавать предпосылки к развитию у ребенка наглядно-образного мышления;
  • установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;
  • установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
  • установление причинно-следственных связей.

  • знакомство с пространственными свойствами предметов (освоение геометрических фигур и форм - круг, квадрат, треугольник); формирование перцептивных действий идентификации и группировки предметов по их свойствам;
  • выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного).
  • обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя.
  • формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их.

- на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

- на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

- на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

- на развитие восприятия отношений по величине: «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой», «Далеко и близко», «Достань колечко» и др.

воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;

  • идентифицировать предметы и движения в окружающей среде;
  • различать разнообразные звуки и шумы, подражать им.
  • различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет).

  • иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения, их назначение и функции);
  • уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов;
  • уметь наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира, проявлять интерес к ним;
  • уметь различать разнообразие звуков, движений, форм;
  • иметь представления о трудовых действиях взрослых.

  • рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
  • сознательно направлять внимание на определенные предметы;
  • переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
  • находить парные картинки;
  • выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них;
  • определять какого предмета не стало (из трех предложенных);
  • запоминать небольшие стихотворения;
  • понимать и выполнять указания взрослого;
  • освоить способы действий с предметами, использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
  • пользоваться различными методами для решения проблемно-практических задач;
  • понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими;
  • воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

  • различать геометрические фигуры и формы – круг, квадрат, треугольник;
  • группировать предметы по величине и форме;
  • различать группы предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного);
  • ориентироваться в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (спереди, сзади, вверху, внизу);
  • ориентироваться и различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

2. Социально-психологическое развитие

  • формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
  • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
  • формировать у ребенка интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
  • формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
  • формировать у ребенка адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.
  • обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
  • формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними.
  • обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.
  • развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.

  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
  • положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
  • выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях;
  • выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;
  • использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и/или сверстниками, выражать словом свои основные потребности и желания.

Мониторинг  развития ребенка 6-7 лет

Показатели развития

Достижения ребенка

1

начало года

конец года

Социально-коммуникативное развитие

Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми

-

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

-

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

-

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения

-

Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

-

Имеет представления о себе и своих возможностях

-

Знает свое имя, фамилию, называет адрес. Имеет представление о нормах безопасного поведения

-

Может самостоятельно реализовывать собственные замыслы в игре

-

Познавательное развитие

Имеет представления о живой и неживой природе, рукотворном мире, своем городе, стране

-

Имеет представления о культуре быта

-

Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи

-

Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы

-

Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.)

-

Может запомнить в ситуации дидактической игры 6 — 7 названий предметов

-

Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации)

-

Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности

-

Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего

-

Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе

-

Речевое развитие

Правильно произносит все звуки родного языка

-

Умеет выделять звуки в слове

-

Высказывается простыми распространенными предложениями

-

Грамматически правильно строит сложные предложения

-

Может пересказать короткий рассказ

-

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

-

В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

-

Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения

-

Художественно-эстетическое развитие

Знаком с литературными произведениями (называет 5 и более произведений)

-

Может сочинить сказку

-

Создает индивидуальные художественные образы адекватными выразительными средствами (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности

-

Заключение и рекомендации:_________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Родители ознакомлены________________________________________

«___» __________ 202_г.