Программа «Вместе радуемся и грустим» как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа) по теме

Чечет Аида Акрамовна

Систематизация современных представлений о развитии эмоциональной сферы, в частности, эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста и выявление наиболее эффективных произведений фольклора для ее развития и коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsia_20aida.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №8» Выпускная квалификационная работа Программа «Вместе радуемся и грустим» как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста Работа выполнена Чечет А.А.

Слайд 2

Цель исследования: систематизация современных представлений о развитии эмоциональной сферы, в частности, эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста и выявление наиболее эффективных произведений фольклора для ее развития и коррекции.

Слайд 3

Объект исследования - процесс эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние произведений фольклора, включенных в программу «Вместе радуемся и грустим», на формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи исследования: Изучить теоретические источники по проблеме развития эмоциональной сферы у дошкольников и использованию для её развития произведений фольклора. Выявить и охарактеризовать условия и пути развития эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста. Подобрать методики и провести изучение уровня развития эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста. Разработать программу, направленную на развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Разработать материалы в помощь родителям по данной проблеме.

Слайд 5

Методики диагностики: Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго). Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева ).

Слайд 6

Критерии уровней распознавания эмоций по методике Н.Я.Семаго Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию. Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень – задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.

Слайд 7

Критерии уровней понимания эмоциональных состояний людей по методике Г.А.Урунтаевой Высокий уровень – на все вопросы отвечает правильно, подробно описывает состояние ребенка на картинке. Средний уровень – эмоциональное состояние определяет, в основном, правильно, но без указаний признаков. Низкий уровень – правильно определяет эмоциональное состояние только на 2-3 картинках, требуются дополнительные вопросы воспитателя.

Слайд 8

Диаграмма результатов первичной диагностики по методике Н.Я.Семаго «Эмоциональные лица»

Слайд 9

Диаграмма результатов первичной диагностики по методике Г.А.Урунтаевой «Изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

Слайд 10

Программы по развитию и коррекции эмоциональной сферы («Расти счастливым» (Пашкевич Т.Д., «Я – Ты – Мы» (Князева О.Л.), «В мире детских эмоций» (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгелидзе , Н.М. Степина), «Давай поиграем!» и «Давай познакомимся!» (И.А. Пазухина )

Слайд 11

Задачи программы «Вместе радуемся и грустим»: Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное отношение к окружающему миру. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, пожалеть его, помочь; радуется – порадоваться вместе с ним; разгневан – постараться понять причину). Создавать условия для понимания детьми собственных эмоций, для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния. Приобщать детей к народной культуре и создавать благоприятную среду психологического комфорта путём использования произведений русского народного творчества (фольклора).

Слайд 12

Этапы реализации программы Название этапа Цели Содержание «Я и мои друзья» 1) содействовать созданию эмоционально–положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности, защищенности; 2) содействовать установлению доверительных отношений между детьми и воспитателями. 1. Пальчиковые игры: * «Этот пальчик дедушка…». * «Этот пальчик в лес пошёл…» * «Ладушки - ладошки..» 2. Игры-хороводы: * «Каравай…». * «Матрёшки…» * «Солнышко...» * «Скачет зайчик…» 3. Игровые упражнения: * «Зайка шёл, шёл, в огород зашёл… » * «Шли, шли, шли, что-то нашли» * «Пузырь» 4. Потешки : * «Кто у нас хороший...» * «Пошёл котик на Торжок…»

Слайд 13

Этапы реализации программы Название этапа Цели Содержание «Эмоции, которые нас окружают» (радуемся и грустим) 1) дать детям представления об основных эмоциях. 2) дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. 3) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. 1 . Беседа по картинкам об основных эмоциях. 2 . Проигрование этюдов на передачу разных эмоций . 3. Игра «Выражение эмоций», 4. Игры-драматизации по потешке «Сорока-ворона», по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок»

Слайд 14

Этапы реализации программы Название этапа Цели Содержание «Я и другие» 1) учить распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников. 2) учить адекватно реагировать на эмоции других. 3) развивать эмпатию (если человек обижен – пожалеть его, помочь; радуется – порадоваться вместе с ним; разгневан - понять причину). 1. «Подвижные аппликации ». 2. Чтение и обсуждение сказок: *«Три медведя» * «Гуси-лебеди» * «Кот, петух и лиса»

Слайд 15

Танец «Мы – матрешки!»

Слайд 16

Формы работы с родителями: Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии ребенка».) Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника». Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку. Привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы. Оформление папок – раскладушек «Что такое эмоция?», «Бабушкины потешки ». Изготовление атрибутики для настольного театра, для игр-драматизаций, костюмов для сказки.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вч...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...