Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
статья (младшая группа) по теме

Елена Александровна Белова

Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вчуствования, понимание эмоционального состояния и внешне выраженное содействие, адекватное содержательной стороне переживания. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»

Если попытаться определить главную задачу воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку.

(К.В. Тарасова

доктор психологических наук)

Дети умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается в месте с детством, а остаётся навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого педагога. А если педагог знакомит детей с тем, что впитано вместе с молоком матери, что идёт от самого сердца, то тема, предлагаемая малышам будет усваиваться легко и просто, а поставленная цель обязательно будет достигнута. Работая с малышами, я давно заметила необычайный интерес детей к русскому народному фольклору. Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вчуствования, понимание эмоционального состояния и внешне выраженное содействие, адекватное содержательной стороне переживания. Так, эмоциональная отзывчивость на музыку в трактовке Б.М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нём, а также способность активно, двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Овладение родной речью, по моему мнению, должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого даже самого маленького ребёнка она даёт творческий стимул к его развитию, а также влияет на развитие эмоциональной         сферы ребёнка. Колыбельные песни («Баю, баюшки, баю), пестушки и потешки («Ладушки») – это своеобразный вклад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни- игры присутствуют в жизни ребёнка с рождения и доступны для восприятия уже с первого года жизни. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающие элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких.

Работая с детьми по этой теме, я включаю все виды музыкальной деятельности по программе музыкального воспитания: слушание, пение, музыкально- ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски, игра на народных инструментах).

Работу по типовой программе и по своей веду параллельно. Почти без изменения оставила раздел «Упражнения», дополнив его рекомендациями В. Петровой (Петрова В. Музыкальные занятия с малышами.- М., 1993).

     В разделе «Слушание» знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов: жалейки, рожка, бересты, гуслей, гармони, баяна, балалайки, домры.

Дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, ансамблей, солистов- инструменталистов, произведения в исполнении русских народных хоров.

      Обучение музыкально- ритмическим движениям строится в форме игры. Придумываю сюжет, рассказ. Топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по поляне, по осеннему парку. Учу детей реагировать движениями на смену частей или характера музыки.

Наиболее обширный раздел программы - «Пение». В разделе «Пение» - включила песни из репертуара по фольклору. Главная задача пения – чистое выразительное интонирование, развитие вокально- хоровых навыков.

Важный момент при работа над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, до стаи журавлиной, до листочка на верхней веточке дерева), голос звенит как капель с крыши, голос широкий и протяжный как русское поле и т.д.

Работа над пением ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.  Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается воображение, актёрские способности. В инсценировании участвуют все дети, в том числе и  со слабым музыкальным слухом. В роли деда, старушки, комарика, медведя, козлика и т.д. они чувствуют себя уверенно.

 Большое внимание уделяю игре на ложках, начинаю эту работу со второй младшей группы. Выступления ложкарей – любимый номер на любом празднике.

Подготовка к музыкальным занятиям требует от музыкального руководителя тщательного планирования, продуманного построения занятия, в зависимости от репертуара – большой оснащённости (атрибуты, костюмы, игрушки, иллюстрации, куклы кукольного театра, музыкальные инструменты и ТСО). Дети практически не сидят на стульчиках: занятия проходят в форме спектакля, занимательной игры, развлечения. На каждый вид занятия составляю план.

Показателем эмоциональной отзывчивости на музыку в младшем дошкольном возрасте могут выступать: сосредоточённость внимания во время слушания музыкальных произведений, внешние эмоционально- двигательные проявления (оживлённая мимика, выразительные движения и действия, вокализация и др.), наличие практических действий, свидетельствующих об ориентировке ребёнка в музыке и осознании им интонационного содержания произведения, наличие музыкальных предпочтений и желания слушать музыку.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у малышей формирую на основе личностного общения с ребёнком. В своей работе использую методы активизирующие мыслительную деятельность детей и побуждающие их к эмоционально- двигательной активности.

Такие как:

  • тактильный контакт ребёнка и взрослого: поглаживание ребёнка по ладони во время звучания нежного, ласкового по характеру  фольклорного произведения, что, углубляет не только межличностное взаимодействие, но и способствует проявлению адекватных, положительных эмоций во время звучания музыки. Различные формы осязательной наглядности (поглаживание, лёгкие удары пальцами о ладонь, касание различной интенсивности и др.) при активном восприятии музыки детьми 2-4 лет создаётся возможность для более глубокого погружения ребёнка в мир музыкального звучания, активизируются эмоциональные проявления и обеспечивается формирование осознанного отношение к музыкальному произведению.
  •  моделирование характера музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов. С помощью разнообразных движений рук на разных этапах обучения детям предлагается передать общее настроение музыкального произведения, его изменения, характер мелодической линии. Выразительность той или иной интонации возможно моделировать с помощью различной амплитуды и темпа выполнения движений. С помощью ударов кулачков можно передать шутливые, чёткие, бодрые интонации. Удары кулачков могут использоваться при восприятии произведений таинственных, суровых по характеру. С помощью различных движений рук можно передавать как общий характер произведения, так и смену интонаций в музыке. В первой младшей группе моделируются общие настроения и контрастные изменения характера звучания, во второй младшей группе посредством движений можно передать оттенки настроения.
  • передача настроения музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально- образное содержание музыки. Следует добиваться от ребёнка интонационно выразительного произнесения слов- образов, характеризующих настроение музыки. При выполнении задания, взрослый помогает ребёнку интонацией голоса, выразительностью жеста, мимикой лица.
  • передача настроения музыкального произведения с помощью интонационно выразительной вокализации. Игровой характер выполнения задания вызывает яркие положительные эмоции, формирует положительное эмоционально- оценочное отношение к музыке.
  • моделирование эмоционально- образного содержание произведения с помощью оркестровки его звучания. Использую колокольчики, ритмические палочки, коробочки, ложки, бубен, дудочки, свистульки.
  • моделирование эмоционально- образного содержания музыкального произведения с помощью цвета (цветовое моделирование). Светлые краски передают спокойствие, тёмные  таинственность, яркие сочные цвета – радость, веселье, праздничное настроение:

По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребёнка столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...

Программа «Вместе радуемся и грустим» как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста

Систематизация современных представлений о развитии эмоциональной сферы, в частности, эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста и выявление наиболее эффективных произведений фол...

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"

Буклет "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...